Права гражданина РФ
план-конспект по теме

Юсупова Гульназ Альбертовна

КОНСПЕКТ и ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДСТАВЛЕННОГО НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ ОБЛАСТНОГО КОНКУРСА «ПРОКУРАТУРА: НА СТРАЖЕ ПОЗИТИВНОГО ДЕТСТВА»(2013)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Права гражданина РФ»

Форма мероприятия: игра-соревнование

Участники: учащиеся 8 – 9 классов

Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства и правах человека.

Задачи:

  • способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения;
  • формировать умение анализировать правовые ситуации;
  • способствовать проявлению творчества учащихся;
  • привлечение внимания учащихся к профессии работника прокуратуры.

Методы работы:

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж – объяснение правил игры);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, поощрение);
  • метод самооценки в воспитании;
  • использование ИКТ.

Оборудование урока: проектор, широкоформатный экран.

Предварительная подготовка:

Задание учащимся: придумать название команды, подготовить материал по теме «Работник прокуратуры» (сделать презентацию). В одном из этапов игры нужно будет доказать важность профессии, которую выбрали участники (одна профессия на команду). Ученикам даются ссылки на порталы, где можно посмотреть перечень профессий, относящихся к данной теме, и дополнительную информацию:

  1. федеральный правовой портал «Юридическая Россия»:

http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1247525

  1. информационно-правовой портал:

http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-instrukcii/u5n.htm

Подготовить раздаточный материал: чистые листы для ответов, готовые ответы для жюри.

Подготовить презентацию.

Подготовка грамот и призов: приготовить грамоты таким образом, чтобы были награждены все команды (например, кому-то за первое место, кому-то за активное участие и т.п.), в качестве приза можно использовать печатную продукцию (книги, журналы, брошюры и т.п.), содержащую информацию о правах человека.

Методическое обоснование: учащиеся должны иметь представление о системе правовых отношений. В ходе игры развивается умение находить правильные решения в проблемных ситуациях. Необходимо помнить, что ученики нередко затрудняются в определении того, какие существуют документы по правам человека, какие бывают последствия нарушений этих прав.


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Организационный момент: размещение команд, проверка готовности оборудования.

Вступительное слово учителя (Слайд 1):

Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим игру «Права гражданина РФ». Всем известно, что, не зная законов, мы часто не можем в полной мере воспользоваться своими правами. Эта игра поможет нам расширить знания о Законе, которые мы сможем применять в жизни. Надеюсь, вам будет интересно, вы сможете проявить себя, показав свои знания, полученные на уроках. Увидим, как вы умеете находить решения в трудных ситуациях и как справились с творческим заданием (материал по теме «Работник прокуратуры»). А оценивать вас сегодня будет наше жюри.

Преставление членов жюри. В жюри могут входить учителя и родители, приглашенные на мероприятие. По возможности, приглашается работник прокуратуры (в сельских населенных пунктах можно пригласить местного участкового).

Объяснение правил игры

Учитель: Для начала представлю команды, которые будут состязаться между собой. Это команды __________________________ (название команд).

Игра будет проводиться в несколько этапов (туров), которые вы можете преодолеть, выполнив задания. За правильное выполнение, жюри будет присуждать баллы. Кто наберет наибольшее количество баллов, тот и побеждает. Победителям будут вручены грамоты и призы.

Этапы игры

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Учитель: Итак, смотрим на экран. Вам нужно правильно ответить на поставленный вопрос. На один вопрос дается 2 минуты. После ответа на все вопросы, листы с ответами передаем жюри. И так после каждого этапа.

Слайд 2

Задание: ответь на вопрос

1. Можно ли поменять имя, отчество, фамилию ребёнка?

Ответ. По совместной просьбе родителей и только до достижения 14 лет (с 14 лет-сам). Исходя из интересов ребёнка, это может сделать орган опеки. С 10- летнего возраста - с согласия самого ребёнка.

Слайд 3

2. Можно ли не ходить в школу? Обязательно ли в нашей стране образование?

Ответ. Обязательным в РФ является только среднее образование (9 классов). Поэтому ребёнка не могут исключить из школы за плохую успеваемость.

Слайд 4

3. Кто отвечает за все «шалости», сделанные ребёнком (вред, материальный ущерб)?

Ответ. До 14 лет – родители. С 14 лет – сам или родители.

Слайд 5

4. Какие права и обязанности приобретает несовершеннолетний в 14 лет?

Ответ. Кроме мелких бытовых сделок, которые ребёнок может совершать с 6 лет, в четырнадцатилетнем возрасте несовершеннолетний вправе свободно распоряжаться своим заработком, иными доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения. В 14 лет ребёнок получает основной документ, удостоверяющий личность гражданина РФ – паспорт. С 14 лет подросток может быть привлечён к уголовной ответственности за некоторые преступления (убийства, кражи, грабежи, разбой и т.п.)

Слайд 6

5. Со скольки лет можно вступить в брак?

Ответ. По общему правилу для вступления в брак необходимо достичь возраста 18-ти лет. Однако Семейный кодекс в исключительных случаях допускает вступление в брак с 16-ти лет и разрешает субъекту федерации снижать этот возраст. Если ребёнок не достиг брачного возраста, то отказать ему во вступлении в брак могут только в установленном порядке органы местного самоуправления, но не родители.

ВТОРОЙ ЭТАП

Учитель: А сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете документы по правам человека. На выполнение дается 2 минуты, а задание такое: нужно выбрать правовой акт, в котором находятся следующие статьи:

Слайд 7

1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

Ответ. А. Всеобщая декларация прав человека

Слайд 8

2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

Ответ. В.Конвенция о правах ребенка

Слайд 9

3. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

Ответ. Г. Конституция РФ

Слайд 10

4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния».

А) Всеобщая декларация прав человека

Б) Семейный кодекс РФ

В) Конвенция о правах ребенка

Г) Конституция РФ

Ответ. Б. Семейный кодекс РФ

ТРЕТИЙ ЭТАП

Учитель: Ваша задача на данном этапе – дать ответ, как разрешить ситуацию.

Слайд 11

Ситуация 1. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались друг с другом, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?

Ответ. Хулиганство, административное право.

Слайд 12

Ситуация 2. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

Ответ. Считается недопустимым увольнение молодых служащих по причине несоответствия занимаемой должности, если у работника, не овладевшего техникой производства, отсутствует достаточный опыт и стаж работы. Увольнение не допускается без трудоустройства. Необходимо согласие районной комиссии по делам несовершеннолетних.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП

Учитель: на данном этапе нужно определить о чем идет речь. Внимание на экран.

Слайд 13

1. В переводе с латинского это слово означает «установление», «устройство».

Ответ. Конституция

Слайд 14

2. Это книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.

Ответ. Уголовный кодекс

ПЯТЫЙ ЭТАП

Слайд 15

Учитель: Теперь переходим к самому интересному этапу нашей игры. Каждой команде заранее было дано задание: подготовить материал по теме «Работник прокуратуры». Нужно было выбрать одну профессию и подготовить презентацию. (Команды выступают с домашним заданием)

После каждого выступления учитель благодарит учащихся за подготовку.

Слайд 16

Учитель: А сейчас, пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вами игру «Да - Нет». Я буду называть случай, а вы отвечать да или нет. Начинаем.

Верите ли вы, что…

Ответ

1    ...в   России  можно  выйти  замуж' с   14 лет?

Да, в особых случаях

2    ...в случае изменения закона должен применяться тот, который более благоприятен для лица, совершившего подсудное деяние?

Да. Так поступают судьи в правовом государстве

3    ...в Калифорнии разрешается ставить мышеловки только тем, кто имеет охотничий билет?

Да, как ни странно

4....в «Семейном кодексе РФ» отсутствует определение понятия «семья»?

Да.   До  сих  пор

не смогли найти краткого, но точного определения этого понятия

5....таможенники всегда спрашивают пассажиров, не везут ли они наркотики или оружие?

Да, таким образом они предоставляют пассажирам возможность добровольного признания

6....в пассажирских поездах Италии запрещается петь?

Нет, наоборот

7....человек может изменить в установленном порядке свои имя и фамилию, но при этом изменятся и его права и обязанности?

Нет, все обязанности и права останутся прежними

8.....шантаж есть разновидность мошенничества?

Нет, это разновидность вымогательства

9....кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства?

Да

10. ...за ложную рекламу налагается штраф до 500 минимальных окладов или принудительные работы?

Да

11...судьи и арбитры в своей обычной работе не могут пользоваться Конституцией — Основным законом страны, для этого есть своды законов по всем отраслям права?

Нет,  впервые можно ссылаться на статьи Основного закона, если в стране еще не принят такой закон

12...правовое воспитание есть часть идеологического воспитания гражданина страны?

Нет, поскольку права человека не носят классового характера, они являются всеобщим достоянием

13...в  правовую систему  России входят только законы и нормы, принятые законодательными органами страны?

Нет, сюда входят еще и общепринятые принципы и нормы международного права, ратифицированные государством

...в США запрещено целоваться в автомобиле?

Да, если ведешь автомобиль и целуешься с пассажиром переднего сиденья

14...абориген Австралии становится холостяком, когда скажет женщине «Уходи!»?

Да, вот так все просто

15...исследования  США показали, что в среднем холостяки живут дольше на пять лет, по сравнению с женатыми?

Нет, «с точностью до наоборот»

16...правитель Баварии Максимилиан был свергнут в 1704 году за то, что проиграл в бильярд?

Да, ведь проиграл-то он казну!

17...если мужчина государства Того сделал комплимент женщине, он обязан на ней жениться?

Да, потому там, видимо, редко говорят любезности

18...в Японии поводом для развода может послужить заявление мужа о том, что жена спит в некрасивой позе?

Да

19...если полицейский в штате Оклахома избил кота, он рискует провести в тюрьме до пяти лет?

Да

Рефлексия

Учитель: Ребята, все вы молодцы! Вам понравилось?

  • Какой этап игры вам больше всего запомнился?
  • Узнали ли вы что-нибудь новое для себя?
  • Поднимите руки те, кому было легко находить ответы? Теперь те, кому было трудно? А если среди нас те, кому были понятны не все вопросы игры?
  • Если бы это был обычный школьный урок, кто бы поставил себе оценку «5»? «4»? А есть такие, кто бы поставил себе «3»?

Ну, а теперь предоставляем слово нашему жюри.

Слайд 17

Подведение итогов. Награждение победителей.

Учитель: Спасибо всем, кто принял участие в нашем мероприятии!

Библиографический список:

  1. Антонов В.В. «О Всеобщей декларации прав человека». М., 2006
  2. Безбородов А.Б. Обществознание. М., 2008
  3. Бондаренко О.А. «Основы государства и права». Волгоград, 2002.

Интернет-ресурсы:

  1. Информационно-правовой портал:

http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/er-instrukcii/u5n.htm

  1. Права человека в России:

http://www.hpo.org

  1. Соционет: информационное пространство по общественным наукам:

http://www.socionet.ru

  1. Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»:

http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1247525


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРАВА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Слайд 2

ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 1. Можно ли поменять имя, отчество, фамилию ребёнка?

Слайд 3

ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 2. Можно ли не ходить в школу? Обязательно ли в нашей стране образование?

Слайд 4

ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 3. Кто отвечает за все «шалости», сделанные ребёнком (вред, материальный ущерб)?

Слайд 5

ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 4. Какие права и обязанности приобретает несовершеннолетний в 14 лет?

Слайд 6

ПЕРВЫЙ ЭТАП Задание: ответь на вопрос 5. Со скольки лет можно вступить в брак?

Слайд 7

ВТОРОЙ ЭТАП З адание: выбери правильный ответ 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ

Слайд 8

ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 2 . «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ

Слайд 9

ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 3 . «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ

Слайд 10

ВТОРОЙ ЭТАП Задание: выбери правильный ответ 4. «Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния » А) Всеобщая декларация прав человека Б) Семейный кодекс РФ В) Конвенция о правах ребенка Г) Конституция РФ

Слайд 11

ТРЕТИЙ ЭТАП Задание: разреши ситуацию Ситуация 1. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались друг с другом, кричали и приставали к прохожим. Какие правонарушения они совершили? Нормы какой отрасли права были нарушены?

Слайд 12

ТРЕТИЙ ЭТАП Задание: разреши ситуацию Ситуация 2. 17-летний Иванов поступил на работу в кинотеатр помощником механика с двухнедельным испытательным сроком. По истечении 10 дней он был освобожден от работы как не выдержавший испытание. Считая увольнение неправильным, Иванов обратился в суд с иском о восстановлении его на работе и оплате за время вынужденного прогула. Какое решение должен вынести суд?

Слайд 13

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП Задание: определить о чем идет речь 1. В переводе с латинского это слово означает «установление», « устройство ».

Слайд 14

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП Задание: определить о чем идет речь 2 . Это книга, состоящая из двух частей: общей и особенной. В первой, в частности, дается определение того, что считается преступлением.

Слайд 15

ПЯТЫЙ ЭТАП «РАБОТНИК ПРОКУРАТУРЫ»

Слайд 16

ДА или НЕТ ???

Слайд 17

ПРАВА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме "Гражданин.Права гражданина"

Урок по обществознанию в 11 классе. Изучение прав и обязанностей гражданина. Особо рассматривается  право граждан выбирать и быть избранными....

Права человека. Права гражданина России. Документы, регламентирующие права.

Урок 19 ОЗОЖ 8 класс. По теме"Права человека.Права гражданина России. Документы, регламентирующие права."...

Тест по теме "Права человека и гражданина РФ. Конституционные обязанности гражданина РФ" с ответами

Тест по теме "Права человека ии гражданина РФ" с ответами в формате ЕГЭ...

урок по правам "Права маленького гражданина"

методическая разработка для педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов...

Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"

Тематический вечер "Сделать выбор - долг и право гражданина РФ"...

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...

"Право.Гражданин.Государство"

Цели урока: - формировать общекультурную компетенцию (языковая грамотность); - формировать коммуникативную компетенцию (навыки общения, умение работать в группах, использование информационных средств ...