Рабочая программа по обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) на тему

Хохлова Ирина Анатольевна

Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_7_klass.docx599.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 34»

Принято МО учителей

Историко-филологического цикла

Протокол № ___ от ____________

Руководитель МО

____________ Е.В.Шенгелая

УТВЕРЖДАЮ

Директор ________ В.Ю. Гудков

Приказ № ___ от _________

Согласовано на МС

Протокол № ___ от _______

Председатель МС

_________ О.А. Шестопалова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Обществознание»

7 класс

Срок реализации: 2016-2017 учебный год

Составитель:  Хохлова И.А.

учитель истории и обществознания первой квалификационной категории

г. Нижневартовск

2016 год


Содержание

Пояснительная записка

1. Планируемые  результаты изучения учебного предмета;

2. Содержание учебного предмета;

3. Тематическое планирование с указанием часов на освоение каждой темы.

1. Пояснительная записка.

Программа по обществознанию для 7 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 34».

Цель учебного предмета «Обществознание»:  помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, научиться их адекватному осуществлению.

Задачи учебного предмета: 

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Общая характеристика предмета, курса

Начальный курс обществознания формирует у учащихся первоначальные знания о регулировании поведения людей в обществе, экономических отношениях, взаимодействие человека и природы.  

В структуре курса «Обществознание. 7 класс» заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их обществоведческого мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.  

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный план МБОУ «СШ № 34» предусматривает обязательное изучение обществознания в 7 классе в количестве 1 час в неделю, 35 часов в год.

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Метапредметные  результаты  учебного предмета  «Обществознание»  основаны на формировании универсальных учебных действий:

ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

участвовать в совместной деятельности;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

оценивать работу одноклассников; выделять главное, существенные признаки понятий;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

классифицировать информацию по заданным признакам;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; работать с текстом и  т. д.

Личностные -

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Предметные -

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Результаты

Ученик научится:

Ученик получит возможность научиться:

Личностные

• осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоению гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважению прав и свобод человека;
• осмыслению социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

• пониманию культурного многообразия мира,

• уважению к культуре своего и других народов,

• толерантности.

Метапредметные

• планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения обществознания, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

• формулировать и высказывать собственное мнение по обществоведческим проблемам, вести конструктивный диалог (на уровне возраста), публично выступать с докладом, защитой презентации;

• изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;

♦ выделять главное в тексте и второстепенное;

♦ организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;

♦ определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;

♦ сотрудничать с соучениками, коллективной работе,

♦ межкультурному взаимодействию в школе и социальном окружении и др

Предметные

• целостным представлениям об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• применять понятийный аппарат обществоведческого знания, умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;

• опыту оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

• применять полученные знания для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений;

• знаниями, умениями и ценностными установками, необходимыми для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.

• характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни;

• корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности

жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-

следственного анализа при характеристике социальных параметров

личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

2. Содержание учебного предмета, курса

Введение (1 час)

Курс обществознания: особенности, формы работы.

Тема 1. Регулирование поведения людей (14 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 3. Человек и природа. (4 ч)

Итоговое повторение (3 ч)

6. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

№ п/п

Дата

Кол-во часов

Раздел, название темы

Основные виды учебной деятельности

план

факт

1

01.-05.09

1

Введение.

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить 

основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся 

14

Раздел 1. Регулирование поведения людей в обществе

2

07-12.09

1

Что значит жить по правилам?

Объяснять смысл понятий: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры.

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.

Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ.

Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод.

Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты.

Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без

попечения родителей.

Раскрывать особенности правового статуса

3

14-19.09

1

Правила этикета.

Контрольная (входная) работа

Объяснять смысл понятий: этикет, манеры.

Объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета; высказывать свое мнение

4

21-26.09

1

Права человека

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

Характеризовать: роль права в жизни общества и государства, гражданские и политические права, права ребенка и их защита Составить таблицу «Гражданские и политические права».    Работа с документами

5

28-03.10

1

Обязанности граждан

Анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы;

находить в СМИ информацию
по заданной теме;

приводить   примеры правовых отношений

6

05-10.10

1

Почему важно соблюдать

законы?

Объяснять смысл понятий: свобода, закон, справедливость, Конституция РФ.

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.

Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

Анализировать, делать выводы,
отвечать на вопросы;  высказывать  собственную точку зрения, сравнивать различные документы по теме.

7

12-17.10

1

Закон устанавливает порядок в обществе.

8

19-24.10

1

Закон устанавливает границы свободы поведения.

Характеризовать зашиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ.

9

26-31.10

1

Защита Отечества. Долг и обязанности.

Объяснять смысл понятий: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность.

Анализировать, делать выводы, высказывать
собственную точку зрения; понимать важность священного долга - службы в
армии; давать нравственную и
правовую оценку конкретных ситуаций;

осуществлять   поиск дополнительных сведений в СМИ

10

09-14.11

1

Защита Отечества. Военная служба.

11

16-21.11

1

Для чего нужна дисциплина?

Объяснять смысл понятий: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека.

Характеризовать различные виды дисциплины.

Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины

12

23-28.11

1

Виноват - отвечай.

Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

13

30-05.12

1

Кто стоит на страже закона?

Объяснять смысл понятий: правопорядок прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности.

Составить схему «Структура правоохранительных органов РФ»

14

07-12.12

1

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.

Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних

15

14-19.12

1

Полугодовая контрольная работа

13

Раздел 2. Человек в экономических отношениях

16

21-26.12

1

Что такое экономика.

Объяснять смысл понятий: экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике.

Приводить примеры их деятельности.

Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей

потребителя и производителя

17

11-16.01.16

1

Экономика и ее основные участники.

18

18-23.01

1

Мастерство  работника.

Объяснять смысл понятий: Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата.

 Описывать составляющие квалификации работника.

Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.

Объяснять взаимосвязь

квалификации, количества и качества труда.

Составить схему   «Факторы, влияющие на производительность труда»

19

25-30.01

1

Производство, затраты, выручка, прибыль.

Объяснять смысл понятий: Производство и труд,  издержки, выручка, прибыль.  

Определить какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства 

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.

Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда

20

01-06.02

1

Все ли выгодно производить

21

08-13.02

1

Что такое бизнес.

Объяснять смысл понятий: Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства

Анализировать: почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики

22

15-20.02

1

Виды и формы бизнеса.

23

22-27.02

1

Обмен, торговля, реклама.

Объяснять смысл понятий: товары и услуги, обмен, торговля, формы торговли, реклама.

Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.

Выражать собственное отношение к рекламной информации.

Оценивать своё поведение с точки

зрения рационального покупателя.

Составить схему «Функции    денег». Решить задачу: рассчитать реальные        и номинальные доходы предприятия

24

29-05.03

1

Деньги и их функция

Объяснять смысл понятий: семейный бюджет, сущность, формы страхования, формы сбережения граждан.

Приводить примеры различных источников доходов семьи.

Различать обязательные и произвольные расходы.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

25

07-12.03

1

Экономика семьи. Ресурсы

26

14-19.03

1

На что семьи тратят деньги

Раскрывать понятие «семейный бюджет».

Приводить примеры различных источников доходов семьи.

Различать обязательные и произвольные расходы.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.

Составить таблицу «Формы

страхования», рассчитать семейный бюджет      по

заданным параметрам

27

30-02.04

1

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Применение  полученных знаний в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

28

04-09.04

1

Повторение   по теме «Человек в экономических отношениях»

Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

4

Тема 3. Человек и природа

29

11-16.04

1

Человек – часть природы

Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.

Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.

Объяснять опасность загрязнения

воды, почвы и атмосферы.

Различать ответственное и безответственное отношение к природе.

Определять собственное отношение к природе

30

18-23.04

1

Охранять природу – значит охранять жизнь

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.

Характеризовать смысл экологической морали

31

25-30.04

1

Закон на страже природы

Характеризовать деятельность государства по охране природы.

Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе.

Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

32

02-07.05

1

Повторение по теме «Человек и природа»

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

33

10-14.05

1

Годовая контрольная работа

Обобщить и закрепить полученные знания и умения.

34

16-21.05

1

Защита проектов по теме:  Регулирование поведения людей в обществе.

Человек и природа

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.

Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников

35

23-28.05

1

Итоговое повторение

Подвести итоги учебной работы за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...