Задание по обществознания для ЕГЭ 11 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Беляева Татьяна Владимировна

Задание по обществознанию составлены в помощь учащимся 11 класса для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задание по обществознанию  для 11 класса

выполнила

Беляева Татьяна Владимировна

учитель высшей квалифицированной категории  МБОУ  «СОШ №4»

г.Чистополя Республика Татарстан

                                           Часть 1

А1.Игра, общение и познание – это

  1. Виды деятельности человека
  2. Этапы формирования личности
  3. Виды поведения всех живых существ
  4. Формы коммуникации

А2. Относительная истина, в отличии от абсолютной

  1. Содержит объективное знание о предмете
  2. Всегда опирается на здравый смысл
  3. Может быть со временем опровергнута
  4. Является результатом чувственного и рационального познания

А3. К средствам массовой коммуникации, возникновение которых связано с переходом к постиндустриальному обществу, относится

  1. Телевидение
  2. Радио
  3. Периодическая печать
  4. Интернет

А4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

     А. Особенностью социального познания является субъективность  добываемых знаний.

     Б. Социальное познание отличается от естествознания предметом изучения.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А5. Согласно закону спроса при прочих равных условиях

  1. По низкой цене удается продать товаров больше, чем по высокой
  2. При высокой цене удается продать столько же товаров, сколько и при низкой цене
  3. Количество проданных товаров зависит не столько от цены, сколько от их качества
  4. При низкой цене удается продать товаров меньше, чем при высокой

А6. Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным

  1. Профицитом
  2. Дефицитом
  3. Кредитом
  4. Ассигнованием

 А7. Экстенсивный путь экономического развития предполагает

  1. вовлечение в производство все большего количества ресурсов
  2. повышение производительности труда
  3. совершенствование технологических приемов
  4. сокращение числа занятых в производстве

А8. Основным инструментом денежно-кредитной политики государства в условиях рынка выступает регулирование

  1. учетной ставки банковского процента
  2. государственных расходов и доходов
  3. размера минимальной оплаты труда
  4. ставки подоходного налога

А9. Верны ли следующие суждения о последствиях безработицы?

А. Безработица уменьшает нагрузку на занятых.

Б. Безработица создает социальную напряженность в обществе.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А10. Среди каналов восходящей социальной мобильности социолог П.Сорокин выделял

  1. Родственные связи
  2. Накопленный личный опыт
  3. Расширение состава семьи
  4. Получение образования

А11.Соответсвие поведения установленным нормам определяется понятием

  1. Делинквенция
  2. Девиация
  3. Конформизм
  4. Социализация

А12. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?

А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определенного статуса.

Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к  предписанным.

  1. Верно только   А
  2. Верно только  Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А13. Государство, политические элиты и лидеры, политические партии относятся к

  1. Источникам власти
  2. Функциям власти
  3. Объектам власти
  4. Субъектам власти

А14. По какому признаку политические партии делятся на правящие и оппозиционные?

  1. Организационному
  2. Отношение к существующей  власти
  3. Идеологическому
  4. Месту в политическом спекторе

А15. К отличительным признакам правого государства относится

  1. Суверенитет государственной власти
  2. Наличие института гражданства (подданства)
  3. Взаимная  ответственность государства и личности
  4. Установление государственных границ

А16. Верны ли следующие суждения о политической системе?

А.Организационный компонент политической системы представлен государством, политическими партиями, общественно-политическими движениями.

Б.Политическая культура и политическая идеология характеризуют в первую очередь культурный компонент  политической системы.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

А17. Какая ситуация регулируется нормами гражданского  права?

  1. Гражданин Е. занимался хранением и сбытом наркотических средств
  2. Гражданка Ж. нарушила правила дорожного движения
  3. Гражданка З. заключила с комбинатом бытовых услуг договор об обслуживании
  4. Гражданин И. обратился с заявлением о признании брака недействительным

А18. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

  1. Порядке  назначения судей Конституционного Суда РФ
  2. Признаках,  позволяющих квалифицировать противоправное деяние как  административный проступок
  3. Единой государственной идеологии
  4. Политическом  многообразии,  многопартийности

А19.К органам исполнительной власти РФ относится

  1. Государственная Дума РФ
  2. Федеральное Собрание РФ
  3. Правительство РФ
  4. Верховный Суд РФ

А20. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии правовых  норм?

А. Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции

Б. Особенность Конституции как нормативного акта высшей юридической силы состоит в невозможности изменить ни одну из содержащихся в ней норм.

  1. Верно только А
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

   Часть 2

В1.    Запишите слово, пропущенное в схеме.

         Виды бирж

       Товарная

      Валютная

Фондовая

    …………………….

Ответ:__________________________________________________

В2.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относится к понятию «социальная норма».

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: ____________________________________________________

В3. Установите соответствие между видами деятельности и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

         ХАРАКТЕРИСТИКИ ВИДОВ

                 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) деятельность в воображаемой ситуации

Б) практическая полезность

В) нацеленность на обретение знаний

Г) замещение реальных объектов  условными

Д) преобразовательная направленность

                                 ВИДЫ

                       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. труд

       2)  учение

       3)  игра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

   А

    Б

   В

    Г

    Д

В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры ,под которыми они указаны.

  1. Формулируется и поддерживается государством
  2. Существует как в устной, так и в письменной форме
  3. За нарушение правовых норм следует меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
  4. Относится к нормативной системе общества
  5. Определяет границы должного поведения людей

Ответ: _______________________________________________________

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В современной России процесс партийного строительства идет довольно активно.      (Б) Конституция РФ признает свободу образования партий. (В) Однако свобода политических партий должна иметь границы даже в демократическом государстве .         (Г) Поэтому российское законодательство, как и законодательства ряда других демократических стран, запрещает политические партии, которые ставят своей целью насильственное изменение конституционного строя, ставят под угрозу независимость и территориальную целостность России.

Определите, какие положения текста носят

  1. Фактический характер
  2. Характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

   А

    Б

    В

    Г

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которое необходимо вставить на места пропусков.

«Для юристов одним из главных профессиональных качеств является умение применять правовые _____(А) на практике. Однако давно известно, сто пренебрежение теоретическими вопросами права основывается, как правило, на потере уверенности в силе ____(Б).Для тех людей, которые устояли перед волной правого беспредела, _____(В) стало одной из основ личного мировоззрения. Для современной России, возрождающей духовные  традиции, очень важно формирование у граждан правовой _____(Г). В связи с этим очень важно разобраться в изначальном смысле права, понять его  общественную ____(Д). Одна из аксиом права заключается в том, что право, так же как и религия  мораль, относится к идеальной ценности. Право самым тесным образом связано с другими сферами общественной  ____(Е). Например, связь и отношение политики и права легче всего просматривается через понятие ____(Ж).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. Нормы
  2. Суд
  3. Право
  4. Понятие
  5. Жизнь
  6. Власть
  7. Ценность
  8. Культура
  9. Закон

В данной ниже таблице приведены буквы,  указывающие на пропуск слов. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

   А

    Б

   В

    Г

  Д

  Е

   Ж

В7. Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Осуществление промышленного переворота
  2. Господство государства над обществом и общества над личностью
  3. Невысокий уровень социальной мобильности
  4. Формирование рыночного хозяйства

Ответ:  _____________________________________________________

В8.Выберете понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

  1. Знания
  2. Мировоззрение
  3. Ценности
  4. Установки
  5. убеждения

                                Ответы.

                                Часть 1.

№ задания

     Ответ

№ задания

       Ответ

А1

1

А11

3

А2

3

А12

1

А3

4

А13

4

А4

2

А14

2

А5

1

А15

3

А6

1

А16

3

А7

1

А17

3

А8

1

А18

4

А9

2

А19

3

А10

4

А20

1

                                                  Часть2

№ задания

                                  Ответ

В1

                           биржа труда

В2

                Социальная структура

В3

                                31231

В4

                                  145

В5

                                 2121

В6

                              1938756

В7

                                   145

В8

                                      2

Читайте текст и выполните задания С1-С4.

Право и закон

[Существует следующее понимание сущности права]: право-это не законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопорядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («неписаное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критериями правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организованность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.                                                                В этом случае открывается простор  для произвола, поскольку свобода, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному.  Да и почему законы (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех общепринятых процедур) могут выражать указанные выше идеалы? Встает  также непростой вопрос о том, кто и как должен определять – «правовой» тот или иной закон или  «неправовой»? Где критерии?        Кто судьи?                                                                                        Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права… их отождествление недопустимо. Но и излишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достижению позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм…

                                                                Н.И.Матузов        

С1.Укажитем два подхода к пониманию сущности права, охарактеризованные в тексте.

С2.Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является правильным? Приведите три любых аргумента, с помощью которых автор показывает несостоятельность другого подхода.

С3.Какой термин, равнозначный  термину «источник права», употреблен в тексте ? Считает ли автор, что законы являются единственным источником права? Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите три  других источника права.

С4.Какую функцию права называет автор? Опираясь на знание обществоведческого курса, укажите любые три других функции права в обществе.

С5.Назовите три общественных института, способствующих социализации личности.

С6.Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере.

С7. «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось  раз в пять лет по одной тарелке, раз в 12 лет –пара ботинок, раз в 50 лет -по одному костюму»,-писал Л. Эрхард. Правительство считало, что на основе подсчетов сырья «можно определять судьбу народа на многие годы вперед»                                         О какой экономической системе пишет Эрхард? Аргументируйте свой вывод. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще одну черту, присущую этой системе.

С8.Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Человек как духовное существо».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

С9.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.                                                                                         При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы),при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственной жизни и собственный жизненный опыт.          

С9.1

С9.2

С9.3

С9.4

С9.5

С9.6

Философия

«История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в грязное дел» (П.Сартр).

Социальная психология

«Нам надо стоять на своих собственных ногах и глядеть прямо в лицо миру…видеть мир таким, как он есть и не бояться его» (Б.Рассел).

Экономика

«Без конкурентов даже очень богатая страна может быстро прийти в упадок» (Э.Гроув).

Социология

«Точное знание общества принадлежит к числу наших самых недавних приобретений» (Э.Гидденс).

Политология

«Политическая культура – всего только проявления того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное» (С.Верба).

Правоведение

«Цель наказания – не мщение, а исправление» (А.Н.Радищев).

        


С1.Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть указаны два подхода к пониманию сущности права:                                               1)право-это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа;                                                                                 2)право-это общие (абстрактные)принципы гуманизма, нравственности, справедливости.

                Указания к оцениванию        

       Баллы

Правильно указаны два подхода

              2

Правильно указан один подхода

              1

Ответ неправильный

              0

                                                                                                             Максимальный балл

              2

С2.Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1)Должно быть сказано, что автор разделяет первый из подходов к пониманию сущности права (законы, принимаемые демократически избранными учреждениями и выражающие суверенную волю народа);                                                                                                                  2)Могут быть приведены любые три аргумента, содержащиеся в тексте, например:                  - размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного          - затрудняется         решение задачи укрепления правопорядка;                                                   - затрудняются решение задачи поддерживания стабильности и организованности в обществе;          - размывается нормативная основа права, затрудняется его регулятивная роль;                          - открывается простор для произвола в политике;                                                           - остается не ясным вопрос о критериях определения закона как «правового»или «неправового»;  -порождается правовой нигилизм.

        Указания к оцениванию                                

Баллы

Правильно назван подход, который разделяет автор, и приведены три аргумента

            2

Правильно назван подход, который разделяет автор, и приведены два аргумента

            1

Правильно назван подход, который разделяет автор, и приведен один аргумента, или правильно назван подход, который разделяет автор, без аргументов, или ответ неправильный

            0

                                                                                                                  Максимальный балл

            2

C3. .Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны быть:                                                                                                   1) приведен термин, который употребляет автор,-«форма выражения права»;                                       2) сказано, что автор не считает закон единственным источником права;                                                3) указаны три других источника права;                                                                  -правовой обычай;                                                                                          -судебный прецедент;                                                                                          -нормативный договор.

Указания к оцениванию                

Баллы

Приведен термин, правильно определена позиция автор и указаны три других источника права

             3

Приведен термин, правильно определена позиция автор и указаны два других источника права

              2

Приведен термин, правильно определена позиция автор и указан один других источника права

              1

Приведен термин, правильно определена позиция автора, другие источники права не указаны, или ответ неправильный

               0

                                                                                                                   Максимальный балл

              3

С4. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1)Должна быть названа регулятивная функция права, о которой  упоминает автор.                                        2)Могут быть указаны любые три других функции права:                                                                  -экономическая функция;                                                                                          -политическая функция;                                                                                             -социальная функция;                                                                                                      -охранительная функция.

                                                    Указания к оцениванию        

Баллы

Названа регулятивная функция и указаны три другие функции

           3

Названа регулятивная функция и указаны две другие функции

            2

Названа регулятивная функция и указана одна другая функция

1

Названа регулятивная функция, но другие функции не указаны, или ответ неправильный

            0

                                                                                                                   Максимальный балл

             3

С5. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе могут быть названы следующие институты:                                                                          -семья;                                                                                                                      -школа(образование);                                                                                                   -средства массовой информации;                                                                           -трудовой коллектив.

                                                 Указания к оцениванию        

Баллы

Правильно названы три общественных института при отсутствии неверных позиций

           2

Правильно названы два общественных института

            1

Правильно назван один общественный институт или ответ неправильный

             0

                                                                                                                Максимальный балл

             2

С6. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:                                                                                                                 1)экономическая функция (принятие Государственной Думой государственного бюджета);                                  2)социальная функция(принятие закона о реформе пенсионной системе);                                                     3)правовая функция(принятие Уголовного кодекса);                                                                                   4)культурно-воспитательная функция(государственная поддержка народных музеев);                                  5)функция обороны страны (определение военно-политической доктрины);                                        6)функция защиты интересов страны на международной арене(участие в деятельности ООН)

        Указания к оцениванию        

Баллы

Правильно названы три функции и приведены два-три примера

             3

Правильно названы две функции и приведены один-два примера

              2

Правильно названа одна функция и приведен пример

              1

Правильно названа одна функция без примеров или ответ неправильный

0

                                                                                                          Максимальный балл

               3

С7. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указывается, что речь идет о командной (административной) экономике.                         В качестве аргумента приводится указание на осуществление централизованного планирования.         Среди других черт командной экономики могут быть названы:                                                -государственное регулирование цен на товары и услуги;                                                  -преобладание государственной собственности.

        Указания к оцениванию        

Баллы

Верно указан тип экономической системы, вывод аргументирован, указана еще одна черта командной экономики

          3

Верно указан тип экономической системы, вывод аргументирован

            2

Верно указан тип экономической системы

             1

Ответ на вопрос неверный  при любом количестве аргументов

              0

                                                                                                             Максимальный балл

              3

С8. Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

При анализе ответа учитываются:                                                                                -корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;                    

-полнота отражения основного содержания в плане;                        

-соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.                         Один из вариантов плана раскрытия данной темы:                                                                        1)Духовный мир человека: знания, вера, чувства, стремления.                                                        2)Мораль, ценности, идеалы человека:                                                                                  а) «золотое правило» нравственности;                                                                        б)категорический императив И.Канта;                                                                                 в)совесть, патриотизм, гражданственность.                                                                           3)Мировоззрение и его роль в жизни человека:                                                                        а)типы мировоззрения;                                                                                                 б)мировоззрение как ориентир и цели деятельности человека.                                 Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

                                           Указания к оцениванию        

Баллы

Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы   темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Или Отельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.

1

План не раскрыт предложенной темы. Или Структура ответа не соответствует плану сложного типа.

0

                                                                                                           Максимальный балл

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень).

архив содержит три варианта тестовых заданий по обществознанию для 10 класса по теме "Общество и человек" (по учебнику Л.Н.Боголюбова. Базовый уровень). тесты составлены по типу ЕГЭ. Архив содержит та...

Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса

Материал для школьной олимпиады....

Задания по обществознанию для 9 класса

Задания по теме "Мораль. Добро и зло"...

Тестовые задания по обществознанию в 8 классе по теме "Человек в обществе"

Тестовые задания по обществознанию в 8 классе по теме "Человек в обществе"....

Тестовые задания по обществознанию для 11 класса.

Тестовые задания по экономике в форме ЕГЭ части А....

экзаменационные задания по обществознанию в 9 классе

Задания для учащихся 9 класса по обществознанию в 3 вариантах,  с ответами,  в форме ГИА, составленные на основе ДЕМОВЕРСИЙ, типовых тестов, тематических тренировочных заданий...