рабочие программы по обществознанию +ктп
рабочая программа по обществознанию по теме

Салюк Вера Аркадьевна

В данном разделе представлены рабочие программы по обществознанию (5,7,9 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_obshchestvo.docx44.84 КБ
Файл 9_ktp_obshchestvo.docx21.02 КБ
Файл 7_obshchestvo.docx52.18 КБ
Файл 7_ktp_obshchestvo.docx19.39 КБ
Файл rabochaya_5_obshchestvo.docx49.8 КБ
Файл ktp_5_obshchestvo.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                              ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (9 КЛАСС)

_____________________________________________________________________________

                                                                     БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по обществознанию основного общего образования составлена в соответствии с требованиями:

 

  • федерального компонента Государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержеднного приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года № 1089
  • на основе примерной программы по обществознанию.
  • авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.

Цель изучения предмета «Обществознание»: 

  • развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи изучения предмета «Обществознание»:

  • Создание условий для социализации личности.
  • Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.
  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
  • Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая — отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройствах современного общества, о его различных социально-культурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека.Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, между гражданином и государством; практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества.

Обществознание содержит значительный потенциал для нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в обществознании нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмет установка на постоянное обращение к личному, духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных поблеем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 9 классе 35 учебных часа за год включая часы на промежуточный и итоговый контроль.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учащихся:

  1. Обществознание. 9 класс: учебник для образовательных учреждений / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2011
  2. Боголюбов Л.Н и др. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в обществознание», 9 класс - М: Просвещение, 2008

Для учителя:

  1. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2004
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание», 8 – 9 класс / под ред Боголюбова Л.Н. - М: Просвещение, 2004
  3. Обществознание 9 кл.: Поурочное планирование к учебнику Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Степанько- Волгоград: Учитель, 2009

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

        Личностные УУД:

1. ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;

3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться

Регулятивные УУД:

1. умение организовать свою учебную деятельность

2. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

3. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

4. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале

Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми

1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать

точку зрения другого;

6. предвидеть последствия коллективных решений.

Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

2. ориентироваться в учебных источниках;

3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из

разных источников;

4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Предметные результаты: 

освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

9 класс

Обществознание

ПОЛИТИКА (9ч.).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности.Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (20ч.).

Право и его роль в жизни общества и государства.Принципы права. Субъекты права.Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды  нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).Система законодательства. Правовая информация.Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение. Понятие прав, свобод и обязанностей.Презумпция невиновности.Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.Жилищные правоотношения. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.  Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.Пределы допустимой самообороны

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

9 класс

№ п/п

                             Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Тема 1. Политика .

12

1

2

Тема 2. Право

22

1

3

Тема 3. Практикум

2

4.

Тема 3.Заключительный урок

1

Итого часов

35

               

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1 – «Политика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 –«Право»

                             

 

  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Предполагается, что в результате изучения обществознания в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-знать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-различные подходы к исследованию человека и общества;

-основные социальные институты и процессы;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, формированные в ходе исторического развития.

Уметь:

-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными интитутами;

-ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработке собственной гражданской позиции;

-предвидение возможных последствий определённых социальных действий;

-нравственной оценки социального поведения людей.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО      ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС.

№ П/П

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

план                                                факт

         

Глава 1. Политика

12

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества

1

04.09

04.09

04.09

04.09

2

Государство, его отличительные признаки

1

11.09

11.09

11.09

11.09

3

Политический режим.

1

18.09

18.09

18.09

18.09

4

Правовое государство.

1

24.09

24.09

18.09

18.09

5

Гражданское общество. Местное самоуправление

1

09.10

09.10

09.10

09.10

6

Участие граждан в политической жизни.

1

16.10

16.10

16.10

16.10

7

Практическая работа.

1

23.10

23.10

23.10

23.10

8

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

30.10

30.10

30.10

30.10

9

Средства массовой информации.

1

06.11

06.11

06.11

06.11

10

Противозаконное поведение.

1

13.11

13.11

13.11

13.11

11

Правоохранительные органы Российской Федерации.

1

20.11

20.11

20.11

20.11

12

Повторение по теме: «Политика»

1

27.11

27.11

27.11

27.11

Глава 2. Право

22

14

Роль права в жизни общества и государства

1

04.12

04.12

04.12

04.12

15

Правоотношения и субъекты права

1

11.12

11.12

11.12

11.12

16

Правонарушения и юридическая ответственность

2

18.12

25.12

18.12

25.12

18.12

25.12

18.12

25.12

17

Правоохранительные органы

1

15.01

15.01

15.01

15.01

18

Конституция Российской Федерции. Основы конституционного строя

3

22.01

29.01

05.02

22.01

29.01

05.02

22.01

29.01

05.02

22.01

29.01

05.02

19

Права и свободы человека и гражданина

2

12.02

19.02

12.02

19.02

12.02

19.02

12.02

19.02

20

Гражданские правоотношения

1

26.02

26.02

26.02

26.02

21

Право на труд.

1

05.03

05.03

05.03

05.03

22

Семейные правоотношения

2

12.03

12.03

12.03

12.03

23

Административные правоотношения

1

02.04

02.04

02.04

02.04

24

Уголовно-правовые отношения

1

09.04

09.04

09.04

09.04

Социальные права

1

16.04

16.04

16.04

16.04

25

Международно-правовая зашита жертв вооружённых конфликтов

2

23.04

30.04

23.04

30.04

23.04

30.04

23.04

30.04

26

Правовое регулирование отношений в сфере образования

1

07.05

07.05

07.05

07.05

27

Практикум по теме «Право»

2

14.05

21.05

14.05

21.05

14.05

21.05

14.05

21.05

28

Заключительный урок.

1

27.05

27.05

27.05

27.05

                  Итого : 35 часов



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (7 КЛАСС)

_____________________________________________________________________________

                                                             БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

                                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по обществознанию основного общего образования составлена в соответствии с требованиями:

 

  • федерального государственного образовательного стандарта основного образования, утвержденного  приказом  Минобразования РФ  от 17 декабря 2010 года N 1897;  с изменениями, внесенными  приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577;
  • авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.

Цель изучения предмета «Обществознание»: 

  • развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи изучения предмета «Обществознание»:

  • Создание условий для социализации личности.
  • Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.
  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
  • Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 7 классе 35 учебных часа за год включая часы на промежуточный и итоговый контроль.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для учителя:

  • Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
  • Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
  • Методические рекомендации по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Л.Н. Боголюбова и др. Москва. «Просвещение» 2008.
  • Поурочные разработки по учебнику Л.Н. Боголюбова и др. Обществознание. Автор-составитель Поздеев А.В. Москва. «ВАКО» 2009.
  • Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. — М., 2008.
  • Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
  • Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
  • Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».
  • Лабезникова А.Ю. Современное школьное обществознание: методическое пособие для учителя с дидактическими материалами /А.Ю.Лабезникова. – М.: Школа-Пресс, 2000.
  • Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2012.
  • Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществознанию: 7 класс: к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013
  • Жадаев Д.Н. Обществознание. Компетентностно-ориентированные задания. 5,6,7 классы. – Ростов н/Д: Легион, 2011
  • Е.Л. Рутковская, Т.Е.Лискова. Сборник заданий Обществознание. ЕГЭ 2010. М., 2009.
  • 17. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. М., «Дрофа» 2001.
  • Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
  • Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
  • Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
  • Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
  • Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999.

Для обучающихся:

  • Обществознание 7 класс: учебник для общеобразоват. организаций: под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – 5-е изд. - М: Просвещение 2017 - 159 с.: ил., карт.
  • Рабочей тетради. Обществознание 7 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2017.
  • Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2012
  • Конституция РФ. М., 2002.
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
  • Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
  • Обществознание. Пособие-репетитор.-Ростов-на-Дону, 2008 г.
  • Справочник школьника, Обществознание –Москва, 2003 г.
  • Словарь исторических и общественно-политических терминов -Москва. 2005 год.
  • . Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
  • 19. Краткий экономический словарь школьника. М., «просвещение» 1993.
  • 20. Детский экономический словарь. М., «просвещение» 1993.
  • 21. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

        Личностные УУД:

1. ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;

3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться

Регулятивные УУД:

1. умение организовать свою учебную деятельность

2. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

3. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

4. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале

Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми

1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать

точку зрения другого;

6. предвидеть последствия коллективных решений.

Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

2. ориентироваться в учебных источниках;

3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из

разных источников;

4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Предметные результаты: 

освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

7 класс

Обществознание

Введение – 1 час

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе. (14 ч).

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях (14 часов).

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа (4 часа).

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природойЗакон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Итоговый модуль (2 часа). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

7 класс

№ п/п

                             Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Вводный урок

1

2

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе

14

1

3

Тема 2. Человек в экономических отношениях

14

1

4.

Тема 3. Человек и природа

4

1

Итоговое повторение

Итого часов

2

35

               

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 – «Человек в обществе»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 – «Человек в экономических отношениях»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 – «Человек и природа»

                             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Предполагается, что в результате изучения обществознания в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-знать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-различные подходы к исследованию человека и общества;

-основные социальные институты и процессы;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, формированные в ходе исторического развития.

Уметь:

-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными интитутами;

-ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработке собственной гражданской позиции;

-предвидение возможных последствий определённых социальных действий;

-нравственной оценки социального поведения людей.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

Самостоятельность ответа.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;наличие неточностей в изложении материала;определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений;понимание основных взаимосвязей;знание карты и умение ей пользоваться;

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки, допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении;испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов;отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки,скудны исторические представления, преобладают формалистические знания;

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;не делает выводов и обобщений,не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя,имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух-трех негрубых ошибок;или одной негрубой ошибки и трех недочетов;или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО      ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 7 КЛАСС.

№ П/П

Содержание

Кол-во часов

Дата проведения

план  

факт

7Д  

1

Введение

1

04.09

04.09

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе.

12

2

Социальные нормы и правила общественной жизни.

1

11.09

11.09

3

Правила этикета и хорошие манеры

1

18.09

18.09

4

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

1

24.09

24.09

5

Права ребёнка и их защита.

1

09.10

09.10

6

Необходимость соблюдения законов.

1

16.10

16.10

7

Закон и правопорядок в обществе.

1

23.10

23.10

8

Защита отечества.

1

30.10

30.10

9

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека

1

06.11

06.11

10

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек

1

13.11

13.11

11

Противозаконное поведение.

1

20.11

20.11

12

Правоохранительные органы Российской Федерации.

1

27.11

27.11

13

Повторение по теме: «Регулирование поведения людей в обществе»

1

04.12

04.12

Глава 2. Человек в экономических отношениях

11

14

Экономика и ее основные участники.

1

11.12

11.12

15

Мастерство работника.

1

18.12

18.12

16

Производство, производительность труда.

1

25.12

25.12

17

Виды бизнеса.

1

15.01

15.01

18

Условия успеха в предпринимательской деятельности.

1

22.01

22.01

19

Обмен.

1

29.01

29.01

20

Реклама в современной экономике.

1

05.02

05.02

21

Деньги.

1

12.02

12.02

22

Экономика современной семьи.

1

19.02

19.02

23

Обязательные и произвольные расходы.

1

26.02

26.02

24

Повторение по теме: «Человек в экономических отношениях»

1

05.03

05.03

Глава 3. Человек и природа

7

25

Человек –часть природы.

1

12.03

12.03

26

Проблема загрязнения окружающей среды.

1

19.03

19.03

27

Охрана природы.

1

02.04

02.04

28

Главные правила экологической морали.

1

09.04

09.04

29

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды.

1

16.04

16.04

30

Участие граждан в природоохранительной деятельности.

1

23.04

23.04

31

Повторение по теме: «Человек и природа»

1

30.04

30.04

Итоговое повторение и обобщение.

3

32

Итоговое повторение:регулирование поведения людей в обществе.

1

07.05

07.05

33

Итоговое повторение :человек в экономических отношениях.

1

14.05

14.05

34

Итоговое повторение:человек и природа.

1

21.05

21.05

                  Итого : 35 часов



Предварительный просмотр:

                                                              ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО  ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (5 КЛАСС)

_____________________________________________________________________________

                                                     БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по обществознанию основного общего образования составлена в соответствии с требованиями:

 

  • федерального государственного образовательного стандарта основного образования, утвержденного  приказом  Минобразования РФ  от 17 декабря 2010 года N 1897;  с изменениями, внесенными  приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 года №1644, приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 года № 1577;
  • авторской программы «Обществознание» Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой, «Просвещение» 2010г.

Цель изучения предмета «Обществознание»: 

  • развитие личности в образа мышления, социального поведения, способности личности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать и осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи изучения предмета «Обществознание»:

  • Создание условий для социализации личности.
  • Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования.
  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры.
  • Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина».Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Пятиклассник осознаёт необходимость изучения общество, понимая, что общество – это сложный организм. Основным содержанием учебного материала является формирование базовых национальных ценностей:

- патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение; и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

- наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

- традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

-природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

                                 

                                     

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 5 классе 34 учебных часа за год включая часы на промежуточный и итоговый контроль. Большинство тем программы 5 класса разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивая свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоение содержания.

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2013.
  2. Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
  3. Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
  4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
  5. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.
  6. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
  7. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

        Личностные УУД:

1. ценить и принимать следующие базовые ценности:«добро», «терпение», «любовь к России к своей малой родине», «природа», «семья», «мир», «справедливость», «желание понимать друг друга», «доверие к людям», «милосердие», «честь» и «достоинство»;

2. проявлять уважение к своему народу, развитие толерантности;

3. освоить личностный смысл учения, выбор дальнейшего образовательного маршрута;

4. давать оценку жизненным ситуациям и поступкам героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;

5. выполнять нормы и требования школьной жизни и обязанностей ученика; знание прав учащихся и умение ими пользоваться

Регулятивные УУД:

1. умение организовать свою учебную деятельность

2. ставить частные задачи на усвоение готовых знаний и действий (стоит задача понять, запомнить, воспроизвести)

3. использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

4. умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале

Коммуникативными УУД: умение общаться, взаимодействовать с людьми

1. участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

2. оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

3. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

4. отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

5. критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать

точку зрения другого;

6. предвидеть последствия коллективных решений.

Познавательными УУД: Они включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем

1. самостоятельно выделять и формулировать цель;

2. ориентироваться в учебных источниках;

3. отбирать и сопоставлять необходимую информацию из

разных источников;

4. анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

5. самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

6. уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

7. строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

8. проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Предметные результаты: 

в организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах: анализ схем, таблиц, фронтальный устный опрос, понятийные диктанты, тематические тесты по изученному блоку, мини-проекты.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  

5 класс

Обществознание

Вводный урок- 1 час.

Глава I. Человек – 6 часов.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.

Глава II. Семья – 6 часов.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа – 6 часов.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд – 5 часов.

Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Глава V. Родина – 8 часов.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.Гражданин – Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») – статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Итоговое повторение и контроль –2 часа

Итоговое повторение и мониторинг «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая сторона человеческой жизни – труд. Родина».

Зачет по курсу «Обществознание 5 класс»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 класс

№ п/п

                             Тема

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Вводный урок

1

2

Тема 1. Человек.

6

1

3

Тема 2. Семья.

6

1

4.

Тема 3. Школа.

6

1

5.

Тема 4. Труд.

5

1              

6.

Тема 5. Родина.

8

1            

Итоговое повторение

Итого часов

2

34

               

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 – «Человек»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2- «Семья»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 – «Школа»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 – « Труд»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 – « Родина»

                             

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-знать социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

-значение семьи, семейных отношений и семейных ценностей;

-закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

-различные подходы к исследованию человека и общества;

-основные социальные институты и процессы;

-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, формированные в ходе исторического развития.

Уметь:

-характеризовать основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;

-сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

-формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

-применять знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

-совершенствования собственной познавательной деятельности;

-эффективного выполнения социальных ролей, сознательного взаимодействия с социальными интитутами;

-ориентирования в актуальных общественных событиях и процессах, выработке собственной гражданской позиции;

-предвидение возможных последствий определённых социальных действий;

-нравственной оценки социального поведения людей.

Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:

  • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
  • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
  • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
  • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
  • способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
  • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
  • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
  • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
  • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
  • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
  • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.

Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами. Предполагается, что данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся, учителя и учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

Самостоятельность ответа.

Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;наличие неточностей в изложении материала;определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений;понимание основных взаимосвязей;знание карты и умение ей пользоваться;

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки, допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении;испытывает затруднения в применении знаний при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов;отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки,скудны исторические представления, преобладают формалистические знания;

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;не делает выводов и обобщений,не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя,имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;или не более двух-трех негрубых ошибок;или одной негрубой ошибки и трех недочетов;или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";или если правильно выполнил менее половины работы.



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ  В 5 КЛАССЕ.

Содержание (разделы, темы)

Кол-во часов

                 Дата проведения

план

факт

план

факт

5 класс

35

Введение

1

Вводный урок

Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома

1

04.09

04.09

Человек

6

Загадка человека Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека

2

11.09

11.09

Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность

1

18.09

18.09

Отрочество — особая пора жизни Особенности подросткового возраста

1

25.09

25.09

Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости

1

02.10

02.10

Практикум по теме «Человек»

Почему человеком нельзя стать без общения

Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнёрами

1

09.10

09.10

Семья

6

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы

1

16.10

16.10

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства

1

23.10

23.10

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни

1

30.10

30.10

Практикум по теме «Семья» Я и моя семья.

Учимся рационально вести домашнее хозяйство

1

13.11

13.11

Семейный досуг и здоровый образ жизни

2

20.11

20.11

Школа

6

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества

1

27.11

27.11

Ступени школьного образования

1

04.12

04.12

Образование и самообразование

1

11.12

11.12

Учение вне стен школы. Умение учиться

1

18.12

18.12

Одноклассники, сверстники, друзья.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс

1

25.12

25.12

Практикум по теме «Школа»

Школа в жизни человека и общества.

«Век живи — век учись». Учись учиться.

Мои соученики (одноклассники)

1

15.01

15.01

Труд

5

Труд — основа жизни

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата

1

22.01

22.01

Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство

1

29.01

29.01

Труд и творчество

Ремесло. Признаки мастерства

1

05.02

05.02

Труд и творчество

Ремесло. Признаки мастерства

1

12.02

12.02

Труд и его оценка. Труд и творчество

1

26.02

26.02

Родина

8

Наша Родина — Россия.

Россия — федеративное государство

1

05.03

05.03

Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный

1

12.03

12.03

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники

1

19.03

19.03

История государственных символов. Москва — столица России

1

05.04

05.04

Гражданин России

Гражданин — Отечества достойный сын

1

12.04

12.04

Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность

1

19.04

19.04

Мы — многонациональный народ.

Россия — многонациональное государство. Национальность человека

1

26.04

26.04

Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

1

02.05

02.05

Итоговое повторение

3

15.05

22.05

29.05

15.05

22.05

29.05

ИТОГО

35ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...