Потребитель и его права
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс) на тему

внеклассный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Потребитель и его права20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА»

Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству, раскрыть основные принципы правовых отношений между субъектами рынка.


Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, изготовитель, продавец, потребитель, права потребителя.


Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний с элементами индивидуальной творческой работы и работы в группах.


Методы обучения: метод стимулирования интереса, элементы исследовательской работы и мозгового штурма, игровые методы.

Конспект занятия

I. Вводно – мотивационный этап урока

Учитель: Сегодня мы с вами начнем наш урок с всем знакомой детской сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал» (видеоряд из м/ф «Как старик корову продавал»).
Все мы с вами довольно часто оказываемся в похожей ситуации: кто-то что-то покупает, кто-то-продает. Все эти действия происходят на экономическом рынке. 

СЛАЙД
Учитель: Ребята, исходя из вышесказанного и увиденного, давайте, определим, о чем мы будем сегодня говорить, какая тема сегодняшнего урока - ответы детей (тема урока « Потребитель и его права» - запись в тетрадях).
Какие задачи поставим на уроке:

• Кто такой потребитель? Кто такой продавец? Кто такой изготовитель? 
• Каковы их права?
• Как защитить права в случае их нарушения? 
Сегодня на уроке мы и должны решить с вами эти задачи.

II. Этап учебных действий


Учитель: 

Правовые отношения, которые возникают при продаже товаров и оказании услуг, регулирует Закон. Каких участников (субъектов) рынка вы знаете? Когда мы покупаем – кто мы? (покупатель-потребитель). Когда мы продаем – кто мы? (продавец). А создает товары и услуги – производитель, изготовитель.


2.Ролевая игра
Учитель: Чтобы выяснить, что характерно для участников этих правовых отношений, я предлагаю провести ролевую игру «Кто есть кто?».

Игра «Кто есть кто?»

(описание)
1) из класса вызываются 3 участника игры, на спины которых прикрепляются карточки с названиями: изготовитель, потребитель, продавец;
2) участникам раздаются соответственно их ролям атрибуты: изготовителю – куклу, продавцу – ценник, потребителю – деньги. Им тихо объясняется, что они должны продемонстрировать без слов классу: изготовитель - собирает куклу, продавец – берет куклу у изготовителя, осматривает и вешает на нее ценник, далее предлагает всем для покупки; потребитель – рассматривает куклу, ценник и покупает ее за деньги;
3) предлагается задание классу: «Сейчас каждый мой помощник будет без слов играть роль одного из участников купли-продажи. Ваша задача – определить, как называется каждый из «героев» игры»;
4) после проигрывания ситуаций классу предлагается определить, как называется каждый из участников (при правильном ответе участник поворачивается спиной к классу и демонстрирует карточку со своим названием). 
Проблемный вопрос к учащимся: как вы считаете, кто является главным участником рынка и какому субъекту рынка дозволено все? (провокация учащихся – мнение: «Я считаю, что главный субъект, которому дозволено все – это продавец»). 
3. Работа с обществоведческими терминами.

Учитель: Так, кто же они – потребитель, изготовитель, продавец? Давайте сами попробуем сформулировать эти понятия. 
Запись на доске в 3 столбца: изготовитель, продавец, потребитель
Для этого предлагаю использовать прием «мозговой штурм» и «хаос слов» (запись на доске фраз, слов, которые, по их мнению, подходят для понятия): 
- какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар…)
- какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? (гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги…).
- какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? (предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату …).
Записи в тетрадях понятий ««изготовитель», «потребитель», «продавец» (потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи).


Учитель: Ребята, как вы думаете, кого из участников этих правовых отношений можно назвать королем рынка? Почему? (ответы детей). 
Комментарий учителя: демонстрация на доске, что будет, если не будет 1, 2, 3 участника рынка. Основная т. зр. – потребитель - король. Так как у него есть потребности в товаре, какой – либо услуге. А остальные лишь удовлетворяют эти потребности. Не будет потребителя с его потребностями – не будет и всех остальных.
Учитель: А мы, исходя из полученного понятия, определим, кто из героев сказок и литературных произведений является потребителем.


- «Пошла муха на базар и купила самовар…» - Является ли героиня сказки К. Чуковского потребителем? (Да, она совершила покупку).
- «Сказка о Рыбаке и Золотой рыбке» - старик просит у золотой рыбки новое корыто для своей старухи. Является ли герой этой сказки А.С.Пушкина потребителем? (Нет, т.к. старик не платил рыбке за услуги).
- А будет ли являться потребителем Робинзон Крузо на необитаемом острове? ( Нет, т.к. он ничего не покупает).
- По грибы, по ягоды в лес пойдем - будем ли мы являться потребителем в этом случае? (Нет)

3.Кот в сапогах, когда он просил хозяина купить ему сапоги.

Ответ: Если кота приравниваем к человеку, то он – потребитель, и, если сапоги окажутся некачественными, вполне сможет предъявить претензию сапожнику.

8.Является ли потребителем Маленький Мук в момент поедания винных ягод в лесу?

Ответ: нет, не является, так как собирал дикорастущие ягоды, а не приобретал их на рынке.

9.Является ли король из сказки В. Гауфа потребителем, когда поедал ягоды, приобретённые для него слугами у Маленького Мука?

Ответ: да, хотя он сам и не приобретал ягоды, но он их использовал.

Таня испекла печенье и пригласила подругу на чашку чая. Кто из них потребитель?

  • Подружка
  • Таня
  • Они обе потребители


4. Работа в группах по выявлению прав и их классификации из источника - Закона о правах потребителя.
Учитель: А теперь возвращаемся к нашей теме – потребитель и его права. «Потребители – это все мы,» - заявил в Конгрессе 15 марта 1962 г. Президент США Джон Кеннеди и провозгласил основные права потребителя. С тех пор на планете стало одним Всемирным праздником больше.
Давайте выясним, какие же это основные права потребителя имеем мы с вами. Для этого мы с вами разделимся на 2 группы (деление класса). Задание для каждой группы будет состоять в следующем: в течение 5 минут…
1.Составить проект о правах потребителя

2. Составить проект по защите прав потребителя
3.Работу группы представьте классу.
По истечении времени слово предоставляется каждой группе для презентации своей работы.

6. Защита прав потребителя.

Учитель: В случае нарушения прав или предоставлении некачественного товара потребитель имеет право:
1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (в течение 20 дней)
2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (10 дней для разрешения вопроса)
3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней)
4. Заменить на другой товар.
5. Возвратить вещь в магазин до определенного срока, получив деньги обратно (перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену – ювелирные изделия, медикаменты, белье…).

III. Этап контроля и коррекции знаний

Учитель: А теперь вернемся к нашим задачам урока.
- Ответы на поставленные в начале урока проблемные задачи с проговариванием основных моментов занятия. 
Задания на закрепление материала

1. Анна Ивановна купила в магазине «Ласточка» 5 бутылок молока, посмотрев только на одной срок годности продукта. Придя домой, она обнаружила, что 2 бутылки молока уже просрочены. Было поздно, и Анна Ивановна решила пойти в магазин на следующий день. Продавец отказала женщине в возврате денег или обмене товара, указав на то, что женщина не принесла продукцию в этот же день. Правомерно ли действие продавца в данной ситуации?
(Ответ: Нет. С какого момента наступает гарантийный срок товара? С момента передачи товара потребителя).
2. Ольга Николаевна потеряла кассовый чек магазина, в котором она купила сапоги. Работники магазина, куда обратилась Ольга Николаевна, отказались поменять сапоги, несмотря на недостатки товара, ссылаясь на то, что она не имеет доказательств того, что сапоги приобретены именно в их магазине. Что можно посоветовать Ольге Николаевне в такой ситуации? Может ли покупатель предъявить свои требования без наличия чека? (Ответ: Да. Отсутствие чека не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя, возможно привлечение свидетелей покупки).
3. Полгода назад Иван Петрович купил планшет стоимостью 30 тысяч рублей, гарантия которого - 2 года. По истечению 6 месяцев техника стала неисправной. В магазине ему отказали в гарантийном ремонте или замене, так как упаковка утеряна. Хотя и паспорт, и гарантийный талон, и чек он продавцу предоставил. Правомочны ли действия продавца в данной ситуации? (Ответ: Нет. Отсутствие упаковки не является основанием для отказа в удовлетворении требований покупателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК "ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА"

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 9 КЛАССЕ...

Конспект урока на тему Потребитель и его права

Урок по обществознанию в 9 классе. УМК А.И. Кравченко.Цели: Образовательные: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защит...

Внеклассное мероприятие: "Потребитель, знай свои права!"

Мероприятие, посвященное закреплению знаний  учащихся о правах потребителя....

«Потребитель и его права»

Цель урока: Сформировать на уроке новое понятие – потребитель; обеспечить усвоение учащимися прав потребителя; научить защищать права и интересы потребителя законным образом....

Потребитель и его права

Презентация рассказывает о правах потребителя, содержит полезную информацию по данной тематике....

Урок по теме "Потребитель и его права"

Урок по теме "Потребитель и его права" разработан на основе системно-деятельного подхода в обучении....

Проект "Потребитель, защити свои права!"

Проект "Потребитель, защити свом права!" направлен на формирование у учащихся знаний о правах потребителей....