Рабочая программа по обществознанию 5 класс (Красвченко)
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Фоменко Татьяна

рабочая программа по обществознанию 5 класс( Кравченко) и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochas_programma_obshchestvoznanie_5_klass.docx64.6 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КОШЕХАБЛЬСКИЙ РАЙОН»

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

         

         «Утверждаю»:                                                       Согласовано:                                        Рассмотрено:

Директор МБОУ  СОШ №7                                 зам. директора по УВР                       на заседании МО учителей _________                                                           Приказ №_____ от______2016 г.                        «____» _________2016 г.                    Протокол №_____ от___.___2016 г.____________________                                        __________________

        В.В. Сидюкова                                                      Т.А. Ворокова

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

       Наименование учебного                    обществознание

                             предмета        ___________________________

                         

       Статус учебного предмета                           обязательный

                            (курса)                 ___________________________

                                                                                          (обязательный, элективный)

        Класс                                                    5                ____________ 

       Объем учебного предмета                           34 часа        

                            (курса)                 __________________________

                                                         

                                                               Фоменко Т.М.

        Учитель                                 __________________________

                                                                         

                                                                          высшая     

       Категория                           __________________________

5 класс.

Рабочая  программа по обществознанию предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ СОШ № 7  п. Майский, Кошехабльского района, р Адыгея. Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:

  • Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • ФГОС основного общего образования (утвержден. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2016-2017 учебный год;
  • Типовое положение  об общеобразовательном учреждении, введённым в действие с  19.03.2001г.  № 196  Постановлением Правительства РФ  (с изменениями на 01.02.2005г.).
  • Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №7 5- 9 кл.
  • Локальных актов школы;
  • Учебного плана МБОУ СОШ № 7  на 2016-2017  учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  примерной  программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект -  М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения); Рабочей программы к предметной линии учебников под редакцией Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений/А.И.Кравченко.  – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013 – (ФГОС. Инновационная школа). 

Реализация рабочей программы рассчитана на 34 часа (из расчета  1 учебный час в неделю).  

Планируемые результаты.

Изучение обществознания в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных  традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

4. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов

5. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

10. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

  Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание материала.

       Введение. Как работать с учебником 

     Глава I. Человек в обществе

Загадка человека. Природа человека. Человек – биологическое существо.  Отличие человека от  животных. Наследственность. Социальная среда обитания человека

 Потребности   человека. Человек и его потребности.  Разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные .

    Человеческие интересы . Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.

    Как человек оценивает себя и других. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Представление о добре и зле для оценки и самооценки

    Люди  с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности.  Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.

Деятельность. Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность, как способ существования человека. Личность

Как человек познает мир  и самого себя. Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества:

чувственное рациональное познание. Самопознание.

Образование и самообразование Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в РФ. Инклюзивное образование

Современная школа. Школьное образование в РА. Инклюзивное образование в РА.Быть человеком - учиться жить в обществе, учиться социальному.  Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание.

Социализация. Быть человеком - учиться жить в обществе, учиться социальному.  Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Воспитание.

Положение человека в обществе. Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное пол положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.

Возрасты нашей жизни. Жизнь, как возможность реализации человека. Проблемы старения человечества.  Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.

 Особенности подросткового возраста. Возраст и положение человека в обществе. Права и обязанности несовершеннолетних Отношения со сверстниками        

Что такое гендер? Биологический пол, мужской, женский. Гендер, как  «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные  роли

Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек

в подростковом возрасте.

Национальная принадлежность. Этнический фактор в государственном развитии.  Миграция, мигранты. Толерантность. Национальные различия: как научиться их уважать.

Толерантность в отношениях  у народов, проживающих на территории  Северного Кавказа. Толерантность. Этнический фактор в отношениях  у народов, проживающих на территории  Северного Кавказа. Национальные различия: как научиться их уважать.

Юные граждане России. Граждане. Гражданство. Конституция РФ о гражданстве. Паспорт. Права человека. Юные граждане России: права и обязанности.

Государственные символы России и Адыгеи. История геральдики. Для чего создается символика. Здоровый образ жизни. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Долголетие.

Безопасность жизни. Пагубные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения. Опасность, безопасность. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек в обществе». Тестовая проверка знаний.  Повторение и обобщение материала

        Глава 2.  Ближайшее окружение подростка

Самые близкие люди. Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.

Семейные отношения. Семья и семейные отношения. Супружество. Родители. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.

Семья и семейные отношения у адыгов и казаков. Семья и семейные отношения у адыгов и казаков. Супружество. Почитание родителей. Родство. Семейные конфликты и их причиныСемейные ценности и традиции . Семейные ценности и традиции Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.

Забота и воспитание в семье. Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация  человека в семье.

Государственная поддержка семьи. Государственная социальная помощь. Материнский капитал. Социальные службы помощи семье. Почему государство должно поддерживать семью. Социальный работник.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.   Усыновление. Опека. Попечительство. Дети сироты. Социальные сироты.   Приемная семья. Уполномоченный при президенте РФ  по правам ребенка.

Человек в малой группе. Общество. Как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.

Общение. Общение, как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками

Межличностные конфликты. Конфликт. Межличностный конфликт. Почему возникают конфликты.Пути разрешения конфликтов.

Повторительно-обобщающий урок по главе «Ближайшее окружение подростка». Тестовая проверка знаний.   Повторение и обобщение пройденного материала

Календарно - тематическое планирование 5 класс.

Разделы и темы

Кол-во часов

Планируемые результаты

Д\З

Сроки

предметные

метапредметные

личностные

факт

план

1

Введение. Как работать с учебником.

1

Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.

Объяснить с помощью схемы, чем общественные науки отличаются от других наук и

от школьного предмета «обществознание».  Представить в виде схемы значение науки  жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук с школьным предметом «обществознание».

Обучающийся усвоит назначение школьного предмета обществознание. Выражать собственное отношение к изучению предмета

Стр. 5-9

Глава 1.  Человек в обществе         22 часа      (18/1 ч)

2

Загадка человека

1

Знать понятия, формулировать характеристики природы человека

с точки зрения. современных общественных наук.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника,  отвечать  на   поставленные вопросы, давать определение понятий.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность  человеческой  жизни.  

 

Сравнивать свойства человека и животных

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

§1,  вопросы и задания,

стр. 13-14

Практикум

3

Потребности   человека.

1

Знать основные  положения урока. Уметь  анализировать,  делать  выводы,  отвечать  на вопросы

Раскрывать

на конкретных примерах значение  самостоятельности  как показателя взрослости.

Составить по алгоритму   план  по возвышению и расширению своих потребностей.

Определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами.

§2, вопросы и задания,

стр. 19-20

Практикум

4

Человеческие интересы  

1

Знать основные  положения урока. Уметь решать проблемные задания, участвовать в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

Обучающие смогут: объяснить термины: интерес. Иерархия интересов

Обучающие смогут: преобразовать практическую задачу в познавательную, работая с текстом учебника о А.В. Суворове, подтвердив, что главный интерес в жизни Суворова, человека с широким кругом интересов – военное дело.  Обучающийся сможет сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу иерархии интересов.

Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем - нибудь и быть заинтересованным в чем - нибудь».  Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание

§3,  вопросы и задания,

стр. 26-27

Работа

с рубрикой «дополнительное чтение».

5

Как человек оценивает себя и других.

1

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   делать   выводы отвечать на вопросы.

Знать понятия.

Уметь: выделять главную мысль в тексте, выделять определения понятий, ответ на вопрос, высказывать аргументировано свою точку зрения, иллюстрировать вывод примерами

Объяснить

с помощью схемы   смысл понятия «самооценка».

Анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом

(о Суворове).

  Психолог

С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем- нибудь  и быть заинтересованным в чем- нибудь».  Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание

§4,  вопросы и задания,

стр. 32-33, Практикум

6

Люди  с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

1

Знать основные  положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.  Знать термины. Знать, что  поддержка близких – залог успеха.

Уметь характеризовать личность; характеризовать основные черты.

Определиться

в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, что

в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулировать предложения и отразить

в проекте.

  Оценивать

с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностям.

§5,  вопросы и задания,

стр. 39-40 Работа

с рубрикой «Интересные факты»

7

Деятельность.

 

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника,  выделять 

главное,   использовать ранее изученный материал для решения  познавательных задач

Проанализировать используя схему «Структура деятельности»   вид своей деятельности по выбору.

Выработать на примере характеристики своих ежедневных действий   модель обучения в школе.

Обосновать.  Согласны ли вы

с высказыванием «Отрицательный результат (деятельности)- тоже результат».  

Характеризовать основные черты деятельности.

Решать проблемные задания, участвовать

в дискуссии, аргументировать свою точку зрения.

§6,  вопросы и задания,

стр. 47-48

8

Как человек познает мир  и самого себя.

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника,  выделять главное,   использовать ранее изученный материал

Принять участие

в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше».

Объяснить  как человек познает мир и самого себя.

.

  Оценивать себя и отличать истинное знание от ложного

§7,  вопросы и задания,

стр. 53

9

Образование и самообразование

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника,  выделять главное,   использовать ранее изученный материал

  Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.

Выразить свое отношение к инклюзивному образованию.

§8,  вопросы и задания,

стр. 59-60 Работа

с рубрикой «дополнительное чтение».

10

Образование                 в РА.

1

Знать основные  положения урока.

Уметь анализироватьделать выводы,  

отвечать на вопросы

Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу. Использовать элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.

.

Выразить свое отношение к инклюзивному образованию в РА

Работа с дополнительным материалом и Интернет-ресурсами

11

Социализация

1

Знать  основные этапы и факторы социализации

личности..

Уметь анализировать делать выводы, отвечать на вопросы

Приводить  пример, на основе беседы с родителями или другими взрослыми, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации. Определить  

от чего зависит положение человека

в обществе.

Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний

Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том , что мешает вести себя хорошо. А что помогает.

§9,  вопросы и задания,

стр. 67-68

Работа с рубрикой «Советуем запомнить»

12

Положение человека

в обществе.

1

Знать основные  положения урока.

Уметь анализироватьделать выводы,  

отвечать  на вопросы

Выписать  работая в парах с текстом учебника   права и обязанности и ответственность человека в обществе. Характеризовать  основные этапы и факторы социализации

личности. Характеристика собственных социальных ролей

Составить  перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Чтобы вы хотели изменить в своем характере.

§10,  вопросы и задания,

стр. 76-77 Работа

с рубрикой «дополнительное чтение».

13

Возрасты нашей жизни.

1

Знать основные  положения урока.

Уметь анализировать,  делать выводы, отвечать  на вопросы

   На основе работы

с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей

с соответствующей возрастной группой.

 Сравнить и сопоставить на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода.

На основе работы

с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей

с соответствующей возрастной группой.

Проводить  опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы

§11,  вопросы и задания,

стр. 83-84

14

 Особенности подросткового возраста.

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять 

главное,   использовать ранее изученный материал для решения  познавательных задач

Раскрывать на конкретных примерах значение

самостоятельности  как показателя взрослости

Описывать отрочество как особую пору жизни.

§ 12,  вопросы и задания,

стр. 91-92

15

Что такое гендер?

1

Знать кто такой гендер как социальный пол  на основе приведения примеров гендерных  ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек.

Уметь: анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять 

главное,   использовать ранее изученный материал

 Дать объяснение утверждениям: мужчина-«сильный пол».  Женщина-«слабый пол»  и  выполнить практикум, предложенный

в конце параграфа.

Подготовить коллективный портрет  «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение

в обществе», «Женщины

в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться. положение в обществе».

Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека

§13,  вопросы и задания,

стр. 97-98 Работа

с рубрикой «Интересные факты»

16

Различия

в поведении мальчиков и девочек.

1

Знать что различие в проведении мальчиков и девочек, связь  природных различиями и гендерной социализации.

Уметь: анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять 

главное,   использовать ранее изученный материал

Представить  варианты решения вопроса: «С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек».

Подготовить   сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов».

Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем  возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке.

§14,  вопросы и задания,

стр. 103-104 Работа

с рубрикой «Интересные факты»

17

Национальная принадлежность.

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений.

Спланировать, что такое национальная принадлежность,   пути решения ответа  на поставленный вопрос.

Подготовить презентацию  о культуре других народов, которую смогли узнать во время путешествий, поездок, экскурсий.

Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности Формировать непримиримое отношение  к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни

§15,  вопросы и задания,

стр. 112 Работа

с рубрикой «Обратимся

к закону»

18

Толерантность в отношениях  у народов, проживающих на территории  Северного Кавказа

1

Уметь: характеризовать  основные этапы и факторы социализации

личности.

Учиться оценке своего поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде

Понимать определение «толерантность»

Подготовить презентацию  о культуре других народов, проживающих на территории РА

Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности Формировать непримиримое отношение  к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни

Работа с дополнительным материалом и Интернет-ресурсами

19

Юные граждане России.

 

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: Объяснять  значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт

Назвать  права  человека, работая  с отрывками Конституции РФ, которые он получает от рождения.

На основе парной работы научиться задавать вопросы,  контролируя партнера (меняясь ролями: контролер  и  исполнитель).

Оценивать собственные действия как гражданина России Завершить предложение: «Я как гражданин России , обязан хорошо учится, потому что…»

§16,  вопросы и задания,

стр. 118-119 Работа

с рубрикой «Обратимся

к закону»

20

Государственные символы России и Адыгеи.

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: Объяснять  значение понятий,  знать происхождение символики

Определять символику РФ и РА.

На основе парной работы научиться задавать вопросы,  контролируя партнера.

Воспитывать в себе уважительное отношение к государственным символам России и Адыгеи

Работа с дополнительным материалом и Интернет-ресурсами

21

Здоровый образ жизни.

1

Формировать положительное отношение

к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения

в соответствии

с требованиями безопасности жизнедеятельности

Знать основные  положения  урока.

Уметь: Объяснять  значение понятий

 Устанавливать  причинно-следственные связи, анализируя составляющие ЗОЖ и состояние своего здоровья.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности,

проводя  опрос родственников или знакомых долгожителей,

выяснив в чем секрет их долголетия.

 Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие зож.

§17,  вопросы и задания,

стр. 125-126.

 Работа с дополнительной информацией. «Влияние сект на здоровье человека».

22

Безопасность жизни.

1

Знать основные  положения  урока.

Уметь: Объяснять  значение понятий

Корректировать собственное поведение

 в соответствии

с требованиями безопасности жизнедеятельности.

Воспитать культуру здорового и безопасного образа жизни.

Корректировать  собственное поведение

в соответствии

с требованиями безопасности жизнедеятельности.

  Планировать пути достижения целей анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек.

Ориентироваться  

в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не то, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе».

§18,  вопросы и задания,

стр. 132-133.

Ответить на вопросы  на

стр. 134-135.

23

Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек в обществе»

1

Систематизировать и

 обобщать

полученные знания

Формулировать собственное мнение и позицию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

   Проверять и оценивать результаты работы. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Повторение материала

Глава 2.  Ближайшее окружение подростка   11 часов     (9/1 ч)

24

Самые близкие люди.

1

Знать  основное  положения  урока.

Уметь  анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Характеризовать  основные роли членов семьи, включая свою собственную.

Воспитать социальную ответственность  и гражданские компетенции.

 Оценивать правильность выполнения действия  и вносить необходимые коррективы, работая  со схемой «Кто такие современники»?

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.

 Будет сформировано уважение ценностей семьи

§19,  вопросы и задания,

стр. 144 Работа

с рубрикой «дополнительное чтение».

25

Семейные отношения

1

Знать основные  положения урока.

Уметь давать  характеристику семейным отношениям,

называть причины конфликтов

в семье и находить пути разрешения конфликтов.

Спланировать пути решения проблемы, обозначенной в уроке: «В чем причина конфликтов между родителями и детьми», используя схему приведенную в учебнике.

Понимать  переносной смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных

в конце параграфа.

  Формулировать собственное мнение  и позицию, координировать её

с позицией партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения   вопроса:  «Каким образом родители могут контролировать поведение детей?  Какой контроль влияет на детей лучше всего?»

 Формулировать собственное мнение  и позицию, координировать её

с позицией партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения   вопроса:  «Каким образом родители могут контролировать поведение детей?  Какой контроль влияет на детей лучше всего?»

§20,  вопросы и задания,

стр. 151-152 Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях

детей в семье.

26

Семья и семейные отношения у адыгов и казаков.

1

Знать  основные     положения урока.

Уметь  анализировать,  делать  выводы,  извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа

Ориентироваться  

в системе моральных норм и ценностей семейных отношений у разных народов.

Понимать  переносной смысл выражений, используемых в  пословицах и поговорках адыгов и казаков..

  .

Формулировать собственное мнение  и позицию по отношению к семейным ценностям народов Кавказа

Работа с дополнительным материалом и Интернет-ресурсами

27

Семейные ценности и традиции

1

Знать  основные 

 положения урока.

Уметь характеризовать

значение семейных традиций и обычаев.

Обучиться навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности.

 Строить  классификацию выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи.

 Строить  продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми составляя родословное древо своей семьи.

Формировать положительное отношение к семейным ценностям и традициям

§21,  вопросы и задания,

стр. 159-160 Работа

с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты».

28

Забота и воспитание

в семье.

1

Знать основные 

положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать  на вопросы, объяснять понятия, сравнить системы воспитания детей.

Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая

с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей.

  Планировать  общие способы работы в группах. Объяснять значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа.

Будет сформировано  уважение ценностей семьи

§22,  вопросы и задания,

стр. 166-167 Работа с дополнительной информацией. О взаимоотношениях

детей в семье.

29

Государственная поддержка семьи.

1

Знать основные 

 положения урока.

Уметь: исследовать ситуации, связанные

с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию

о государственной семейной политике  

из источников различного типа и знаковой системы

Преобразовать практическую задачу в познавательную,  отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»

Задавать  вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос «Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?»

Будет сформировано знание положение Конституции РФ,  основные права и обязанности гражданина в семейных отношениях

§23,  вопросы и задания,

стр. 172-173. Работа

с рубриками «Советуем запомнить», «Интересные факты».

30

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

1

Знать основные 

положения урока.

Уметь: выявлять  главное и второстепенное в тексте. Развивать навыки самооценки и саморефлексии.

   Исследовать  несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

   Планировать  общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

   

Формировать  потребность в участии

в общественной жизни, в благотворительных акциях

§24,  вопросы и задания,

стр. 179-180 Работа

с рубрикой «дополнительное чтение»

31

Человек в малой группе.

1

Знать основные 

положения урока.

Уметь   анализировать,  делать   выводы,   отвечать  на вопросы. Выявлять  главное и второстепенное в тексте. Развивать навыки самооценки и саморефлексии.

Спрогнозировать   ответ на поставленный вопрос авторами учебника «Каковы отношения между людьми в малой группе?»

   Оценивать  собственное отношение

с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос:  «Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе».

Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

§25,  вопросы и задания,

стр. 186 Работа

с рубрикой «Советуем запомнить»

32

Общение.

1

Знать основные 

положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать  на вопросы.

Освоить навыки саморегуляции

в учебной и познавательной деятельности.

Обучиться навыкам логических рассуждений.

Овладеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного  управления своим поведением

Строить  логическое рассуждение, отвечая на вопрос : «Есть в словах Платона противоречие: «Сократ мне друг, но истина дороже».

   

 Формировать  готовность и     способность  

к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников.

§26,  вопросы и задания,

Стр192-193 Работа

с рубрикой «Советуем запомнить»

33

Межличностные конфликты

1

Научиться навыкам рефлексии и  навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий.

Социальной   ответственности и гражданской компетенции.

Уметь оценивать свои достижения, поведение, черты своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований

Устанавливать  причинно-следственные связи рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях.

Управлять  собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов.

Формировать   позитивную моральную самооценку  и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении.

§27,  вопросы и задания,

стр. 199 Работа

с рубриками «дополнительное чтение» и «Интересные факты».

Ответить на вопросы  на

стр. 200-201

34

Повторительно-обобщающий урок по главе «Ближайшее окружение подростка

1

Систематизировать и обобщать полученные знания

: Формулировать собственное мнение и позицию. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

 Проверять и оценивать результаты работы. Выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Повторение материала


Кодификатор «Универсальные учебные действия»

            Образовательной программы основного  общего образования МБОУ  СОШ №7

Л-00

Личностные результаты освоения ООП НОО

У выпускника будут сформированы

Л-01

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»

Л-02

широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Л-03

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Л-04

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей

Л-05

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Л-06

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Л-07

ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей

Л-08

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню

Л-09

развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Л-10

эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им

Л-11

установка на здоровый образ жизни

Л-12

основы экологической культуры, принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения

Л-13

чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой

Выпускник получит возможность для формирования

Л-14

внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального опыта оценки знаний

Л-15

выраженной, устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения

Л-16

устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач

Л-17

адекватного понимания причин успешности / неуспешности учебной деятельности

Л-18

положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности критерия социальной роли «хорошего ученика»

Л-19

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности

Л-20

морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Л-21

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках

Л-22

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни

Л-23

эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия

Р-00

Регулятивные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

Р-01

принимать и сохранять учебную задачу

Р-02

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

Р-03

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Р-04

учитывать установленные правила в планировании и контроль способа решения

Р-05

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи)

Р-06

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области

Р-07

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Р-08

различать способ и результат действия

Р-09

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках

Р-10

выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме

Выпускник получит возможность научиться

Р-11

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Р-12

преобразовывать практическую задачу в познавательную

Р-13

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Р-14

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Р-15

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания

Р-16

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

П-00

Познавательные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

П-01

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий

П-02

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ

П-03

использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая концептуальные) для решения задач

П-04

строить сообщения в устной и письменной форме

П-05

ориентироваться на разнообразие способов решения задач

П-06

основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов)

П-07

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

П-08

осуществлять синтез как составление целого из частей

П-09

проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям

П-10

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге изменений

П-11

строить рассуждения в форме связи простых суждения об объекте, его строении, свойствах и связях

П-12

обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выделение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи

П-13

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза

П-14

устанавливать аналогии

П-15

владеть рядом общих приемов решения задач

Выпускник получит возможность научиться

П-16

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет

П-17

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ

П-18

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

П-19

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме

П-20

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

П-21

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

П-22

осуществлять сравнения, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций

П-23

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

П-24

произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

К-00

Коммуникативные результаты освоения ООП НОО

Выпускник научится

К-01

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе инструменты ИКТ и дистанционного общения

К-02

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

К-03

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций сотрудничества

К-04

формулировать собственное мнение и позицию

К-05

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

К-06

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

К-07

задавать вопросы

К-08

контролировать действия партнера

К-09

использовать речь для регуляции своего действия

К-10

использовать речь для регуляции своего действия

К-11

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Выпускник получит возможность научиться

К-12

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

К-13

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

К-14

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы

К-15

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

К-16

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников

К-17

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

К-18

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

К-19

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

К-20

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

К-21

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»

      Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...