Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Чибискова Елена Николаевна

Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся.  Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения.  На уроке использовалась презентация, как сопровождение изучаемого материала, как средство организации спмостоятельной работы и самопроверки учащихся.  Использование ИКТ позволяет увеличить объем изучаемого материала, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся. Презентация объясняет смысл понятий "Сверстники, одноклассники, друзья", знакомит с рубриками: "Путешествие в прошлое", "Жил на свете человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обществознания  в 5 классе по ФГОС по теме «Одноклассники, сверстники, друзья»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

2. Проверка д.з.

3.Мотивационно-целевой этап

Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Ножки  ровно, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И скорее урок начнем
.

  - Давайте поздороваемся друг с другом пальчиками рук.

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  1. желаю (соприкасаются большими пальцами);
  2. успеха (указательными);
  3. большого (средними);
  4. во всём (безымянными);
  5. и везде (мизинцами);
  6. Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)  Садитесь.

- Готовы работать?

- Вперед!

- Ребята, давайте вспомним тему прошлого урока.

Часть  жизни человека проходит в школе. Мы  на предыдущих уроках совершали экскурсию в школы XIX в., говорили о современных образовательных учреждениях, а вот какой, по вашему мнению, должна быть школа будущего, сейчас мы узнаем.

Дома вы    должны были подготовить небольшие сообщения на тему: «Школа будущего или школа моей мечты»

- «Так зачем же нужна школа?».

Вывод:  Школа была и будет всегда, она способствует передаче знаний, умений и опыта предшествующих поколений.  Должна помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».

Школа – это дорога в большой мир, именно школа помогает приобрести новые знания и новых друзей.

- Посмотрите на слайд, скажите, кого вы узнали на фото?    Кто вы по отношению друг к другу?

-  Сколько вам лет? Значит вы одного возраста, следовательно…

-  Что вас объединяет?    Следовательно вы …

 - Данные вопросы я вам задала не зря. Попытайтесь высказать свои версии по определению темы нашего урока.

- Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? 

(проблема урока)    Почему нужно ценить дружбу и товарищество.

 

  Самоорганизация готовности к уроку.

Ребята отвечают на вопрос: « Образование и самообразование»

Заслушиваются сообщения с презентациями.

 

Слайд №  Одноклассники  

Сверстники

Друзья

Формулируют тему урока 

«Одноклассники, сверстники, друзья» (записывают тему в тетрадь)

Что объединяет одноклассников? Что такое дружба? Кого мы называем друзьями?

3.Формирование нового знания

Первичное закрепление нового знания.

 

Сейчас мы поработаем с ключевыми понятиями.  Перед вами текст, который называется «Ты и другие ребята» (Приложение 1)  и карточки.   Прочитайте текст и выберите  карточки (Приложение 1)  с  понятиями,  которые характеризуют    одноклассников,     сверстников (1 гр. –  одноклассники,   2 гр.-  сверстники )

Работа по вопросам.

  • Что объединяет одноклассников?
  • Кого мы называем сверстниками?

Одноклассники  - ребята, которые учатся вместе, в одном классе. 

Сверстники - люди одного возраста.

- Накануне мы с вами провели небольшой опрос и вы ответили на вопросы. Посмотрите на графики. На вопрос «Считаете ли вы свой класс дружным?»   6 человек ответили - да

На вопрос «Есть ли у вас в классе друзья» 1 человек ответил -много, 5 человек-все.  Вы настоящий дружный класс, поэтому вас не затруднит  ответить на вопросы,  КТО ТАКОЙ НАСТОЯЩИЙ ДРУГ  И ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА?

 Просмотр видеоролика.

Задание: посмотрите  видеоролик.  В нем вам встретятся качества, которыми должен обладать настоящий друг.  Выберите   после прослушивания   карточки с качествами, которые   встретятся вам в песне.    ( карточки (Приложение 1) крепят к доске к  «ДРУЗЬЯМ»)

 - Какими качествами обладает настоящий друг?

- Что такое дружба?

 

- Есть одна народная мудрость « Друзья познаются в беде!»      Выясним, так ли это?  

Сейчас  мы познакомимся    с удивительным человеком, выдающимся  математиком Львом Семеновичем  Понтрягиным.  Рассказ «Жил на свете человек»

Задание: Прочитайте рассказ о выдающимся математике Льве Семеновиче Понтрягине   и ответить на вопросы:

1 группа  

  1. Что вы узнали о Л. С. Понтягине?
  2.  Какую помощь   оказали одноклассники  Льву Семеновичу?

2 группа

  1. Каким образом Лев Семенович преодолел себя?
  2. Верен ли вывод «Стать достойным помогли не только воля и старание, но и забота друзей»?

Какой вывод можно сделать из этого рассказа?

Самостоятельно работают с текстом и карточками, презентуют свои работы, определяя черты сходства и различия между указанными понятиями.

- Ребята, которые учатся вместе, в одном классе.

- Люди одного возраста.

 Записывают в тетрадь понятия.

 

Выбирают качества, присущие другу.  

 

Перечисляют.

Дают определения «Дружба», записывают в тетрадь.

Дружба -близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, общности интересов.

Группы совместно делают вывод: благодаря помощи одноклассников и усердно трудясь, человек может достичь огромных высот.

- Дружба – неоспоримая ценность.  Она является  духовной  опорой, помогающей  человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.   Дружба как  ценность  придает смысл человеческой жизни.     Это подтверждает и мудрый русский народ. Попробуем рассмотреть   эту  ценность  через пословицы и поговорки.

 - Ребята, я предлагаю вам игру «Наведите порядок»   На доске размещены пословицы о дружбе, но их части перепутаны.  Вам нужно восстановить пословицы и объяснить их смысл.

1.Друзья познаются в беде                                    4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей

2.Сам погибай, а товарища выручай                  5.Старый друг лучше новых двух

3.Один за всех, и все – за одного.                          6.Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  1. Не бросит в беде только тот, кто тебе настоящий друг.
  2. Надо помогать друг другу, даже рискуя попасть в неприятную ситуацию.
  3. Пословица характеризует чувство коллективизма, взаимную помощь и поддержку.
  4. Дружба дороже богатства, денег.
  5. Старый друг надежнее, провереннее в трудных жизненных  ситуациях, а новый знакомый неизвестно как может повести себя в трудной ситуации.
  6. Мало найти хорошего друга, нужно суметь  сохранить эту дружбу, дорожить ей, чтобы она была крепкой.

Учащиеся собирают пословицы и объясняют их смысл.

Рефлексия

Домашнее задание 

Финал урока.

Настоящая дружба делает нас счастливыми.  Для каждого из нас важно научиться отличать дружбу от других видов отношений.   Какой же он – настоящий друг?

Упражнение « Дерево без листьев»  (Приложение 2)

- Представьте, что вы путешествуете с друзьями. Остановились на привале у  дерева без листьев. Какие мысли пришли вам в голову, когда вы увидели дерево без листьев?

Попробуйте закончить предложение: Дерево без листьев, (что человек без друзей). Давайте украсим его цветными листьями, чтоб было оно радостное, красивое, чтоб люди любовались им.   Прикрепите листочки. Каждый лист - это черта характера, которая помогает быть хорошим другом и быть счастливым в дружбе! Повесьте свой листочек на дерево! На парте - карточки – подсказки. Учитель первым выполняет задание (даёт образец: Настоящий друг - ……).

- Вывод:  у нас получилось замечательное дерево ДРУЖБЫ.

Теперь давайте вернемся  к той проблеме, которую мы поставили в начале урока.      Почему нужно ценить дружбу и товарищество.

В конце урока давайте обменяемся мнениями.

1 Решили мы на уроке поставленную проблему?

3. Какая часть урока была для вас более интересной?  Почему?

4. Оцените свою работу на уроке по шкале от «1» до «5».

Аргументируют, почему та или иная оценка.   Оценки нарисованы на смайликах.        .

I.

  1. B детской песенке поется, что дружба начинается с улыбки. Так считал Крошка Енот. A что думаешь ты? C чего для тебя начинается дружба?

Дружба начинается с _____________________

  1.  Помнишь строки « Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много?»
  • Что дает человеку дружба? Запиши не менее 3-х причин, по которым ты ценишь дружбу.
  • 1 )___________________________________________
  • 2) ___________________________________________
  • 3) ___________________________________________

II. написать  рассказ о своем друге (желающие)

Сейчас, ребята, я попрошу вас подняться со своих мест и выйти на передний план и встать так, как вы обычно объединяетесь в школе, на улице, когда из школы идете домой, на секцию и т.д.

Так, перед нами образовалась картина, в которой явно выявились группы. Я думаю, что такое объединение можно рассматривать положительно, потому что среди вас нет таких, которые остались бы в одиночестве. Это замечательно.

Ребята. Вы должны помнить о том, что вы коллектив и у вас есть общие цели, задачи, интересы. Поэтому, я предлагаю вам взяться за руки, встать поближе друг к другу, чтобы почувствовать плечо своих одноклассников.

Я от души желаю вам беречь и хранить дружбу.

Ответы учеников:  Дружба – неоспоримая ценность.  Она является  духовной  опорой, помогающей  человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.   Дружба как  ценность  придает смысл человеческой жизни.

 

 

 

 

Мои выводы по представленному мной уроку:

•  На мой взгляд, групповая форма работы является наиболее оптимальной для данного урока, имеющего основной целью создание условий для осознания учащимися дружбы как лично и социально значимой ценности, так как она уже ориентирует учащихся на дружеские межличностные отношения, сплоченность, принятие другого как ценности и т.д.

•  Большое значение имеет также и обращение к культурно – историческим аналогам (фрагмент мультфильма «Настоящий друг», фрагменты из фильма «Приключения Электроника»), так как они демонстрируют отрицательный и положительный примеры межличностных отношений, обеспечивают наглядность, которая также оказывает влияние на осознание учащимися формируемой ценности.

•  Таким образом, предложенная мной разработка урока, на мой взгляд, действительно может обеспечить достижение ценностно – смысловых образовательных результатов, которые являются неотъемлемой частью человекосообразного образования.

Игра «Наведите порядок». Соберите пословицы и поговорки. Объясните смысл некоторых из них. Каждая группа получает конверт с разрезанными пословицами. Чья группа быстрее соединит пословицы.

1. Дружба дружбой, а служба службой.

2. Друзья познаются в беде.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. С кем поведешься, от того и наберешься.

5. Сам погибай, а товарища выручай.

6. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

7. Старый друг лучше новых двух.

    8. Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

  1. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  2. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.
  3. Нет друга - ищи, нашёл - береги.
  4. Старый друг лучше новых двух.
  5. Человек без друга, что земля без воды.
  6. Друг спорит, а недруг поддакивает.
  7. Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
  8. Расстояние дружбе не мешает.
  9. Человек без друзей, что сокол без крыльев.
  10. Был бы дружок, найдется и часок.
  11. Птица сильна крыльями, а человек друзьями.
  12. Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Урок обществознания 5 класс.Тема: «Твои классные друзья».

Соболева О.Б. , Иванов О.В.                    « Обществознание. Введение в обществознание» 5 класс. ФГОС.             ...

План - конспект урока в 11 классе по теме « Мой круг друзей»

Урок посвящается дружбе. Учащиеся знакомятся с пословицами и поговорками о дружбе английского, русского и татарского народов....

Материал к уроку в девятом классе по теме "Семья и друзья": карточки с заданиями.

Раздаточный материал для фонетической зарядки, речевой разминки и карточки с заданиями для активизации лексических и орфографических навыков на уроке английского языка в девятом классе по теме: "...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"

Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...