Система учебных заданий по теме «Обращение» (ТРИИК)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК).

Система учебных заданий по теме "Обращение" для 5 класса.

Количество часов: 3

Содержание:

Блок 1. Предложения с обращениями

Блок 2. Знаки препинания при обращении

Блок 3. Письмо (обращение и речевой этикет)

Глоссарий по теме: обращение; подлежащее; интонация; обособление; диалог; письмо; знаки препинания; схема предложения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie_triik.docx37.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности

Система учебных заданий

 «Обращение»

Класс: 5

Предмет: русский язык

Количество часов: 3

Цель изучения темы:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при устном или письменном общении с разными людьми в рамках разных коммуникативных ситуаций на основе:

— знания об обращении, его отличии от подлежащего, интонационно–пунктуационном оформлении в речи,

— понимания особенностей разных типов коммуникативных ситуаций и взаимоотношений их участников,

— умения выбирать обращение соответственно коммуникативной ситуации, грамотно оформлять его в устной и письменной речи.

Планируемые результаты:

Личностные

— определить потребность в изучении темы,

— определить интерес к изучению темы,

— осознать свою успешность при изучении темы.

Метапредметные

Познавательные умения:

поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью,

— определять значение и смысл термина,

— уметь работать с информацией, систематизировать, структурировать её,

— создавать способы решения практикоориентированных задач,

— уметь строить речевое высказывание, создавать творческий продукт.

Коммуникативные умения:

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия),

— работать в паре,

— формулировать высказывание в рамках учебного диалога,

— оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию,

— адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Регулятивные умения:

— принимать и сохранять учебное задание,

— определять личностно значимую цель,

— выполнять учебное задание в соответствии с целью,

— выполнять учебные действия, используя изученное правило,

— ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и  того, что ещё подлежит усвоению,

— осознавать качество и уровень усвоения материала,

— определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата,

— составлять план и последовательность действий,

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности,

— уметь управлять своим временем.

Предметные:

знать, что такое обращение, какова его роль в речи,

— уметь составлять предложения с обращениями в соответствии с речевой ситуацией, выбирая необходимый вариант из репертуара возможных,

— соблюдать речевой этикет,

— различать обращение и подлежащее,

— раскрывать значение понятия «обращение» и использовать его в активном словаре,

— определять обращение в предложении и обосновывать свое мнение,

— соблюдать звательную интонацию при чтении предложений с обращениями.

Содержание:  

Блок 1. Предложения с обращениями

Блок 2. Знаки препинания при обращении

Блок 3. Письмо (обращение и речевой этикет)

Глоссарий по теме: обращение, подлежащее, интонация, обособление, диалог, письмо, знаки препинания, схема предложения

Организация образовательного пространства:

Межпредметные связи: литература, басни И. Крылова, стихотворения Н. Рубцова, Н. Некрасова, А. Фета, С. Есенина

Ресурсы: информационный материал – Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012; информативный материал – карточки с учебными заданиями

Формы работы школьников: фронтальная, индивидуальная, парная

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Составьте диалог «Наши представления о вежливости», используя обращения, состоящие из одного слова; обращения, состоящие из нескольких слов; обращение в начале, середине, конце предложения; обращение в восклицательных и невосклицательных по интонации предложениях. Запишите диалог, расставляя знаки препинания.

Возможно ли это сделать сейчас? Возможно ли правильно расставить знаки препинания? (Учащиеся высказывают различные версии, но оказывается, что им не хватает знаний и умений, чтобы убедительно представить свою точку зрения.)

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. Предложения с обращениями

На основе п. 42 (с. 98) учебника

Задание 1 (З)

Форма работы: работа с учебными текстами

Форма проверки: устные ответы на вопросы, запись вывода

Пользуясь текстами с выделенными словами и материалом учебника (с. 98), ответьте на вопросы:

— Назовите части речи, которыми может быть выражено обращение?

— Назовите функцию обращения в речи?

— С какой интонацией произносится обращение?

Запишите новую информацию в тетрадь в качестве вывода.

  1. Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

(С. Есенин)

  1. Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

(Н. Рубцов)

  1. О Волга, колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Н. Некрасов)

Задание 2 (П)

Форма работы: работа с учебными текстами

Форма проверки: работа у доски, работа с вопросами

Прочитайте приведенные ниже фрагменты, перепишите фрагменты, в которых есть обращения, подчеркните главные и второстепенные члены предложения;

После того, как фрагменты будут переписаны, ответьте на вопросы:

  1. Можно ли утверждать, что обращение всегда выражено одним словом – именем существительным? Почему? Обоснуйте свою точку зрения, приводя примеры. (Нет, обращение может быть также и сочетанием слов)
  2. Верно ли, что после обращения всегда ставится запятая? Почему? (Нет, все зависит от позиции и интонации)
  3. Является ли обращение членом предложения? Докажите (Не является, доказывается на записанных примерах)
  4. Посмотрите на те фрагменты, которые попали к вам в тетради. Ответьте на вопрос: являются ли местоимения ТЫ, ВЫ, ТЕБЕ обращением? Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, подчеркните местоимения как члены предложения.

(После данной работы учащиеся говорят, что местоимения не могут быть обращением, так как являются подлежащим/ дополнением, а обращение не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос).

***
Дай, друг, на счастье лапу мне,
Такую лапу я не видел сроду,
Давай, мой друг, полаем при луне
На тихую бесшумную погоду...

( С. Есенин)

***
Вы помните, вы все конечно помните,
Как я стоял, приблизившись к стене,
Взволнованно ходили Вы по комнате
И что-то резкое в лицо бросали мне...

(С. Есенин)

***
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана...

(А. С. Пушкин)

***

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей

(А. Фет)

Задание 3 (У)

Форма работы: работа в парах

Форма проверки: взаимоконтроль

Запишите 6 предложений с обращениями, расставляя знаки препинания, обращения обводя в кружок:

  1. Предложение, в котором обращение выражено одним словом, существительным, именем собственным, одушевленным;
  2. Предложение, в котором обращение выражено одним словом, существительным, нарицательным, неодушевленным;
  3. Предложение, в котором обращение стоит в конце предложения, предложение побудительное, восклицательное;
  4. Предложение, в котором обращение стоит в начале предложения, предложение повествовательное, невосклицательное;
  5. Предложение, в котором обращение стоит в середине предложения, предложение вопросительное, невосклицательное;
  6. Предложение, в котором есть обращение, состоящее из нескольких слов.

Обменяйтесь тетрадям, проверьте правильность выполнения задания.

Диагностические задания

  1. Заполните пропуски, запишите результат в тетрадь

В предложении Мама, разреши мне пойти гулять мама – это ____.

Обращение – это __________________________________________.

На письме обращение в предложении выделяется _____. В ______ речи обращение выделяется интонацией.

Обращение может состоять из ____ и ____ слов.

Обращение не является _____ _____.

Обращение может быть употреблено по отношению к ____ и ______ предмету.

Обращение может находиться в _____, _____ и _____ предложения.

Блок 2. Знаки препинания при обращении

На основе п. 42 (с. 99) учебника.

  1. Назовите известные вам способы обособления обращения.
  2. На основе материалов учебника найдите а) другие способы обособления обращения, б) еще незнакомые вам случаи его обособления.

Задание 1 (П)

Форма работы: работа с учебными текстами

Форма проверки: устные ответы, запись предложений с верно расставленными знаками препинания

Прочитайте предложения, назовите все обращения;

Спишите предложения, расставьте недостающие знаки препинания, обоснуйте а) необходимость обособления, б) выбор знака препинания.

  1. Как давно мы не виделись друг!
  1. Бабушка Поздравляю тебя с днём рождения!
  2. Приду, приду я вновь мой милый домосед

С тобою вспоминать беседы прежних лет.

  1. О, скоро ли мой друг настанет срок разлуки?
  2. Как хорошо ты о море ночное!

Задание 2 (П)

Форма работы: работа со схемами и предложениями

Форма контроля: взаимопроверка

  1. Соотнесите предложения и схемы и обоснуйте свой выбор.
  2. Найдите предложение, в котором не содержится обращение, объясните свое решение.
  3. Сформулируйте выводы об употреблении частиц при обращении.
  4. Объясните расстановку знаков препинания в этом случае.
  5. Какую эмоциональную окраску придает частица «о», добавленная к обращению, предложению.

1. О, … ?

2. О! … !

3. … , о, … .

4. … , о!

1. Старик! О прежнем позабудь...

2. Как хорошо ты, о море ночное!

3.Распорядись, братец, насчёт закуски.

4. О друг, чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн...

5. Отец беги, отец спасай, а почему ж молчите сами?

Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса!

 (Учащиеся записывают предложения со схемами, делают графическую работу, приходят к следующим выводам: частица «о», стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знакам; 5 предложение не содержит обращения, т. к. слово «отец» - подлежащее, предложение обозначает долженствование, а не непосредственное побуждение к действию)

Задание 3 (У)

Форма работы: работа в парах

Форма контроля: устные ответы, взаимоконтроль

№ 218 с. 100 (придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его: Николай Иванович, Николай, сынок, господин Рыбаков, коллега, молодой человек, доктор).

Составьте и запишите небольшой текст с различными обращениями, составьте схемы предложений.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте знаки препинания при обращении, схемы предложений.

Диагностическое задание

Форма работы: индивидуальная работа

Форма контроля: проверяется учителем

№ 221 (работа с фрагментами из письма М. Горького своему сыну).

Блок 3.Письмо. Обращение и речевой этикет

На основе п. 43 (с. 101 - 103) учебника

Задание 1 (З)

Форма работы: совместная работа учитель - учащиеся

Форма контроля: ответы на вопросы

После прочтения правила на с. 101 («вежливые слова»), ответьте устно на вопросы:

Назовите предложения, которые можно считать вежливым обращением, объясните свой выбор.

— Эй, ты, убери свои учебники!

— Эй, вы, давайте начинать урок!

— Ты что, не знаешь правил, быстро уступи дорогу!

(Учащиеся говорят, что ни одно из этих предложений не является вежливым обращением, потому что в них нет так называемых «вежливых слов», некорректно выбрана форма обращения к человеку).

Задание 2 (П)

Форма работы: самостоятельная работа

Форма контроля: устный ответ

  1. Посмотрите еще раз на предложения из предыдущего задания и на правило на с. 101, попытайтесь переписать данные предложения в соответствии с этим правилом. Что у вас получилось? Какой вывод из этого можно сделать? (Нельзя употреблять вместо обращения выражения «Эй, ты!», «Эй, вы!» и подобные; когда нужно обратиться к незнакомому человеку, вместо обращения используются вежливые слова).
  2. Выполните упр. 220 (составление 5 предложений с разными обращениями к одному и тому же лицу). Сделайте вывод: для чего может служить обращение? (для выражения отношения к адресату)
  3. Откройте упр. 213, прочитайте текст. Расскажите об отношении Лисы к своим «помощникам». Объясните причины, по которым именно хвост является причиной того, что собакам удалось достать ее из норы. Используйте эту информацию, чтобы построить связное высказывание о важности корректного и уместного выбора обращения.

Задание 3 (У)

Форма работы: работа в парах, индивидуальная работа

Форма контроля: устное обсуждение

Выполните упр. 224, ответьте на вопросы:

  1. Выражает ли обращение в письме отношение Лены к бабушке? Почему?
  2. Выражены ли чувства девочки в последних строках письма? Почему?
  3. Можно ли по этому письму сказать, что Лена любит свою бабушку, хочет рассказать ей всё самое интересное? Почему?
  4. Исправьте Ленино письмо, чтобы оно стало более эмоциональным. В своей работе используйте как можно больше различных обращений и «вежливых слов».

Диагностическое задание

Упр. 226 (написать письмо, опираясь на картинку в учебнике)

Диагностика освоения содержания темы

  1. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, дайте характеристику каждого предложения, к предложениям с обращениями составьте схемы

— Ребята скворцы прилетели!

— Куда попрятались от мороза птицы и звери?

— Ты увидишь милый друг много смелых и умелых рук.

— Добро пожаловать скворцы!

— Ежи маленькие зверьки с блестящими глазками и короткими лапками.

  1. Запиши два предложения со словом «мама», чтобы в одном случае данное слово было подлежащим, а в другом – обращением.
  2. Сделайте текст «вежливым» (вставьте обращения, этикетные («вежливые») слова).

Мама. У меня все хорошо. В лагере мне нравится. Нас хорошо кормят, мы много гуляем. Как у тебя дела? Чем ты занимаешься? Вася.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Выберите вариант задания (информативный уровень, импровизационный уровень, эвристический уровень); результат представьте в письменном виде

Задание А(информативный уровень)

  1. Прочитайте диалог;
  2. докажите, что этот диалог относится к теме «Наши представления о вежливости»;
  3. найдите обращения, выделите их;
  4. расставьте недостающие знаки препинания.

- Сынок здравствуй. Ты не мог бы мне помочь?

- Здравствуйте милая бабушка. Охотно вам помогу. Говорите, в чем ваше дело.

- Ты не мог бы перевести меня через дорогу? Я еле-еле хожу, а тут машины носятся. Водители не ждут, пока я перейду дорогу, срываются с места. А я боюсь ненароком упасть прямо под колеса.

-Конечно бабушка, я вам помогу перейти.

- Прими мою огромную благодарность добрый мальчик!

- Да что вы, не стоит благодарности! Каждый на моем месте должен сделать то же самое. А водителям этим - позор!

Задание Б (импровизационный уровень)

  1. Прочитайте диалог;
  2. докажите, что этот диалог относится к теме «Наши представления о вежливости»;
  3. найдите недописанные/ пропущенные реплики с обращениями и допишите/ напишите их;
  4. расставьте знаки препинания;
  5. обращения выделите.

- Дима, здравствуй [обращение]! Что ты такой насупленный сидишь?
- Добрый вечер
[обращение]! Да так, я с Леной поссорился сегодня. А ребята еще сказали, что я неправ!
- А почему поссорился?
- Я взял у нее тетрадку по математике, хотел домашнее задание посмотреть. А она как взбесилась! Сказала, что никогда ничего мне не даст!
- А как ты попросил у нее тетрадь?
- Обыкновенно. Подошел и взял тетрадь с парты, из-под дневника. Я ей ничего плохого не сказал, ничего не требовал!
- А Лена?
- Лены вообще в классе не было. А через десять минут как подскочила, как стала возмущаться! Выхватила тетрадь обратно!
-
[обращение], ты что, маленький? А если ей эта тетрадь нужна была?
- А она мне всегда раньше тетради давала!
-
[обращение сущ. + прил.], ты разве не мог сказать: «[обращение], дай, пожалуйста, тетрадку по математике. Мне очень нужно задачу сверить»?
- Я как-то не подумал.
- Ты перед Леной извинился?
- Ну, так и быть, сейчас позвоню, извинюсь.
- А если бы ты вел себя культурно, то ссоры бы никакой не было. Эх,
[обращение]... Ну, звони Лене, не откладывай!

И Дима пошел звонить Лене

- [обращение] + предложение

- [обращение] + предложение

- Предложение + [обращение]

- реплика

- реплика

-реплика

Задание В (эвристический уровень)

Составьте диалог «Наши представления о вежливости», используя обращения, состоящие из одного слова; обращения, состоящие из нескольких слов; обращение в начале, середине, конце предложения; обращение в восклицательных и невосклицательных по интонации предложениях.

Запишите диалог, расставляя знаки препинания.

IV этап. Рефлективная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Закончите предложение:

Сегодня на занятии я хотел научиться …, чтобы …

Задание 2 (самооценка)

Закончите предложение:

Я справился с поставленной целью на «отлично»/ «хорошо»/ «удовлетворительно», потому что …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебной темы в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Данная система учебных заданий основана на технологии ТРИИК  (Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности). Главной целью данной технологии является целенаправленное освоени...

Шаблон урока - система учебных заданий по заданной теме.

Данный материал является шаблоном системы учебных заданий по заданной теме. Шаблон составлен на основе 1 урока из учебника "Starlight - 5". Тема : Достопримечательности Лондона....

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)

Технологическая карта урока в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). Английский язык. Тема: Праздничное время. Употребление настоящих в...

Технологическая карта урока математики в 5кл в системе учебных заданий технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК) " Сравнение обыкновенных дробей"

Информационно-интеллектуальная компетентность формируется  в системе учебных заданий инновационной педагогической технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности(ТРИИК)....

Методическая разработка. Технологическая карта урока в системе учебных заданий Технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) Тема: "Способы сравнения дробей"

Вашему вниманию предлагается разработка урока  математики в 5 классе в технологии ТРИИК "Способы сравнения дробей". Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности явл...