урок в 9 классе "Конституция России"
методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему

Голованова Валентина Петровна

Цель урока: показать практическое значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

                    Воспитывать осознанное уважение к праву, основному закону государства.

Обучающиеся должны знать, что:

1) первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.

2) Конституция обладает высшей юридической силой.

3) Конституция провозглашает: " Человек, его права и свободы являются высшей ценностью"

4) Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод - главная цель основного закона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конституция России34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе «Обществознание»

Тема: Конституция России

Цели: показать практическое значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества, воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства.

 Обучающиеся должны знать:

  1. Первые попытки создать Конституцию в России принадлежат декабристам.
  2. Конституция обладает высшей юридической силой.
  3. Конституция провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».
  4. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод – главная цель Основного закона.

Обучающиеся должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма, международного сотрудничества, социального мира.
  3. Перед Конституцией стоят три задачи:

А) закрепить и гарантировать фундаментальные права человека;

Б) упорядочить государственную власть;

В) утвердить правосудие.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
  2. Характеризовать смысл основных понятий;
  3. Анализировать тексты.

Тип урока – изучение нового материала ( форма – урок-путешествие).

Технологии: проблемного обучения, технология критического мышления.

Ход урока:

«Я требую, чтобы государство защитило не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защитило свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей».

                                                                     Карл Поппер

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учитель объясняет значение Конституции.

Главное место в системе законодательства государства занимает конституция.

Конституция (лат.constitutio) – установление, учреждение, устройство. Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Так как конституция государства – это юридический, политический и идеологический по своему характеру документ, то её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие конституции.

   В отличие от остальных законов конституция:

А) закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти;

Б) является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

В) обладает высшей юридической силой;

Г) отличается стабильностью;

Д) характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Историческая справка.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993  года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

Преамбула – это вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет основные права, свободы и обязанности, а также общие юридические гарантии этих прав и свобод).

Глава 3. «Федеративное устройство» (определяет территорию и состав России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и законодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие принципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагающие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в неё поправок или коренной её пересмотр).

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых конституционных норм и прекращения действия прежних.

Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Ограниченность государственной власти:

  1. В обществе существуют высшие социально-нравственные ценности, которые признаются государством в качестве всеобщих и правовых принципов.
  2. За личностью признаются присущие ей от рождения неотъемлемые права и свободы.

Отдельные сферы жизнедеятельности людей ограждены от прямого вмешательства со стороны государственных органов, куда государство имеет право вторгаться только на основе закона.

Конституционный строй – это система общественных отношений в стране, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

На втором уроке будет организована работа по закреплению полученных знаний.

Домашнее задание: 12 параграф

Рассматривают Конституцию.

Находят вводную статью к Конституции.

Прочитать статьи конституции где определяется государственный строй и форма правления.

Записать номера соответствующих статей.

Путешествуем по разделам Конституции. Объясняют значение принятия основного закона, содержание основных прав и свобод человека и гражданина, назначение ветвей власти, основополагающие принципы организации местного самоуправления и порядок изменения Конституции.

Задание. Заполнить таблицу:

Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

  1. Народовластие

Ст.1, ч.1, ст. 3

  1. Федерализм

Ст.1, ч.1, ст.5

  1. Правовое государство

Ст. 1, ч.1

  1. Разделение властей

Ст.10

        5.    Приоритет      прав человека

Ст.2

6. РФ – социальное государство

Ст.7

7. Суверенитет

Ст.4

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст.8, ст.9, ч.2

9. Политическое многообразие

Ст.13, ч.3-5

10. Идеологический плюрализм

Ст.13, ч.1-2

11. Светский характер государства

Ст.14

Работа в группах по изучению Конституции РФ.

1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация основных прав и свобод».

2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ» и основные направления деятельности субъектов РФ.

3 группа изучает главу «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента»

Как Конституция определяет статус Президента?

4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и, составив схему объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

5 группа изучает главу 6 «Правительство РФ», записывает полномочия Правительства.

6 группа изучает главу «Судебная власть», составляет схему «Полномочия судов РФ» и схему стадии «Законодательного процесса».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...