Рабочая программа по обществознанию 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Протасова Анна Сергеевна

Рабочая программа 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_10_klass.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»

671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6

тел. 8(30142) 91963

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол № _____

от______________ 2017 г. Руководитель МО_________

                                  подпись

________________________

ФИО

«Согласовано»

Заместитель  директора по НМР    МБОУ «КСОШ №1»

_________ /Суровцева С.В./

Дата «___»_________2017г.

«Утверждаю»

Директор школы

___________/Максимов Л.А/

Приказ № ______________

от______________ 2017 г.

                 

Рабочая программа

«Обществознание»                                              

10 класс

                                           

                                                                                      Составлена: Протасовой А.С.

                                                             учителем истории и обществознания

                                                                                                                                                                                     

           

                                                         

Кяхта

2017г.

                                       Пояснительная записка

Преподавание обществознания в МОУ СОШ №1 г. Кяхта ведется в соответствии со следующими нормативными документами:

- Закона Российской Федерации «Об образовании»;

 - Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312). .  Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень). Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию.

- Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России от 30.08.52010 № 889);

- Устава МБОУ «Кяхтинская СОШ № 1».

Адресат, объем и сроки обучения.

Рабочая программа по обществознанию разработана для учащихся 10 класса, рассчитана на 70 часов (2 урока в неделю), сроком на 1 год.

 Роль и место дисциплины

Содержание курса образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общества и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Данный курс является подготовкой к единому государственному экзамену по обществознанию. Содержит основные элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы в рамках данного курса.

Актуальность

Актуальность курса обусловлена необходимостью всесторонней социализации личности подростка в меняющемся современном мире. Характер выполняемых работ, а также содержание тем программы направлены на то, чтобы оказать помощь подростку в успешной адаптации и самореализации в обществе.

 Возрастные особенности учащихся.

Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 10 класса и специфики классного коллектива. В целом обучающиеся 10 класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. На основании методики изучения уровня 3 развития коллектива (автор – П.Я. Гальперин) можно судить о доброжелательном, спокойном характере взаимоотношений в классном коллективе, где все члены коллектива примерно одинаково охвачены межличностными отношениями.

Особенности программного материала

В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социология, политология, социальной психологии. Содержание курса на обеспечивает преемственность по отношению к основной школе, где изучался курс «Обществознание», путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Содержательными  компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей

Организация учебного процесса по обществознанию в 10 классе предполагает работу с учебником «Обществознание: профильный уровень: учебник для  10 класса общеобразовательных учреждений»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и др. М., 2007.

Цель рабочей программы: практическая реализация основной общеобразовательной программы.

Цель курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся.

При реализации программы ориентируемся на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • Школьную лекцию.
  • Семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других источников.
  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на вторую и третью часть Единого государственного экзамена.
  • Самостоятельные работы школьников с учебником, задания, направленные на групповую форму.
  • Написание сочинений-эссе.
  • Уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
  • Уроки с использованием мультимедиа.

Всего предполагается проведение  8 повторно-обобщающих занятия, проведение итоговой проверочной работы по курсу.


Наименование тем и разделов программы

Количество часов

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Информационное сопровождение

Д\З

 1

Система наук об обществе

1

Социология. Философия Политология.  История. Экономическая теория.

Различать и обобщать признаки наук об обществе

Беседа

Учебный текст. Справочные материалы.

Глава 1 §1

2

Естественно-научные знания об обществе

1

Фронтальный опрос

3

Социально-гуманитарные знания об обществе

1

4

Специфика философского знания

1

5

Контрольно-обобщающий урок по теме «Общественные науки»

1

Проверочная работа.

6

Первые философские учения

1

Буддизм, Конфуций, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Н.Маккиавели., К.Маркс, Ф.Энгельс, О.Шпенглер, М.Ломоносов,  А.Радищев, П.Чаадаев и др.

Анализировать содержание курса. Уметь строить план работы

Характеризовать общественные науки в разные периоды их развития. Знать особенности развития российской философской мысли

Фронтальный опрос

Учебный текст. Справочные материалы. Биографии и научные труды изучаемых ученых.

§2

§3-4

7

Общественные науки в Новое и Новейшее время

1

Беседа

8

Российская философская мысль

1

Практическая работа с учебником

9

Контрольно-обобщающий урок по теме «История философских знаний»

1

Тестирование

10

Деятельность в социально-гуманитарной сфере

1

Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

Называть мотивы выбора профессии. Давать характеристику гуманитарным  профессиям

Проверочная работа

Вопросы и задания к Главе 1. С.69

11

Выбор профессии

1

Опрос

12

Бытие человека

1

Теории происхождения человека. Становление общества.  Общественные отношения

Знать теории происхождения человека. Приводить аргументы.

Тестирование

13

Потребности и интересы человека

1

Проверка сообщений о профессиях

Учебный текст. Справочные материалы

§5-6

14

Происхождение человека и становление общества

1

§7-8

15

Сущность человека как проблема философии

1

Человек – биосоциальная система. И.Кант.  Мышление и деятельность. Язык.

Знать признаки социальной сущности человека.

16

Контрольно-обобщающий урок по теме «Бытие человека»

1

Беседа

Учебный текст. Справочные материалы.

Повторение

17

Сознание и познание

1

Бытие и познание. Чувственное и рациональное познание. Способы познаваемости мира.

Уметь анализировать изучаемую проблему.

Фронтальный опрос

Учебный текст

§10

18

Проблема познаваемости мира

1

Беседа.

Учебный текст. Справочный материал

§21

19

Научное познание

1

Опрос

20

Виды научных исследований

1

Особенности научного познания. Уровни научного познания. Функции науки. Виды научных исследований. Методы обработки и интерпретации результатов.

Называть отличия науки от других видов познания Уметь составлять программу исследования. Формулировать вопросы для анкеты..

Фронтальный опрос

Учебный текст. Справочный материал

Разработать анкету. Провести опрос одноклассников

21

Истина и ее критерии

1

Критерии истины. Абсолютная и относительная истины. Ложь.

Уметь сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений

Проверка результатов опроса

§24

22

Чувственное и рациональное познание

1

Понятие. Суждение. Умозаключение. Восприятие. Представление.

Фронтальный опрос

Учебный текст

23

Социальное познание

1

Опыт повседневной жизни. Здравый смысл. Практическое мышление. Теоретическое и обыденное сознание.

Решение задач стр. 298

§25

24

Самопознание и развитие личности

1

Беседа

§26-27

25

Контрольно-обобщающий урок по теме «Познание и самопознание»

1

Определять общее и различное в изучаемых понятиях

Письменная проверочная работа

Повторение

26

Индивид, индивидуальность, личность

1

Индивид. Индивидуальность. Личность. Структура личности

Периодизация развития личности. Социальное поведение. Жизненные цели

Анализировать соотношение и роли изучаемых понятий

Фронтальный опрос. Работа с заданиями С.319-319

Учебный текст

§28. Вопросы С.301

27

Возраст и становление личности

1

§29

28

Направление личности

1

§30

29

Контрольно-обобщающий урок по теме «Личность»

1

Тестирование

Повторение

30

Общение как обмен информацией

1

Коммуникация. Средства общения. Невербальное общение. Стороны взаимодействия. Стратегии взаимодействия.

Различать понятия «коммуникация» и «общение»

Проверка таблицы «Общение и коммуникация»

Учебный текст. Справочный материал

§31

31

Общение как взаимодействие

1

Фронтальный опрос

§32-33

32

Деятельность людей и ее отличие от активности животного

1

Сущность деятельности. Ее структура. Потребности и интересы. Виды деятельности. Духовная деятельность. Духовные ценности. Творчество. Творческая деятельность

Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по теме

Беседа

Учебный текст. Справочный материал

§17-18

33

Виды деятельности

1

Фронтальный опрос

34

Духовная деятельность

1

Работа в группах

35

Творческая деятельность

1

36

Мышление и деятельность

1

Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты

Работа по карточкам

Учебный текст. Справочный материал

37

Цель и смысл жизни человека

1

Аскетизм. Гедонизм. Прагматизм. Утилитаризм. Эвдемонизм. Этика долга.

Фронтальный опрос

Изучить основные теории смысла жизни

38

Трудовая деятельность

1

Условия труда. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство.

Беседа

§19

39

Самореализация

1

Понятие «самореализация». Основные подходы к определению проблемы.

Проверка письменных работ

Выписать и выучить новые термины

40

Политическая деятельность

1

Власть. Руководство. Цель и средства. Политические действия. Легитимность власти.

Объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов

Беседа

Учебный текст. Справочный материал

§20

41

Контрольно-обобщающий урок  по теме «Деятельность»

1

Проверочная письменная работа

Повторение

42

Общество и общественные отношения

1

Социум. Общество и природа. «Вторая природа». Общественные отношения

Традиционное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество.

Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

Беседа.

Учебный текст. Справочный материал

§9

43

Типология обществ: традиционное

1

Фронтальный опрос

§10

44

Индустриальное и постиндустриальное общества

1

Работа по карточкам

§11-12

45

Контрольно-обобщающий урок по теме «Типология общества»

1

Тестирование

Повторение

46

Историческое развитие человечества

1

Теория локальных цивилизаций. Теория ОЭФ. Теория постиндустриального общества.

Раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

Фронтальный опрос.

Учебный текст. Справочный материал

§13

47

Исторический процесс

1

Типы социальной динамики. Прогресс. Регресс

Проверочная работа.

§14

48

Проблема общественного прогресса

1

Противоречивость и критерии прогресса

Решение задач стр. 154

§15.

49

Свобода в деятельности человека

1

Абсолютная свобода. Ответственность. Свободное общество.

Беседа

§16

50

Контрольно-обобщающий урок по теме «Общественный процесс»

1

Письменная проверочная работа

Повторение

51

Социальная структура общества

1

Социальная структура общества

Виды групп. Малые группы. Их особенности. Референтные группы.  Межличностные отношения в группах. Интеграция. Межличностная совместимость. Конформность. Лидерство. Стили лидерства.

Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Фронтальный опрос

Учебный текст. Справочный материал

§34

52

Социальные группы

1

Проблемная беседа

53

Особенности малых социальных групп

1

Решение проблемных задач

54

Групповая сплоченность и конформное поведение

1

Беседа

§35

55

Групповая дифференциация и лидерство

1

Письменный опрос

§36

56

Семья как малая социальная группа

1

Семья как малая социальная группа. Семейный кодекс РФ. Виды семей. Функции семьи.

Понимать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений

Проверка таблицы

Семейный кодекс РФ

§37

57

Антисоциальные и криминальные группы

1

Типы антисоциальных групп. Криминализация в асоциальных группах. Асоциальная субкультура.

Фронтальный опрос

Учебный текст. Материалы СМИ

§38

58

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальные группы»

1

Письменная проверочная работа

Повторение

59

Социальные институты и их виды

1

Социальные институты в социальной структуре общества. Понятие и процесс институциализации. Основные институты: религия, экономика

Знать основные социальные институты и процессы

Беседы. Фронтальные опросы.

Учебный текст. Справочный материал.

Изучить и выписать основные функции социальных институтов: религия, экономика, армия.

60

Институционализация

1

61

Религия как социальный институт

1

62

Экономика как социальный институт

1

63

Социальные лифты в современном обществе

1

Армия. Религия.  Образование. Социальные фильтры.

Письменное решение проблемной задачи

64

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальные институты»

1

Тестирование

Повторение

65

Социальный конфликт

1

Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов

Беседа

Учебный текст. Справочный материал

§39

66

Поведение личности в конфликтах

1

Фронтальный опрос

Задания стр. 411

67

Пути разрешения конфликтов

1

Словарный диктант

Задания стр. 413

68

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальный конфликт»

1

Тестирование

Повторение

69

Социальные процессы в современной России

1

Трансформация стратификации российского общества. Ее характерные проявления.

Решение проблемных задач

Справочный материал. СМИ

Подготовить доклад

70

Итоговый контрольно-обобщающие урок

1

Письменная проверочная работа

Повторение


Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;

сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Перечень учебно-методическое обеспечения:

Обществознание : 10 класс : учеб.для общеобразоват. Учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под.ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. – М. : Просвещение, 2013г..

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькина. – М. : Просвещение, 2010г..

Лазебникова А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод.пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – М. : Экзамен, 2014г..

 

Список литературы:

Единый государственный экзамен 2014. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. – М. : ФИПИ – Центр, 2014 г.

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2014. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирование, 2014.г. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2013г

Конституция РФ

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013г..

Сборник законов РФ.

Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М. : ООО «РУСТЕСТ», 2010г..

Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 20014г.

Школьный словарь по обществознанию / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянова. – М. : Просвещение, 20019

Этика: учеб.пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – 2009г.

«Рассмотрено»

Заседание МО

Протокол №__

от_________2017 г.

Руководитель

МО____________подпись

               ФИО

«Согласовано»

Заместитель директора по

НМР МБОУ «КСОШ №1»

_______/Суровцева С.В/

Дата «   »_________2017 г  

«Утверждаю»

Директор школы

__________/Максимов Л.А/

Приказ № _____

от _____________2017 г.

Календарно-тематическое планирование уроков

обществознания

2017-2018 учебный год

(70 ч. – 2ч. в неделю)

Класс 10

УМК: Обществознание: профильный уровень: учебник для  10 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и др. М., 2007;

Составлена: Протасовой А.С.

учителем истории и обществознания

Кяхта 2017

Тема

Дата по

плану

Дата по

факту

1

Система наук об обществе

2

Естественно-научные знания об обществе

3

Социально-гуманитарные знания об обществе

4

 Специфика философского знания

5

Контрольно-обобщающий урок «Общественные науки»

6

Первые философские учения

7

Общественные науки в Новое и Новейшее время

8

Российская философская мысль

9

Контрольно-обобщающий урок по теме «История философских знаний»

10

Деятельность в социально-гуманитарной сфере

11

Выбор профессии

12

Бытие человека

13

Потребности и интересы человека

14

Происхождение человека и становление общества

15

Сущность человека как проблема философии

16

Контрольно-обобщающий урок по теме «Бытие человека»

17

Сознание и познание

18

Проблема познаваемости мира

19

Научное познание

20

Виды научных исследований

21

Истина и ее критерии

22

Чувственное и рациональное познание

23

Социальное познание

24

Самопознание и развитие личности

25

Контрольно-обобщающий урок по теме «Познание и самопознание»

26

Индивид, индивидуальность, личность

27

Возраст и становление личности

28

Направление личности

29

Контрольно-обобщающий урок по теме «Личность»

30

Общение как обмен информацией

31

Общение как взаимодействие

32

Деятельность людей и ее отличие от активности животного

33

Виды деятельности

34

Духовная деятельность

35

Творческая деятельность

36

Мышление и деятельность

37

Цель и смысл жизни человека

38

Трудовая деятельность

39

Самореализация

40

Политическая деятельность

41

Контрольно-обобщающий урок  по теме «Деятельность»

42

Общество и общественные отношения

43

Типология обществ: традиционное

44

Индустриальное и постиндустриальное общества

45

Контрольно-обобщающий урок по теме «Типология общества»

46

Историческое развитие человечества

47

Исторический процесс

48

Проблема общественного прогресса

49

Свобода в деятельности человека

50

Контрольно-обобщающий урок по теме «Общественный процесс»

51

Социальная структура общества

52

Социальные группы

53

Особенности малых социальных групп

54

Групповая сплоченность и конформное поведение

55

Групповая дифференциация и лидерство

56

Семья как малая социальная группа

57

Антисоциальные и криминальные группы

58

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальные группы»

59

Социальные институты и их виды

60

Институционализация

61

Религия как социальный институт

62

Экономика как социальный институт

63

Социальные лифты в современном обществе

64

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальные институты»

65

Социальный конфликт

66

Поведение личности в конфликтах

67

Пути разрешения конфликтов

68

Контрольно-обобщающий урок по теме «Социальный конфликт»

69

Социальные процессы в современной России

70

Итоговый контрольно-обобщающий урок