Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
элективный курс по обществознанию (11 класс) по теме

Соян Азията Ярославовна

рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_obshch-vu.doc142 КБ
Файл titulka.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

"Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

11 класс

35 часов (1 час в неделю)                                                                                                                       Пояснительная записка

        В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  является наиболее востребованным.                                                                                                

        Программа элективного курса «Подготовка к  ЕГЭ по обществознанию» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.                                                                                                

        Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться  к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию  включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени.  В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

         Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 35 часов.

Программа элективного курса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию;

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Цель курса –  целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ;  повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

           Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. 

Задачи курса: 

- повторение курса обществознания;                                                                                    

- формирование умений и навыков  решения тестовых заданий;                                                            - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету;                                                                                                        

- формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

Основное содержание

Требования к уровню подготовки выпускников

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека
  • основные этапы и факторы социализации личности
  • место и роль человека в системе общественных отношений
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
  • основные социальные институты и процессы
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
  • особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Виды

познавательной

деятельности

Кол-во часов

1-2

Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Правила заполнения бланков.

Лекция с элементами беседы

2

Тема 1.  Общество.

4

3-4

Общество - сложная, динамично развивающаяся система.

Лекция с элементами беседы, практическая работа

2

5-6

Ступени развития общества.

Лекция с элементами беседы,   практическая работа

2

Тема 2.  Человек .

4

7-8

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

2

9

Многообразие видов деятельности человека.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

10

Человек в системе социальных связей.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 3. Духовная сфера.

2

11

Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

12

Наука и образование. Мораль. Религия.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 4.  Познание.

3

13

Познание мира.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

14

Многообразие форм человеческого знания.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

15

Решение тестовых заданий части А.

Тренинг

1

Тема 5. Экономическая сфера.

4

16

Экономика: наука и хозяйство.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

17

Экономические системы.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

18

Многообразие рынков.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

19

Рыночные отношения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 6. Социальная сфера.

3

20

Социальная система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

21

Семья и брак как социальные институты.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

22

Социальный конфликт и пути его разрешения.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 7. Политическая сфера.

4

23

Политическая система.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

24

Признаки, функции и формы государства.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

25

Политический плюрализм.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

26

Структура политической власти в РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

Тема 8. Право.

4

27

Право, система права. Источники права.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

28

Права человека. 

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

29

Конституция РФ.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

30

Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.

Лекция с элементами беседы,

практическая работа

1

31-32

Тема 9. Решение заданий различных типов.

тренинг

2

33-34

Тема 10. Решение заданий второй части. Эссе.

тренинг

2

35

Итоговое тестирование.

Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итого:

35

Содержание

Введение (2 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году

        Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2016.

 Кодификатор и спецификация  ЕГЭ по обществознанию – 2016.

Тема 1.  Общество (4 ч.)

        Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные институты.

        Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.

Тема 2.  Человек (4 ч.)

        Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.

        Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.

        Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус человека. Свобода и    ответственность личности.

        

   Тема 3. Духовная сфера общества (2 ч.)

        Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.

        Наука и образование.  Мораль. Религия. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.

        Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.

Тема 4. Познание (3 ч.)

        Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её критерии. Истина  абсолютная  и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.

        Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.

           Решение тестовых заданий части А.

Тема 5. Экономическая сфера общества (4 ч.)

        Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.

        Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.

        Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие рынков.

          Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.  Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции.  Рынок труда и безработица. Инфляция.

                   

Тема 6. Социальная сфера общества (3 ч.)

        Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства.

        Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи.

        Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.

         

Тема 7. Политическая сфера общества (4 ч.)

        Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.

        Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.  Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.

        Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.

        Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.

        

Тема 8. Правовая сфера общества (4 ч.)

        Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

        Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

        Конституция РФ.  Основы конституционного строя Российской Федерации.

Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное самоуправление.

        Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.

        

Тема 9. Решение заданий различных типов (2 ч.)

      Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.

Тема 10. Решение заданий второй части. (2 ч.)

Задания 1-4. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.

Задание 5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).

Задание 6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения).

Задание 7  (Решение познавательных задач).

Задание 8  (Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана).

Эссе. Алгоритм написания эссе по обществознанию. Структура письменного рассуждения. Определение проблемы и позиции автора по высказыванию (цитате). Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции по теме высказывания. Приведение аргументов «за» и «против».

Итоговое тестирование  (1 ч.).    Решение КИМов.

Список литературы

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009.

2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет,  2011.

3.ЕГЭ-2016. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2015.

4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.

     5. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А.    Котова – М.: Астрель, 2015.      

6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.

7. Обществознание. Типовые тестовые задания.   / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова-  – М.: «Экзамен», 2015.

8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения                                                                      

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 9 г. Кызыла

        

Рассмотрено:                                                                                Согласовано:                                                                Утверждаю:    

Председатель ШМО                                                                                                              Директор

___________/ Тулуш А.А./                                                         __________/Тартан-оол Д.В./                                      __________/Салчак Д.О./

«___» __________ 2014 г.                                                          «___» __________2014 г.                                             «___» __________2014 г.

 

                                                                                                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

подготовки к ЕГЭ

по обществознанию

11 класс

35 часов

( 2015 – 2016 уч.г.)

Составитель:

Соян Азията Ярославовна –

Учитель истории и обществознания,

                                                                                                                  г.Кызыл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 8 класса школы VII вида на 2012-2013 учебный год.Рабочая программа для школы VII вида разрабатывается так же, как програм...

Авторская программа спецкурса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"

Программа спецкурса включает в себя необходимые структурные элементы и представляет собой полный, логически выдержанный, хорошо структурированный и содержательно отобранный комплекс. Материал рационал...

Рабочая программа курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»

Программа спецкурса предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 56 часов. Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным з...

Рабочая программа по подготовке к ГИА по обществознанию

Рабочая программа по подготовке к ГИА по обществознанию...

Рабочая программа объединения платных образовательных услуг по обществознанию в 9 классе "Избранные вопросы обществознания"

Данная программа предусматривает расширение и углубление знаний учащихся по обществознанию, развитие их познавательных интересов, целенаправленную предпрофессиональную ориентацию старшеклассников в св...

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности по обществознанию «Подготовка к ОГЭ» разработана на основе нормативно-правовых документов:    Федерального закона « Об образо...

Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....