урок "Мораль и нравственность"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Блинкова Ольга Васильевна
Урок по теме "Мораль и нравственность" знакомит с сущностью морали и нравственности, с причинами изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, позволяет проанализировать нравственную культуру; развивает у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формирует у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок "Мораль и нравственность"26.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

открытого урока по обществознанию в 11 классе

по теме «Мораль и нравственность».

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
  2. Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  3. Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование урока: схемы, документы, презентация.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Вступление учителя. И. Кант как-то записал: «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Прав ли он? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

Тема урока: «Мораль и нравственность». Тема рассчитана на два урока.

Объявляются цели и задачи уроков.

План уроков

  1. Мораль в жизни людей
  2. Мир моральных категорий
  3. Нравственная культура.

Объявляется и записывается домашнее задание: выучить § 30, подготовить наглядный ответ по творческому заданию группы.

( на оргмомент отводится 3 минуты).

  1. Изучение нового материала.
  1. Мораль в жизни людей.

Стержнем человека, который помогает ему встретить радость и выдержать невзгоды, является мораль. Что же это такое? Какова ее природа и сущность? Каковы ее функции?

Посмотрите на схему и ответьте на вопросы.

Мораль и ее функции

Мораль – специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях.

Моральные требования и представления

Функции морали

Этические категории

Нормы поведения: не лги, не укради, не убей, почитай старших и т.д.

Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение людей.

Фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.

Моральные качества: доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.

Утверждает человеческое в человеке

Нравственные принципы: коллективизм - индивидуализм, эгоизм – альтруизм и т.д.

Морально-психологические механизмы: долг, совесть

Высшие моральные ценности: смысл жизни, свобода, счастье

(Схема на доске и каждому ученику на парте, на изучение схемы отводится 10 минут)

Вопросы

  1. Что такое мораль?
  2. Назовите основные моральные требования и нормы. Какая из них вам кажется самой важной? Почему?
  3. Назовите и охарактеризуйте функции морали.
  4. Охарактеризуйте нравственные принципы.
  5. Как вы думаете, когда мораль эффективна?
  6. А что такое нравственность и чем она отличается от морали?

Нравственность – это степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни, т.е. выражение человеческого в человеке.

Это уровень реального морального поведения людей. Ведь недостаточно просто знать нормы и принципы морали. Важно руководствоваться ими в повседневной жизни.

(Обсуждение вопросов закончить за 15 минут).

  1. Мир моральных категорий.

Обсудим в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности. Работу представить наглядно. Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает дополнительный рабочий материал, изучает пункт 2 § 30 и определяет анализ и характеристику моральных категорий:

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Третья группа – чести и достоинства личности;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Шестая группа – морального идеала.

Рабочим материалом служит рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

(Данная работа в группах занимает 15 минут)

  1. Подведение итогов первого урока по теме.

Вывод.

Таким образом, мы познакомились с сущностью морали и нравственности, выяснили причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали художественный текст о  нравственной культуре.        На уроке развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами. Считаю, что на этом и следующем уроке по этой теме вы сформируете свое отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Второй урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель предлагает учащимся определиться по тем группам, которые работали на предыдущем уроке. Учащиеся должны наглядно оформить свое исследование, выступить с доказательствами своей проблемы.

  1. Изучение нового материала.

Изучение нового материала начинается со второго вопроса.

2. Мир моральных категорий.

Каждая группа выступает по той проблеме, с которой работали на первом уроке.

Первая группа – добра и зла;

Вторая группа – долга;

Третья группа – чести и достоинства личности;

Четвертая группа – счастья;

Пятая группа – совести;

Шестая группа – морального идеала.

Каждой группе выделяется для выступления 3-4 минуты. (Итого на эту работу уходит 18-20 минут).

Вывод: если у человека есть совесть, тогда исчезнут все неправды, коварства, насилия. Потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться жизнью человека.

  1. Нравственная культура.

Учитель резюмирует. Понятно, нравственная культура личности будет различна у разных людей. Как вы думаете, почему?

Учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

  1. Низкая общая культура людей
  2. Принадлежность к разным социальным группам и слоям
  3. Различные интересы и цели своей жизни и деятельности
  4. Различия в степени нравственных переживаний и сопереживаний.

  1. Итог уроков

Учитель проводит обсуждение проблемы.

«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же» (К. Тосси).

- Какие качества представляют для вас наибольшую ценность – качества гражданина или человека?

Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя.

- Что, по вашему мнению, для этого надо делать?

Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья.

- Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли в нем чаще всего выступаете?

Римский философ Марк Аврелий предостерегал о том, что «неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей собственной  души».

- Согласны ли вы с этим мнением?

Домашнее задание: выучить § 30, выполните задания.

Самоанализ урока.

открытого урока по обществознанию в 11 классе

по теме «Мораль и нравственность».

Цели и задачи урока:

  1. Познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру;
  2. Развивать у учащихся умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами;
  3. Формировать у учащихся отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.

Оборудование урока: схемы, документы, презентация.

Тип урока: урок-проблема.

        Все этапы урока были продуманы по минутам, выстроены в логическую цепочку. На уроке учащиеся не были просто пассивными слушателями, а активными участниками познавательного процесса. Такие вопросы, как понятие морали, ее природу и сущность,  ее функции учащиеся рассматривали в практической работе. Обсуждали в группах вопрос о способах и механизмах формирования нравственности, используя дополнительный рабочий материал, изучая пункт 2 § 30,  определили характеристику моральных категорий. Работу представили наглядно. Активно участвовали в беседе по новому материалу -  учащиеся выводят факторы, определяющие уровень нравственной культуры.

 Особое место на уроке занимает анализ документа – обществоведческого текста, представленного как рабочий материал: рассказ М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». По итогам обсуждения, которое построено  по образцу заданий «С» на ЕГЭ, учащиеся высказали свое видение проблемы «Мораль и нравственность».

        В итоге учащиеся обсудили в форме эссе высказывание немецкого философа начала  XIX века И. Канта:  «Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». 

На уроке учащиеся получили знания о сущности морали и нравственности, о причинах изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировали нравственную культуру.        Развивали умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.        На уроке у учащихся сформировалось отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.        

Уместна была наглядность в форме презентации, где обозначены основные этапы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

Секреты нравственности (сборник по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения)

В данном сборнике представлены  наработки  Чистяковой О.Ю. по вопросу нравственного воспитания подрастающего поколения.Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, а также...

Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ...

Программа по нравственному воспитанию «Я и мои нравственные убеждения»

Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. ...

Педагогический проект "Воспитание нравственных чувств и сознания как путь к нравственному совершенствованию личности"

Нравственное воспитание современного школьника - фактически обусловленная необходимость. Как можно попытаться повлиять на формирование нравственного сознания......

Методическая разработка на тему: «Нравственный подвиг любви к Богу на примере св. Екатерины. Тема целомудрия и нравственного выбора.»

Проект урока  в рамках преподавания "Духовного краеведения Подмосковья" в старших классах и СПО....