РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Баландина Ирина Алексеевна

ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvoznanie_9_klass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЯТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

СОГЛАСОВАНО                  РАССМОТРЕНО                   УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР                   на заседании МО                                Директор школы                                

______________Л.Н.Исаева          Протокол № _____от                          ____________Тактаева С.В.

«___»___________2016 г.             «____» ___________2016 г.                «____»_________2016 г.  

                                                         Руководитель МО

                                                          __________ С.М.Тюрькина

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

для 9 класса на 2016-2017 учебный год

СОСТАВИЛА:

Баландина И.А.
учитель истории и

обществознания

2016 год

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы под редакцией  Л.Н. Боголюбова («Просвещение», 2014 г. ).

   Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

   Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

   Изучение обществознания в 9 классе - это четвёртый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

УМК курса:

           1. Учебник Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.];  под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2016.

           2. Рабочая тетрадь Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М.: Просвещение, 2016.

           3. Пособие для учителя Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М.: Просвещение, 2014 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).

Реализация рабочей программы способствует:

           -  развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

          - воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

          - освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

            -  овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

           -  формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

          В  результате изучения обществознания ученик должен  знать/понимать:

         - биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

          - тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

          -  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

            - особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

         - характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

          - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

          - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

          - раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

          - осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

            - извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

          - оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

          - формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

          - подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

           - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

   Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.

            Формы контроля:

- тестирование;

- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;

 - анализ документов,

- понятийный (терминологический) диктант.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Программы

«Обществознание»

34 часа

         Тема 1. Политика и социальное управление (9 часов)

         Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

          Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

          Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

          Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

           Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

         Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

          Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

           Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

          Тема 2. Право (21 час).

        Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

          Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

          Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятия и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

         Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

          Конституция – основной закон РФ.

          Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

         Понятия прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

         Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

          Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

          Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

          Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

          Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

          Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

           Социальные права. Жилищные правоотношения.

           Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

          Правовое регулирование отношений в сфере образования. Закон «Об образовании».

          Повторительно-обобщающие уроки за курс обществознания в 9 классе¸ подготовка к ГИА  (2 часа).

Календарно-тематическое планирование

по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

9 класс (34 часа)

п/п

Тема урока

Тип урока, форма и вид деятельности учащихся, форма контроля

параграфа

 в учебнике

Дата проведения

по плану

фактически

 

Тема 1. Политика и социальное управление (9 часов)

1.

Политика и власть

Вводный

1

2.

Государство

Комбинированный; устный опрос

2

3.

Политические режимы

Комбинированный; устный опрос; составление таблицы

3

4.

Правовое государство

Комбинированный; устный опрос; составление кластера

4

5.

Гражданское общество

Комбинированный; анализ документа

5

6.

Участие граждан в политической жизни

Комбинированный; устный опрос; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА  

6

7-8.

Политические партии и движения

1)Комбинированный; устный опрос;

2)практикум: работа с документом

7

9.

Обобщение темы «Политика и социальное управление»

Обобщающий; тестовый контроль

Выводы к главе

Тема 2. Право (21 час)

10.

Право его роль в жизни общества и государства

Изучение нового материала

8

11.

Норма права и система законодательства.

Комбинированный; устный опрос

8

12.

Правоотношения и субъекты права

Комбинированный; составление кластера

9

13.

Правонарушения  

Комбинированный; работа с документом

10

14.

Юридическая ответственность

Комбинированный; работа с документом

10

15.

Правоохранительные органы.

Комбинированный; проблемные задания

11

16.

Конституция Российской Федерации

Комбинированный; устный опрос

12

17.

Основы конституционного строя России

Комбинированный

13

18.

Основы конституционного строя России

Практическая работа: анализ документов, проблемное задание

13

19-20.

Права и свободы человека и гражданина

Комбинированные уроки; работа с документами

14-15

21-22.

Гражданские правоотношения

1)Комбинированный с элементами практической работы; 2)комбинированный; тестовые задания

16

23.

Право на труд

Комбинированный; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт  В)

17

24.

Семейные правоотношения

Комбинированный;  с элементами исследовательской работы

18

25.

Правоотношения родителей и детей

Комбинированный, отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт С)

 18

26.

Административные правоотношения

Комбинированный; отработка навыков выполнения КИМов по ГИА (пункт С)

 19

27.

Административное правонарушение

Практикум: отработка навыков выполнения КИМов по ГИА  

 19

28.

Уголовно-правовые отношения

Комбинированный

20

29.

Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних

Комбинированный

20

30.

Социальные права

Комбинированный; проблемные задания

21

31.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов

Интегрированный (обществознание – история)

22

32.

Правовое регулирование отношение в сфере образования

Комбинированный.

23

33.

Урок повторения тем, пройденных в 9 классе

Практикум: подготовка к итоговой тестовой работе

34.

Контрольная работа за курс 9 класса

Тестовый контроль

         

Литература

Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.

Вакуленко, В. А. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе. - Изд. 2-е / В. А. Вакуленко, Е. С. Королькова, И. Е. Уколова. - М.: Новый учебник, 2004.

Гордеева, В. В.  Правовое воспитание: 9-11  классы: разработки организационно-деятельностных игр / В. В. Гордеева. - Волгоград : Учитель, 2007.

Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.

Мавлютова, Е. А. Основы правовых знаний. 8-11 классы. Интерактивные методы преподавания права / Е. А. Мавлютова. - Волгоград : Учитель, 2009.

Путь подростка в правовом лабиринте / сост. Е. Н. Сорокина. - М. : Экстремум, 2007.

Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: метод, разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.

Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.

Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб, пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.

Кацубо, С. П. Изучаем право : практическое пособие для классных руководителей, социальных педагогов, учителей школ / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая. - М. : Издательство деловой и учебной литературы, 2006.

Суворова, Н. Г. Основы правовых знаний : 8-9 классы. Ч. 2. Методическое пособие для учителя. - Изд. 3-е, перераб. / Н. Г. Суворова. - М. : Новый учебник, 2007.

Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество-знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.

Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. -Волгоград : Учитель, 2006.

Правоведение: 9 класс. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы / авт.-сост. Н. И. Чеботарева. - Волгоград.: Учитель, 2007.

Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгофадской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгофад : Учитель, 2006. -123 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...