Рабочая программа Обществознание 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) по теме

Программа предназначена для 8-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-9 классы. Авторы: Боголюбова Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Москва:  «Просвещение», 2010 год. Учебник: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 8 класс. Москва: «Просвещение», 2011 год. Программа   составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обществознание 8 класс152 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

_______________________

_______________________        

Руководитель

_______________________

«____» ____________ 2016

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Лаврова В.В.

«____»____________ 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Т.И. Моисейченко

№ «_____» приказа

«_____» ___________ 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                ______________________________________________________

(название предмета, курса, модуля, кружка)

                

класс _______________________________

уровень _____________________________

(базовый, профильный)

учитель _____________________________

                учебный год ________________________

                

Черноморское

2016 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативных  и учебно-методических документов:

1.          Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании".

2.         Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

3.        Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10   «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

4.        Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

5.        Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по обществознанию.

6.        Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год         утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года. Примерные программы по обществознанию, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

7.        Областной закон «Об образовании в Ростовской области».

8.           Программа основного общего образования по обществознанию JLН. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеева. - М., Просвещение, 2011

     Согласно   25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

•        извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

•        решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

•        формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

•        наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

•        оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

•        участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

•        конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни; совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.  

Количество практических работ за год – 17

   Практические работы в 8 классе будут проводиться форме  устных обсуждений,  деловых игр, дискуссий, работы с текстом, презентаций, написания рассказов, эссе, рефератов, сообщений  и др. Практические работы будут оцениваться выборочно по усмотрению учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Этот курс явля¬ется составной частью системы изучения дисциплин социаль¬но-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, лите¬ратурных, правовых, географических знаний, имеющие опреде-ленный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию ре¬альной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

Изучение курса призвано содействовать формированию у учащихся, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития чело¬веческого общества, его социальной структуре, политических институтов, экономического базиса и духовной сферы, станов¬лению правосознания и гражданской позиции. Данная дисцип¬лина призвана помочь им также ориентироваться в текущих со-бытиях общественно-политической жизни.

            Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гумани¬тарных дисциплин, а именно философии (включая этику), эконо¬мики, социологии, психологии, права, политологии и культуро-логии.

Цели учебного предмета:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;  

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;    

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи изучения обществознания:

-достижение учащимися уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;

-подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

•        умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

•        владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

•        выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

- использование элементов причинно-следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объекта;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей;

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  федеральным  базисным учебным планом  и примерными  учебными планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.  в  рамках  основного  общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ ЧСШ № 1 на изучение предмета «Обществознание»    в 8 классе выделено 2 часа в неделю: 1 час - в вариативной части, 1 час – из школьного компонента. Дополнительный час даст возможность уделять больше внимания развитию практических навыков обучающихся, а также направлен на изучение сложных для понимания восьмиклассников обществоведческих проблем.

В  соответствие с годовым календарным графиком МБОУ ЧСШ № 1 на 2015-2016 учебный год запланировано проведение 70 уроков.

Содержание тем учебного курса.

Тема 1. Личность и общество.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.    Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы, угрозы. Глобальные проблемы современности.

Тема 2.  Сфера духовной культуры.

              Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

              Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло – главные понятия этики. Критерии морального поведения.

              Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть – внутренний самоконтроль человека.

              Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

              Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в РФ. Непрерывность образования. Самообразование.

               Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

               Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Тема 3. Экономика.

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость.

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения.

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;

- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально- политические, культурологические знания;

- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной  жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Результаты и система их оценки. 

Критерии оценки уровня достижений обучающихся по предмету.

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т. п.);

использовать приобретённые знания и умения практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Владеть компетенциями

  • коммуникативной;
  •  ценностно-смысловые;
  • личностного саморазвития;
  • информационно-поисковой;
  • рефлексивной;

учебно-познавательной


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

на 2016/2017

8 КЛАСС (34 ЧАСОВ)

№ п/п

содержание

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

Домашнее задание

1

Вводный урок. Человек в обществе.

1

ТЕМА I. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО (5 ч.)

2

Личность.

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

4

Зачет № 1. Развитие общества.

1

5

Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.

1

6

Личность и общество.

1

ТЕМА 2. СФЕРА ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ (8 ч.)

7

Сфера духовной культуры и ее особенности. Социальные ценности и нормы

1

8

Зачет № 2. Мораль. Патриотизм и гражданственность.

1

9

Долг и совесть.

1

10

Моральный выбор. Свобода и ответственность.

1

11

Образование  в условиях информационного общества.

1

12

Зачет № 3. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

1

13

Религия как одна из форм культуры.

1

14

Духовная сфера общества.

1

ТЕМА  3. ЭКОНОМИКА (15 ч.)

15

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.

1

16

Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.

1

17

Основные вопросы экономики. Экономические системы и собственность.

1

18

Право собственности

1

19

Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики.

1

20

Производство. Товары и услуги.

1

21

Предпринимательская деятельность

1

22

Роль государства в экономике.

1

23

Налоги, уплачиваемые гражданами.

1

24

Распределение и неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

1

25

Потребление. Экономические основы защиты прав потребителя.

1

26

Инфляция и семейная экономика.

1

27

Безработица, ее причины и последствия.  

1

28

Мировое хозяйство и Международная торговля. Внешнеторговая политика.

1

29

Повторительно-обобщающий урок – практикум.

1

ТЕМА  4. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (5 ч.)

30

Социальная структура общества.

1

31

Социальный статус и социальная роль.

1

32

Межнациональные и межконфессиональные отношения.

1

33

Отклоняющееся поведение. Социальная значимость здорового образа жизни.

1

34

Социальная структура российского общества

1

Список литературы:

1.Сборники КИМов  ГИА и ЕГЭ по обществознанию, ФИПИ, М.-«Интеллект-Центр» 2012- 2014.г.

2.Л.Н. Боголюбов. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006г.

3.А.И.Кравченко. Методическое пособие для учителя. -М.: Просвещение,2006г.

4.Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Экзамен» 2009г.

5.Обществознание. Тестовые задания. Изд-во «Учитель». 2008г.

6.Обществознание. Учебное электронное пособие. 2010г.

7.Основы правовых знаний. Учебное электронное пособие. 2011 г.

8.(www.proschool.ru).- учительский портал (материалы к урокам, презентации,

 рабочие программы, электронная библиотека, тесты, контрольные работы, материалы    к   ЕГЭ).

9.http://him.1september.ru/index.php – журнал «Преподавание обществознания  в школе».

10.http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку: разработки, презентации.

11.www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

12.www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

14.  http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...