Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"
план-конспект по праву по теме

Хижняк Анна Викторовна

Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Милютинская СОШ

347120 Ростовская область

Милютинский район

ст. Милютинская

ул. Павших Героев. 43

Тематический вечер

«Сделать выбор – долг и право гражданина Российской Федерации».

                                                                        автор: Хижняк Анна Викторовна

учитель истории и обществознания

347120 Ростовская область

Милютинский район

ст. Милютинская

Цель: сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

Задачи:

 Познавательные:

 - углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях на Дону и в целом по России;
- уточнение и обобщение понятийного аппарата;

- формирование  у обучающихся представлений об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о выборах органов государственной власти.

 Развивающие:

- систематизировать и творчески перерабатывать знания;

-совершенствовать умение самостоятельно добывать знания.

Воспитательные:

- воспитание активной гражданской позиции избирать и быть избранным;

- формировать чувство ответственности за будущее своей страны.

Оборудование и материалы:

   Мультимедийный проектор, компьютер.

   Мультимедийная презентация.

   Извлечения из Конституции РФ и Федеральных законов - предназначены для самостоятельной работы с материалом мероприятия в группах.

Опережающее задание: четверо обучающихся готовят сообщения по темам из истории избирательного права.

Внеклассное мероприятие было проведено в 10 «А» классе МБОУ Милютинской СОШ 29.11.2011г.

Эпиграф:

Два мира есть у человека;
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
                       Н. Заболоцкий

Учитель: В последние годы во многих сферах жизни российского общества происходят глубокие изменения. В Российской Федерации формируется гражданское общество и правовое государство. Сегодня многое зависит от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан (работа с эпиграфом, слайд 1 презентации). А сейчас мы послушаем сказку, которая поможет нам настроиться на мероприятие.

Показ видеоролика (сказку рассказывает ученица  8 класса).

Сказка «Выбор пути» (слайд 2).

Жили-были дед и баба. Испекла баба колобок, положила его остывать на окно. Лежит колобок и думает:

-Замесили меня из теста, выпекали меня в печи, а теперь стоит передо мной выбор жизненного пути.

Спрыгнул он с подоконника и покатился. Катится, катится колобок, а навстречу ему лебедь. Лебедь спрашивает:

-Колобок, колобок, куда ты катишься? Полетели со мной в небо. Как здорово парить в небесах! Давай, кто выше взлетит?

Колобок подумал, подумал:

- Нет, не полечу я с тобой. Не моя это дорога.

Катится колобок, катится, а впереди река. Там плещется щука. Спрашивает щука:

-Колобок, колобок, куда ты катишься? Давай с тобой нырнем, кто глубже? Нет ничего лучше, чем окунуться в пучину вод.

Подумал, подумал колобок: Нет, не буду я с ней нырять, не моя это дорога.

Катится колобок дальше. А навстречу идет медведь, твердо ступая по земле. Говорит ему колобок:

- Медведь, а почему ты не зовешь меня с собой? Лебедь звал меня в небо, щука - в реку. Почему ты не зовешь меня с собой? Медведь отвечает:

- Ты должен сам сделать свой выбор, где тебе лучше: в небе, в воде или на земле.

Подумал, подумал колобок и покатился вслед за медведем:

-Лучше твердо стоять на ногах, чем плавать в воде или парить в небесах.

Учитель: О чем же говорится в сказке?

- о выборе пути;

- о сложности выбора.

Учитель: сделать правильный выбор очень непросто. Правовой культуре учатся всю жизнь, чтобы действовать по принципу: «Жить по совести. Работать по чести. Соблюдать закон». И поэтому тема нашего сегодняшнего мероприятия - «Сделать выбор – долг и право гражданина Российской Федерации.» (слайды 3,4).

 Основная форма участия граждан в политике и государственном управлении – выборы. Обратимся к основному закону РФ - Конституции. (Работа с документом). О чем говорится в статье 32 Конституции РФ?

Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (слайд 5).

Учитель: Давайте вспомним понятия:

Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Референдум. Демократия. Гражданин. Избирательные системы.

(Работа с понятиями, слайд 6).

Давайте совершим экскурс в историю избирательного права, ведь чтобы понять настоящее, предвидеть будущее, нужно знать свое прошлое.

Ученик 1: символом народного самоуправления и вольности на Руси считался Новгород. Верховную власть осуществляло народное собрание – вече. На вече выбирали главу Новгородской республики – посадника и его помощника – тысяцкого. Хотя в Древней Руси существовали лишь зачатки демократических процедур, но недооценивать исторический опыт прошлого нельзя (слайд 7).

Ученик 2: обратимся к истории нашей донской демократии. История демократических выборов на Дону насчитывает более двух тысяч лет. Примером этого является древнегреческая демократия Танаиса в III веке до н.э. и казачье самоуправление XVII века.

Город Танаис (III век до нашей эры - III век нашей эры), расположенный в низовьях Танаиса (Дона), входил в состав Боспорского царства. Органом самоуправления города был магистрат, ежегодно избиравшийся горожанами. В городе жили две равноправные общины: эллинов - выходцев из Греции, и танаитов - выходцев из местных племен сарматов и меотов.

Общины выбирали двух глав города - эллинарха и архонта, возглавлявших магистрат. Рабы и иностранцы участия в выборах не принимали (слайд 8).

Ученик 3: В период становления централизованного Российского государства на Дон отовсюду приходили люди, не желавшие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей, ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась "снизу".

Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они, в основном, ловлей зверей и рыбы, постоянно совершали военные походы, считая земледелие отвлечением от войсковой жизни. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие, внезапные вылазки и маневры.

Однако повседневная необходимость управления казачьим обществом требовала создания органов власти и управления. В XVI веке донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства, высшим органом власти которого был Войсковой Круг (общее собрание казаков). Не прийти на Войсковой Круг для казака считалось большим позором.

На Кругу принимались важнейшие решения: объявление войны и заключение мира, прием в казаки, направление казачьего посольства, выборы атамана - высшего должностного лица Войска Донского. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знак атаманской власти - булаву и насеку (слайд 9).

Ученик 4: В апреле 1906 г. открылась Государственная Дума – первое в истории страны собрание народных представителей, обладающее законодательными правами. Всего в начале XX века было созвано  четыре Государственные Думы. В I, II, III Государственных Думах Дон представляли 12 депутатов, а в IV - 13. Среди депутатов были землевладельцы, станичные атаманы, судьи, учителя, агрономы. Большинство из депутатов были казаками (слайд 10).

Учитель: А сейчас у нас в стране есть Государственная Дума?

-да, есть;

-это палата парламента РФ.

Учитель: Государственная Дума – одна из палат Федерального собрания РФ. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации (слайд 11).

Давайте вспомним, сколько депутатов избирается в Государственную Думу?

Кто может быть избран депутатом Государственной Думы? Каковы полномочия Государственной Думы? (Работа с Конституцией РФ)

(ответы обучающихся)

Учитель: Да, верно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (слайд 12,13).

Впервые всенародные выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации состоялись в 1993 году (слайд 14).

Учитель: А теперь давайте поговорим о том, как происходят выборы в Государственную Думу. Для этого, нам необходимо вспомнить какие типы избирательных систем существуют

- мажоритарная и пропорциональная (слайд 15).

Учитель: Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов. Приведите пример выборов по данной системе (слайд 16).

- выборы президента РФ.

Учитель: При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер. Именно эта система используется для выборов в Государственную Думу. В 2007 году депутаты впервые избирались только по партийным спискам (слайд 17)

. Учитель: знаете ли вы, сколько процентов составляет проходной барьер?

 - 7 %.

Учитель: значит выборы – право и ответственность гражданина РФ. Какими же должны быть демократические выборы? (работа с Конституцией РФ)

· равными,

· всеобщими,

· прямыми,

· а также проходить при тайном голосовании.

Учитель: как вы понимаете эти принципы?

Ответы учащихся, обобщение информации учителем:

Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.

Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.

Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.

Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.

Учитель: Человеку и человечеству вообще свойственно выбирать. Участие в выборах – это проявление социальной ответственности, политической и правовой культуры каждого гражданина. Молодые люди вашего возраста часто думают, что политика только для взрослых, но вам скоро будет 18 и вы тоже получите право избирать.

Выборы можно сравнить с лабиринтом, из которого трудно найти выход. От человека у власти зависит многое. Выбирая того или иного кандидата, ту или иную партию мы передаем им полномочия выражать наши интересы. Они отвечают не только за себя, но и за нас с вами.

Для каждого поколения обязательно приходит тот час, когда оно должно взять на себя ответственность «за Россию, за народ и за все на свете». И чем подготовленнее к этому будет поколение, чем большим опытом и знаниями будет обладать лидер, тем меньше потерь и потрясений будет в истории Отечества.

Вот почему не хочется мириться с политической пассивностью молодежи, с ее отстраненностью от общественной жизни. Вот почему не только взрослым, но и молодежи необходимо подходить к выборам ответственно, необходимо помнить, что выбирать нужно не имя, а будущее.

Работа в группах.

Задание 1. Составьте листовку с призывом к участию в выборах (объясните необходимость участия в выборах).

Задание 2. Составьте синквейн на тему «Выборы», «Избиратель».

(Представление работ обучающихся).

Работа над тестами (слайды 20-27):

1. Как называется Российский парламент:

     а) Государственная Дума;

     б) Верховный Совет;

     с) Национальное Собрание;

     д) Федеральное Собрание.

2. Свободные и честные выборы являются существенным признаком:

а) тоталитаризма

б) демократизма

в) авторитаризма

3. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

4. Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:

а) активное избирательное право

б) пассивное избирательное право

в) классическое избирательное право

5. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:

а) активное избирательное право

б) пассивное избирательное право

в) классическое избирательное право

6. Отметьте основы российского избирательного права:

а) всеобщее

б) прямое

в) принципиальное

г) элитарное

д) равное

е) при тайном голосовании

ж) при открытом голосовании

7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

а) с 18 лет

б) с 21 года

в) с 30 лет

8. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется:

а) пропорциональной системой

б) селекционной системой

в) мажоритарной системой

Конституция РФ (извлечения)

Статья 32

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

 

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

C:\Documents and Settings\anna\Мои документы\Мои рисунки\1_7.gif


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Два мира есть у человека; Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н. Заболоцкий

Слайд 3

Сделать выбор – долг и право гражданина Российской Федерации.

Слайд 4

Цели: - углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях на Дону и в целом по России; -уточнение и обобщение понятийного аппарата; -формирование активной гражданской позиции избирать и быть избранным;

Слайд 5

Конституция РФ. статья 32 п.2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Слайд 6

Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Референдум.

Слайд 7

Вече на Руси. Символом народного самоуправления и верховности на Руси считался Новгород. Верховную власть осуществляло народное собрание – ВЕЧЕ.

Слайд 9

Казачий круг. Казачий круг. Войсковой атаман с булавой и насекой

Слайд 10

Государственные Думы в России начала XX века.

Слайд 11

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Слайд 12

Государственная Дума РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах

Слайд 13

ПОЛНОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Принятие федеральных законов Российской Федерации. Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты. Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Объявление амнистии. Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешение его от должности. Принятие постановлений по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

Слайд 14

Впервые всенародные выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации состоялись в 1993 году.

Слайд 16

Мажоритарная избирательная система. Мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Слайд 17

Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.

Слайд 18

ТЕСТЫ:

Слайд 19

Как называется Российский парламент: а) Государственная Дума; б) Верховный Совет; в) Национальное Собрание; г) Федеральное Собрание.

Слайд 20

Свободные и честные выборы являются существенным признаком: а) тоталитаризма б) демократизма в) авторитаризма

Слайд 21

. Выборы в России – это: а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти. б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

Слайд 22

Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется: а) активное избирательное право б) пассивное избирательное право в) классическое избирательное право

Слайд 23

Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется: а) активное избирательное право б) пассивное избирательное право в) классическое избирательное право

Слайд 24

Отметьте основы российского избирательного права: а) всеобщее б) прямое в) принципиальное г) элитарное д ) равное е) при тайном голосовании ж) при открытом голосовании

Слайд 25

По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы: а) с 18 лет б) с 21 года в) с 30 лет

Слайд 26

. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется: а) пропорциональной системой б) селекционной системой в) мажоритарной системой

Слайд 27

ПОМНИТЕ: - Знайте, Вы сами создаете свою судьбу! Голосуй за право жить, Голосуй за право быть, Голосуй за жизнь на свете За себя мы все в ответе! Голосуй! Не комплексуй !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Классный час: "Быть патриотами своего Отечества - долг и обязанность гражданина РФ" .

Использование различных методик для формирования чувства гражданственности и патриотизма....

ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛГОМ И ОБЯЗАННОСТЬЮ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязан...

Права гражданина РФ

КОНСПЕКТ и ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРОКУРАТУРА: НА СТРАЖЕ ПОЗИТИВНОГО ДЕТСТВА»(2013)...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ : 23 ФЕВРАЛЯ. СЛУЖБА В АРМИИ - ДОЛГ И ОБЯЗАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА РФ.

МАТЕРИАЛЫ ВНЕКЛАССНОГО МЕОПРИЯТИЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ)  УНИВЕРСАЛЬНЫ. ИХ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ УРОКА ПО СООТВЕТСТВУЩЕЙ ТЕМЕ В СТАРШИХ 10-11 КЛАССАХ, ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАЗДНИКОВ И КОНКУРСОВ, РОЛЕВОЙ ИГРЫ...

"Право.Гражданин.Государство"

Цели урока: - формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность); - формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств ...