Рабочая программа по обществознанию 5 - 6 классы
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Рабочая программа по обществознанию к учебнику Боголюбова соотвествует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_5-6_kl.zip65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету   «Обществознание»

5-6  классы

2016 – 2017 учебный год

                                                                                                                           

-

                                                                         

Пояснительная записка      

                Рабочая программа предназначена для преподавания  курса «Обществознание» в основной школе (5 - 9 классы), составлена в соответствии с положениями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5 - 9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база, многоаспектность изучения предмета исследования – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания.

Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию; опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми раз- личных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:

  • создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
  • содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
  • предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
  • помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Общая характеристика учебного предмета

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения предмета, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа учебного предмета (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание предмета носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» — через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого — тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание предмета возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена тема «Нравственные основы жизни».

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая 6 роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

На втором этапе освоения учебного предмета для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» — вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной культуры» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребите- ли, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков посвящается вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения.

На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания предмета по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с учётом уже сложившихся представлений (а возможно, и стереотипов и предубеждений) о социальной жизни и поведении людей в обществе.

Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению помогут реконструкция и анализ типичных социальных ситуаций и сложившихся практик поведения с позиций норм морали и права. Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности, и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками. Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь её выпускникам осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Место учебного предмета "Обществознание" в учебном плане

        Обществознание в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 170 часов (34 часа в каждом классе). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

Данная рабочая программа предполагает изучение обществознания на базовом уровне.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Обществознание" в основной школе

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:                                                                                                                                 -мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;                                                                                                                                                                              - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;                                                                                                                               - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:     - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);                                                                                                                                           - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;                                       -способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);             - овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;                                                                                            - умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:                                                                                                   1) использование элементов причинно-следственного анализа;                                                                                                             2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;                                                                                                       3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;                                                                                                                                                 4) поиск и извлечение нужной  информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;                                                                                                                                                                                                       5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.),  выбор знаковых систем адекватно познавательной  и коммуникативной ситуации;                        6) объяснение изученных  положений на конкретных примерах;                                                                                                7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;                                                                                             8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:    

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

                                                                                                                                                                           Содержание  и планируемые результаты реализации программы  изучения учебного предмета «Обществознание" по основным тематическим блокам

Блоки

Разделы

Часы

1. Социальная сущность личности (27 ч)

1.1. Человек в социальном измерении

18

1.2. Ближайшее социальное окружение

9

2. Современное общество (27 ч)

2.1. Общество – большой дом для человечества

12

2.2. Общество, в котором мы живём

15

3. Социальные нормы (27 ч)

3.1. Регулирование поведения  людей в обществе

18

3.2. Основы российского законодательства

9

4. Экономика и социальные отношения (27 ч)

4.1. Мир экономики

27

4.2. Человек в экономических отношениях

6

4.3. Мир социальных отношений

9

5. Политика. Культура (27 ч)

5.1. Политическая жизнь общества

16

5.2. Культурно-информационная среда общественной жизни

8

5.3. Человек в меняющемся обществе

3

Итого

175

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

1. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и осо быми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и са мообразование. Социальное становление человека: как усваиваются соци альные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Ста тус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Тендер как «социальный пол». Различия в поведении маль чиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социаль ное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Выпускник научится:

• использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

• характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;

• сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

• выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

• характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

• описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек;

• давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;

• демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности;

• описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.

2.   Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Выпускник научится:

• характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев;

• характеризовать основные роли членов семьи, включая свою;

• выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

• исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

3.   Общество — большой «дом» человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчи вость в развитии общества. Основные типы обществ. Обще ственный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникно вения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении обществен ной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духов ные богатства общества: создание, сохранение, распростране ние, усвоение.

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные типы обществ;

• характеризовать направленность развития общества, его движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;

• различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;

• применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе;

• выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;

• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

• выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития.

4.   Общество, в котором мы живём (15 ч)

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая си туация в современном глобальном мире: как спасти при роду.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие за дачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                    Основы конституционного строя Российской Федерации. Го сударственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?                                                                                                                

Духовные ценности российского народа. Культурные до стижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

Выпускник научится:

• характеризовать глобальные проблемы современности;

• раскрывать духовные ценности и достижения народов нашей страны;

• называть и иллюстрировать примерами основы конституционного строя Российской Федерации, основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации;

• формулировать собственную точку зрения на социальный портрет достойного гражданина страны;

• находить и извлекать информацию о положении России среди других государств мира из адаптированных источников различного типа.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни изменения, происходящие в современном обществе;

• показывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

5.   Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Об щественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние мо ральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, сво бод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотно шения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы россий ских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обя занность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязан ность.

Выпускник научится:

• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина;

• на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• критически осмысливать информацию правового и морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализации, самоконтролю.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

• моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку;

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие.

6.   Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родите лей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответ ственность работника и работодателя. Особенности положе ния несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность не совершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

Выпускник научится:

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

7.   Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность эко номического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современ ные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и гра ницы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в эконо мике.

Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

Выпускник научится:

• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

8.  Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики — производители и потре бители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и про фессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное по требление. Права потребителя.

Выпускник научится:

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

Выпускник получит возможность научиться:

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

9.   Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и про явления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на со циальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества.

Социальная политика Российского государства.                                                                                                                      

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Поня тие толерантности.

Выпускник научится:

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

10.   Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государствен ное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политиче ские партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение вла стей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законода тельной власти. Органы исполнительной власти. Правоохра нительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные полити ческие организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопас ность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв во оружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

Выпускник научится:

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в которую следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

11.    Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

Выпускник научится:

• характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

• распознавать и различать явления духовной культуры;

• описывать различные средства массовой информации;

• находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

• видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Выпускник получит возможность научиться:

• описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;

• характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;

• осуществлять рефлексию своих ценностей.

12.  Человек в меняющемся обществе (3 ч)

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к бы стрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здо ровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Выпускник научится:

• характеризовать явление ускорения социального развития;

• объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;

• описывать многообразие профессий в современном мире;

• характеризовать роль молодёжи в развитии современного общества;

• извлекать социальную информацию из доступных источников;

• применять полученные знания для решения отдельных социальных проблем.

Выпускник получит возможность научиться:

• критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода;

• оценивать роль спорта и спортивных достижений в контексте современной общественной жизни;

• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодёжи.

Содержание программы

5 класс.   34 часа

Вводные уроки (3 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.

Проектная деятельность на уроках обществознания. Проекты учебные и социальные. Как подготовить проект? Правила успешной работы над проектом.

Тема 1. Человек. (4 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.

Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Тема 2. Семья. (6 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (5 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Тема 4. Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Тема 5. Родина (7 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин -  Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Итоговые уроки (4 ч.) Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни школьников. Обобщение и систематизация знаний по курсу. Защита проектов.

6 класс   34  часа

 Вводные уроки (2 ч.) 

    Курс обществознания в 5 классе: что мы узнали и чему научились?

    Чем мы будем заниматься в но вом учебном году.

   Как добиваться успеха в работе в классе и дома.

   Наш опыт проектной деятельности. Вспомним алгоритм работы над проектом.

Тема 1. Человек в социальном измерении (11 ч.)

Личность. Социальные параме тры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Познание человеком мира и са мого себя. Самосознание и само оценка. Способности человека.

Деятельность человека, её ос новные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как ус ловие успешной деятельности.

Потребности человека - био логические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потреб ностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потреб ностями.

Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Привычка к труду. Проблема вы бора профессии. Важность взаимо понимания и взаимопомощи.

Тема 2.  Человек среди людей (10 ч.) 

Человек и ближайшее социаль ное окружение. Межличностные от ношения.

Роль чувств в отношени ях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Солидарность, лояльность, толе рантность, взаимопонимание.

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой груп пе. Группы формальные и нефор мальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности об щения со сверстниками, старшими и младшими.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрес сивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как побе дить обиду и установить контакт.

Тема 3.  Нравственные основы жизни (6 ч)

Человек славен добрыми делами. Доброе -  значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Смелость. Страх - защитная ре акция человека. Преодоление стра ха. Смелость и отвага. Противодей ствие злу. 

Человечность. Гуманизм - ува жение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Итоговые уроки ( 4 ч.) Защита проектов. Обобщение и систематизация знаний по курсу.

Резерв ( 1-2 ч.)

Календарно-тематическое планирование                                                        

5 класс 34 часа

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

учащихся 

Дата

план

факт

Введение (1 час)

1

Вводный урок

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Формулировать определения и раскрывать значение понятий «общественные науки», «обществознание», «общество».

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно изучать обществознание.

Фиксировать информацию в различных знаковых системах (составление схемы "Сферы жизнедеятельности общества")

Тема:  Человек (5 часов)

2 -3

Загадка человека.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, биологическое и социальное в природе человека.

Фиксировать информацию в различных знаковых системах (составление таблицы " Отличие человека от животных") Проводить поиск необходимой информации в тексте.

Сравнивать свойства человека и животных

4-5

Отрочество – особая пора жизни.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Планировать свою работу на уроке.

Описывать отрочество как особую пору жизни человека.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Систематизировать учебный материал, определяя предпочтения данной возрастной группы, заполняя таблицу.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

6

Практикум по теме «человек»

Обобщить и закрепить знания о связи со циального в человеке с общением, обменом ин формацией и другими результатами психической деятельности.                          Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и рас ширения позитивного опыта общения.                                                                    Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлек сивных способностей подростков

Тема: Семья (5 часов)

7

Семья и семейные отношения.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Проводить поиск необходимой информации в тексте. Сравнивать двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

8

Семейное хозяйство.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения.

Участвовать в работе группы.

Характеризовать совместный труд членов семьи.

Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, объяснять причины отличий.

9

Свободное время.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Описывать и оценивать собственные  увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Разработать и презентовать мини-проект "Моё хобби"

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

10

Практикум по теме «Семья»

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Исследовать несложные практические ситуации

Разработать и презентовать групповой проект по теме

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

11

Урок систематизации и обобщения знаний по теме "Семья"

Анализировать  несложные практические ситуации, тексты, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Составлять синквейн, кроссворд

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Тема: Школа (6 часов)

12- 13

Образование в жизни человека.

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать систему общего школьного обра зования в нашей стране.                                            Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произ ведений

14- 15

Образование и самообразование.

С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития. Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Составлять простой план по теме.

16

Одноклассники, сверстники, друзья.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.  

Работать над мини- проектом "Наш класс"

17

Практикум  по теме "Школа"

Систематизировать полученную в процессе изучения темы  информацию                                                                               Совершенствовать предусмотренные ФГОС умения: а) характеризовать учёбу как основ ной труд школьника; б) опираясь на конкретные примеры, характеризовать значение школьного учения и самообразования, выявлять позитив ные результаты учения; в) выявлять возмож ности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы при чинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одно классниками, сверстниками, друзьями; д) иллю стрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.                                                Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения об щаться в процессе обучения со сверстниками

Тема: Труд  (6 часов)

18 - 19

Труд – основа жизни.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать свою деятельность.

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Различать материальную и моральную оценку труда.

Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения.

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

20 - 21

Труд и творчество.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Публично выступать со справочной информацией о людях и произведениях искусства.

Различать творчество и ремесло.

Участвовать в психологических тестах на определение индивидуального уровня креативности.

Проводить саморефлексию

22

Практикум по теме "Труд"

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

Анализировать различные источники информации.

Участвовать в подготовке и презентации проектов: "Творчество в науке и искусстве"

Осуществлять самооценку и взаимооценку.

23

Урок  обобщения  по теме «Труд»

Систематизировать знания о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.

Выполнять различные задания по теме

Тема: Родина (10 часов)

24- 25

Наша Родина - Россия.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока. Планировать деятельность.

Объяснять смысл понятия «субъект РФ». Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа. Характеризовать особенности России как многонационального государства. Объяснять значение русского языка как государственного.

Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения. Работать с картой и другими источниками визуальной информации.

Проводить саморефлексию.

26 - 27

Государствен ные символы России.

Описывать   основные государственные  символы РФ.

Знать текст   гимна РФ.

Работать в группах, готовить справочную информацию по теме, публично выступать, аргументировать свою точку зрения.

28- 29

Гражданин России.

Участвовать в определении проблемы и постановке целей урока.

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятий «гражданин», «гражданство».  Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.

Проводить поиск необходимой информации, преобразовывать текстовую информацию в таблицу.

Приводить примеры проявлений патриотизма, добросовестного выполнения гражданских обязанностей, гражданственности.

30 – 31

Мы – многонациональный народ.

Объяснять смысл понятий «нация», «национальная культура», «толерантность».

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Проводить саморефлексию (психологический тест по толерантности)

32

Практикум по теме «Родина

Систематизировать материал по теме

Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых данной теме.

Участвовать в групповой работе. Публично выступать. Разрабатывать и защищать проекты.                                Осуществлять самооценку и взаимооценку.

Заключительные уроки (2 часа)

33 - 34

Итоговое повторение

Выполнять учебные, познавательные и практические задания по курсу.

Объяснять явления и процессы социальной действительности на доступном уровне.

Осуществлять критериальное оценивание.

Проводить саморефлексию.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем

6 класс 34 часа

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности

учащихся

Дата

 

 план

 факт

Введение (1 час)

  1.

Вводный урок

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 6 класса. Наметить перспективу совершенствования уме ний и навыков в процессе учебной деятельности.                                               Определить основные требования к результа там обучения и критерии успешной работы уча щихся

Тема: Человек в социальном измерении (12 ч)

2 - 3

Человек –

лич ность

Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».  Использовать элементы причинно-следствен ного анализа при характеристике социальных па раметров личности. Сопоставлять информацию текста и иллюстраций, делать выводы на основе двух и более источников.  Решать проблемные задачи при работе в парах

4 - 5

Человек познаёт мир

Характеризовать особенности познания че ловеком мира и самого себя. Выделять сущностные признаки понятий: "сознание", "самосознанание",  самооценка", "способности", "задатки", "талант", "гениальность".

Оценивать собственные практические уме ния, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.     Анализировать различные источники информации, использовать полученные знания для аргументации  собственной точки зрения.

 Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами.  Приводить примеры проявления различных способностей людей.

6-7

Человек и его де ятельность

Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.                                                                                   Использовать элементы причинно-следствен ного анализа для выявления связи между деятель ностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества соб ственной успешной деятельности. Выполнять задания разного уровня сложности по теме урока. Работать в группе над выполнением мини-проекта по характеристике отдельных видов деятельности человека, составлять кластер. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности.

 

8- 9

Потребности человека

Характеризовать и иллюстрировать приме рами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер.      Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями.                                                   Исследовать несложные практические ситуа ции, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств

10- 11

На пути                          к   жиз ненному успеху

Характеризовать и конкретизировать при мерами роль труда в достижении успеха в жизни.                                                    Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха.                                                                           Показывать на примерах влияние взаимопо мощи в труде на его результаты.  Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа

12

Практикум по теме                                    «Человек в социальном                   из мерении»

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений харак теризовать сущность понятий «личность», «инди видуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов де ятельности человека, его потребности, внутрен ний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в соб ственной деятельности

13

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»

Актуализировать и обобщать знания  по теме.

Выполнять различные виды заданий разного уровня сложности.

Осуществлять критериальное оценивание.

Проводить саморефлексию.

Планировать индивидуальную работу по коррекции пробелов в ЗУН.

Тема: Человек среди людей (10 ч)

14-15

Межличностные отношения

Описывать межличностные отношения и их отдельные виды.  Показывать проявления сотрудничества и со перничества на конкретных примерах.  Описывать с опорой на примеры взаимодей ствие и сотрудничество людей в обществе.    Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.                                   Исследовать практические ситуации, в ко торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Работать со словарем. Развивать навыки смыслового чтения, систематизировать материал в форме таблицы

16 - 17

Человек в

 группе

  Выделять сущностные черты понятий: социальные  группы (большие и малые, формальные и нефор мальные), лидер, групповые нормы.

Использовать понятия при составлении связного текста.

Характери зовать и иллюстрировать примерами групповые нормы.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характери зовать  и иллюстрировать примерами групповые нормы.                               Описывать с опорой на примеры взаимодей ствие и сотрудничество людей в обществе.                                                     Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения.                               Исследовать практические ситуации, в ко торых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.       Исследовать практические ситуации, связан ные с выявлением места человека в группе, про явлений лидерства.                             Работать в парах над творческим заданием: "Анкета для моих товарищей: нам нужно лучше знать друг друга".

Решать проблемные и развивающие задачи на основе текста, изображения, афоризма.

18- 19

Общение

Выделять сущностные черты понятия "общение". Называть виды, цели, средства, стили общения, приводить примеры.

Сравнивать и сопоставлять различные стили общения.                                                     Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.   Сравнивать различные стили общения.

   Оценивать собственное умение общаться                                          Использовать полученные знания для создания группового проекта "Памятка эффективного общения со сверстниками (старшими, младшими)". Выражать собственную точку зрения на значение общения в жизни человека.

20 - 21

Конфликты                      в межличностных отношениях

Описывать сущность и причины возникнове ния межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в кон фликтных ситуациях.                                Объяснять, в чём заключается конструктив ное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами.                                                                            Выявлять и анализировать собственные ти пичные реакции в конфликтной ситуации. Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения. Синтезировать информацию из разных источников (текст, картина, высказывание). Участвовать в психологических тестах

 

22

Практикум                      по   теме         «Человек                   среди людей»

Определять проблему урока, участвовать в целеполагании. Работать в группах над созданием проекта. Развивать навыки публичного выступления. Формулировать и высказывать собственное мнение по затронутым проблемам.                                   Развивать навыки написания творческой письменной работы (мини-сочинение). Осуществлять самооценку и взаимооценку.

  23

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек среди людей»

Актуализировать и обобщать знания  по теме.

Выполнять различные виды заданий разного уровня сложности по теме.

Осуществлять критериальное оценивание.

Планировать индивидуальную работу по коррекции пробелов в ЗУН.

Проводить само-  и взаимооценку.

Тема: Нравственные основы жизни (8 ч)

24- 25

Человек славен добрыми делами

Характеризовать и иллюстрировать приме рами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золо тое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуаци ях поступки людей с точки зрения золотого пра вила морали Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения.  Синтезировать информацию из разных источников (текст учебника, картина, притча) для подготовки ответа на проблемный вопрос.

26- 27

Будь смелым

На конкретных примерах давать оценку про явлениям мужества, смелости, случаям преодоле ния людьми страха в критических и житейских ситуациях.                                                Оценивать предлагаемые ситуации, требую щие личного противодействия проявлениям зла

28- 29

Человек и чело вечность

Раскрывать на примерах смысл понятия «че ловечность».   Давать оценку с позиции гуманизма кон кретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявление внимания к нуждающимся в нём. Проводить поиск необходимой информации в тексте, тренировать навыки продуктивного чтения.        Выполнять проблемные творческие задания (из учебника и (или) рабочей тетради. Формулировать и аргументировать свою позицию при решении проблемных заданий.

30

Практикум по теме «Нравственные основы жиз ни»

Применять полученные при изучении темы знания (о добре, человечности, смелости как до бродетелях) для решения проблемных ситуаций.                                                                    Анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них примеры с точки зрения добродетелей.

Проводить саморефлек сию по поводу опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

31

 Повторительно- обобщающий  урок по теме «Нравственные основы жизни»

 Систематизировать материал.

 Выполнять задания разного уровня сложности

Заключительные уроки (3 часа)

32

 Защита проектов

Организовать собственную проектную деятельность на доступном уровне, выступать в роли автора-разработчика проекта, рецензента, оппонента.

Участвовать в презентации и защите проектов, задавать вопросы, участвовать в обсуждении проблем.

Обсуждать и оценивать свои достижения и достижения одноклассников на основе накопительной системы оценивания (в виде портфолио).

33

Урок обобщения и систематизации знаний по курсу

Выполнять познавательные и практические задания по курсу.

Объяснять явления и процессы социальной действительности на доступном уровне. Уметь формировать собственную позицию по проблемам, которые были изучены в курсе.

Участвовать в дискуссии.

Осуществлять самооценку и взаимооценку. Проводить саморефлексию. 

34

 Итоговый урок

Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса

Нормативные и программные документы

  1. ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. академия наук, Рос. Академия образования; под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2011
  3. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение
  4. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2013

Учебно-методические материалы

5 класс

  1. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2015
  2. Л.Ф.Иванова, Я.В. Хотеенкова. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2012
  3. Л.Ф.Иванова. Обществознание. 5 кл. Поурочные разработки к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2012

6 класс

1. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2016

  1. Электронное приложение к учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова и Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 6 кл.»
  2. Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2014
  3. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 20…

Интернет ресурсы:

- http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов

- http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы

-  http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

- http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга нов государственной власти Российской Федерации).

- http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

- http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации..

- http://www.socionet.ru — Соционет: информационное про странство по общественным наукам.

- http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

- http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

- http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ре сурсы Интернета (обществозн) - http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                                                                                                                                        - http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».                                                                                                                  - http://www.hpo.opg — Права человека в России.                                                                                                                               - http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — граж данам школьного возраста.                                                                 -http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.                                                                                                                                                                         -nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...