Статья ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ
статья (психология) по теме

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ, НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ЛИЧНОСТИ

                                   

                                                                                                      Эпова Р.М.

Жизнь человека всегда была достаточно быстротечна, а в наше время ход её ускорился стремительно. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что в будущем её скорость увеличится ещё больше, а темп и ритм участятся. Так вот, возможно ли в таких условиях научить пониманию жизни, можно ли начертить такую траекторию, которая соответствовала бы условиям и нормам не вчерашнего и даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, когда придётся жить нашему молодому поколению? Вопрос не праздный!

К сожалению, в сознании большей части современной молодёжи присутствует психология всемерного и безразмерного потребления благ. Главным принципом у них является жизнь ради удовлетворения своих потребностей и неважно, каким способом они будут получать эти самые блага. И, следовательно, целью жизни молодого человека является овладение максимумом денег, движимой и недвижимой собственности, вещами вообще. Делаем вывод: если рост материальных возможностей не будет постоянно сопровождаться повышением нравственного и культурного уровня людей, то наша молодёжь будет иметь сугубо мещанскую и потребительскую психологию.

Современные молодые люди, не зная ещё организованной и ориентированной жизни, постоянно подстраивают свои потребности и интересы к модели символического потребления, которая утвердилась в их среде. Значимость любого человека у них определяется богатством. Они становятся жестокими и эгоистичными, убеждёнными в своей состоятельности.

Сегодня очевидно, считает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл  (Учительская газета от 09.02.2010), что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии. В сознании многих людей размыты представления о грехе и праведности, о добре и зле. Имея дело с прогрессирующей нравственной деградацией части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата в нем, но и перед вопросом национального выживания.

Педагоги должны готовить детей к жизни, учить их человечности, чуткости, вдумчивому отношению к окружающим людям и происходящим событиям. Каждому молодому человеку  необходимо понять, что благо – это прежде всего развитие внутренних возможностей, заложенных в нём, но не пассивное ожидание воздействий извне.

Мы также должны уберечь подростков от равнодушия.  В.А. Сухомлинский писал, что для ребёнка в жизни не должно быть ничего, что не волновало бы его сердце. Отклик детского сердца на добро и зло окружающего мира - это одна из самых тонких сфер духовной жизни личности, та сфера, в которой сливаются общественные идеалы и личные стремления, рождаются и утверждаются  нравственные убеждения.

      На нашей Белгородской земле жил удивительный человек, чья жизнь была очень благочестива, а  помыслы настолько чисты, что он был причислен к лику святых. Это – святитель Иоасаф, епископ Белгородский. Будучи глубоко верующим и образованным человеком, он, благодаря своему сострадательному сердцу, сделал много добрых дел.      

     Несмотря на слабое здоровье, святитель Иоасаф строго придерживался аскетического образа жизни.  Отражением аскетического духа служил и внешний его вид, и все стороны его жизни. Приснопамятный святитель Иоасаф «имел вид постнический, облик несколько строгий, с выражением вдумчивой кротости, седые волосы и седую небольшую бороду».

Имея безграничное милосердие и незнающую пределов любовь к ближнему, святитель особенно отличался милосердием и благотворительностью бедным и неимущим. Так, перед великими христианскими праздниками он посылал преданного себе келейника к лицам, известным ему крайней нищетой, с подаянием (денег и одежды). Этому келейнику дана была заповедь: положив дар у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев и удалиться.

Все дела милосердия святитель Иоасаф старался творить так, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (Мф. 6,3). Но господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению владыки, купив на базаре дров, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе «в сиянии» святителя Иоасафа.

     Известно, что нравственность – сердцевина личности, её основа. Если мы говорим о наличии жизненной позиции у личности, то это прежде всего её нравственная позиция.    

     Жизненная позиция святителя Иоасафа является образцом глубокой нравственности для молодого поколения.

    Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встаёт на сегодняшний день, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества. Современное общество требует образованных, нравственных, предприимчивых людей, умеющих строить жизнь, достойную человека, основанную на добре, истине, красоте, способных ощутить себя полноценными гражданами своей страны.

Используемая литература:

1.Андреев, Ю., Откровенный разговор. М.: Прсвещение,1990,-48с.

2. Белгородские новости. Среда,14 сентября,2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заочной Всероссийской конференции на тему: "Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности"

Это очень актуальная тема.Здесь говорится о воспитании нравственных ценностей у наших детей, а также о проблемах в духовно-нравственном воспитании. Учитель делится своим опытом работы, воспитательными...

Формирование и развитие навыков самообслуживания у несовершеннолетних с девиантным поведением в условиях проживания в специализированной социальной квартире.

Применяемые методы при формировании развития навыков самообслуживания у несовершеннолетних  с девиантным поведением, проживающих в условиях специализированной социальной квартиры....

Развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности

Описание опыта по воспитательной работе в классе, направленного на развитие навыков культуры поведения как средство формирования личности....

Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основн...

Основные пути и методы развития навыков коммуникативного поведения воспитанников, формирование межличностных отношений и взаимоотношений.

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т.е. имеющмх особую значимость в жизни человека.Во-первых, она влияет на учебную успешность.Во-вторых, от коммуникативной компетентност...