план-конспект урока по обществознанию в 5 классе
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Галдина Светлана Алексеевна @

план -конспект урока по обществознанию в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-kopspekt_uroka_samoanaliz_-galdina_s.a.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

План-конспект  урока

по обществознанию

в 5 классе МОУ «Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

на тему  «Семья и семейные отношения»

 Разработал: Галдина Светлана Алексеевна

                                    

                                                                           слушатель курсов профессиональной переподготовки   «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: _________/А.Х.Мещеров/

Тема урока: «Семья и семейные отношения»

Дата проведения: 13.02.17

Класс: 5

Тип урока: открытие нового знания

 Цели по содержанию:

обучающие: дать определение  понятию «семья», ознакомить с функциями семьи

развивающие: способствовать формированию умения  формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

воспитывающие: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

Основные термины, понятия: «семья», «брак», «ценности»

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные

Мета предметные УУД

Личностные УУД

Научатся:

Определять  функции семьи, характеризовать семейно-правовые отношения

Получат возможность научиться:

Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность

Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

 

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация фронтальной работы с классом.

Слайд 1

- Что изображено на картинках?

- О чем они?

Рассматривают картинки.

Готовят ответы на вопросы.

Личностные: формируется понимание необходимости создания семьи

Коммуникативные: развитие устной речи; применяют правила делового сотрудничества

 II.Актуализация знания;

Актуализация опорных знаний и способов действий

Организует беседу по обсуждению картинок к уроку.

-О чем сегодня будем говорить?

-Кого мы называем родными людьми?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

III.Изучение нового материала.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Подводит детей к выводу, предлагает назвать варианты темы и цели урока, организует обсуждение.

Слайд 2

 - Как вы думаете на какие вопросы мы должны ответить в течении урока?

- Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья? Слайд 4 щелчок 

- У вас есть на столах текст, составьте из слов определение.

(Семья, на, группа, кровном, это,

малая, основанная,  родстве,

или, браке, взаимной, которой,

помощью, и, члены, ответственностью,

быта, связаны, общностью.)

«Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».

 Слайд 4 щелчок

-На основании определения выделите характерные признаки семьи. Слайд 4 щелчок

- Зачем люди создают семьи? Слайд 5

- Вам поможет учебник с.26 второй абзац.

- Что такое брак? Слайд 6 щелчок

Брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода».

- Как называют людей вступивших в брак? Слайд 6 щелчок

Люди, состоящие в браке, называются супругами или супружеской парой. Мужчина - муж или супруг, женщина - жена или супруга.

Организует  парную работу над составлением и анализом  таблицы «Какую роль или какую функцию выполняют семьи? Слайд 7 

-Какие функции выполняет семья?

-Проанализируйте каждую функцию.

-Приведите примеры.

Организует устную проверку.

Слайд 8

- Как вы думаете государство заботится о семьях?

Организует работу с учебником, с. 28 (самостоятельно прочитать, парами ответить на вопросы:

- Назовите источники семейного права. (конституция, семейный кодекс) слайд 10

-Как вы понимаете слова «семья, материнство»?

-Какие особенности семейного объединения отмечены в тексте кодекса? Слайд 11

- Все мы знаем о том, что семьи бывают разные.

- Давайте приведем примеры.

- А теперь приведем все сказанное вами в систему. У вас на столах есть тексты сделайте из них таблицы.

Слайд 14-16

Предлагают свои варианты темы и цели урока.

Записывают тему урока: «Семья и семейные отношения». 

 

  Слайд 3Ответы уч-ся

   1.Что такое семья?

   2. Зачем люди создают семьи?

   3. Какую роль выполняют семьи?

   3. Какие бывают семей.

   4. Как государство заботится о семье?

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют определение.

Признаки: Слайд 4 щелчок

  1. Малая группа
  2. Кровное родство
  3. Брак
  4. Совместное хозяйство
  5. Взаимная ответственность.

Анализируют схему, высказывают свое мнение, приводят примеры.

(воспроизводят таблицу в правильной форме)

Проводят  самопроверку  

Парами отвечают на поставленные вопросы

Дети приводят примеры: (много детей, один ребенок, с мамой проживают, с бабушками и дедушками и т.д.)

Работа в группах.

Проверка совместно с учителем.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему и цель урока после предварительного обсуждения Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга

IV. Первичное осмысление и закрепление

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Слайд 17 Задание: оцените высказывания.  Если высказывание верное (истинное) отвечаем «ДА».  Если высказывание неверное (ложное), отвечаем «Нет».

1.Семья в отличие от других малых социальных групп,    характеризуется родственными отношениями.

2.Семья Ульяновых является родственной расширенной, она    состоит из супругов  и их детей.

3. Семья Ивановых является нуклеарной, у них трое детей и    совместно с ними проживают дедушка с бабушкой.

4.Отношения в семье влияют на самочувствие и родителей и детей.

5.Семья, в которой один ребенок, называется неполной.

6.Дети могут влиять на психологический климат в семье.

7.Государство заботится о благополучии семьи.

8.Семья –важнейшая ценность, которая определяет благополучие не    только  человека, но всего государства.

Слайд 19

Подведем итоги:

  • Какая малая группа называется семьей?
  •  Какое значение семья имеет в жизни человека?
  •  Что влияет на психологический климат семьи?
  •  Какие семьи бывают?
  • Почему государство заботится о семье? Приведите примеры такой заботы.

(Семья объединяет людей, которые являются друг другу кровными или близкими родственниками.

Семья образуется тогда, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Семья –обязательная часть любого общества, любого государства. Главное ее предназначение состоит в том, чтобы не иссяк род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось общество.

Государство заботится о благополучии семей. Чем больше в государстве благополучных семей, тем сильнее и благополучнее государство.)

Отвечают на вопросы

Проводят взаимопроверку

Слайд 18

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: проявляют умение работать с информацией

Регулятивные: проводят взаимопроверку

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию слайд 20

  • было трудно…
  •  я научилась (научился)…
  •  меня удивило …
  •  мне захотелось …
  •  мне понравилось (не понравилось)
  •  мне было интересно…

Ставит отметки

Организует обсуждение

Проводят рефлексию- выявляют, что получилось, что- нет.

Ставят себе отметки по шаблону.

Регулятивные: оценивание своей работы

Коммуникативные: высказывают собственное мнение

Личностные: самоопределение, корректировка личности

VI. Домашнее задание

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Слайд 21 Дает домашнее задание (исходя из того, как дети выполнили базовую часть заданий):

  1.  Параграф № 3 – читать и пересказывать.
  2. Вопросы и задания на стр. 32 – устно.
  3. Выписать новые понятия и дать им определения.

Слушают, задают вопросы, записывают домашнее задание

Используемые информационно-технологические ресурсы:

  1. Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
  2. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  3. Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012

Самоанализ урока

Дата проведения: 13.02.2017г.

Тема урока: «Семья и семейные отношения».

Цели урока:

  • Личностные. Сформировать отношение к семье, как к одной из важнейших ценностей человека.
  • Mетапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, определять собственное отношение к событиям современной жизни, формулировать свою точку зрения, составлять план действий, осуществлять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определения понятий.
  • Предметные. Создать целостное представление о семье, научить понимать роль мотивов в формировании семьи, научить объяснять ключевые понятия, проводить сравнительный анализ семейного уклада в прошлом и настоящем.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока реализовывались:

  • Личностные. Уважительное отношение к семье формировалось через постановку и решения проблемных ситуаций, через выполнение творческих заданий, ознакомление с отдельными статьями Семейного Кодекса.
  • Метапредметные. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие ребята учились через прием «Мозговой штурм» и игру «цепочка», определять собственное отношение к событиям в современной жизни дети могли через толкование пословиц и поговорок, а так же разбор жизненных ситуаций.
  • Предметные. Учащиеся научились объяснять слова семья, поколение, узнали побудительные мотивы создания семьи, проводить сравнительный анализ семейного уклада учились при составлении схемы распределения обязанностей всех членов семьи, работе с иллюстрациями стр. 26-27, а так же при знакомстве с документами: Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ.

Определены уровни освоения знаний и формирование (применение) учебных действий:

  1. формулирование определения понятия «семья»;
  2. выявление вопросов, отражающих функции семьи в обществе;
  3.  раскрытие вопроса по проблеме ответственности государтсва и семьи в воспитании детей

    Организационный момент показал, что класс к уроку готов. Мотивационно-целевой этап позволил детям выявили круг вопросов и тему урока. Дети определили функции семьи через составление схемы, раскрыли роль государства в защите семьи, материнства и детства, определили зону ответственности государства и семьи за воспитание детей. На протяжении всего урока класс был активен.

   Класс по уровню подготовленности разноуровневый. Учитывая это, дети на уроке были разделены по группам при этом учитывался уровень подготовленности и эмоциональной совместимости. Задания строились по принципу доступности и подготовленности обучающихся. При подготовке к уроку учитывались основные программные требования и образовательные стандарты. Материал урока входит в систему уроков изучающих общество в целом. На уроке присутствовала межпредметная и метопредметная связь. На уроке использовались частично поисковый и репродуктивный методы. Применялись различные формы организации: познавательная деятельность учащихся, групповая, фронтальная, индивидуальная. Использовались элементы психологического тренинга, использовались репродукции, слайды, музыкальное сопровождение. При объяснении нового материала в полной мере работала доска и мультемидийный аппарат. Отличительная особенность класса заключается в том, что учащиеся могут мобилизоваться, работать быстрыми темпами, умеют формировать свой ответ и задавать вопросы, аргументировать изложенный материал. Каждый ответ сопровождался фактами и примерами. Эту особенность класса я постаралась использовать на протяжении всего урока. В ходе урока создавались условия положительной мотивации учения. В ходе урока реализовывались следующие принципы дидактики:

  1. принцип гуманности (через весь урок я постаралась провести идею толерантного отношения к себе и людям и обществу в целом)
  2. принцип наглядности
  3. принцип связи событий с реальной жизнью
  4. принцип маевтики
  5. принцип историзма
  6. принцип тезауруса
  7. принцип проблемности в обучении

и реализованы следующие методы обучения:

  • коммуникативный
  • познавательный
  • преобразовательный
  • систематизирующий

Учитывая, что я в своей педагогической деятельности использую методику критического мышления, на некоторых этапах урока применяла элементы данной технологии. В итоге урока мы ответили на поставленный в начале урока вопрос и тем самым изучили новую тему. Я считаю, что со всеми целями и задачами урока мы справились в основном.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

План-конспект интегрированного урока по обществознанию и математике в шестом классе

Конспект содержит информацию об основных этапах урока, тип урока, цель, задачи и планируемые результаты....