Рабочая программа по подготовке к ГИА по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс) на тему

Семенова Оксана Владимировна

Рабочая программа по подготовке к ГИА по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Землянская основная общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

для подготовки учащихся

к государственной итоговой аттестации

по обществознанию

Составитель: Семенова Оксана Владимировна

 

2015



1. Пояснительная записка

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов.

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
  • дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • развивать  умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
  • способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
  • формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Рабочая программа рассчитана на 48 учебных часов.

Формы организации учебного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- фронтальная.

Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся:

  • устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование);
  • письменные виды контроля (тестирование).

2. Распределение учебной нагрузки

№ п/п

Наименование раздела

Кол-во ч

Формы контроля

1.

Вводное занятие

1

2.

Раздел 1. Человек и общество

7

тестирование

3.

Раздел 2. Экономическая сфера

9

тестирование

4.

Раздел 3. Социальная сфера

7

тестирование

5.

Раздел 4. Политическая сфера

9

тестирование

6.

Раздел 5. Человек и его права

8

тестирование

7.

Раздел 6. Духовная сфера

4

тестирование

8.

Тестирование в форме ГИА

3

тестирование в форме ГИА

Итого:

34 ч

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Ученик 9 класса должен:

1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики;

3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее;

4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;

7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;

9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.


4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Кол-во

ч

Дата прохождения

по плану

факти

чески

Раздел 1. Человек и общество

5

1.

Общество, его признаки и строение. Взаимосвязь природы и общества.

1

2.

Типология общества. Социальный прогресс и развитие общества.

1

3.

Личность и социальная среда. Потребности человека.

1

4.

Социализация и воспитание.

1

5.

Тренировочное тестирование по теме «Человек и общество»

1

Раздел 2. Экономическая сфера

8

6.

Сущность и структура экономики.

1

7.

Товар и деньги.

1

8.

Спрос и предложение

1

9.

Рынок, цена и конкуренция

1

10.

Предпринимательство. Роль государства в экономике

1

11.

Бюджет государства и семьи

1

12.

Труд, занятость, безработица

1

13.

Тренировочное тестирование по теме «Экономическая сфера»

1

Раздел 3. Социальная сфера

5

14.

Социальная структура. Социальная стратификация.

1

15.

Богатые и бедные

1

16.

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения

1

17.

Конфликты в обществе,

1

18.

Тренировочное тестирование по теме «Социальная сфера»

1

Раздел 4. Политическая сфера

8

19.

Власть. Государство

1

20.

Национально-государственное устройство

1

21.

Формы правления

1

22.

Политические режимы

1

23.

Гражданское общество и правовое государство

1

24.

Голосование, выборы, референдум

1

25.

Политические партии

1

26.

Тренировочное тестирование по теме «Политическая сфера»

1

Раздел 5. Человек и его права

8

27.

Право. Закон и власть

1

28.

Конституция

1

29.

Право и имущественные отношения

1

30.

Труд и право

1

31.

Семья и право. Права ребенка

1

32.

Правонарушения и виды юридической ответственности

1

33.

Тренировочное тестирование по теме «Человек и его права»

1

Раздел 6. Духовная сфера

3

34.

Культурные нормы. Формы культуры

1

35.

Религия. Искусство.Образование. Наука

1

36.

Тренировочное тестирование по теме «Духовная сфера»

1

37.

Тестирование в форме ГИА

1


5. Содержание курса

Вводное занятие – 1 ч

Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий.

РАЗДЕЛ I. Общество и человек – 7 ч

Общество, его признаки и строение. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре

Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

РАЗДЕЛ II Экономическая сфера – 9 ч

Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

РАЗДЕЛ III Социальная сфера – 7 ч

Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Раздел IV. Политическая сфера – 9 ч

Власть. Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.

Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Государство. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Национально-государственное устройство. Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно- и многонациональное государство.

Формы правления. Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная (полупрезидентская).

Политические режимы. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Гражданское общество и правовое государство.  Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Голосование. Выборы. Референдум. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Политические партии. Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе. Одно- и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Раздел V. Человек и его права – 8 ч

Право, его сущность и особенности. Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Закон и власть. Равенство перед законом. Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.

Конституция. Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Правовые основы брака и семьи. Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Преступление и наказание. Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Право и экономика. Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Раздел VI. Духовная сфера – 4 ч

Культурные нормы. Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Формы культуры. Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, ее появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Религия. Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Искусство. Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и де ятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Образование. Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Наука. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Тестирование в форме ГИА – 3 ч


6. Формы и средства контроля

Тесты по теме «Человек и общество»

1. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

 1) сельскохозяйственная специализация отдельных регионов

2) принятие закона об охране природы

3) организация биосферного заповедника

4) повышение квалификации работников лесного хозяйства

2. В настоящее время происходит разрушение озонового слоя, появление озоновых дыр. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

 

1) демографических

2) экологических

3) экономических

4) политических

3. В результате хозяйственной деятельности человека увеличилось поступление в атмосферу вредных веществ. Всё это негативно влияет на состояние природы и здоровье людей. Иллюстрацией каких глобальных проблем является данный факт?

 

1) демографических

2) военных

3) экономических

4) экологических

4. Леонид занимается в секции фигурного катания, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшими братом и сестрой. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Леонид становится

 

1) гражданином

2) личностью

3) работником

4) индивидом

5. Школьники по заданию учителя биологии провели наблюдения и определили основные источники загрязнения школьных классов. Какую деятельность иллюстрирует данный пример?

 

1) хозяйственную

2) исследовательскую

3) политическую

4) производственную

6. Предприниматель оказывает финансовую помощь Дому ветеранов. Взаимосвязь каких сфер жизни общества проявляется в данном факте?

 

1) политической и духовной

2) экономической и политической

3) социальной и политической

4) экономической и социальной

7. Политическая организация критикует политику правительства в отношении пенсионеров. Какие сферы жизни общества непосредственно затрагивает эта деятельность?

 

1) экономическую и социальную

2) политическую и духовную

3) экономическую и духовную

4) политическую и социальную

8. В стране Z правительство проводит реформу здравоохранения. Взаимодействие каких сфер общественной жизни в первую очередь иллюстрирует этот пример?

 

1) экономической и политической

2) политической и социальной

3) духовной и экономической

4) экономической и социальной

9. Ирина готовится к экзамену по химии: читает учебник, справочную литературу; решает задачи; выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Результатом этой деятельности может быть

 

1) отличная отметка

2) консультация учителя

3) учебник, справочная литература

4) день проведения экзамена

 

10. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

 

1) использование в одежде искусственного меха

2) ратификация Конвенции о правах ребёнка

3) ликвидация последствий урагана

4) ограничение охоты в подмосковных лесах

11. К основным категориям нравственности относятся понятия

 

1) причина и следствие

2) истина и познание

3) чувства и разум

4) честь и достоинство

12. Каков отличительный признак глобальных проблем?

 

1) затрагивают все человечество

2) не имеют путей решения

3) приводят к отрицательным последствиям

4) относятся к сфере экономики

13. Страна П. специализируется на производстве сельскохозяйственной продукции. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

14. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

 

1) требование права

2) норму морали

3) научный закон

4) правило этикета

15. Проведение очередных выборов депутатов парламента в первую очередь относится к сфере общества

 

1) экономической

2) социальной

3) политической

4) духовной

16. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

17. Суждение: «Не спрашивай старого — спрашивай бывалого», — является результатом

 

1) научного познания

2) художественного творчества

3) обыденного опыта

4) религиозного откровения

18. К. — небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) информационному

4) постиндустриальному

19. В стране Р. активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р.?

 

1) традиционному

2) индустриальному

3) аграрному

4) информационному

 

20. Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

 

1) личность

2) администратора

3) интеллигентного человека

4) профессионала

Ответы: 1-1, 2. - 2, 3.- 4, 4. - 2, 5.- 2, 6. - 4, 7. -4, 8. -2, 9. - 1, 10. -4,

11. -4,12. -1,13. -1, 14. -2, 15. -3, 16. -4, 17. - 3, 18 -1, 19-2, 20-1

Тесты по теме «Экономическая сфера»

1. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

 

1) открытие сети продовольственных гипермаркетов

2) объяснение причин роста инфляции

3) расчёт показателей государственного бюджета

4) прогнозирование спроса на товары

2. Какой признак отличает традиционную экономику?

 

1) процветание фабричного производства

2) централизованное ценообразование

3) регулирование производства при помощи обычаев

4) преобладание частной собственности на средства производства

3. Что из перечисленного характеризует рыночную экономику?

 

1) государственное регулирование ценообразования

2) диктат хозяйственного опыта предков

3) плановая организация производства

4) многообразие форм собственности

4. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

 

1) продажа продукции фермерских хозяйств

2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) оказание населению бытовых услуг

4) биржевые торги акциями предприятий

5. Готовность покупателей приобрести товар или услугу по определённой цене — это

 

1) предложение

2) номинальная стоимость

3) прибыль

4) спрос

6. Количество товаров, которое продавцы готовы поставить на рынок для продажи в определённый период времени и по определённым ценам, называется

 

1) спрос

2) специализация

3) прибыль

4) предложение

7. Иван приобрёл в книжном магазине необходимые учебники. Этот пример иллюстрирует

 

1) распределение

2) обмен

3) производство

4) потребление

8. Ресурсы, необходимые для поддержания жизнедеятельности и развития человека, предприятия (фирмы) и общества в целом, называют

 

1) издержками производства

2) экономическими способностями

3) производственными технологиями

4) экономическими благами

9. Фирма Z занимается охраной частных лиц и предприятий. К труду как фактору производства фирмы относятся(-ится)...

 

1) средства связи

2) клиенты фирмы

3) здание фирмы

4) штат сотрудников

10. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

 

1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания

2) расчёт показателей государственного бюджета

3) прогнозирование спроса на товары

4) объяснение причин роста инфляции

11. В условиях рынка цены на товары

 

1) определяются спросом и предложением

2) устанавливаются государством

3) определяются центральным банком

4) устанавливаются крупными производителями

12. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?

 

1) цены снизятся

2) цены останутся неизменными

3) цены возрастут

4) произойдет инфляционный скачок цен

13. К прямым налогам относится

 

1) акциз

2) таможенная пошлина

3) налог на имущество

4) налог с продаж

14. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

 

1) труд

2) товары

3) обмен

4) спрос

15. Доход в государственный бюджет приносит(ят)

 

1) обслуживание государственного долга

2) дотации предприятиям

3) льготы общественным фондам

4) таможенные пошлины

 

16. К расходной части государственного бюджета относится

 

1) обслуживание государственного долга

2) государственная пошлина

3) акцизный сбор

4) подоходный налог

17. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведет

 

1) уменьшение налоговых поступлений

2) увеличение объемов производства

3) сокращение расходов на оборону

4) развитие малого бизнеса

18. К основным факторам (ресурсам) производства относится

 

1) капитал

2) торговля

3) цена

4) спрос

19. Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь

 

1) снижение налога на прибыль

2) увеличение размеров государственной пошлины

3) расширение финансирования образования

4) повышение зарплаты медицинским работникам

20. В рыночной экономике, в отличие от командной

 

1) свободно продаются и покупаются ресурсы производства

2) устанавливается твердый курс официальной валюты

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) складываются хозяйственные пропорции

Ответ:1-1, 2-3, 3-4, 4-2, 5-4, 6-4, 7-2, 8-4, 9-4, 10-1, 11-1, 12-1, 13-3, 14-1, 15-4, 16-1, 17-1, 18-1, 19-2, 20-1

Тесты по теме «Социальная сфера»

1.  В средневековой Европе существовала пословица: недостоин быть мужчиной тот, кто не является господином своей жены. Она отражает отношения в семье

 1) патриархальной

2) демократической

3) неполной

4) партнёрской

2.  Какой признак отличает семью от других малых групп?

 1) общий быт

2) общие цели

3) наличие норм поведения

4) совместная деятельность

3.  Какой пример иллюстрирует экономическую функцию современной семьи?

 1) На семейном совете было принято решение приобрести новый автомобиль.

2) Отец объяснил маленькому сыну правила поведения в гостях.

3) В выходной день отец с сыном отправились на прогулку в городской парк.

4) Бабушка помогает внуку делать домашние задания по математике и русскому языку.

4. Какой социальный факт иллюстрирует политическую роль гражданина?

 1) Ирина Валерьевна проработала в школе 25 лет.

2) Легкоатлеты завоевали медаль на Олимпийских играх.

3) Юрий Анатольевич голосовал на выборах.

4) Александр Николаевич купил телевизор отечественного производства.

5.  Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся...» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

 1) правовыми обычаями

2) религиозными обрядами

3) нормами закона

4) правилами этикета

6.  Каждое воскресенье Николай и Анна вместе со своими детьми посещают музеи и театры. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

 1) организация досуга

2) ведение домашнего хозяйства

3) первичный социальный контроль

4) продолжение рода

7. Перед тем как отпустить сына на день рождения к товарищу, родители рассказали ему о правилах поведения в гостях. Какую функцию семьи иллюстрирует этот пример?

 1) эмоциональную

2) воспитательную

3) досуговую

4) репродуктивную

8.  Социальная роль, которую способен исполнять и подросток, и взрослый, -

 1) ученик средней школы

2) покупатель в магазине

3) заёмщик в банке

4) водитель автобуса

9. Какая социальная роль характерна как для взрослого, так и для подростка?

 1) избиратель

2) опекун

3) военнослужащий

4) пользователь Интернета

10.  Проявление неуважения сына к отцу иллюстрирует нарушение норм

 1) эстетических

2) моральных

3) правовых

4) корпоративных

11. В среднем в мире в возрастной группе старше 65 лет на 100 женщин приходится 67 мужчин. Этот показатель отражает

 1) половозрастную структуру

2) межпоколенческий кризис

3) изменение статусов

4) долю нетрудоспособного населения

12. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является

 1) патриархальной

2) многодетной

3) неполной

4) малой (нуклеарной)

13. Проведенные в 70-е годы XX века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоев общества. Этот факт отражает неравенство

 1) индивидуальных возможностей

2) личных дарований

3) социального происхождения

4) социальных ролей

14.  Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

 1) политический строй

2) социальную структуру

3) хозяйственный уклад

4) форму государства

15. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества

 1) социально-классовый

2) профессиональный

3) социально-территориальный

4) этнический

16. В середине прошлого века большинство жителей городов в СССР были горожанами в первом или во втором поколении. В этом факте отразились особенности структуры

 1) социально-территориальной

2) социально-классовой

3) профессиональной

4) возрастной

17.  В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп

 1) бюрократия

2) фермеры

3) ученые

4) служащие

18.  В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества

 1) социально-классовую

2) профессиональную

3) социально-территориальную

4) социально-этническую

19.  Типичным представителем среднего слоя советского общества был горожанин в первом или во втором поколении. Этот факт характеризует

 1) социально-территориальный состав

2) половозрастную структуру

3) профессиональную структуру

4) социально-классовый состав

20. В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

 1) социально-классовую структуру

2) государственное устройство

3) сословный строй

4) социально-территориальную структуру

Ответы:1. -1,2. -1,3. -1,4. -3,5. -4,6. -1,7. -2,8. -2,9. -4,10. - 2,11. - 1,

12. -3,13. -3,14. - 2,15. - 3,16. -1,17. -2,18. -3,19. -1,20. -1

Тесты по теме «Политическая сфера»

  1. Что из перечисленного характеризует демократический режим?

 1) верховенство исполнительной власти

2) командно-административные методы управления

3) господство одной общеобязательной идеологии

4) защита прав и свобод граждан

2.  Что является признаком любого государства?

 1) верховенство права

2) выборность высших органов власти

3) суверенитет

4) многопартийность

3.  Способность и возможность отдельного человека или группы общества подчинять своей воле других людей — это

 1) социализация

2) власть

3) политика

4) престиж

4.  Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

 1) либеральным

2) демократическим

3) революционным

4) авторитарным

5. Тоталитарный режим отличает

 1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

6. Что является признаком государства любого типа?

 1) наличие двухпалатного парламента

2) наличие правоохранительных органов

3) всенародное избрание главы государства

4) многопартийность

7.  Совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих частные интересы граждан в различных сферах, называют

 1) гражданским обществом

2) многопартийностью

3) федерацией

4) правовым государством

8.  Одна из задач политической партии в демократическом обществе —

 1) участие в политической борьбе

2) контроль над частной жизнью избирателей

3) определение цен на товары и услуги

4) владение недвижимостью и акциями предприятий

9. Что из перечисленного ниже характеризует любую политическую партию?

 1) наличие региональных отделений

2) выражение интересов общества в целом

3) исключительное право издавать общеобязательные законы

4) притязание на власть, участие во власти

10.  Какой из приведённых терминов обозначает участника политической деятельности?

 1) производитель

2) потребитель

3) исследователь

4) избиратель

11.  Признаком любого государства является

 1) многопартийность

2) разделение властей

3) суверенитет

4) парламентаризм

12. Что понимается под формой правления государства?

 1) организация высших органов власти

2) политический режим

3) распределение власти по территории страны

4) политическая система

13. Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности

 1) возглавлять Законодательное собрание региона

2) работать в правительстве

3) преподавать в вузе

4) быть главой администрации области

14.  Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

 1) Правительство

2) Совет безопасности

3) Федеральное Собрание

4) Общественная палата

15.  В нашей стране подписывает и обнародует законы

 1) глава Правительства

2) Президент

3) Председатель Совета Федерации

4) Генеральный прокурор

16. Отличительным признаком федеративного государства является

 1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного управления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

17. Палатой Федерального Собрания в России является

 1) Совет безопасности

2) Общественная палата

3) Совет Федерации

4) Верховный Суд

18. Что является отличительным признаком демократического режима?

 1) федеративное устройство

2) право на взимание налогов

3) гарантии прав и свобод граждан

4) наличие публичной власти

19.  Что является формой непосредственного народовластия?

 1) выборы

2) многопартийность

3) референдум

4) парламентаризм

20. Отличительным признаком политической партии является

 1) объединение людей с общими интересами

2) создание разветвленной организации

3) право законодательной инициативы

  1. стремление участвовать в осуществлении политической власти

Ответы: 1. - 4,2. -  3, 3. - 2, 4. - 4, 5. - 1, 6. - 2, 7. - 1, 8. -  1, 9. - 4, 10. - 4

11. - 3, 12. - 1, 13. -  3, 14. - 3, 15. - 2, 16. - 4, 17. - 3, 18. - 3, 19. - 3, 20. - 4


Тесты по теме «Человек и его права»

   1. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

 1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

2) обеспечивается силой общественного мнения

3) фиксирует решение суда по конкретному делу

4) отражает представление общества о справедливости

2.  Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, — это

 1) дееспособность

2) правоотношение

3) правовое сознание

4) юридическая ответственность

3.  Правонарушением является

 1) наложение взыскания начальником на подчинённого

2) разглашение государственной тайны

3) коллекционирование старинных монет

4) нарушение слова, данного другу

4.  Право, в отличие от морали,

 1) охраняется силой государства

2) опирается на представления о добре и зле

3) регулирует общественные отношения

4) опирается на общественное мнение

5.  Административным проступком является

 1) безбилетный проезд в автобусе

2) неуплата алиментов

3) отказ вернуть долг соседу

4) опоздание на учёбу

6.  Какие термины относятся к понятию «правонарушение»?

 1) деяние, виновность, общественная опасность

2) высшая юридическая сила, всенародное голосование

3) договор, право собственности, возмещение ущерба

4) правовой обычай, судебный прецедент

7.  Исполнение норм права, в отличие от норм морали, обеспечивается

 1) силой государственного принуждения

2) мнением юристов

3) силой общественного мнения

4) привычками и традициями общества

8.  Бабушка с внуком, гуляя в лесу, нарвали букет цветов, которые занесены в Красную книгу. Нормы какой отрасли права регулируют данную ситуацию?

 1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) трудового права

9.  Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

 1) гражданским проступком

2) преступлением

3) административным проступком

4) дисциплинарным нарушением

10.  Среди приведённых примеров противоправного поведения административным проступком является

 1) ложное телефонное сообщение о готовящемся террористическом акте

2) невыполнение фирмой условий заключённого договора

3) распитие гражданами спиртных напитков в общественных местах

4) дача свидетелем ложных показаний в суде

11.  Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

 1) гражданское право

2) трудовое право

3) семейное право

4) административное право

12. К политическим правам (свободам) человека относится(ятся)

 1) право собственности

2) свобода вероисповедания

3) избирательные права

4) свобода передвижения

13.  Какое право человека относится к экономическим правам?

 1) право на отдых

2) право собственности

3) право на жилище

4) право на жизнь

14. Что является отличительным признаком правового государства?

 1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета

15. К специфическим правам ребенка относится(ятся)

 1) право на жизнь

2) право жить в семье

3) право собственности

4) избирательные права

16.  Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

 1) административное

2) конституционное

3) гражданское

4) уголовное

17. Что является административным проступком?

 1) безбилетный проезд в метро

2) порча чужого имущества

3) кража продуктов из магазина

4) нарушение трудового договора

18.  Право в отличие от морали

 1) является видом социальных норм

2) регулирует поведение людей

3) поддерживается силой государства

4) обращено ко всему обществу

19. Что относится к отличительным признакам правового государства?

 1) наличие суверенитета

2) деятельность правоохранительных органов

3) налогообложение граждан

4) верховенство закона

20.  Что относится к социальным правам человека?

 1) право на труд

2) право на жизнь

3) избирательные права

4) право собственности

Ответы: 1. 1

2. 4, 3. 2, 4. 1, 5. 1, 6. 1, 7. 1, 8. 2, 9. 2, 10.: 3, 11. 3, 12: 3, 13. 2, 14. 2, 15. 2

16. 2, 17. 1, 18. 3

7. Учебно-методические средства обучения

Для учащихся:

  1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
  4. ГИА 2009. Обществознание: Тематические тренировочные задания: 9 класс / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с. – (Государственная итоговая  аттестация (по новой форме): 9 класс).
  5. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой  аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 91, [5] с. - (Федеральный институт педагогических измерений).
  6. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2008.  – 592 с. – (ЕГЭ. Справочники).
  7. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. - 507, [5] с.
  8. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 640 с.
  9. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. – 400 с.
  10. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. – М.: Дрофа, 2008.- 224 с.
  11. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.
  12. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 8 класс». – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2010. – 88 с.
  13. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2010. – 88 с.


Для учителя:

  1. Альбом схем по социологии и политологии. – М.: Московский университет МВД России, Издательство «Щит-М», 2002. – 126 с.
  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен).
  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен).
  5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен).
  6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  7. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен).
  8. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений. Конспект лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 224 с.
  9. Гаджиев, К.С. Политология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Университетская книга, Логос, 2006. – 488 с.: ил.
  10. Козюк, М. Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания, тесты) / Издат-во «Учитель», Волгоград, 1999. - 66 с.
  11. Кравченко, А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – 6-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. – 64 с.
  12. Певцова, Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – 4-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2010. – 136 с.
  13. Политология: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. В.К. Мокшина. – М.: Академический Проект; Культура, 2008. – 607 с. – (Gaudeamus).
  14. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  15. Шкатулла, В.И. и др. Основы правовых знаний: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И. Шкатулла, В В. Надвикова, М.В. Сытинская; Под ред. В.И. Шкатуллы.- 3-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

Авторская программа спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Программа спецкурса включает в себя необходимые структурные элементы и представляет собой полный, логически выдержанный, хорошо структурированный и содержательно отобранный комплекс. Материал рационал...

Рабочая программа курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа спецкурса предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 56 часов. Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным з...

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию...

Рабочая программа объединения платных образовательных услуг по обществознанию в 9 классе "Избранные вопросы обществознания"

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников в св...

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» разработана на основе нормативно-правовых документов:    Федерального закона « Об образо...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....