Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Ступаченко Наталья Викторовна

Доклад на практическом  семинаре 26 января 2017 года

 по теме «Современные педагогические технологии в деятельности педагогов по внедрению стандартов второго поколения».

Цель: обобщение и распространение положительного педагогического опыта педагогов по внедрению стандартов второго поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Учебные задачи и учебные ситуации для диагностики учебных достижений учащихся.

Компетентностно- ориентированные задания.

Докладчик: учитель истории, обществознания

 Ступаченко Н.В.

Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами —
это создает только
педанта,
а в
умении пользоваться фактами — это создает философа.    

Генри Томас Бокль 1821 — 29 мая 1862) — английский историк

человек, заключивший свою жизнь в определенные рамки и правила, и неукоснительно соблюдает их не только сам, но и требуя строгого их соблюдения от окружающих.

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков, а способность человека действовать в конкретной жизненной ситуации.

       Предмет «Обществознание»- играет ключевую роль:

  • направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения.

компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Основная цель использования КОЗ 

  • включение школьников в деятельностное поле урока, уход от простого воспроизведения информации и выполнения отдельных действий и операций.
  • позволяют организовать интелектуально-развивающую среду урока.

Среди технологий, методов и приёмов развития данных компетенций занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определённых УУД (унив. Учеб действий).

Поле вариантов при разработке  компетентностно-ориентированных заданий различно:

- «деятельностные» задания; (подготовь рассказ о том, что в твоем городе связано с творческим трудом людей)

- работу с документами;

- воссоздание ситуаций из реальной жизни;

- задания на догадку;

- поисковые задания;

- задания на соответствия;

- задания по сбору информации;

- задания смыслового прогнозирования и др

Типология учебных ситуаций  представлена следующими направлениями:

• ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

• ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая вклю-чается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);

• ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предпола-гаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;

• ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Структура компетентностно-ориентированного задания:

1.        Стимул - мотивирует ученика на выполнение задания, включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации. Функции этой части задания: мотивация учащегося на выполнение задания; моделирование практической, жизненной ситуации; при необходимости может нести функцию источника информации. Стимул должен быть кратким (не более трёх предложений) и не должен отвлекать учащегося от содержания задания.

2.        Задачная формулировка - понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом или аналитической шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Мы не можем проверять то, что не требовали в задачной формулировке. Мы обязаны проверять то, что предписывали в задачной формулировке.

3.        Источник информации - содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. Требования к отбору источника традиционны: необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту учащихся. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания.

4.        Бланк для выполнения задания (бланк ответов) - задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

5.        Инструмент проверки  определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Инструменты  проверки следующие:

  • Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа, предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор)
  • Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.
  • Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом.
  • Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Возможны разные варианты использования КОЗ в учебном процессе:

Таблица 2 – Использование компетентностно-ориентированных заданий

Обучение

Организация самостоятельной работы

Контроль

Моделирование реальных или учебных ситуаций для формирования компетенций

на основе содержания программного материала

Определение потенциала тем, изучаемых в рамках определённого предмета или цикла предметов

Оценка уровня сформированности компетенций на изученном содержании предметной области

Сюжетная, имитационная или деловая игра как средство формирования компетенций

Подбор сюжета для самостоятельной работы и формирования компетенций

Оценка компетенций в условиях самостоятельной работы учащихся

Учебный проект как эффективная учебная среда формирования компетенций

Разработка темы и содержания учебного проекта для формирования компетенций

Оценка компетенций решения проблем, информационной и коммуникативной

Таким образом, использование компетентностно- ориентированных заданий играет важную роль в образовательном  процессе

  • способствует активизации учебной деятельности школьников,
  • меняет характер работы учителя и ученика,
  • способствует более глубокому осмыслению программного материала.

В заключении:

Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

(Франс Анатоль)

Творческого вдохновения  Вам  -  коллеги!

Благодарю за внимание.



Предварительный просмотр:

«Обществознание» 7 класс.     Тема: Кто стоит на страже закона

Задания для группы «Конституция России о защите прав и свобод человека». (государственники)

Прочитайте статьи с 45 по 49 (глава 2) Конституции РФ и ответьте на вопросы:

  1. Гарантирует ли государство защиту прав и свобод человека? Ответ обоснуйте.
  2. Имеет ли право гражданин обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека? В каком случае?
  3. В каких ситуациях гражданин имеет право пользоваться помощью адвоката?
  4. До какого момента каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным?

Статья 45   1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 47

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 48

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Статья 49

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Задания для группы «Прокуроры»

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.

Вопросы:

  1. Как характеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
  2. Каковы основные задачи прокуратуры?
  3. Что входит в обязанности прокурора?
  4. Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?

Для рассказа о знаменитом прокуроре А.Ф. Кони воспользуйтесь материалом на странице 116, в рубрике «Жил на свете человек».

Задания для группы «Судьи».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, 121-122,а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Суд осуществляет правосудие, т.е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твердым характером и развитым чувством справедливости. Согласно закону судьи в РФ независимы, они подчиняются только Конституции и законам. В России действуют разные суды. Например, арбитражный суд разрешает спор экономического характера между организациями, предпринимателями, а Конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы Конституции страны. Другие же суды разрешают имущественные споры, решают, виновен ли человек в совершении преступления и т.д. Если человек обратился не в тот суд, его проблему рассматривать не станут. Если кто-то противится и не хочет выполнять то, что требует суд, его поведение считается противоправным и служит основанием для юридической ответственности. Создана специальная служба – судебных приставов, которые помогают исполнению решений судебных органов страны.

Вопросы:

  1. Для решения каких вопросов существует суд?
  2. Опираясь на текст, раскройте содержание статьи 120 Конституции РФ: «1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
  3. Какие задачи решает арбитражный и Конституционный суды?
  4. Используя текст ст.125-127 и текст учебника составьте схему «Суды РФ».
  5. Каков основной принцип российского правосудия? Что он обозначает?

Задания для группы «Адвокаты».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иная задача. Не случайно русское значение этого слова – защитник, его обязанность в судебном разбирательстве – обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Вопросы:

  1. Почему адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
  2. Каковы задачи адвокатов?

Для рассказа о знаменитом адвокате В.Д. Спасовиче воспользуйтесь материалом на странице 124, в рубрике «Жил на свете человек».

Задания для группы «Нотариусы».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

К правоохранительным органам иногда относят и нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Нотариат представляет собой публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, в задачу которого входит защита прав и законных интересов, как государства, так и физических и юридических лиц. Все нотариальные действия выполняются на основании предусмотренных законодательных актов от имени Российской Федерации. Нотариат играет исключительную роль в мирном урегулировании отношений субъектов, внесудебных процедурах защиты прав, в механизмах юридических гарантий и по праву является важным и незаменимым правозащитным институтом. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определенные гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

  1. Почему нотариат не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
  2. Каковы задачи нотариусов?
  3. Что входит в обязанности нотариуса?

Задания для группы «Полицейские».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 122 - 127, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Полиция – это система органов исполнительной власти РФ, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принятия мер принуждения. Полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Сотрудники милиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются раскрытием преступлений, пресечением различных правонарушений. Полиция в РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Задачи криминальной милиции – борьба с тяжкими преступлениями (например, кража, грабеж, разбой), розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В составе криминальной полиции работает уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с незаконным оборотом наркотиков. Основные задачи полиции общественной безопасности (МОБ) – обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка. В ее состав входят различные подразделения и службы, например, патрульно-постовая служба, подразделение по делам несовершеннолетних, ГИБДД, паспортно-визовая служба. Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.

Вопросы:

  1. Что такое милиция?
  2. Каковы общие задачи милиции?
  3. Составьте схему по видам милиции и их подразделениям.
  4. Какие задачи решает криминальная милиция? Каковы основные задачи милиции общественной безопасности?

Задания для группы «Таможенники»

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 118 - 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу. Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.

Таможенное дело имеет давнюю историю. Она начинается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах на перекрестках древних торговых путей в 8 веке. Как только начали товары перемещаться, так и тамгу, клеймо особое, на нем ставить стали и таможную пошлину собирать. Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «там-жить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где таможили товар, а «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу. Установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений - таможни. 25 октября - знаменательный в истории таможенной службы день. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом в истории России, в котором были разделы, касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году по указу царя Алексея Михайловича впервые в России в, был принят Таможенный устав, регулировавший взимание таможенной пошлины «в Москве и городах российских». С этого момента таможенная служба стала государственной. «Со всякого товару имати с рубля тамги по полуторе деньге», – говорится в таможенном уставе 1571 года. И далее: «В таможне очищают привозный или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».

Вопросы:

  1. Что такое таможня?
  2. Какова основная задача таможни?
  3. Что послужило причиной создания таможни?
  4. Прочитайте текст гимна Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:
    А) В чем цель создания российской таможни?
    Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
    В) Почему таможне должна быть «зорче вдвойне»?
    Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
    Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?

Гимн Таможни РФ (автор О. Газманов) 
С давних лет в Государстве Российском 
Чтоб свои рубежи охранять, 
Чтобы стала сильнее держава, 
Нужно крепко таможне стоять.

Припев:
Таможня бережет добро, 
Чтобы Держава богатела. 
Таможня бережет добро, 
Чтоб торговать могли мы смело. 


Широка и богата Отчизна, 
Много ценного в нашей земле, 
И поэтому нашей таможне, 
Быть положено зорче вдвойне.

Припев.
Должен быть от соблазнов свободным, 
Кто судьбу с нашей службой связал, 
И тогда назовут благородной 
Эту жизнь, что таможне отдал. 

Припев.
День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.

Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.

Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.

День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить. 

Задания для группы «Федеральная служба безопасности (ФСБ)».

Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.

Вопросы:

  1. Что такое ФСБ?
  2. Кто осуществляет руководство ФСБ?
  3. Перечислите основные направления деятельности органов ФСБ?



Предварительный просмотр:

Примеры КОЗ

Соотнесите термины и их определения.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

А) материальная культура

Б) нематериальная культура поколение

Г) человечество

1) совокупность всех исторических обществ, весь человеческий род как единое целое

2) группа людей примерно одного возраста

3) система знаний, духовных ценностей, мировоззренческих идей, созданных человечеством

4) всё созданное человеческим трудом для удовлетворения разнообразных потребностей

А

Б

В

Г

КЛЮЧ

Проверяемые компетенции: гражданственность, интеграция знании.

Правильный ответ:

А

Б

В

Г

4

3

2

1

Критерии оценки

Кол-во баллов

Указано хотя бы одно верное соответствие.

1

Допущены одна-две ошибки при выполнении задания.

2

Все понятия соотнесены правильно с их значениями.

3

Существует множество высказываний известных людей о роли рекламы в современной экономике.

- Реклама – средство заставить людей нуждаться в том, о чём они раньше не слышали (Мартти Ларни, финский писатель и журналист).

- Реклама – величайшее искусство XX века (Маршалл Маклюэн, канадский социолог и философ).

На основе приведенных высказываний определите, основную цель рекламы для производителя.

        

        

        

        

Почему не нуждаются в рекламе такие продукты, как хлеб и молоко?

        

        

        

        

КЛЮЧ

Проверяемые компетенции: познавательная, коммуникативная.

Примерные ответы учащихся могут быть следующими: основная цель рекламы – привлечь внимание производителя к своему товару, заинтересовать своим товаром покупателей. Чем интереснее и оригинальнее реклама, тем больше вероятность, что товар будет куплен (это характерно для рекламы любой жевательной резинки и шоколадных батончиков).

Хлеб и молоко не нуждаются в рекламе, так как являются товарами первой необходимости. Но в то же время хлеб и молоко рекламируют разные производители с целью привлечения внимания к своей марке продукта.

Критерии оценки

Кол-во баллов

Учащийся даёт ответ на один из предложенных вопросов. Собственные выводы не подтверждены примерами.

1

Учащийся даёт ответ на один из предложенных вопросов. Собственные выводы подтверждены примерами. Прослеживаются причинно-следственные связи при ответе на вопрос.

2

Учащийся даёт ответ на все вопросы задания. Собственные выводы подтверждены примерами. Прослеживаются причинно-следственные связи при ответе на вопрос.

3

Прочитайте текст.

Одной из самых серьёзных проблем человечества на протяжении всей истории его существования является преступность. Любое несоблюдение законов является правонарушением независимо от того, знали ли вы о существовании данной нормы или нет. В зависимости от социальной опасности для общества все правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление – это общественно-опасное, виновное противоправное деяние, оно влечёт за собой уголовную ответственность. По этой причине и ответственность за совершение преступлений, прописанная в законах, особо тяжёлая. Наказывается не только совершение преступлений, но и попытка их совершить, и соучастие.

Проступок менее опасен для общества. Примерами проступков являются нарушение правил дорожного движения, безбилетный проезд, нарушение правил поведения в общественных местах и некоторые другие. За них предусмотрено наступление административной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности.

Бесспорно, что между проступком и преступлением существует огромная разница. Но, как показывает практика, все тягчайшие преступления начинаются с элементарных проступков, оставшихся безнаказанными. Следовательно, бороться необходимо не только с преступлениями, но и с малейшими нарушениями закона.

Граница между проступком и преступлением очень тонкая. Например, водитель сильно превысил скорость – это проступок, но если он сбил пешехода, то это уже преступление. Даже самые мелкие отступления от закона могут привести к трагическим последствиям. Это значит, что в повседневной жизни законы нужно знать и соблюдать их.

На основе прочитанного текста заполните схему.

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРОСТУПКИ

КЛЮЧ

Проверяемые компетенции: информационно-технологическая, познавательная.

Критерии оценки

Кол-во баллов

Учащийся в своём ответе делает попытку указать различия между понятиями «преступление» и «проступок», оперирует отдельными фразами из текста.

1

Учащийся при заполнении схемы использует отдельные фразы и выражения из текста, выстраивая между ними взаимосвязь.

2

Учащимся дан полный и развёрнутый ответ. Верно указаны различия между преступлением и проступком.

3

Примерный ответ учащихся может быть следующим:

ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРОСТУПКИ

Общественно-опасное, виновное, противоправное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность.

Меньшая степень опасности для общества.

Наказывается не только совершение преступления, но и попытка его совершения, а также соучастие.

Не влечёт уголовной ответственности. Правонарушитель может быть привлечён к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности.

В Древней Руси не было принято точно определять возраст, достигнув которого человек считался взрослым. Для признания зрелости человек должен был обзавестись семьёй и собственным хозяйством.

Как вы думаете, почему это позволяло стать взрослым? Считаете ли вы такие правила справедливыми?

        

        

        

        

КЛЮЧ

Проверяемые компетенции: коммуникативная, саморазвитие и самореализация, ценностно-смысловая.

Комментарий к заданию: поскольку задание носит больше творческий характер, хотя и предполагает наличие у учащегося знаньевых компонентов по обществознанию, важно, чтобы учащийся мог дать ответ в соответствии со своими представлениями.

Примерные ответы учащихся могут быть следующими: обзавестись семьёй и собственным хозяйством означает взять на себя ответственность и самостоятельно принимать решения. А это и есть один критериев совершеннолетия.

Критерии оценки

Кол-во баллов

Учащийся даёт неполный ответ. Предложения не связаны по смыслу между собой. Приведен один пример.

1

Учащийся выражает своё мнение. Не всегда выражены причинно- следственные связи при аргументации ответа. Приведены один и более примеров.

2

Учащийся смог выразить свою мысль чётко. Прослеживается причинно-следственная связь при ответе на вопрос. Приведены 2-3 примера.

3

Критерии для оценивания работы группы

№ гр.

Правильность изложения материала

Логика изложения материала, чёткость

Культура изложения материала

Дополнения других групп

Поведение в группе, умение сотрудничать

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания".

В презентации представлены некоторые аспекты компетентностного урока обществознания....

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по геометрии по теме «Окружность» для 9 класса

Разработка   "Компетентностно-ориентированные тестовые  задания по геометрии  для 9 класса по теме "Окружность". содержит 21 задание разного вида компетентностно-ориентированной направл...

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку

Компетентностно-ориентированные тестовые задания по английскому языку...

«Компетентностно-ориентированные задания на уроках обществознания»

Цель компетенций – помочь ребенку адаптироваться в социуме. Так как процессы обучения и социализации осуществляются не только в школе, но и воздействием семьи, друзей, культуры, формирование ключевых ...

Сборник компетентностно-ориентированных тестовых заданий по русскому языку для 7 класса

Сборник включает в себя тематические тестовые задания по русскому языку для обучающихся 7 класса  по  следующим разделам учебника: Повторение изученного в 5-6 классахПричастие.Деепричас...