Система учебных заданий по теме "Мораль"
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Антонов Кирилл Игоревич

Данные задания по обществознанию предназначены для 8 класса и рассчитаны на 3 учебных часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_uchebnyh_zadanii_po_teme_22moral22.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Кирилл Антонов" <keereale@gmail.com>:Антонов Кирилл Игоревич,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №6

Система учебных заданий по теме

МОРАЛЬ

8 класс, обществознание, 3 учебных часа

Пояснительная записка

В результате освоения темы учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению «Морального кодекса современного человека» на основе:

- представления о морали в жизни человека, ее критериях;

- понимания взаимосвязи между моралью, совестью и долгом, свободой и ответственностью;

- умения конструировать информацию и создавать творческий продукт.

Планируемый результат освоения темы

Личностный

Осознанно относиться к изучаемой теме и проявлять к ней интерес; сформировать личностные ценностные ориентиры, соответствующие моральным установкам современного нравственного человека; уметь ответить на вопрос «Нравственный ли я человек?»; осмысленно относиться к социально-нравственному опыту предшествующих поколений, быть способным к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; проявлять уважение к культуре своего и других народов; проявлять толерантность как норму осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; уважать права и свободы человека.

Метапредметный

Познавательные умения: владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определять и ограничивать понятия, устанавливать причинно-следственные и родо-видовые связи); использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях и интернет-ресурсы; решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

Регулятивные умения: сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные умения: работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметный

Уметь отличать основные понятия в рамках темы «Мораль» (например, мораль от нравственности и т.д.); определить нравственные установки современного человека, на каких моральных и правовых нормах они основаны; уметь решать задачи, связанные с проблемами в области духовной сферы (нравственные вопросы, моральные дилеммы и т.п.).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

  1. Мораль;
  2. Долг и совесть;
  3. Моральный выбор – это ответственность.

Термины и понятия (глоссарий) по теме «Мораль»:

Нравственность, мораль, гуманизм, моральные нормы, этика, моральный идеал, категорический императив, гражданственность, патриотизм, совесть, ответственность, долг, свобода, самооценка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи: история

Ресурсы:

  • Обществознание, 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций.  Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М., «Просвещение», 2015;
  • Электронная презентация;
  • Раздаточный материал.

Формы работы школьников: индивидуальная, фронтальная, групповая.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание:

Составьте «Моральный кодекс современного человека»

II этап. Учебно-познавательная деятельность

  1. Мораль

Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.7 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Мораль, нравственность;
  2. Основные ценности и нормы морали;
  3. Добро и зло.

  1. На основе п.7 п.1

Задание 1 (З), фронтальная:

Сравните понятия «нравственность» и «мораль». Чем одно отличается от другого?

Задание 2 (П), групповая:

Верно ли, что нравственность бывает не только доброй, но и злой? Свой ответ обоснуйте.

Задание 3 (У), индивидуальная:

Продолжите предложение: «Мораль и нравственность связаны, так как … »

  1. На основе п.7 п.2

Задание 1 (З), фронтальная:

Назовите основные духовные ценности.

Задание 2 (П), индивидуальная:

Приведите аргументы в пользу следующего утверждения: «Любовь — вершина нравственного отношения к тому, кого любишь».

Задание 3 (У), индивидуальная:

Сформулируйте собственное определение понятия «любовь».

  1. На основе п.7 п.3

Задание 1 (З), групповая:

Опишите понятия «добро» и «зло». Что общего может быть между ними?

Задание 2 (П), групповая:

Покажите связь между равнодушием и злом. Приведите пример из жизни.

Задание 3 (У), индивидуальная:

Используя текст учебника и интернет-ресурсы, сформулируйте определение понятия «гуманизм».

Задание Д1, индивидуальная:

Решите ситуацию: Ваш друг тяжело болен. Неприлично крупная сумма денег, необходимая для проведения спасительной операции, может быть заработана вами исключительно незаконным путем. Прибегните ли вы к нечестному способу заработка, если знаете наверняка, что сильно навредите другим людям, зато гарантированно поможете другу? Обоснуйте свое решение.

  1. Долг и совесть

Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.8 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Что такое долг;
  2. Долг общественный и долг моральный;
  3. Совесть.

  1. На основе п.8 п.1

Задание 1 (З), фронтальная:

Соотнесите понятия «долг» и «обязанность». Являются ли они синонимами?

Задание 2 (П), фронтальная:

Приведите примеры объективных обязанностей человека. Обоснуйте свое мнение.

Задание 3 (У), групповая:

Создайте собственную классификацию обязанностей.

  1. На основе п.8 п.2

Задание 1 (З), индивидуальная:

Раскройте особенности морального долга.

Задание 2 (П), фронтальная:

Выскажите свое мнение о необходимости/необязательности осознания человеком его общественного долга.

Задание 3 (У), индивидуальная:

Что для вас важнее: личное благо или исполнение общественного долга? Составьте моральное правило, иллюстрирующее ваш нравственный приоритет.

  1. На основе п.8 п.3

Задание 1 (З), фронтальная:

Говорят, что совесть — внутреннее око. Объясните эту метафору.

Задание 2 (П), групповая:

Выберите из двух предложенных то утверждение, которое покажется вам правильным. Объясните свой выбор.

  1. Поведение человека в первую очередь формируется под влиянием общественного мнения, то есть внешней среды.
  2. Совесть, или внутренний контроль — вот решающий фактор в вопросах человеческой нравственности.

Задание 3 (У), групповая:

Придумайте комикс из четырех частей (завязка-проблема, кульминация, развязка, финал-мораль) на тему «Совесть».

Задание Д, индивидуальная:

Решите ситуацию: Вы давно откладываете деньги на покупку нового автомобиля. Настал тот долгожданный день, когда необходимая сумма собрана, и вы, переполненные радостью от переполненности вашего чемодана ассигнациями, мчитесь в автосалон, где для вас уже забронирована новенькая иномарка. Вдруг раздается звонок: это ваш лучший друг (которого вы, возможно, как раз и спасли в предыдущем параграфе), говорит, что попал в ДТП, вина полностью его, срочно нужны деньги — договориться с пострадавшим без вызова полиции и скорой. Сумма ему нужна небольшая, но если вы согласитесь помочь, то сможете купить долгожданный автомобиль не раньше чем через пару месяцев (к тому моменту, впрочем, его там может уже и не быть). Как вы поступите в данной ситуации? Объясните это решение.

  1. Моральный выбор – это ответственность

Содержание блока осваивается обучающимися на основе п.9 учебника в соответствии с данной структурой:

  1. Свобода – это ответственность;
  2. Моральные знания и практическое поведение личности;
  3. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

  1. На основе п.9 п.1

Задание 1 (З), индивидуальная:

Опираясь на текст на с.74, выпишите виды ответственности.

Задание 2 (П), индивидуальная:

Сделайте вывод о связи свободы выбора и ответственности в жизни человека.

Задание 3 (У), групповая:

Предложите как минимум три определения понятия «свобода». В случае затруднения, воспользуйтесь интернет-ресурсами.

  1. На основе п.9 п.2

Задание 1 (З), фронтальная:

Назовите основные качества нравственной личности.

Задание 2 (П), групповая:

Укажите связь между моральным знанием и моральным выбором.

Задание 3 (У), групповая:

Разработайте шпаргалку: «Как поступать морально».

  1. На основе п.9 п.3

Задание 1 (З), фронтальная:

Сравните понятия «оценка» и «самооценка». В чем различие между ними?

Задание 2 (П), групповая:

«Человек есть лишь то, что он сам из себя делает», - считал французский философ-экзистенциалист Ж.-П. Сартр. Приведите аргументы в поддержку или для опровержения этого мнения.

Задание 3 (У), индивидуальная:

Напишите эссе «Быть или казаться?»

Задание Д3, индивидуальная:

Приведите собственный пример моральной дилеммы (из жизни, литературы, опираясь на собственный опыт или воображение). Решите эту дилемму.

Диагностика освоения содержания темы

Пользуясь учебником, конспектом и интернет-ресурсами, составьте кластер по теме «Мораль».

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание В (эвристический уровень)

Составьте «Моральный кодекс современного человека»

Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте «Моральный кодекс современного человека». Используйте памятку.

Памятка: Моральный кодекс – это система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества. Примерами моральных кодексов являются Декалог (Десять заповедей), клятва Гиппократа, Пиратский кодекс и т.п. Формулировки в кодексе могут быть как в афористической (“Кто не работает, тот не ест”, - сказано в «Моральном кодексе строителя коммунизма»), так и в императивной форме (“Не убий”).

Задание А (информативный уровень)

Прочитайте первые положения «Морального кодекса современного человека». Дополните этот список, придумав собственные статьи для данного кодекса (не менее 6-ти).

Моральный кодекс

современного человека

  1. Будь честен с другими и с самим собой.
  2. Ищи себя.
  3. В любом деле, даже самом добром, избегай крайностей.
  4. Помни о своих правах, но не забывай и обязанности.
  5. ...

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложение:

Я считаю, что изучение данной темы было полезно, потому что___________ __________________________________________________________________

                

        Задание 2 (самооценка)

        Допишите предложение:

Я оцениваю свою работу по теме на _____________________, потому что _________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

система учебных заданий в формате ФГОС, тема "Словообразование" 10 класс

Рекомендуется в качестве методической разработки учителям русского языка, обучающимся на курсах ФГОС. Возможно использование в качестве самостоятельных заданий при изучени темы "Словообразование"....

Система учебных заданий в рамках ФГОС на уроках английского языка на примере учебника “Spotlight” «Английский в фокусе» для 5 класса авторы Ю.Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули М., Просвещение 2013г

В данной работе рассматривается один Модуль "Holidays"(7 уроков). Представлена система учебных заданий в помощь учителю при планировании учебного материала в  рамках ФГОС на уроке английского язы...

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Система учебных заданий по теме «Обращение» (ТРИИК)

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).Система учебных заданий по теме "Обращение" для 5 класса.Количество часов: 3Содержание:Блок 1. Предложения с обращениямиБлок 2...

Шаблон урока - система учебных заданий по заданной теме.

Данный материал является шаблоном системы учебных заданий по заданной теме. Шаблон составлен на основе 1 урока из учебника "Starlight - 5". Тема : Достопримечательности Лондона....

Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)

Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслв...

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...