Конспект урока по "Каррупции"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Злыднина Ольга Григорьевна

Конспект урока "Коррупция" направлен раскрытие влияния коррупции на общество в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_dekabrya_den_borby_s_korruptsiey.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела:

Злыднина О.Г.

учитель истории и обществознания

1 кв. категории

9.12.2015 г.

ТЕМА: «9 декабря – день борьбы с коррупцией»

Законодательные способы борьбы с коррупцией.

Эпиграф : 

«Кто способен извлекать корысть из общественных дел,

способен и на обкрадывание могил,

из служения обществу корысть извлекать преступно». (Плутарх)

          Цель: раскрыть понятие «коррупция» и её влияние на жизнь людей в современном мире, формировать нетерпимое отношение у учащихся к коррупции; воспитать негативное отношение к коррупции.

Задачи :

 1. Образовательная:  дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее последствиями, а также нормами уголовной ответственности за коррупционную деятельность;

2. Развивающая:  расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, развитие антикоррупционного сознания;

 3. Воспитательная:  воспитывать ответственность за собственные действия и поступки, сознательность и социальную активность подростков, гражданскую позицию.

                                                         

Ход урока

Слайд 1

Учитель: Здравствуйте, уважаемые участники круглого стола! Сегодня мы поговорим о такой злободневной проблеме общества, как коррупция. Попытаемся раскрыть сущность этого явления, его причины, поразмышляем над тем, как победить это крайне живучее явление. Надеюсь, каждая мысль, высказанная в ходе круглого стола, окажется полезной, каждый из нас может приложить свои силы, чтобы хоть как-то противодействовать этому явлению

Слайд 2

Проблема коррупции в Российской Федерации на сегодняшний день стоит необычайно остро, с таким размахом этого явления нашему государству очень сложно нормально функционировать. Закладывать в людей неприязнь к коррупции с детства  - это значит защитить наше государство от этой проблемы в будущем. Таким образом, сколько существует человечество, столько и  приносит коррупция неизгладимый вред  развитию общества.  На заседании круглого стола по теме: «9 декабря – день борьбы с коррупцией» мы раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции,  подумаем над тем, как с ней бороться. Я очень надеюсь, что по ходу вы выскажете своё личное мнение по проблеме. Мы начинаем!

Слайд 3

  1. Учащимся предлагается прослушать «Сказку о серьёзном» и ответить на вопросы.

 инсценировка «сказки»

  «Сказка о серьёзном».

Очень давно на земле, когда не было ещё ни государства, ни армии, ни тюрем, ни даже денег жили первые люди. Жили они в гармонии с природой, которая давала им пищу, одежду, жильё. Все люди были равны, среди ни не было ни богатых, ни бедных. Мужчины трудились на поле, ходили на охоту, а женщины хлопотали возле очага, готовили пищу, одежду, смотрели за детьми. И вот однажды прознала о такой жизни людей рыжая, коварная и завистливая Коррупция. И решила она погубить людей, но как это сделать она не знала. И тогда она решила проникнуть тайно к людям в дом и даже в их сердца, чтобы изнутри растлевать, разъедать их мысли, чувства, желания.

    Выбрала она среди людей того, кого больше уважали за знания, силу и проникла в дом. «Разве ты не хочешь жить лучше своего соседа, занимать лучшую должность и управлять другими людьми?» - внушала зловещим шёпотом Коррупция. Человек потерял покой. Стала мучить его жажда наживы, стремление возвыситься. «Рыжая ржавчина» стала медленно разъедать его душу и сердце.

  Человек стал нарушать моральные правила поведения, которые были приняты среди людей. Он за свои знания, силу уже требует себе больше зерна, рыбы, а иногда и тайно от всех берёт лучшую вещь.

Но Коррупция не унимается, она подкупает ещё человека и ещё. И чем больше людей попадает в её льстивые и коварные сети, чем больше среди людей становиться беспорядка, обмана, тем сильнее она становиться.

Стремясь к наживе, личной выгоде, люди убивают своё сердце, свою душу, свободу. Кто и как сможет остановить это зло?

Вопросы и задания:

-А какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция? (вопрос к залу)

В Федеральном законе № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: «а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.

  1.  Понятие коррупции.

Слайд 4

Обучающимся предлагаются различные определения понятия «коррупции».

1. Коррупция — это отсутствие порядочности и честности (особенно подверженность взяточничеству); использование должностного положения для получения выгоды нечестным путем.

2. Коррупция — это злоупотребление служебным положением для  личной выгоды.

 Коррупция имеет много разновидностей:

  •  взяточничество, незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления,
  •  кумовство (когда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи),
  •  оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды

-  все это распространенные примеры правонарушений и должностных преступлений.

Задание: проследить динамику данного понятия и сделать вывод.

Слайд 5

В римском праве существовал термин corrumpire, который являлся синонимом слов «разламывать», «портить», «разрушать», «повреждать», «подкупать» и одновременно обозначал любое должностное противоправное действие. Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

Слайд 6

  1. Виды коррупции

Слайд 7

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

      Формы коррупции

Слайд 8

  • растрата (хищение )
  •  взятки
  •  вымогательство
  •  мошенничество
  •  пренебрежение  полномочиями

  1. Борьба с коррупцией.

Слайд 9

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Первым правителем, о котором сохранилось упоминание как о борце с коррупцией, был Урукагина —шумерский царь города-государства Лагаша во второй половине XXIV века до н. э. Несмотря на показательные и часто жестокие наказания за коррупцию, борьба с ней не приводила к желаемым результатам. В лучшем случае удавалось предотвратить наиболее опасные преступления, однако на уровне мелкой растраты и взяток коррупция носила массовый характер. Первый трактат с обсуждением коррупции — «Артхашастра» — опубликовал под псевдонимом Каутилья один из министров Бхараты (Индии) в IV веке до н. э. В нём он сделал пессимистичный вывод, что «имущество царя не может быть, хотя бы в малости, не присвоено ведающими этим имуществом».

Особую озабоченность вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля.

Слайд 10

XIII век

В России, первые упоминания о коррупции, которая определялась  понятием  «мздоимство», исходят  из русских  летописей.

Слайд 11

XV век
Первое законодательное ограничение    коррупционной деятельности было           осуществлено в царствование Ивана III.

XVI век

Во время правления       Ивана IV,  впервые   ввелась смертная казнь в наказание    за чрезмерность во взятках.

Мздоимство на Руси упоминается в летописях уже ХIII века. Первым, кто в нашей истории попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван III (1462-1505).

Коррупция была головной болью не только высших представителей государственной власти, но и огромным злом для простого народа. Так, в 1648 году, во время правления Алексея Михайловича Романова (1645-1676), в Москве вспыхнул народный бунт против самых ненавистных чиновников-коррупционеров. В итоге царь был вынужден отдать на расправу толпе двух «министров-воров»: главу Земского приказа Плещеева и главу Пушкарского приказа Траханитова.

Слайд 12

XVIII век

При Петре I в России был широкий размах и коррупции, и одновременно жестокой борьбы с ней. Так, Петр I совместно с коллегиями ввёл деятельность Тайной канцелярии (Тайной полиции)

1918г

По декрету о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества.

Слайд 14

1922 г

По Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел

1957г

Официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением.

Слайд 15

С 10 января 2009 г. действует Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4 мая 2006 г. был принят Закон «О противодействии коррупции в РТ. Закон стал первым в Приволжском округе. Он закрепляет порядок осуществления мер по предупреждению коррупции в республике. Был создан специальный орган-отдел по реализации антикоррупционной политики РТ. На местах созданы комиссии, которые взаимодействуют с ними и  ежегодно предоставляют отчеты о проделанной работе.

1 июня 2011 года

   Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупцией

Он обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес структур.

Слайд 16

Коррупция имеет свою «богатую» историю. Каковы же ее причины? Чем она опасна? 

Слайд 17

Современная экономическая наука разделяет причины коррупции на три группы: 

1. группа 

Низкие заработные платы чиновников и большой объем власти над организациями и гражданами составляют блок экономических причин коррупции. Такие явления могут встречаться как в развивающихся странах, так и в развитых (примером может служить злоупотребление своими полномочиями чиновников  в программе предоставления квартир нуждающимся) . 

2. группа 

Неповоротливая система отчетности, неразвитость кадровой политики и существование возможности продвижения по карьерной лестнице без действительных на то оснований, а также непрозрачная система законотворчества и сильная закрытость госведомств. 

3. группа 

Безразличие населения в отношении мздоимства чиновников, недостаточность информации по данной проблеме и явная деморализация общества. Многие надеются не на себя, а на доброго правителя.

Слайд 18 – 19 - 20

-А сейчас внимание на экран (социальный ролик)

- Согласны ли вы с утверждением, что коррупция – это разложение всего общества? Что бы вы сами предприняли в отношении коррупции? Какие способы решения этой проблемы вы можете предложить? ( повысить зарплату и не только чиновникам; сделать стабильным социальный пакет; прописать четкие законы об уголовной ответственности за взятки, вымогательство; а обычные россияне, у которых эти взятки вымогают, должны научиться их не давать; честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности; проводить встречи, менять сознание людей, ориентировать их на положительные поступки )

Каждый из нас должен решить для себя – воровать или не воровать, брать взятки или не брать, давать или не давать взятки. И первая причина коррупции – это молчание, отсутствие чести и совести у людей.

Решение круглого стола:

  1. Достигать богатства и успеха не путем лести и политического молчания, а путем энергии, находчивости и бескорыстного труда.
  2. Занимать активную жизненную позицию, прикладывать все свои силы для того, чтобы сузить пространство для проявления коррупции.
  3. Начать с самого себя. Решать проблемы честным путем.

Мы надеемся, что сегодняшняя встреча будет не последней.

   До новых встреч!

Литература, интернет-источники:

  1. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. – М., 2001.
  2. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. –  2001. – № 3.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...