Методическая разработка внеурочного мероприятия: «Политические символы современной России»
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Форма  внеурочного мероприятия – занятие -  игра - аукцион (8-9 класс)

Цели и задачи внеурочного мероприятия:

  • В форме игры закрепить  и актуализировать изучаемый  материал по теме «Политические символы современной России; в форме  эффективного поиска подхода к решению поставленной задачи, в том числе, путем вовлечения учащихся в игровую деятельность, способствовать воспитанию уважения  к государственным символам Российской Федерации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  №1»

(МАОУ СОШ №1)

_____________________________________________________________________________

Всероссийский  педагогический конкурс

 «СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ

Направление - воспитательная работа 

Вид работы – разработка   внеурочного занятия

 

Методическая разработка  внеурочного мероприятия:

 «Политические символы  современной России»

Автор работы:                                                                  

Сальникова Галина

Дмитриевна,

учитель истории и

обществознания

муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Лабытнанги ЯНАО

                                                       г. Лабытнанги

                                                             2019 г

                                                                                                                                           1

     

             

Методическая разработка  внеурочного мероприятия:

«Политические символы  современной России»

Форма  внеурочного мероприятия – занятие -  игра - аукцион

Цели и задачи внеурочного мероприятия:

  • В форме игры закрепить  и актуализировать изучаемый  материал по теме «Политические символы современной России; в форме  эффективного поиска подхода к решению поставленной задачи, в том числе, путем вовлечения учащихся в игровую деятельность, способствовать воспитанию уважения  к государственным символам Российской Федерации;
  • Ознакомиться с технологией проведения игры - аукциона, интегрировать знания, полученные на уроках истории, обществознания, экономики (предметные УУД);
  • Развивать навыки в работе с первоисточниками, документами, умения формулировать и конкретизировать ответ на вопрос (метапредметные УУД);
  • Воспитывать объективность в самооценке, стремление к  здоровому соревнованию (личностные УУД).

Применяемые технологии:  игровые технологии

Аудитория проведения внеурочного мероприятия: класс с социально - гуманитарной или социально-экономической направленностью профилизации (8,9 класс)

Время для проведения :  60 мин.

Средства проведения мероприятия :

Для проведения  данного мероприятия  необходимы следующие материалы:

  • Карточки-номера участников аукциона
  • Лицевой счет участника аукциона
  • Обозначения рабочих мест (таблички), а также нагрудные бейджики для банковской группы, пресс-группы, ассистента, блокноты, перечень аукционных вопросов (лотов)
  • Примерный перечень вопросов корреспондентам для проведения интервью.
  • Призы для награждения победителей аукциона.
  • Гонг  - деревянный молоток и металлический диск
  • Магнитофон – для музыкальных и рекламных пауз
  • Компьютерная презентация-слайд с текстом: «Тема урока», «Цели и задачи урока»,
  • «Критерии оценок»
  • Бумажные банкноты, изготовленные на ксероксе- «мини- деньги»

1.Подготовительный этап подготовки  к игре – аукциону

Учителю истории и обществознания или педагогу дополнительного образованния в первую очередь необходимо:

  • Подготовить план проведения мероприятия, содержание, правила игры – аукциона;
  • Продумать и подготовить вопросы и ответы для  данной игры, обозначить перед обучающимися круг вопросов, выносимых на урок, подготовить список необходимой литературы;
  • Подготовить материальное обеспечение внеклассного мероприятия;
  • Провести инструктаж групп обеспечения мероприятия (банковской группы, пресс-группа, ассистент).

          Ход занятия:

1.Вступительное слово ведущего

  • Объявление темы, постановка целей (задач) , разъяснение правил, действующих в период  занятия – аукциона. Распределение обучающихся по группам и  рабочим местам, заранее оснащенным всем необходимым.
  • Выдача денежных кредитов по журналу учета движения денежных средств. (ответственные.: банковская группа)

2. Основная часть

1 этап (тур)

  • Разыгрываются вопросы, относящиеся к основной тематике мероприятия.
  • Ведущий аукциона четко объявляет первый вопрос, объявляется денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос, например, 500 условных единиц.
  • Первоначальная стартовая цена – 100 у.е. Аукционный шаг согласно правилам  - 100 у.е.
  • Ведущий аукциона обращается к участникам аукциона: «Кто желает купить объявленный лот, т.е. право ответа на прозвучавший вопрос? (участники поднимают свою карточку – номер) Аукционист предлагает: «Кто больше?» (если не будет желающих купить объявленный лот, то он снимается до окончания  аукциона, в конце аукциона он может прозвучать вторично)
  • По окончанию торгов по первому лоту участник, выкупивший его, отвечает на поставленный вопрос. В случае правильного ответа  участник аукциона получает объявленное вознаграждение (бумажные мини – деньги) Если участник аукциона неверно ответил на вопрос, то  он, согласно правилам игры выплачивает штраф – 100 у.е., а вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот лот (вопрос) участнику аукциона, неправильно ответившему на него,  не возвращаются.
  • Затем подобным образом разыгрываются последующие лоты (вопросы).
  • По завершении торгов первого тура,  ведущий подводит итоги, привлекает при этом банковскую группу, представляет пресс-группе взять интервью у всех участников игры-аукциона.
  • Затем объявляется музыкальная рекламная пауза.

2 этап (тур)

  • Ведущий аукциона (учитель) объявляет начало торгов второго тура по той же схеме (использованный в первом туре)
  • По группе вопросов можно применить новую форму торгов – полузакрытый лот (неизвестный вопрос по объявленной теме, разделу).  В этом случае участники аукциона не знают конкретного вопроса. Цена вознаграждения за правильный ответ возрастает, правила остаются прежними. Например, ведущий объявляет: «Предлагается к торгам неизвестный вопрос, а участник, выкупивший лот, отвечает на прозвучавший вопрос», и далее, согласно правилам, либо вознаграждение (если ответ правильный), либо штраф.
  • Завершив торги второго тура, ведущий аукциона организует подведение его итогов по схеме, примененной в первом туре с определением победителя игры – аукциона.
  • Ведущий может предложить всем участникам аукциона разыграть закрытый лот – «Черный ящик» с неизвестным вопросом из названной темы.
  • Выигравший торг получает право ответа на этот вопрос. Озвучивает его и после определенной паузы (возможно, музыкальной) – примерно 1 -2 минуты – дает ответ. Вознаграждение осуществляется в соответствии с правилами.

3 .Заключительный этап

  • Обсуждение с учащимися результатов игры- аукциона:
  • Выяснить, понравилась ли им такая форма проведения занятия, насколько она была эффективна  ждя приобретения знаний по тематике (рефлексия);
  • Собрать карты самоконтроля и предложений учащихся;
  • Подвести итоги  внеурочного мероприятия (рефлексия);
  • Проанализировать совместно с учащимися выполнение задач  мероприятия;
  • Разобрать сложные и важные вопросы и те вопросы, на которые ученики не смогли дать ответы;
  • Уточнить и дать необходимые ответы, учащиеся запишут  их в рабочие тетради, побывав   затем, на следующий день, на уроке.
  • Объявить обучающимся  результаты игры  и дать оценку действиям играющих.

                                                                                                                 

                                                                                                                    Приложение 1

                                                 Правила игры - аукциона

  1. Аудитории задается конкретный вопрос
  2. Право ответа на вопрос может купить любой из участников, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов
  3. Первоначальная цена лота – 100 у.е. Торговый (аукционный) шаг – 100 у.е.
  4. Называя свою цену, участник должен поднять карточку со своим номером.
  5. Участник, купивший лот, выплачивает в банке сумму,  за которую он выкупил данный лот.
  6. За правильный ответ участник получает денежное вознаграждение в банке.
  7. Если участник аукциона неверно ответил на поставленный вопрос, то он выплачивает в банке штраф в сумме 100 у.е.  а этот вопрос снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, выплаченные за этот вопрос, участнику не возвращаются.
  8. Если у участника закончились деньги, то он может с разрешения ведущего взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 у.е. под 50% годовых.
  9. За некорректное поведение на аукционе штраф -100 у.е. (некорректность поведения оценивается ведущим аукциона)
  10. Критерии оценок:
  • Если участник заработал свыше 6000 у.е., то он оценивается на «отлично» с выставлением оценки в классный журнал (при желании, на последующих уроках):
  • от 3000 до 5999 – оценка  «хорошо»
  • от 1000 до 2999 – оценка «удовлетворительно»
  • оценочные показатели банковской группы. работников пресс – центра и ассистента оговариваются контрактом с ведущим аукциона.

11. Правильность ответа определяет ведущий аукциона (учитель) либо, в спорных случаях, экспертная комиссия.

                                                                                                                   Приложение 2

Примерные вопросы для проведения игры – аукциона по теме:

««Политические символы  современной России»

№ п/п

                            Вопрос аукциона

Сумма вознаграждения за правильный ответ

(у.е.)

1

Кому принадлежит идея  создания бело-сине-красного триколора?

100

2

В  Российской империи в середине XIX  века  параллельно существовало два флага:  национальный «де-юре» и  национальный «де-факто», причём предпочтения населения повсеместно отдавались последнему. Опишите цветовую гамму этих флагов:?

200

3

 Какой русский царь и когда закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи?

300

4

До какого периода начала XX века существовал в качестве государственного бело-сине-красный флаг?

200

5

Когда  исторический флаг России становится вновь официальным флагом Российской Федерации

200

6

Когда, какого числа и месяца отмечается  День государственного флага России?

200

7

Что такое герб и каково происхождение этого слова?

300 (150+150)

8

Из какой страны был заимствован двуглавый орел?

100

9

При каком царе стал использоваться герб с двуглавым орлом?

100

10

В гербах каких странах используется  орел?

500

11

Опишите как выглядел большой государственный герб Российской империи ?

500

12

Когда он был принят в Российской империи как официальный герб?

200

13

 Что держит в лапах Государственный орёл на  государственном гербе Российской  империи?

200

14

До какого периода данный герб просуществовал в нашем государстве после революции 1917 г.?

200

15

Когда и кем двуглавый орел был вновь утвержден Государственной Думой РФ?

200

16

Что такое гимн?

100

17

Каково происхождение  слова «гимн»?

200

18

Когда появился первый официальный государственный гимн Российской империи  и как он назывался?

300 (150+150)

19

Когда был создан новый государственный гимн СССР  и где он впервые  прозвучал?

300 (150+150)

20

Кто авторы музыки и слов  советского гимна?

200 (100+100)

21

Чье и какое произведение стало гимном государства в 1990 году?

200 (100+100)

22

Когда был утвержден современный гимн РФ и кто его авторы?

200 (100+100)

23

Какие чувства вызывает у вас звучание гимна?

100

                                                                 

24. Вопрос: Что символизирует герб Московского княжества? (400 у.е.)

25.Вопрос: Какова история герба, изображенного  на рисунке? Из какой страны он родом? (500 у.е.)

26. Соотнесите даты и названия  создания гимнов в истории нашего государства:

А. Гимн Российской империи                      1. 1944

Б. Гимн СССР                                                 2. 2001

В. Гимн Российской Федерации                  3. 1833

(300 у.е.:100+100+100)

27. Вопрос: Каково происхождение данного герба и кто изображен в его центре?

(300 у.е.: 150 +150)

                                                                                                                        Приложение 3

                                            Ответы на вопросы игры -  аукциона

№ п/п

Вопрос аукциона

1

Ответ: Петру 1,  российскому императору

2

Ответ: В империи параллельно существовало два флага: чёрно-жёлто-белый — национальный «де-юре» и бело-сине-красный — национальный «де-факто», причём предпочтения населения повсеместно отдавались последнему.

3

Ответ: Последний русский император Николай II в 1896 году окончательно закрепил за бело-сине-красным флагом статус единственного государственного флага Российской империи.

 

4

Ответ: до апреля 1918 года, пока не был утвержден советской властью красный флаг в качестве  национального российского флага

5

Ответ: 21 августа 1991 г. Верховный совет РСФСР постановил «считать исторический флаг России – полотнище из разновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой – официальным флагом РФ»

6

Ответ:  День государственного флага России отмечается 21 августа

7

Ответ: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, официальных документах и т.д. Происхождение этого слова -  от нем. – «наследство»

8

Ответ: двуглавый орел был заимствован из Византии

9

Ответ: при Иване III  впервые  стал использоваться герб с двуглавым орлом

10

Ответ: В гербах отдельных странах используется  орел: Австрия, германия, Ирак, Испания, Польша, Сирия и др. Двуглавый орел –в гербах Албании и Сербии

11

Ответ: Большой государственный герб Российской империи (1882) представлял собой следующее: «в золотом щите чёрный двуглавый орёл, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Андреевского ордена.

12

Ответ: Был принят в Российской империи как официальный Герб в 1882 году  при Александре III

13

Ответ: Государственный орёл держит золотые скипетр и державу

14

Ответ: Герб с двуглавым орлом просуществовал в нашем государстве до лета 1918 г. и позже заменен на герб с изображением серпа и молота на красном щите.

15

Ответ: Двуглавый орел был вновь утвержден Государственной Думой РФ  в 1993 году Указои Президента Б.Н. Ельцина

16

Ответ: Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства.

17

Ответ: Происхождение  слова «гимн от древнегреч. –«гимено» - петь, прославлять

18

Ответ: Первый официальный государственный гимн Российской империи появился в 1833 г.   и назывался «Боже, Царя храни»

19

Ответ: В 1944 году был  создан новый государственный гимн СССР, который  впервые  прозвучал по радио в ночь на 01 января 1944 г.

20

Ответ:  Авторы музыки и слов  советского гимна – поэт С. Михалков, композитор –А.  Александров.

21

Ответ: Гимном государства в 1990 году по решению Верховного Совета РСФСР стало произведение М. Глинки «Патриотическая  песнь»

22

Ответ: В 1993 году был утвержден современный гимн РФ,  его авторы   - А. Александров и С. Михалков (изменен текст)

23

Ответ: (свободный ответ)

24

Ответ: На гербе  Московского княжества изображен Георгий Победоносец,  поражающий змея», символизировал борьбу Московского княжества с татаро-монгольским игом.

25

Ответ: появился в конце XV века.  «Двуглавый византийский орел».

-символизировал преемственность московского царства с Римской и Византийской империями, принят в царствование ИванаIII, будучи женатым на византийской принцессе Софье Палеолог

26

Ответ: А – 3, Б – 1, В -2

27

Ответ: «Двуглавый орел с гербом Москвы на груди» . в его центре  изображен Георгий Победоносец - символизирует преемственность со славным историческим прошлым, величие государства.

Список литературы по теме «Государственные символы России»

Атамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф. и др. Герб и флаг России. X-XX века. – М., 1997.

Боевые знамена на Параде Победы 24 июня 1945 г. Каталог. – М., 1990.

Бойнович А.Д., Шабанов Ю.А., Купрюхин В.А., Патрикеев С.Б. Знаки и жетоны Российской империи. – СПб, 1994.

Васюков А.И., Горшков В.В., Колесников В.И., Чистяков М.М. Бумажные денежные знаки России и СССР. – СПб, 1993.

Вилинбахов Г.В. Флаги России // Наука и жизнь. 1990. № 12.

Вилинбахов Г.В. Родословная Российского орла // Родина. 1993. № 1.

Вилинбахов Г.В., Вилинбахова Т.Б. Святой Георгий Победоносец. – СПб., 1995.

Гайдуков П.Г. Медные русские монеты конца XIV-XVI веков. – М., 1993.

Государственная символика России / Под ред. С.И. Козленко. – М., 2002.

Дегтярев А.Я. История Российского флага (легенды, факты, споры). – М., 1994.

Дегтярев А.Я. История Российского флага. – М., 2000.

Драчук В.С. Рассказывает геральдика. – М., 1977.

Дуров В.А. Награды Великой Отечественной войны. – М., 1993.

Каменцева Е.И. Русская сфрагистика и геральдика. – М., 1974.

Клоков В.А.. Кружалов В.В. Государственные символы России. – М., 2002.

Крутов В.В., Крутова Л.В. Боже царя храни…: История первого российского гимна. – М., 1998.

Лакиер В.И. Русская геральдика. – М., 1990.

Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио: Книга для учащихся и студентов. – М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Электроэнергетика России"

Тема урока:  Электроэнергетика Цели:  сформировать  представление об электроэнергетике России как об авангардной отрасли народного хозяйства страны. Задачи: Обучающая: углубление зна...

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре II.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре II....

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия при Александре III.

Учебно-методическое пособие по преподаванию истории «Россия в ХIХ  веке» (конспекты уроков с мультимедийными презентациями) Россия  при Александре III....

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...

Материал к внеклассному мероприятию "Политический турнир "Избранный"(по основам избирательного права для учащихся 9-11 классов)

Дидактический материал и презентация к внеклассному мероприятию для учащихся 9-11 классов по основным вопросам избирательного права....

Методическая разработка урока по истории России 7класс «Просвещенная» культура России».

Методическая разработка урока по истории России7класс«Просвещенная» культура России»....