Главные вкладки

    План-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему:
    план-конспект урока по обществознанию в 5 классе

    Галдина Светлана Алексеевна @

    план -конспект урока по обществознанию в 5 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan-kopspekt_uroka_samoanaliz_-galdina_s.a.doc92.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

    План-конспект  урока

    по обществознанию

    в 5 классе МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

    на тему  «Семья и семейные отношения»

     Разработал: Галдина Светлана Алексеевна

                                        

                                                                               слушатель курсов профессиональной переподготовки   «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

    Проверил: _________/А.Х.Мещеров/

    Тема урока: «Семья и семейные отношения»

    Дата проведения: 13.02.17

    Класс: 5

    Тип урока: открытие нового знания

     Цели по содержанию:

    обучающие: дать определение  понятию «семья», ознакомить с функциями семьи

    развивающие: способствовать формированию умения  формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

    воспитывающие: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

    Основные термины, понятия: «семья», «брак», «ценности»

    Планируемые  результаты учебного занятия:

    Предметные

    Мета предметные УУД

    Личностные УУД

    Научатся:

    Определять  функции семьи, характеризовать семейно-правовые отношения

    Получат возможность научиться:

    Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

    Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы

    Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями

    Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность

    Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность

    Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

     

    Этапы урока

    Задачи этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    I.Мотивация к учебной деятельности

    Создать  благоприятный психологический настрой на работу

    Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Организация фронтальной работы с классом.

    Слайд 1

    - Что изображено на картинках?

    - О чем они?

    Рассматривают картинки.

    Готовят ответы на вопросы.

    Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи

    Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

     II.Актуализация знания;

    Актуализация опорных знаний и способов действий

    Организует беседу по обсуждению картинок к уроку.

    -О чем сегодня будем говорить?

    -Кого мы называем родными людьми?

    Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

    Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

    III.Изучение нового материала.

    Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

    Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.

    Слайд 2

     - Как вы думаете на какие вопросы мы должны ответить в течении урока?

    - Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья? Слайд 4 щелчок 

    - У вас есть на столах текст, составьте из слов определение.

    (Семья, на, группа, кровном, это,

    малая, основанная,  родстве,

    или, браке, взаимной, которой,

    помощью, и, члены, ответственностью,

    быта, связаны, общностью.)

    «Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».

     Слайд 4 щелчок

    -На основании определения выделите характерные признаки семьи. Слайд 4 щелчок

    - Зачем люди создают семьи? Слайд 5

    - Вам поможет учебник с.26 второй абзац.

    - Что такое брак? Слайд 6 щелчок

    Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».

    - Как называют людей вступивших в брак? Слайд 6 щелчок

    Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж или супруг, женщина - жена или супруга.

    Организует  парную работу над составлением и анализом  таблицы «Какую роль или какую функцию выполняют семьи? Слайд 7 

    -Какие функции выполняет семья?

    -Проанализируйте каждую функцию.

    -Приведите примеры.

    Организует устную проверку.

    Слайд 8

    - Как вы думаете государство заботится о семьях?

    Организует работу с учебником, с. 28 (самостоятельно прочитать, парами ответить на вопросы:

    - Назовите источники семейного права. (конституция, семейный кодекс) слайд 10

    -Как вы понимаете слова «семья, материнство»?

    -Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Слайд 11

    - Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

    - Давайте приведем примеры.

    - А теперь приведем все сказанное вами в систему. У вас на столах есть тексты сделайте из них таблицы.

    Слайд 14-16

    Предлагают свои варианты темы и цели урока.

    Записывают тему урока: «Семья и семейные отношения». 

     

      Слайд 3Ответы уч-ся

       1.Что такое семья?

       2. Зачем люди создают семьи?

       3. Какую роль выполняют семьи?

       3. Какие бывают семей.

       4. Как государство заботится о семье?

    Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение.

    Признаки: Слайд 4 щелчок

    1. Малая группа
    2. Кровное родство
    3. Брак
    4. Совместное хозяйство
    5. Взаимная ответственность.

    Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

    (воспроизводят таблицу в правильной форме)

    Проводят  самопроверку  

    Парами отвечают на поставленные вопросы

    Дети приводят примеры: (много детей, один ребенок, с мамой проживают, с бабушками и дедушками и т.д.)

    Работа в группах.

    Проверка совместно с учителем.

    Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

    Познавательные: проявляют умение работать с информацией

    Познавательные: проявляют умение работать с информацией

    Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

    IV. Первичное осмысление и закрепление

    Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

    Слайд 17 Задание: оцените высказывания.  Если высказывание верное (истинное) отвечаем «ДА».  Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет».

    1.Семья в отличие от других малых социальных групп,    характеризуется родственными отношениями.

    2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она    состоит из супругов  и их детей.

    3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и    совместно с ними проживают дедушка с бабушкой.

    4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей.

    5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной.

    6.Дети могут влиять на психологический климат в семье.

    7.Государство заботится о благополучии семьи.

    8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не    только  человека, но всего государства.

    Слайд 19

    Подведем итоги:

    • Какая малая группа называется семьей?
    •  Какое значение семья имеет в жизни человека?
    •  Что влияет на психологический климат семьи?
    •  Какие семьи бывают?
    • Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.

    (Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными или близкими родственниками.

    Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак.

    Семья –обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссяк род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось общество.

    Государство заботится о благополучии семей. Чем больше в государстве благополучных семей, тем сильнее и благополучнее государство.)

    Отвечают на вопросы

    Проводят взаимопроверку

    Слайд 18

    Отвечают на вопросы

    Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

    Познавательные: проявляют умение работать с информацией

    Регулятивные: проводят взаимопроверку

    V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

    Организует рефлексию слайд 20

    • было трудно…
    •  я научилась (научился)…
    •  меня удивило …
    •  мне захотелось …
    •  мне понравилось (не понравилось)
    •  мне было интересно…

    Ставит отметки

    Организует обсуждение

    Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

    Ставят себе отметки по шаблону.

    Регулятивные: оценивание своей работы

    Коммуникативные: высказывают собственное мнение

    Личностные: самоопределение, корректировка личности

    VI. Домашнее задание

    Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Слайд 21 Дает домашнее задание (исходя из того, как дети выполнили базовую часть заданий):

    1.  Параграф № 3 – читать и пересказывать.
    2. Вопросы и задания на стр. 32 – устно.
    3. Выписать новые понятия и дать им определения.

    Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

    Используемые информационно-технологические ресурсы:

    1. Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
    2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
    3. Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012

    Самоанализ урока

    Дата проведения: 13.02.2017г.

    Тема урока: «Семья и семейные отношения».

    Цели урока:

    • Личностные. Сформировать отношение к семье, как к одной из важнейших ценностей человека.
    • Mетапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к событиям современной жизни, формулировать свою точку зрения, составлять план действий, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
    • Предметные. Создать целостное представление о семье, научить понимать роль мотивов в формировании семьи, научить объяснять ключевые понятия, проводить сравнительный анализ семейного уклада в прошлом и настоящем.

    Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Цели урока реализовывались:

    • Личностные. Уважительное отношение к семье формировалось через постановку и решения проблемных ситуаций, через выполнение творческих заданий, ознакомление с отдельными статьями Семейного Кодекса.
    • Метапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ребята учились через прием «Мозговой штурм» и игру «цепочка», определять собственное отношение к событиям в современной жизни дети могли через толкование пословиц и поговорок, а так же разбор жизненных ситуаций.
    • Предметные. Учащиеся научились объяснять слова семья, поколение, узнали побудительные мотивы создания семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада учились при составлении схемы распределения обязанностей всех членов семьи, работе с иллюстрациями стр. 26-27, а так же при знакомстве с документами: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.

    Определены уровни освоения знаний и формирование (применение) учебных действий:

    1. формулирование определения понятия «семья»;
    2. выявление вопросов, отражающих функции семьи в обществе;
    3.  раскрытие вопроса по проблеме ответственности государтсва и семьи в воспитании детей

        Организационный момент показал, что класс к уроку готов. Мотивационно-целевой этап позволил детям выявили круг вопросов и тему урока. Дети определили функции семьи через составление схемы, раскрыли роль государства в защите семьи, материнства и детства, определили зону ответственности государства и семьи за воспитание детей. На протяжении всего урока класс был активен.

       Класс по уровню подготовленности разноуровневый. Учитывая это, дети на уроке были разделены по группам при этом учитывался уровень подготовленности и эмоциональной совместимости. Задания строились по принципу доступности и подготовленности обучающихся. При подготовке к уроку учитывались основные программные требования и образовательные стандарты. Материал урока входит в систему уроков изучающих общество в целом. На уроке присутствовала межпредметная и метопредметная связь. На уроке использовались частично поисковый и репродуктивный методы. Применялись различные формы организации: познавательная деятельность учащихся, групповая, фронтальная, индивидуальная. Использовались элементы психологического тренинга, использовались репродукции, слайды, музыкальное сопровождение. При объяснении нового материала в полной мере работала доска и мультемидийный аппарат. Отличительная особенность класса заключается в том, что учащиеся могут мобилизоваться, работать быстрыми темпами, умеют формировать свой ответ и задавать вопросы, аргументировать изложенный материал. Каждый ответ сопровождался фактами и примерами. Эту особенность класса я постаралась использовать на протяжении всего урока. В ходе урока создавались условия положительной мотивации учения. В ходе урока реализовывались следующие принципы дидактики:

    1. принцип гуманности (через весь урок я постаралась провести идею толерантного отношения к себе и людям и обществу в целом)
    2. принцип наглядности
    3. принцип связи событий с реальной жизнью
    4. принцип маевтики
    5. принцип историзма
    6. принцип тезауруса
    7. принцип проблемности в обучении

    и реализованы следующие методы обучения:

    • коммуникативный
    • познавательный
    • преобразовательный
    • систематизирующий

    Учитывая, что я в своей педагогической деятельности использую методику критического мышления, на некоторых этапах урока применяла элементы данной технологии. В итоге урока мы ответили на поставленный в начале урока вопрос и тем самым изучили новую тему. Я считаю, что со всеми целями и задачами урока мы справились в основном.

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

    План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

    План – конспект открытого урока по математике в 5 классе, учитель - Сиротина А. С. МБОУ «Атратская СОШ»

    деление десятичной дроби на натуральное число. правила деления, решение примеров и задач....

    План-конспект открытого урока по математике в 5 классе. Тема урока: «Проценты»

             Открытый урок в 5 классе по теме «Проценты»  Цель : 1.Решение задач на проценты.            2....

    План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

    Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

    План-конспект открытого урока по математике в 5 классе "В стране натуральных чисел"

    Обобщение понятия натурального числа,  ввод понятия совершенных чисел,знакомство учащихся с числами-великанами, развитие у школьников логического мышления....

    План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

    Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

    Главные правила ОБЖ (план-конспект открытого урока по ОБЖ в 5 классе)

    Тема: «Главные правила ОБЖ».Цели и задачи урока:1)актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности;2)закрепить знания о правилах безопасности;3)ознакомить с важнейшими правилами безопа...