Конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

План-конспект урока по обществознанию 9 класс Тема урока «Правоотношения и субъекты права» Тип урока Изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravootn_1.docx32.24 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по обществознанию 9 класс

Тема урока

«Правоотношения и субъекты права»

Тип урока

Изучение нового материала

Дата проведения

Образовательные ресурсы

1.Презентация «Правоотношения и субъекты правоотношений» (электронный ресурс).

2.Видеоурок  по праву «Гражданская правоспособность и дееспособность».

3. Рабочие листы с таблицами

План

  1. Что такое правоотношение?
  2. Элементы правоотношений
  3. Субъекты правоотношений
  4. Правоспособность и дееспособность

Цель урока

Способствовать формированию представлений о правоотношениях, субъектах правоотношений, познакомить их с понятием правоспособность и дееспособность

Формы и методы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Основные понятия

Правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность

Литература

  1. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
  2. Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М., 2010.
  3. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учеб. – М., 2004. – Гл. 17

Планируемые образовательные результаты

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Учебно-познавательная компетенция. Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать, давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод.

Научатся: определять, что такое правоотношения; особенности элементов и субъектов правоотношений; раскрывать важнейшие признаки правоотношений; объяснять различия между физическими и юридическими лицами; особенности правоспособности и дееспособности; называть возраст наступления дееспособности.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

(мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

1.Мотивация к учебной деятельности

2

Подготовка учащихся к уроку

Учитель входит в класс, приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, объявляет тему и цель урока. «На этом уроке мы рассмотрим,  что такое “правоотношения” и кто является субъектом (участником) права». Слайд1

Ученики записывают тему в тетрадях

фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную задачу

Записи в тетради

2. Актуализация знаний

5

1.Работа с афоризмами. Презентация.

2. Беседа по вопросу «Какое отношение имеют данные высказывания к теме нашего урока?»

Предлагает в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания. Слайд2

Вопрос : «Какое отношение имеют данные высказывания к теме нашего урока?»

Находят пропущенные слова в афоризмы и объясняют свое мнение, аргументируют свою точку зрения

фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Устный опрос

3.Изучение нового материала

А) Актуализация понятия «социальные отношения»

Б) Изучение понятия «правоотношение»

В) Рассмотрение структуры правоотношений

Г) Характеристика субъектов правоотношений

Д) Изучение понятия «Правоспособность и дееспособность»

23

1.Презентация «Правоотношения и субъекты права»

2. Работа с текстом учебника, с.78-84

3. Видеоурок «Гражданская правоспособность и дееспособность»

4. Практическая работа.

1. Показывает и комментирует слайды презентации. Постановка проблемного вопроса. Слайд3

«Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода социальные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяет правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах».

Предлагает ситуации учащимся по определению тех из них, в которых речь идёт о социальных отношениях

Предлагает ученикам подумать, чем правоотношения отличаются от других видов социальных отношений и дать определение понятия «правоотношения»

Даёт определение понятия «правоотношения». Правоотношения – это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства. Слайд4

Предлагает ученикам сформулировать свои примеры правоотношений.

Выделяет особенности в правоотношениях: 1. Регулируются нормами права.2.Охраняется государством.3. Предполагают наличие прав и обязанностей. Слайд5

Учитель даёт задание ученикам найти в учебнике (с. 79) элементы правоотношений (субъект, объект и содержание) и представить их в виде схемы. Слайд6

Проверка схемы.

Учитель предлагаем ученикам записать данные признаки

Предлагает ученикам  прочитать ситуации в практикуме, в котором нужно выделить виды субъектов правоотношений и критерии субъектов правоотношений. Слайд7

Проверка результатов работы учеников

 Согласно законам РФ субъектами правоотношений могут быть физические и юридические лица.Давайте заполним таблицу разделив участников правоотношений на 2 группы. Проверка таблицы. Слайд8

Участники правоотношений должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Слайд9 Чтобы узнать что, такое правоспособность и дееспособность мы сейчас посмотрим видеоурок на тему «Гражданская правоспособность и дееспособность». Теперь давайте выделим особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц и заполним вместе таблицу. Слайд10

Просматривают презентацию, делают записи в тетради.

Дают устные ответы. Аргументируют свой ответ, опираясь на признаки социальных отношений

Регулируются правом. Правоотношения – это социальные отношения, регулируемые правом.

Записывают определение

Записывают в тетрадях

Изучают материал учебника, составляют схему.

Сверяют свои схемы с образцом

Отвечают на вопрос учителя по данной ситуации

Работают с документом, дают устные ответы, записывают результаты своей работы в тетрадях

Сверяют результаты своей работы с образцом

Заполняют таблицу субъекты правоотношений.

Смотрят видеоурок и заполняют таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц».

Сверяют результаты своей работы с образцом

1.индивидуальная

2.индивидуальная

3.фронтальная

4.индивидуальная

5.фронтальная

5.групповая

6.групповая

7.фронтальная

Познавательные:

Общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Логические- дополняют и расширяют имеющиеся знания.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.

Регулятивные: планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные: мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому материалу

Метапредметные: Развивать умение строить речевые высказывания в устной  форме

Метапредметные: Развивать умения синтеза как составления целого из частей,

1.Записи в тетради

2.устный опрос

3.записи в тетради

4.устные ответы

5.записи в тетради

6.записи в тетради

7.записи на листочках

4. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

А) Работа с ситуациями

Б) Решение проблемного вопроса

Предлагает ученикам набор ситуаций, в которых нужно определить субъектов, объект и содержание правоотношений

Предлагает ученикам дать ответ на проблемный вопрос? Что такое правоотношение? Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений? Кто является субъектами права?

Ученики отвечают устно

Дают ответы на вопросы

фронтальная

Метапредметные: Развивать умение осуществлять оценку в виде выделения и осознания учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознания качества и уровня усвоения

Познавательные: строят логическую цепь рассуждений

Устные ответы

5.Итоги урока. Рефлексия

3

Обобщающая беседа

Вопросы по схеме на презентации: Что нового вы узнали на уроке?

  1. Плюс
  2. Минус
  3. Интересно

Слайд11

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

6.Домашнее задание

2

§ 9, выполнить задания на стр.83-84 «В классе и дома».

Конкретизируют домашнее задание

Записывают домашнее задание

индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...