Интегрированный урок краеведения и русского языка
классный час по обществознанию (5 класс) на тему
Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок краеведения и русского языка.
Работа учителя истории и обществознания МКОУ Перлевской СОШ
Воронежская область
Семилукский район
Цыплаковой Н. А.
Интегрированный урок краеведения и русского языка.
Перлевка – Родина моя.
Цели: углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.
Оборудование: аудиозаписи песен о Родине, пословицы и поговорки о Родине, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, выставка рисунков учащихся о родном селе, карта Воронежской области, стенд с фотографиями, выставка книг, посвященная Воронежскому краю, сборники стихов о Родине.
Ход урока.
1.Звучат фрагменты песен о Родине.
Учитель: мы послушаем сейчас стихотворение о нашем селе. Оно было напечатано в газете «Семилукская жизнь» в 2003 году (читает подготовленная ученица).
Село далекое родное,
Деревня милая моя.
Здесь все обычное, простое,
Сады и трели соловья.
Глухая сельская дорога,
Травой поросшие поля.
И церковь старая - дом Бога,
Перлевка – Родина моя.
Повсюду ветхие домишки,
С утра коров погнал пастух.
Как на картинке старой книжки,
Царит крестьянский добрый дух.
А во дворе собака лает,
Машина редко прошумит.
И каждый человек здесь знает,
Что жизнь спокойно пролетит.
Заменит лошадь здесь машину,
Не строят фабрику, завод,
И каждый день здесь гнут все спины,
Ведь люди полют огород.
В селе простые развлеченья,
Без пабов, баров, казино.
Здесь под гармошку песнопенья,
Здесь ходят в клуб, а не в кино.
Я рассказала вам частицу,
Хочу сказать еще и то,
Что я деревню на столицу
Не променяю ни за что!
Обратимся и к творчеству нашего перлевского жителя – Свиридова Николая, у которого любовь к родному краю вылилась в стихи:
…Поле скошено, поднята зябь,
Лишь мелькнет серой тенью полевка,
Да вороны над пашней кричат:
Вот и встретились. Здравствуй, Перлевка!
Учитель:почему наш урок мы начинаем с чтения стихотворений о родном селе? (ответы детей).
Что же объединяет людей, живущих в городе, селе, области, стране?(Мы все россияне, наша Родина- Россия). Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество», подобрать синонимы к этому слову.
Учитель: с историей России мы соприкасаемся почти ежедневно.У стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войны. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов и сел, улицах, именах и фамилиях. В услышанных сейчас песнях говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное – Родина начинается с отчего дома. И если задать вопрос: что такое Родина? Многие ответят: место, где человек родился, вырос. И будут правы, потому что родные с детства места- это наша Родина, наш родной край.
Для каждого человека Родина начинается сотчего дома. Если посмотреть на карту Воронежской области, то можно увидеть недалеко от Воронежа маленькую- маленькую точку. Это и есть наше село со звучным и красивым названием Перлевка. Расположено оно в 36 километрах от г.Воронежа. Возникло в 1656 году. Село древнее и большое.По холмам и балкам сравнительно небольшой лентой тянется на 18 км с севера на юг. Есть две версии названия села.
Рассказывают ученики.
Версия первая: основателями села были беглые казаки с Дона - Петр и Левка.
Более правдоподобная вторая версия. Село получило название от речки Перлевка, которая протекала с севера на юг по селу и впадала в речку Ведуга (приток Дона).Река Перлевка упоминается еще в документах начала 17 века («дозорная книга 1615 года). В «Толковом словаре русского языка, составленного В.И. Далем, «перелевки» (перлевки)- это места, где река переливается через берега. Теперь эта речка высохла, и осталось еле заметное русло, которое весной в половодье воскрешает исчезнувшую речку. Селу Перлевка подчинены хутора Кочетовка, Ложки, Чагодаевка. Удалось выяснить происхождение хутора Кочетовка. Здесь поселились выходцы с Украины, их дворы славились петухами (на Украине петуха называли кочетом). Со всех окрестных сел приезжали за ними крестьяне.
1. Работа со словарем С. И. Ожегова.
Учитель: Попробуем проанализировать разговорные названия некоторых улиц с.Перлевка с помощью словаря С. И. Ожегова. В Перлевке есть название улицы Мотня.Выясняем по словарю, что мотня- мешок в средней части невода, куда попадает рыба. А ведь улица упиралась в болотистое место. Человек, не знающий этого, мог просто-напросто заблудиться среди топи. Или еще одно интересное название улицы, которое опять же попытаемся объяснить с помощью словаря С. И. Ожегова- Желябово. Эта улица формой представляет углубление в дереве. Сколько лет прошло, пытались эту улицу выровнять, засыпали даже щебенкой, но посмотришь: снова появилось это углубление. Обратимся к словарю и осмелимся сделать вывод, что желоб и желяб одинаковое по смыслу слово. Желоб- длинное, полукруглое или прямоугольное углубление.
Изучение истории происхождений названий, как и вообще изучение родного края,- увлекательное занятие.
2.Выполнить задание.
В жизни человека есть самые важные, самые дорогие для человека слова. Какие? Узнаем, когда отгадаем кроссворд.
- Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит.
Про какое дерево говорят: «мерзнет, дрожит на ветру».
- Живет в лесу работник, лесной носатый плотник.
- Вежливое слово.
- Предмет, где лежат карандаши, ручки, ластик.
- Дерево- символ России.
1.Р | е | к | а | ||||||
2.О | с | и | н | а | |||||
3.Д | я | т | е | л | |||||
4.С | п | а | с | И | б | о | |||
5.П | е | Н | а | л | |||||
6.Б | е | р | е | з | А |
Какое слово получилось по вертикали?
- Столица нашей Родины?
- Зимующая птица, которая очень любит сало?
- Дерево, плод которого любят снегири?
1.М | о | с | к | в | а | |
2.С | И | н | и | ц | а | |
3.Р | я | б | и | н | а |
Какое слово получилось в этом кроссворде?
3.Запишите пословицы и поговорки с этими словами.
4.Напишите мини- сочинение о том, что для вас такое Родина, начните так: «Родина- это…»
Читаются сочинения. Учениками рецензируются.
Вывод: в большой стране у каждого человека есть свой уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Россия. Каждый человек любит свою страну, а любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. И какая будет жизнь – все зависит от вас.
Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-89576-1364461151.jpg)
Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"
Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение и...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112274.jpg)
Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"
Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-401332-1393327242.jpg)
"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.
Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение знаний по темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...
Конспект урока в 6 классе "Интегрированный урок географии и русского языка"
Данный урок соответствует теме География сказок Урок интегрированный - география и русский язык. На уроке ученики путешествуют по населенным пунктам, связанным со сказками...
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»
Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики.»...
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/08/picture-18127.jpg)
Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.
В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/19/picture-140176-1505842634.jpg)
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...