«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»
статья по обществознанию на тему

Каурковская Оксана Алексеевна

С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubit_ponimat_prinimat_sostradat_pomogat.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

модуль «Основы православной культуры»

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»

В нашем лицее, как и в других образовательных учреждениях, введение в 2012-2013 учебном году курса «Основы православной культуры» было воспринято как новый путь в образовании. Мы понимали, что изучение этого предмета позволит восполнить у обучающихся дефицит нравственности, потерю важных духовных ориентиров, утрату уважительного отношения к истории страны и своего народа.

С чего же начинать учителю, которому доверена такая важная и ответственная миссия – знакомство с православной культурой, её историей, её духовными богатствами. Актуальным стал вопрос: «Чему учить и как учить?» Прослушав на курсах по подготовке учителей к ведению нового предмета, я получил реальную возможность постичь механизмы подготовки к уроку, открыть возможности текстов учебника «ОПК» в достижении целей духовно-нравственного воспитания и развития детей.

Цель работы: формировать у детей систему духовно-нравственных ценностей на основе изучения Основ православной культуры.

Задачи:создать такие условия для развития самостоятельной и творчески мыслящей личности, чтобы соблюдение нравственных норм стало внутренней потребностью учащихся, помогло в социализации и самоопределении в будущем.

На своих уроках по «совету» автора учебника и книги для учителя Андрея Кураева, стараюсь делать свою речь доступной, а интонацию – интонацией экскурсовода, который смотрит на православие со стороны. Важно, чтобы через нетрадиционные формы обучения ученик прикоснулся к истокам православия и русской культуры.

Образовательный и воспитательный процесс выстраиваются как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг – ступенька вверх в духовном и физическом становлении и на это нацеливает девиз – «Дорогу осилит идущий».

«Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать» – вот ключевые ценности в моём подходе к обучению. Поэтому моя задача, как учителя, вести детей по этому пути, не дать угаснуть огоньку интереса, любознательности, всемерно способствовать пробуждению в ребёнке ощущения себя гражданином Отечества. В этом мне помогает системный подход к обучению.

Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности.

Решение задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся через организацию проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время оказалось наиболее эффективным. Этот выбор не случаен, так как он применим к изучению любой дисциплины. С его помощью ученики открывают для себя новые факты и конструируют новые понятия. Проектная деятельность даёт возможность выражать собственные идеи, максимально проявлять творчество, что ещё раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества. Проектная деятельность объединила всех участников образовательного процесса: учителей, обучающихся, родителей.

Порой родители легкомысленно надеются, что педагоги успешно справятся с поставленными задачами, что цели будут достигнуты, что дети их станут хорошими без их вмешательства, и самоустраняются от непосредственного воспитания собственных чад. Такие родители и не подозревают, что их поступки являются примером для детей, которые есть подобие отца и матери — подобие не только потому, что рождены от них, а более потому, что бессознательно впитывают в себя настроения и мысли тех, кто около них.

Ребенок — это в какой-то степени зеркало семьи. В нем мало своего. В нем, как в зеркале, отражаются промахи и ошибки родителей. И мы, школьные учителя, не всегда можем что-то изменить, повлиять на семью.

А вот подсказать путь к возрождению семьи и ее ценностей, воспитать на примерах благочестия, на русских православных традициях мы можем. И дает такую возможность введение в школе уроков «Основы православной культуры», которые ориентирует детей на то положительное, что дает социальное окружение, учит их «изнутри» противодействовать злу. Знакомство с вечными истинами, с духовно-нравственной основой жизни на уроках «Основы православной культуры» отражается не только на характере и судьбах учеников, но и влияет на их родителей и близких.

Свои уроки провожу в форме путешествий, экскурсий, праздников, встреч с интересными людьми. Каждый урок стараюсь делать нетрадиционным, каждый урок – открытие.

На некоторых из используемых методов хочу остановиться.

Наиболее удачный метод воздействия на ребёнка – нравоучительное чтение, благовествование – это использование самых разнообразных притч. Притча хорошо запоминается как маленькими, так и взрослыми.На уроках мы много говорим о дружбе, о доброте, об отношениях между людьми.

Метод проекта наиболее востребован. Не случайно он часто является результатом урока. Что естественно, так как этот вид деятельности отвечает возрастным особенностям детей, стремлению участвовать в коллективно-творческих делах. Нами созданы проекты «Святые покровители», «Рождество в моей семье», «Величественный храм», «Добро и зло».

Постоянно задаю себе вопрос, на сколько эффективны мои занятия. Провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше. В качестве проверки знаний применяю тесты, кроссворды.

Самым трогательным моментом в уроке является диалог учащихся с собой: «Стал ли я лучше?», «Как я могу в жизни применить полученные знания?», «Что говорит моё сердечко?». Идёт размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ, то есть – рефлексия.

Ярким продолжением занятий являются творческие домашние задания. Применяю различные виды домашних заданий:

- Напиши мини-сочинение

- Составь вопросы по изучаемой теме

- Составь кроссворд

- Сочини конец истории

- Подготовь сообщение

Темы творческих работ:

- «Милосердные дела и героические поступки христиан».

- «Величественные храмы».

- «Прекрасные иконы».

- «Молитвы христиан» о себе и других.

- «Что такое этика»?

- «Как я понимаю золотое правило этики?»

- «Возможен ли подвиг в мирное время»?

Примерные темы исследовательских работ для презентаций:

- Как христианство пришло на Русь?

- Христианское отношение к природе.

- Святые в отношении к животным.

- Русские святые-воины. (на примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

- Христианская семья и её ценности.

Для того чтобы повысить интерес к изучению ОПК, сделать урок ёмким, красочным, глубоким мною используются современные педагогические технологии и средства обучения: работа с интерактивной доской, с электронными пособиями и тренажёрами, использование интерактивных православных словарей и интернета.

Реализовать задуманное помогает хорошо оснащенный современный кабинет. Возможности кабинета позволяют мне использовать не только готовые материалы, но и создавать новые медиа- и дидактические игры.

Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, историей, трудовым обучением, изобразительным искусством.

Интерес к предмету растёт, он способствует повышению духовно-нравственной культуры, сознательному участию в преумножении прекрасного в окружающем мире, формированию ценностных установок - добра, любви, справедливости, милосердия.

Работа по изучению курса ОПК невозможна без глубокого самообразования.

Ведение этого курса оказывает огромное влияние, как на детей, так и на меня, как на личность. Открывая мир православной культуры для детей, я в первую очередь открываю его для себя.

Завершить хотелось бы словами профессора Уральского государственного педагогического университета Погорелова Станислава Тимофеевича: «Нельзя быть христианином по принуждению. Люди свободны в выборе. Но свобода предполагает ответственность! И в России можно быть кем угодно, но нельзя быть враждебным православию. Иначе гражданином России быть нельзя».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любить-значит понимать

статья-размышление о любви родителя к своему ребенку. Подростковый возраст- тяжелый период не только для ребенка, но и для взрослых. В статье даны рекомендации избежания конфликтных ситуаций между под...

Любить-значит понимать

статья-размышление о любви родителя к своему ребенку. Подростковый возраст- тяжелый период не только для ребенка, но и для взрослых. В статье даны рекомендации избежания конфликтных ситуаций между под...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия с элементами тренинга «Мы понимаем и принимаем друг друга!»

Уважаемые коллеги, вашему вниманию  предлагается  методическая разработка занятия из цикла коррекционно-развивающих занятий с элементами диагностики и тренинга, направленного на коррекцию по...

Выступление на родительском собрании "Особенности подросткового возраста. Как научиться понимать и принимать подростка?"

Данный материал может использоваться для выступления на родительских собраниях в 6-7 классах...

Методические рекомендации_Интересная физика или как научиться любить и понимать физику

Физику можно назвать основной наукой об изучении природы. Все закономерности её существования изучает данная отрасль знаний. При всей её сложности, найти способ как легко выучить физику, не составляет...

Как научиться понимать и принимать подростка

Как научиться понимать и принимать подростка...

Методический интенсив "Принимая - применяй", тренинг "Понимать, чтобы помогать"

Организация работы с классными коллективами и родителями с использованием потенциала советников директора по воспитанию...