Политический режим современной России
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Сенють Павел Альбинович

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon politicheskiy_rezhim_sovremennoy_rossii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

Сенють Павел Альбинович

учитель истории

Политический режим современной России:

демократия или авторитаризм?

Цели и задачи урока:

  • Продолжение формирования у учащихся навыков аналитической деятельности.
  • Формирование представления о возможности существования других взглядов и оценок, отличных от собственных.
  • Закрепление умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним с критической точки зрения, рассматривая их в конкретном историческом и территориальном контексте.
  • Анализ факторов, влияющих на политическое развитие современной России, характеристика противоречивости развития.
  • Актуализация знаний учащихся по проблеме становления политического режима в современной России.

Тип урока: дебаты.

Ключевые понятия и термины: политический режим, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, конституция, права и свободы человека.

Основные этапы подготовки урока: 

  • Класс делится на 2 команды (сторонников демократии и сторонников авторитаризма) и получает опережающее задание. На этом этапе анализируются известные авторитетные журналы и газеты, печатающие информацию о политической жизни страны ( “АиФ”, “Российская газета”, “Коммерсант”, ) изучаются материалы сети ИНТЕРНЕТ, а также просматривают телевизионные передачи (“Итоги”, “Время”, “Зеркало”, “Времена” и т.д.). Изучается и анализируется законодательная база РФ.
  • Команды готовят материал для проведения дебатов с точки зрения утверждения и отрицания.
  • Все члены каждой команды  принимают непосредственное участие в дебатах, команда сама определяет очерёдность выступления каждого из своих участников (спикеров) дебатов.
  • Заранее определяется очерёдность выступления команд. (первыми выступают сторонники демократии, т.к. по Конституции РФ Россия – демократическое государство. )
  • Приглашаются эксперты – учащиеся 11 кл., имеющие хорошую подготовку по обществоведению. (2 чел.)

ХОД УРОКА

Порядок выступления

Спикер

Время выступления

Роль спикера

1

Вступительное слово учителя

целеполагание

2 мин

1 мин

Формулирует тему дебатов: Политический режим современной России: демократия или авторитаризм.

Актуальность: сегодня существует очень много споров о политических преобразованиях правительства во главе с В.В. Путиным. Делаются выводы о том, что в России свёртываются преобразования, а личность Путина приобретает всё больше авторитарных черт. Вывод  можно сделать, публично обсудив две позиции – сторонников демократии и сторонников авторитаризма.

Объявляет формат работы на уроке: правила, хронология, этапы

2

Выступает команда сторонников демократии

7 мин

Заявляется позиция: мы считаем, что в России утвердился демократический режим.

 В организованной форме выдвигаются основные аргументы команды. Например:

1) В 1993 г. в России была принята Конституция, которая главной своей целью ставит обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина.

2) В экономической сфере активно развиваются рыночные отношения, свободная конкуренция.

3) В политической сфере можно наблюдать многопартийность, реальная возможность участия граждан в политической деятельности.

Заканчивается выступление чётким формулированием утверждающей команды: таким образом, наша команда считает, что вышеперечисленные факты доказывают, в России утвердился демократический режим.

3

Выступает команда сторонников авторитаризма

7 мин

В организованной форме выдвигает аргументы команды. Например:

1) В сложившейся экономической и политической ситуации всё чаще раздаются голоса о приходе к власти “сильной руки”, которой, по мнению многих, является наш президент В.В.Путин. И в современной ситуации у него практически нет конкурентов.

2) Последние выборы в Государственную Думу показали, что в России во многом благодаря поддержке президента сложилась доминирующая партия “Единая Россия”.

3) Административный нажим в пользу одной партии подрывает основы демократии (свободу выбора и т.д.).

4

Раунд перекрёстных вопросов.

(дискуссия во время раунда не допускается).

10 мин.

Команды  задают вопросы с целью принизить значение аргументов утверждающей команды. Например: 

1) Не кажется ли вам, что наша Конституция только декларирует права и свободы, а на самом деле права человека в России постоянно ущемляются?

2) Если во главу угла в нашей стране ставятся права и свободы человека, то почему по обращениям в международные организации по правам человека Россия занимает одно из первых мест?

3) В странах, где сложился демократический политический режим правительство заботится о стариках и детях, а говоря о нашей стране, разве можно это утверждать?

1) Уже тот факт, что мы свободно можем обсуждать политику и поведение президента и правительства, разве не свидетельствует в пользу демократического режима?

2) Разве граждане России не имеют право выбирать власть? Авторитет нашего президента, велик, но это ещё не факт, что именно его изберут на новый срок.

5

Ведущий спикер команды сторонников демократии

2 мин

Делает заключение: Демократию как систему У.Черчиль считал скверной, хотя всё остальное ещё хуже. Демократия хрупка, неудержима. Она нуждается в постоянном совершенствовании и защите. В странах, где утвердилась реальная демократия, на её развитие потребовалось более 200 лет. Поэтому наивно полагать, что в России всё сразу стало бы гладко. Но на сегодняшний день правительство и страна уже столько сделали на этом пути, что можно смело утверждать: Россия – демократическая страна.

6

Ведущий спикер команды сторонников авторитаризма

2 мин

Делает заключение: Конечно возвращения к “советскому социализму” не произойдёт, но по способу осуществления власти в России уже сегодня установлен авторитарный режим в форме президентской республики. И именно авторитарный режим оказался способен эффективно реагировать на возникающие проблемы.

7

Выступают эксперты

5 мин

В России сложилась незрелая демократия в сочетании с мягким авторитаризмом

8

Слово учителя

рефлексия

4 мин

Подведение итогов

– Экспертам предоставляется слово по ходу дебатов для реплик. Они могут задавать вопросы командам по усмотрению ведущего.

- По ходу игры эксперты заполняют специальный протокол, в котором фиксируют все аргументы и контраргументы, а по окончании дебатов, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. Команда, набравшая большинство голосов, признаётся лучшей.

Аргументы, доводы, контраргументы могут меняться в зависимости от решения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (информатика - обществознание) по теме "Политические партии современной России".

При разработке данного урока за основу была взята идея другого учителя (к сожалению, не помню его ФИО), найденная в Интернете.  Данный урок был проведен в 11 классе учителем информатики Исаковой ...

Тема : Политическая система современной России.

Конспект урока учителя истории Кашириной Т.Н.Тема : Политическая система современной России.Цели:  познакомить учащихся с основными событиями политической жизни в 90- е годы.Подвести учащихся к п...

Политический режим современной России

Методическая разработка к уроку по теме: " Политическая система"....

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Конспект обобщающего урока по теме «Политическая жизнь современной России: общее и особенное»

Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Политическая сфера»Задачи:- определить значение основных понятий темы: власть, государство, централизованное государство, формы п...

Методическая разработка внеурочного мероприятия: «Политические символы современной России»

Форма  внеурочного мероприятия – занятие -  игра - аукцион (8-9 класс)Цели и задачи внеурочного мероприятия:В форме игры закрепить  и актуализировать изучаемый  материал по т...

Политическая система современной России. Политическая элита

План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...