Интегрированный урок краеведения и русского языка
классный час по обществознанию (5 класс) на тему

Углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок краеведения и русского языка.

Работа учителя истории и обществознания МКОУ Перлевской СОШ

                                Воронежская область

                                Семилукский район

 Цыплаковой Н. А.

Интегрированный урок краеведения и русского языка.

Перлевка – Родина моя.

Цели: углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве; раскрытие особенностей большой и малой Родины; формировать чувство любви и уважения к истории своей страны, к языку как носителю культуры, воспитывать гражданина и патриота.

Оборудование: аудиозаписи песен о Родине, пословицы и поговорки о Родине, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, выставка рисунков учащихся о родном селе, карта Воронежской области, стенд с фотографиями, выставка книг, посвященная  Воронежскому краю, сборники стихов о Родине.

Ход урока.

1.Звучат фрагменты песен о Родине.

Учитель: мы послушаем сейчас стихотворение о нашем селе. Оно было напечатано в газете «Семилукская жизнь» в 2003 году (читает подготовленная ученица).

Село далекое родное,

Деревня милая моя.

Здесь все обычное, простое,

Сады и трели соловья.

Глухая сельская дорога,

Травой поросшие поля.

И церковь старая - дом Бога,

Перлевка – Родина моя.

Повсюду ветхие домишки,

С утра коров погнал пастух.

Как на картинке старой книжки,

Царит крестьянский добрый дух.

А во дворе собака лает,

Машина редко прошумит.

И каждый человек здесь знает,

Что жизнь спокойно пролетит.

Заменит лошадь здесь машину,

Не строят фабрику, завод,

И каждый день здесь гнут все спины,

Ведь люди полют огород.

В селе простые развлеченья,

Без пабов, баров, казино.

Здесь под гармошку песнопенья,

Здесь ходят в клуб, а не в кино.

Я рассказала вам частицу,

Хочу сказать еще и то,

Что я деревню на столицу

Не променяю ни за что!

Обратимся и к творчеству нашего перлевского жителя – Свиридова Николая, у которого любовь к родному краю вылилась в стихи:

…Поле скошено, поднята зябь,

Лишь мелькнет серой тенью полевка,

Да вороны над пашней кричат:

Вот и встретились. Здравствуй, Перлевка!

Учитель:почему наш урок мы начинаем с чтения стихотворений о родном селе? (ответы детей).

Что же объединяет людей, живущих в городе, селе, области, стране?(Мы все россияне, наша Родина- Россия). Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам подобрать однокоренные слова к слову «Отечество», подобрать синонимы к этому слову.

Учитель: с историей России мы соприкасаемся почти ежедневно.У стен древней крепости, старинного дома или памятников, поставленных в честь прошедших событий и героев войны. История находит отражение в народных песнях и сказках, в названиях городов и сел, улицах, именах и фамилиях. В  услышанных сейчас песнях говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное – Родина начинается с отчего дома. И если задать вопрос: что такое Родина? Многие ответят: место, где человек родился, вырос. И будут правы, потому что родные с детства места- это наша Родина, наш родной край.

Для каждого человека Родина начинается сотчего дома. Если посмотреть на карту Воронежской области, то можно увидеть недалеко от Воронежа маленькую- маленькую точку. Это и есть наше село со звучным и красивым названием Перлевка. Расположено оно в 36 километрах от г.Воронежа. Возникло в 1656 году. Село древнее и большое.По холмам и балкам сравнительно небольшой лентой тянется на 18 км с севера на юг. Есть две версии названия села.

Рассказывают ученики.

Версия первая: основателями села были беглые казаки с Дона - Петр и Левка.

Более правдоподобная вторая версия. Село получило название от речки Перлевка, которая протекала с севера на юг по селу и впадала в речку Ведуга (приток Дона).Река Перлевка упоминается еще в документах начала 17 века («дозорная книга 1615 года). В «Толковом словаре русского языка, составленного В.И. Далем, «перелевки» (перлевки)- это места, где река переливается через берега. Теперь эта речка высохла, и осталось еле заметное русло, которое весной в половодье воскрешает исчезнувшую речку. Селу Перлевка подчинены хутора Кочетовка, Ложки, Чагодаевка. Удалось выяснить происхождение хутора Кочетовка. Здесь поселились  выходцы с Украины, их дворы славились петухами (на Украине петуха называли кочетом). Со всех окрестных сел приезжали за ними крестьяне.

1. Работа со словарем С. И. Ожегова.

Учитель: Попробуем проанализировать разговорные названия некоторых улиц с.Перлевка с помощью словаря С. И. Ожегова. В Перлевке есть название улицы Мотня.Выясняем по словарю, что мотня- мешок в средней части невода, куда попадает рыба. А ведь улица упиралась в болотистое место. Человек, не знающий этого, мог просто-напросто заблудиться среди топи. Или еще одно интересное название улицы, которое опять же попытаемся объяснить с помощью словаря С. И. Ожегова- Желябово. Эта улица формой представляет углубление в дереве. Сколько лет прошло, пытались эту улицу выровнять, засыпали даже щебенкой, но посмотришь: снова появилось это углубление. Обратимся к словарю и осмелимся сделать вывод, что желоб и желяб одинаковое по смыслу слово. Желоб- длинное, полукруглое или прямоугольное углубление.

Изучение истории происхождений названий, как и вообще изучение родного края,- увлекательное занятие.

2.Выполнить задание.

В жизни человека есть самые важные, самые дорогие для человека слова. Какие? Узнаем, когда отгадаем кроссворд.

  1. Течет, течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит.

Про какое дерево говорят: «мерзнет, дрожит на ветру».

  1. Живет в лесу работник, лесной носатый плотник.
  2. Вежливое слово.
  3. Предмет, где лежат карандаши, ручки, ластик.
  4. Дерево- символ России.

1

е

к

а

2

с

и

н

а

3

я

т

е

л

4

п

а

с

И

б

о

5

е

Н

а

л

6

е

р

е

з

А

Какое слово получилось по вертикали?

  1. Столица нашей Родины?
  2. Зимующая птица, которая очень любит сало?
  3. Дерево, плод которого любят снегири?

1

о

с

к

в

а

2.С

   И

н

и

ц

а

3

я

б

и

н

а

Какое слово получилось в этом кроссворде?

3.Запишите пословицы и поговорки с этими словами.

4.Напишите мини- сочинение о том, что для вас такое Родина, начните так: «Родина- это…»

Читаются сочинения. Учениками рецензируются.

Вывод: в большой стране у каждого человека есть свой уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша большая общая великая Россия. Каждый человек любит свою страну, а любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. И какая будет жизнь – все зависит от вас.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (ОБЖ, литература, русский язык) по русскому языку в 8 классе по теме: "Обобщающий урок по односоставным предложениям"

Данная разработка представляет собой материал для проведения обобщающего урока по видам односоставных предложений. Основная цель урока - повторение видов односоставных предложений, определение  и...

"Старинные русские меры". Интегрированный урок по математике, русскому языку и литературе. Авторы: Дороженко Ж.Ю., Прищепова И.А.

Урок посвящен таким забытым старинным мерам, как пядь, вершок, аршин, локоть, сажень. Направлен на обогащение  знаний по  темам русского языка, литературы и математики, развитие интереса к...

Конспект урока в 6 классе "Интегрированный урок географии и русского языка"

Данный урок соответствует теме География сказок Урок интегрированный - география и русский язык. На уроке ученики путешествуют по населенным пунктам, связанным со сказками...

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное употребление причастных оборотов на уроке физики»

Интегрированный урок физики и русского языка на тему «Механическое движение. Правильное  употребление причастных оборотов на уроке физики.»...

Сценарий урока -квеста (интегрированного урока по математике, русскому языку и литературе) в 6 классе.

В современном мире очень трудно удивить наших детей.А ведь именно удивление часто является мощным толчкомк дальнешему вниманию и ... познанию нового и неиведанного!!Вот я и попыталась объединить забав...