Рабочая программа Обществознание 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса. Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне в полном объёме. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обществознание 10 класс | 58.33 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Руководитель _______________________ «____» ____________ 2016 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _________ Лаврова В.В. «____»____________ 2016 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Т.И. Моисейченко № «_____» приказа «_____» ___________ 2016 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
______________________________________________________
(название предмета, курса, модуля, кружка)
класс _______________________________
уровень _____________________________
(базовый, профильный)
учитель _____________________________
учебный год ________________________
Черноморское
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа предназначена для изучения обществознания учащимися 10 класса. Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и предусматривает изучение материала на базовом уровне в полном объёме. Рабочая программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию и авторской программы «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2006, базовый уровень».
Преподавание предмета «Обществознание» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03. 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования».
4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г.№ 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
6.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
7.Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) - Сборник нормативных документов. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М., «Дрофа», 2007.
8.Учебный план МБОУ «Черноморская средняя школа № 1» муниципального образования Черноморский район Республики Крым на 2015/2016 учебный год.
9.Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год/Приложение к письму Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 №01-14/68
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: самостоятельные работы, тестирование, обобщающие уроки.
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» в 10 классе представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, культурная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Изучение курса начинается с раздела «Общество и человек». В нём на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества. Раздел «Основные сферы общественной жизни» даёт представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них. Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, даёт краткую характеристику современного российского законодательства.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что обучающиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (включая экономику и право) на этапе среднего (полного) общего образования в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (т.к. учебный год составляет 34 учебных недели), а авторская программа - на 70 учебных часов. Поэтому в рабочую программу было внесено следующее изменение: сокращение на 2 часа за счет резервного времени.
В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, основанной на уважении закона и правопорядка; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать свои суждения, давать определения, приводить доказательства;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и познавательного характера, формулирование полученных результатов;
- владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы по темам
10 класс (68 ч.)
РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (15 ч.)
Тема 1. Общество (4 ч.)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (11 ч.)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 ч.)
Тема 3. Духовная культура (9 ч.)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (5 ч.)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (13 ч.)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (12 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 ч.)
Тема 7. Право как особая система норм (10 ч.)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч.)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.
Итоговое повторение — (2 ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
на 2016/2017
10 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
№ | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Даты проведения | Оборудование урока | Домашнее задание | |
План | факт | |||||
Раздел I. Общество и человек (15 часов) | ||||||
Тема 1. Общество (4 часа) | ||||||
1 | Общество как совместная жизнедеятельность людей (часть 1). | Прочитать введение к учебнику; § 1 стр.7-11, выучить по тетради. | ||||
2 | Общество как совместная жизнедеятельность людей (часть 2) | § 1 стр.11-16, ответить письменно на вопросы к документу со стр.16. | ||||
3 | Общество как сложная динамическая система (часть1) | § 2 стр.18-22, выучить по тетради | ||||
4 | Общество как сложная динамическая система (часть 2) | § 2 стр.22-26, ответить устно на вопросы после параграфа; письменно задания к документу со стр.26. | ||||
Тема 2. Человек. (11 часов) | ||||||
5 | Природа человека (часть1) | §4,выучить по тетради. Индивидуально подготовить доклад по теме: теории происхождения человека. | ||||
6 | Природа человека (часть2) | Выучить по тетради; написать эссе: «В чём смысл жизни человека?» | ||||
7 | Человек как духовное существо (часть1) | §11 стр.110-111, стр.114-118, индивиду-ально подготовить доклад. | ||||
8 | Человек как духовное существо (часть2) | §11 стр.111-114. Задания 1,4,5 письменно стр.119-120. | ||||
9 | Деятельность как способ существования людей (часть 1) | §5 стр.49-52, выучить по тетради | ||||
10 | Деятельность как способ существования людей (часть 2) | §5 стр.52-56. Задания 1-3 со стр.57-58 письменно. | ||||
11 | Познание и знание (часть 1) | §6 стр.58-64, выучить по тетради. | ||||
12 | Познание и знание (часть 2) | §6 стр.63-69. Ответить устно на вопросы после параграфа. | ||||
13 | Человек в системе социальных связей (часть 1) | Повторить §4. Выучить по тетради. | ||||
14 | Человек в системе социальных связей (часть2) | §7. Повторить темы: «Общество» и «Человек». Устно ответить на вопросы для повторения со стр.100. | ||||
15 | Духовная жизнь общества (часть2) | § 16, задания 2,3,5 со стр.172 письменно | ||||
16 | Обобщающий урок по темам «Общество.Человек». | Повторить основные термины по теме «Что такое общество». | ||||
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (39 часов) | ||||||
Тема 3. Духовная культура (9 часов) | ||||||
17 | Духовная жизнь общества (часть1) | § 10, задания 3,4 со стр.110 письменно. | ||||
18 | Наука и образование (часть1) | § 13 стр.131-135, задания 1,2 письменно. | ||||
19 | Наука и образование (часть2) | § 13 стр.135-139, задания 3,4 со стр.141 письменно. | ||||
20 | Мораль и религия (часть1) | § 12, задания 1,4,5 письменно со стр.130. Индивиду-ально подготовить доклад. | ||||
21 | Мораль и религия (часть2) | § 14, задание 1 со стр.152 письменно. (эссе) | ||||
22 | Искусство и духовная жизнь (часть1) | § 15 стр.152-158, задания 4, 6 со стр.162 письменно. | ||||
23 | Искусство и духовная жизнь (часть2) | § 15 стр.158-160. Выучить по тетради. Индивиду-ально подготовить доклад. | ||||
24 | Обобщающий урок по теме: «Духовная культура». | Повторить по тетради. | ||||
Тема 4. Экономическая сфера (5 часов) | ||||||
25 | Роль экономики в жизни общества (часть1) | §1,3 Устно ответить на вопросы после параграфов. Выучить по тетради. | ||||
26 | Роль экономики в жизни общества (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
27 | Экономическая культура (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
28 | Экономическая культура (часть2) | Повторить темы: «Духов-ная культура» и «Экономиче-ская сфера». Устно отве-тить на вопро-сы для повто-рения стр.173-174 | ||||
29 | Обобщающий урок по темам: «Духовная культура» и «Экономическая сфера». | Повторить тему: «Человек в системе социальных связей». | ||||
Тема 5. Социальная сфера (13 часов) | ||||||
30 | Социальная структура (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
31 | Социальная структура (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
32 | Социальные взаимодействия. (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
33 | Социальные взаимодействия. (часть2) | Выучить по тетради. Индивидуаль-но подготовить доклад. | ||||
34 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
35 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
36 | Национальные отношения. (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
37 | Национальные отношения. (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
38 | Семья и быт (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
39 | Семья и быт (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
40 | Молодежь в современном обществе. (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
41 | Молодежь в современном обществе. (часть2) | Индивиду-ально подготовить доклад.Повторить тему: «Социальная сфера». | ||||
42 | Обобщающий урок. по теме: «Социальная сфера» | Повторить тему: «Общество как сложная динамическая система». | ||||
Тема 6. Политическая сфера (12 часов) | ||||||
43 | Политика и власть. (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
44 | Политика и власть. (часть2) | Выучить по тетради. Подготовить доклад индивиду-ально. | ||||
45 | Политическая система (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
46 | Политическая система (часть2) | §18, 20 прочитать. (учебник Право ч.2) | ||||
47 | Политическая система (часть3) | §21 прочитать. (учебник Право ч.2). Выучить по тетради;. | ||||
48 | Гражданское общество и правовое государство (часть1) | §23,26 прочитать (учебник Право ч.2). Выучить по тетради. | ||||
49 | Гражданское общество и правовое государство (часть2) | Выучить по тетради. | ||||
50 | Демократические выборы и политические партии (часть1) | §29-30 (учебник Право ч.2). Выучить по тетради. | ||||
51 | Демократические выборы и политические партии (часть2) | Повторить §29-30 (учебник Право ч.2). Выучить по тетради. | ||||
52 | Участие гражданин в политической жизни (часть1) | Выучить по тетради. | ||||
53 | Участие гражданин в политической жизни (часть2) | Выучить по тетради; повторить тему: «Политичес-кая сфера». | ||||
54 | Обобщающий урок по теме «Политическая сфера» | Повторить тему: «Гражданское общество и правовое государство» и §23,26 | ||||
РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 часов) | ||||||
Тема 7. Право как особая система норм (10 часов) | ||||||
55 | Право в системе социальных норм. | § 18 (Учебник Общество-е), § 5 (Учебник Право ч.1) | ||||
56 | Публичное и частное право. | § 5 (Учебник Право ч.1). Выучить по тетради. | ||||
57 | Источники права. (часть1) | § 19 (Учебник Общество-е), задания 2,3 со стр.206 письменно. § 24-25 (Учебник Право ч.2) прочитать. | ||||
58 | Правоотношения и правонарушения. (часть1) | §12,13,14 (Учебник Право ч.1) задание 1 со стр.131 письменно, задание 2 со стр.131 устно. | ||||
59 | Правоотношения и правонарушения. (часть2) | § 15 (Учебник Право ч.1) Решить задачи со стр.161 письменно. | ||||
60 | Развитие права в современной России. | §20 (Учебник Общество-е) | ||||
61 | Современное российское законодательство. (часть1) | §22-23 (Общество-е). Выучить по тетради. Задания к документу со стр. 251 письменно. | ||||
62 | Современное российское законодательство. (часть2) | § 24-25 (Общество-е). Выучить по тетради. Задания к документу со стр.262 письменно. | ||||
63 | Предпосылки правомерного поведения. | § 21 (Общество-е), §16 (Учебник Право ч.1). Задания 1,2,3 со стр.170-171 письменно. Повторить тему «Право как особая система норм». | ||||
64 | Обобщающий урок по теме: «Право как особая система норм». | Повторить основные термины темы «Обшество». | ||||
Заключительные уроки (2 часа) | ||||||
65 | Общество в развитии. | § 3 стр.28-30, стр.34-40 (Учебник Общество-е) Выучить по тетради. | ||||
66 | Современный мир и его противоречия. | § 3 стр.30-34 (Учебник Общество-е). Повторить основные определения изученных тем. | ||||
Итоговое повторение (2 часа) | ||||||
67 | Обобщающий урок по темам разделов: «Общество и человек», «Основные сферы общественной жизни», «Право». | Прочитать заключение, ответить устно на вопросы после него | ||||
68 | Итоговое повторение. |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения обществознания в 10 классе на базовом уровне учащийся должен:
Знать и понимать:
- определения основных понятий: «общество», «общественные отношения», «культура», «сферы общественной жизни», «духовная жизнь», «экономическая жизнь», «политическая сфера», «социальная система», «социальный институт», «человек», «мировоззрение», «социальное поведение», «личность», «свобода», «познание», «истина», «наука», «мораль», «религия», «искусство», «этика», «нравственная культура», «экономика», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные отношения», «социальный конфликт», «этнос», «нация», «семья», «политика», «власть», «политическая система», «государство», «гражданское общество», «правовое государство», «демократические выборы», «политические партии», «политическая идеология», «политическое участие», «право», «источники права», «правоотношения», «правонарушения», «отрасли права», «правомерное поведение», «правовая культура».
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения.
- важнейшие философские, экономические, социологические, политологические, юридические теоретические положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
- сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений; различать в социальной информации факты и мнения;
- извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
- подготовить устное выступление по социальной проблематике.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами ;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Критерии оценивания учащихся 10-11 классов
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ | 5 (отл.) | 4 (хор.) | 3 (уд.) | 2 (неуд.) |
1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение) | Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) | Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов | Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя | Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2.Умение анализировать и делать выводы | Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями | Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются | Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются | Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3.Иллюстрация своих мыслей | Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами | Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу | Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4.Научная корректность (точность в использовании фактического материала) | Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений | Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений | Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними | Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями | Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание | Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание | Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно | Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
Основные формы текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся:
- устные развернутые ответы с привлечением дополнительной информации;
- творческие работы (эссе);
- работа с терминами (письменно и устно);
- тестирование по пройденным темам.
Литература для учащихся:
1. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, М., «Просвещение», 2013г.-158с.
2. Учебник «Обществознание», 10 класс, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М. : «Просвещение», 2014г. -350 с.
3. Учебник «Право: основы правовой культуры» Ч.1,10 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Е.А. Певцовой, М. : ООО «Русское слово», 2014г. - 200с.
4. Учебник «Право: основы правовой культуры» Ч.2,10 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Е.А. Певцовой, М. : ООО «Русское слово», 2014г. - 240 с.
5. Учебник «Экономика», 10 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Р.И. Хасбулатова, М. : ООО «Дрофа», 2014 г. - 156, [4]с.
Литература
1. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. Примерная программа среднего (полного) образования на базовом уровне по обществознанию.
2.Учебник «Обществознание», 10 класс, базовый уровень, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М., «Просвещение», 2014г.-350 с.
3.Учебник «Экономика» 2-е изд., стереотип., 10 класс, базовый и углублённый уровни, под редакцией Р.И. Хасбулатова, М.: ООО «Дрофа», 2013 г. - 156, [4]с.
4.Учебник для 10 класса, «Право: основы правовой культуры». Базовый и углублённый уровни: в 2ч. Ч.1, под редакццией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово»,2014г. - 200с.
5.Учебник для 10 класса, «Право: основы правовой культуры». Базовый и углублённый уровни: в 2ч. Ч.1, под редакццией Е.А.Певцовой, М. : ООО «Русское слово»,2014г. - 240с.
6.Пособие для учителей общеобразовательных организаций, поурочные разработки к учебнику «Обществознание», 10 класса, базового уровня, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Ю.И. Аверьянова, М. : «Просвещение»,2014г. - 255с.
7. Тетрадь-тренажер. Обществознание. 10кл. Котова, Лискова, М., «Просвещение»,2013г. -128с.
8.Пособие для учащихся общеобразовательных организаций, Обществознание. Школьный словарь 10-11 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, М. : «Просвещение», 2013г. - 158с.
9.Кравченко А.И. Основы социологии. – М.: Академический проект, 2009. – 384 с.
10.Лазебникова А.Ю. Современное школьное образование. Вопросы теории и методики. – М.: Школа-Пресс, 2009. – 160 с.
11.Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ 2005. Обществознание. Типовые тестовые задания. – М.: Изд. «Экзамен», 2009. – 144 с.
12.Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 классы: книга для учителя. – М.: ТИД «Русское слово — РС», 2009. – 224 с.
13.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: пособие для учителя /[ Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.Ю. Басик и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007г.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
- Архив учебных программ и презентаций http://www.rusedu.ru/
- Библиотека по экономической литературе http://www.libertarium.ru/library/
- Библиотека учебников, монографий по социологии http://socioline.ru/
- Интернет-портал ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru/
- Научные статьи и учебные материла по экономике http://www.catback.ru/
- Официальный интернет – портал правовой информации http://pravo.fso.gov.ru/index.html/
- Сайт Министерства экономического развития РФ http://economy.gov.ru/
- Словари и справочники по социологии http://voluntary.ru/
- Cообщество взаимопомощи учителей –http://www.pedsovet.su/
- Учительский портал http://www.uchportal.ru/
- Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/
- Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». http://escocman.edu.ru/
- Экспертно-аналитический портал «Центр гуманитарных технологий» http://gtmarket.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 8 класс обществознание
Рабочая программа 8 класс обществознание...
Рабочая программа 9 класс обществознание
Рабочая программа 9 класс обществознание...
Рабочая программа "Обществознание" 6 класс
Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....
рабочая программа обществознание 9 класс база
рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...
Рабочая программа 6 класс обществознание
Рабочая программа 6 класс обществознание...
Рабочая программа 10 класс обществознание
Рабочая программа 10 класс по обществознанию...
Рабочая программа обществознание 9 класс
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО и ...