Управление качеством образования на уроках истории и обществознания.
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Милованова Татьяна Петровна

В документе изложены материалы к мастер-классу по теме "Управление качеством образования на уроках истории и обществознания". К этому материалу создана презентация. В разработке показаны некоторые приемы и методы работы с темой и целью урока, приведены довольно удачные примеры использования предложений автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlenie_kachestvom_obrazovaniya_na_urokah_istorii_i.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

города Новоалтайска Алтайского края»

 

 

                                               

Милованова Т. П.

Материалы к проведению «мастер-класса»

«Управление качеством образования на уроках истории и обществознания»

Новоалтайск 2016

       

      Школа, будучи одним из основных социальных институтов, чутко реагирует на все изменения в обществе. Постоянное реформирование образования углубляет и расширяет проблемы современного преподавания. Думается, что в первую очередь, противоречивые проблемы преподавания выявляются в области гуманитарных наук. Одной из негативных тенденций в современном преподавании истории является подавление историческим содержанием методики преподавания. Учитель сегодня захлебнулся в материале: в лабиринте разнообразных программ, курсов, учебников, методических пособий найти свой единственный верный путь весьма сложно. Но ведь именно методика определяет, как вписать известные и вновь открытые исторические факты в систему, как включить их в урок и каков будет результат. Установка общества на новое качество образования в современной школе требует от учителя значительно большего внимания к методике преподавания.

      Что значит управлять качеством? Профессор одного из Токийских институтов Исикава Каору, специалист по управлению качеством, на этот вопрос ответил так: «Заниматься управлением качеством – значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребностям». Применительно к обсуждаемой проблеме стоит ещё раз выделить: «разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать».

      В образовательном процессе скрыты большие потенциальные возможности повышения качества образования. Среди основных резервов повышения качества обучения путём совершенствования урока остановимся на следующих:

1) Чёткое определение целей урока, направленных на достижение запланированных результатов, соответствующих требованиям государственного стандарта образования.

Организация действий учащихся по принятию целей учебного занятия.

2) Использование методов обучения, максимально активизирующих познавательную деятельность учащихся, умелое сочетание репродуктивных и продуктивных методов обучения.

3) Изменение позиций участников образовательного процесса: учителя и учащегося.

       В традиционном обучении учитель осуществляет однонаправленное влияние на ученика, что ограничивает возможности для реализации и развития потенциальных способностей ребёнка. В инновационных технологиях ученик рассматривается как субъект собственного развития, основным способом обучения становится деятельностно-практический. Такой способ обучения позволяет достичь более высокого качества образования: в процессе усвоения учащимися знаний и умений осваивается новый социокультурный опыт, методы и способы познания, активизируются внутренние саморегулирующие механизмы развития личности. Говоря образно: в традиционной школе учитель дарит детям себя, а в современной школе - надо подарить ребёнку его самого.

       Определив таким образом объект нашей совместной деятельности, обозначим его форму как «мастер-класс». Эта форма предполагает различные методы работы: уроки со взрослыми-с демонстрацией методов и приёмов эффективной работы с детьми, совместное моделирование урока, представление системы уроков с наблюдением по заранее заданному плану, круглые столы и т.д. Не будем пытаться «объять необъятное» и ограничимся попыткой продемонстрировать и проанализировать некоторые методы и приёмы эффективной работы с учениками.

       Прежде всего стоит обратить внимание на формулировку темы урока, уже здесь, в самом его начале скрыты реальные возможности мотивации обучения и целеполагания на уроке. Следует отметить, что эти возможности используются авторами многих современных учебников, тем не менее, для учителя в этом плане есть над чем работать.

На уроках со сложным теоретическим содержанием, чтобы помочь выделить главное, можно использовать вопросительную форму заголовка темы: «Как изменилась жизнь восточных славян в 6-8 веках?», «Как и почему Римская империя оказалась на краю гибели?». Пониманию смысла исторического движения могут содействовать заголовки типа «От республики к восстановлению монархии» (реставрация монархии в Англии).

        Тема может быть использована для придания мощного эмоционального заряда, душевного настроя, если использовать литературные, исторические тексты: «Запад есть Запад, Восток есть Восток…» (обществознание. Тема «Восток и Запад», 11 кл.); «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку…» П.Я. Чаадаев (тема «Российская цивилизация», обществознание 11 класс)

         Сейчас информированность детей достаточно высока, можно для придания теме необычного звучания осветить известный факт под неизвестным углом зрения: «Женщины на троне». (Эпоха дворцовых переворотов.)

В заголовке урока может содержаться скрытый план изучения новой темы. Сначала школьники с помощью учителя анализируют его, а потом и самостоятельно выделяют ключевые слова, определяют порядок и цель работы. Например, «Восточные славяне и их соседи»…Рассуждая о названии темы, ученики приходят к выводу, что нужно ответить на следующие вопросы:

1) Где жили восточные славяне?

2) Как они там появились?

3) Какие народы были соседями восточных славян?

4) Где они жили?

5) Какие отношения были у восточных славян с их соседями?

Если на следующих занятиях звучат аналогичные формулировки тем, то чаще всего ребята по уже известному им алгоритму составляют план их изучения.

        Предложение слушателям: Подумайте и предложите свои способы формулировки темы урока. Для примера возьмём темы: «Центры собирания русских земель», «Культура первобытных людей». (Можно сформулировать альтернативный вопрос: «Тверь или Москва?» или создать проблемную ситуацию «Первобытный человек и культура»).

Перечисленные варианты составления заголовков не исчерпывают их разнообразия. Внимание к этой проблеме создаёт новые возможности гуманизации учебного процесса в единстве его содержательной, деятельностной и межличностной сторон.

        Организовать деятельность учащихся по принятию целей учебного занятия

можно разными способами. Очень продуктивной является работа с картой. Например:

урок в 5 классе по теме «Греко-персидские войны». Во-первых, в формулировку темы можно добавить даты этих войн, так мы локализуем исторический факт определённым местом и временем (500-449 г.г. до.н.э.). Во-вторых, предлагаем ученикам показать на карте территорию Древней Греции и Персидской державы, сравнить их по размеру. Дети это знают и сделают вывод, что Греция по сравнению с Персидской державой была государством маленьким. После чего сразу сообщаем результат войн: греки победили персов. Чаще всего у ребят прямо вырывается вопрос: Почему, как небольшая Греция победила могущественную Персидскую державу? Цель урока сформулирована школьниками, далее составляем и выстраиваем план изучения темы также в совместной деятельности.

           Обращение к слушателям: Предложите свой вариант работы над постановкой цели урока. Например: урок истории в 10 классе (Учебник «Россия и мир» Волобуева), тема «Революции и реформы».

Алгоритм: во-первых, можно уточнить временной аспект в заголовке урока (первая половина 19 века), во-вторых, вспомнить термины «революция», «реформа», сравнить. В-третьих, предлагаем либо обратиться к карте Европы этого периода и посмотреть, где происходили революции, обнаружим, что на карте Великобритании таких значков нет, либо сообщаем сами, что в Великобритании в этот период осуществлялись реформы. У класса возникает вопрос: Почему в крупных европейских странах были революции, а в Англии реформы? - Смоделирована ситуация размышления и догадок: обращаемся к ученикам, предлагая высказать по этому поводу свои предположения, фиксируем мнения детей и в ходе урока определяем верность или ошибочность сделанных предположений.

На этапе целеполагания можно очень эффективно использовать ситуацию противоречивости суждений. Многие учителя используют этот способ, работая с семиклассниками над характеристикой личности Петра Первого, аналогично можно выстроить урок «Александр Первый». Познакомим детей с суждениями об императоре:

1) Мадам Ж. де Сталь при встрече с Александром: «Государь, ваш характер есть конституция для вашей империи, а ваша совесть - её гарантия».

2) Шведский канцлер об императоре: «Фальшив, как пена морская».

3) Первое впечатление Наполеона об Александре: «Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают». Предлагаем сравнить эти суждения о личности Александра Первого; очевидна противоречивость, и на это ученики обратят внимание, возникнет вопрос о том, каков же император на самом деле?  Далее, в зависимости от уровня подготовленности класса, от системы своей работы на уроках организуем фронтальную (в форме школьной лекции) или групповую работу с детьми, направленную на реализацию цели урока.

         Предложение слушателям: Попытаемся вместе смоделировать возможные варианты работы над целью урока по обществознанию «Социальное взаимодействие».

(Варианты:1) выяснение в беседе с учащимися уровня и конкретных единиц знания по данной теме, 2) анализ конкретной школьной ситуации: конфликта или сотрудничества – в любом случае совместная с учениками постановка цели урока.).

Определяя одним из направлений нашей работы использование методов обучения, максимально активизирующих познавательную деятельность учащихся, остановимся лишь на некоторых из них. Ряд авторов относит их к нетрадиционным, обеспечивающим создание на уроке личностно ориентированной ситуации. (Лукьянова М.И. в журнале «Завуч. Управление современной школой»). Не будем дискутировать по поводу их традиционности или нетрадиционности, обратимся лучше к их продуктивности.

       Метод чтения вслух предполагает работу с текстами в непосредственном и метафорическом смыслах. Этот метод занимает исключительно важное и совершенно особое место в развитии личности учащегося, он позволяет воспроизвести исторически оформившиеся человеческие свойства, способности и способы поведения через освоение

культурных ценностей и моделей культуры в целом.

        Метод чтения вслух можно использовать как приём в методе передачи знаний, когда содержание в тексте несёт непосредственное знание о психологических явлениях, как приём в проблемном обучении для постановки задачи. Задача учителя при работе данным методом – ставить перед детьми проблему, но ставить её так, чтобы это была их проблема. Примером подобной работы может быть чтение отрывка из «Философических писем» П.Я. Чаадаева о своеобразии российской цивилизации на уроке обществознания по данной теме, а может – отрывок из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - на уроке истории о реформе 1861 г.

         Метод развития творческого самочувствия включает в себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнёра, воображения, наблюдательности и т.д. Особое место занимает здесь использование элемента «театрализации» и «драматизации», что способствует социальной адаптации и повышает уровень коммуникабельности детей.

         Ученику предлагается на определённое время перевоплотиться в личность, обладающую желаемыми свойствами, и «пожить» таким образом в необходимых для их проявления обстоятельствах. Очень интересны в этом плане задания из рабочих тетрадей, предлагающие либо выступить на народном собрании в Афинах в качестве оратора по определённому вопросу, либо написать сочинение об одном дне из жизни афинянина и пр. С удовольствием дети разыгрывают сценку из истории Греции «На агоре», причём сами напишут сценарий, сделают или подберут необходимые аксессуары; подготовят прекрасные рекламные проспекты «Путешествие в Египет», «Семь чудес света» и т.д.

       Создавая условия для творческого самовыражения личности ученика, помогая найти точку опоры в его уникальности, учителю важно помнить, что «нельзя войти в одну и ту же воду дважды». Каждый урок – другой, все дети – разные. Заготовленные планы уроков могут не пригодиться по тем или иным причинам, возникает потребность в импровизации. Это сложный, привлекательный и перспективный метод, Большинство преподавателей в той или иной степени владеют им. В данной работе была сделана попытка импровизации на уровне формулировки темы и целей урока

       Обращение к слушателям: Какие из названных в работе методов были не только охарактеризованы, но и применялись в процессе нашей совместной деятельности?

Назовите самые, на ваш взгляд, эффективные из них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достижение нового качества обучения на уроках истории и обществознания в условиях перехода к ФГОС нового поколения в основной школе"

ФГОС нового поколенния основны изменении образовательной парадигмы в основе которой лежит -компетентностный подход....

"Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания"

Сообщение к выступлению на заседании районного методического объединения включает в себя основные технологии,  методы и приемы повышения качества знаний учащихся на уроках истории и общество...

«Пути повышения качества знаний на уроках истории и обществознания»

Данная статья посвящена проблеме повышения качества образования на уроках истории и обществознания  через применение инновационных технологий и методик образования....

Презентация "Управление качеством образования на уроках истории и обществознания".

В презентации показаны некоторые способы и приемы организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания. Подобная деятельность формирует и углубляет интерес к изучаемому матер...

"Роль системно-деятельностного подхода в повышении качества образования на уроках истории и обществознания

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений....

доклад: «Управление качеством образования на уроках естественных наук»

В докладе говорится об управлении качеством образования на уроках химии...

Доклад "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"

Доклад для педсовета "Формы и методы повышения качества образования на уроках истории и обществознания"...