Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Матирко Вера Валентиновна

Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"

Цель урока: - Познакомить учащихся с принципами избирательного права в демократическом обществе.

                     - Развивать умение логически мыслить, анализировать, моделировать, решать проблемные задачи; способствовать выработке навыков исследовательской работы.

                     - Содействовать формированию активной гражданской позиции.

Основные понятия: Выборы, мажоритарная система, пропорциональная система, абсентеизм.

К конспекту урока представлены Приложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока61.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложения к уроку33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Матирко В.В.,

учитель истории и обществознания

БОУ «Крайчиковская СШ»

Конспект урока по обществознанию в 11 классе

Тема: Выборы в демократическом обществе.

Цель урока: - Познакомить учащихся с принципами

                        избирательного права в демократическом    

                        обществе.

                     - Развивать умение логически мыслить, анализировать,                    

                        моделировать, решать проблемные задачи; способствовать

                        выработке навыков исследовательской работы.

                     - Содействовать формированию активной гражданской позиции.

Основные понятия: Выборы, мажоритарная система,

               пропорциональная система, абсентеизм.

Оборудование: Конституция Р.Ф.

Ход занятия.

     I. Мотивация: рассказывается притча о ценности выбора.

     «Бог создал ДОБРО. Посмотрел на свое создание. Оно понравилось ему оно было таким светлым и большим, чистым и приятным, оно несло покой и умиротворение, оно вселяло надежду и несло любовь. Всемирное вселенское, абсолютное ДОБРО, такое красивое и жизнеутверждающее!

     И Бог подарил ДОБРО людям. Люди приняли дар. Бог был доволен, что наградил сыновей своих счастьем…  

     Прошло время. Бог взглянул на Землю. И увидел он, что нет больше на Земле людей. Ее населяли какие-то другие существа – почти бестелесные, они потеряли многие навыки и знания, присущие прежнем людям. Развитие мира остановилось и даже пошло вспять. Ангелам не надо было заботиться о хлебе насущном. Они не страдали и не любили друг друга. Они даже перестали любить самого Бога!!! Всю их сущность  без остатка заполняло ДОБРО.

     И тогда Бог в гневе освободил людей, не сумевших воспользоваться великим даром, от ДОБРА, и дал им абсолютное ЗЛО!!! То, что стало с людьми, когда они приняли этот дар понять не возможно. Ибо человеческий мозг не в состоянии объять Хаос, а тем более описать его.

     Бог увидел, что и ЗЛО не дало человечеству счастья. И тогда Бог махнул на все рукой, смешал ДОБРО со ЗЛОМ и кинул все это на Землю.

     Прошло время. Бог взглянул на землю. И увидел он, что живут на Земле люди! Крепнет и растет род человеческий. Люди страдают и блаженствуют, любят и ненавидят, преисполняются надеждами и впадают в отчаяние, тоскуют и ликуют.… А самое главное – люди не забыли Бога! Они превозносят его в разных ипостасях по всей Земле! Они молятся ему и несут свои самые сокровенные мысли и желания. Они безмерно благодарны Богу».

     

- Сделайте вывод из данной притчи.

(Возможные ответы:

- Люди благодарны Богу за данную им возможность выбирать.

- Право выбора ценно для людей.

- Это возможность проявить свою самостоятельность и независимость.)

     II. Из истории выборов

     2 марта предстоят выборы президента Р.Ф.. Какова же предыстория такого явления, как выборы. (Сообщение приложение № 1).

 

     III. Что такое выборы.

- Ребята, попытайтесь дать свое определение понятия «выборы» и запишите его в тетрадь.

(Возможные ответы: 

- Это волеизъявление граждан.

- Это способ формирования власти.

- Выражение власти народа.)

Обобщение: Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, способ формирования органов государственной власти, осуществляемого в соответствии с конституцией РФ и федеральными законами.

IV. Основные принципы выборов.

     Во всех демократических государствах выборы проводятся по определенным принципам, которые нельзя менять.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.

(Учащиеся записывают в тетрадь)

     1.Всеобщность выборов. (Работа со статьей 32 Конституции Р.Ф.

                                                 - какое право дает гражданам Конституция?)

                                                 (Участвовать в управлении государством

                                                 непосредственно или через представителей;

                                                 избирать и быть избранным, участвовать

                                                 в референдуме)

                                                - кто может, а кто не может участвовать в

                                                выборах?

                                                (Участвовать в выборах могут все граждане

                                               достигшие 18 лет, психически здоровые и не

                                               содержащиеся в местах лишения свободы)

     2.Принцип равенства.      (Каждый избиратель имеет только один голос)

     

     3.Прямое избирательное право. (Каждый избиратель голосует

                                                             непосредственно за избираемого  

                                                             кандидата.)

     

     4.Тайное голосование.     (Исключается давление на избирателя в момент

                                               голосования)

     5.Альтернативность.        (Возможность выбирать из нескольких

                                                 кандидатов

                                                 - можете ли вы назвать кандидатов на пост

                                                 президента Р.Ф. на предстоящих выборах?)

     6.Демократичность выборов  (Она заключается в том, что выбирает

                                                        народ и что должностные лица избираются

                                                        на определенный срок.

                                                       - согласно статье 81 Конституции Р.Ф. На

                                                      какой срок избирается президент?)

 

     Попробуем убедиться в необходимости указанных принципов. Представьте себе ситуации:

Ситуация 1.

     Избирательное право в государстве имеют только граждане мужского пола – мужчины в возрасте от 30 до 60 лет. Случалось ли такое в прошлом? Возможно ли это в современном обществе?

Ситуация 2.

     Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек и следит за тем, возле фамилии какого кандидата ставится галочка. Какой принцип демократических выборов нарушается? К чему это может привести?

Ситуация 3.

Избирательный закон разрешает одному человеку проголосовать за другого, т. е. сосед может проголосовать за соседа, родственник за родственника. Как такая ситуация отразится на результатах выборов?

Ситуация 4.

     В бюллетени для голосования проставлена только одна фамилия. Какой избирательный принцип нарушен? Где использовалась в прошлом такая система? К каким последствиям может привести такой порядок выборов?

     Возможные ответы учащихся: нарушение принципов всеобщности выборов, когда для участия в выборах установлен имущественный, возрастной образовательный или национальный ценз; нарушение тайны голосования, давление на избирателей; фальсификация результатов выборов, нарушение демократичности; безальтернативные выборы, когда не из кого выбирать.)

ВЫВОД: Выборы не гарантируют демократичности общества. важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права , обязанности и роли участников выборов.

VI. Типы избирательных систем.

Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная, но возможен и третий вариант – смешанная.

Избирательные системы

мажоритарная

пропорциональная

смешанная

(учащиеся заранее подготовили сообщение об избирательных системах.)

- В России до декабря 2006 года существовала смешанная система. По новому закону все депутаты Государственной Думы будут избираться по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей поданных за списки кандидатов от партий.

     В России, для того чтобы пройти в парламент, партиям необходимо  преодолеть 5%-й барьер, а с 2006 года 7%-й. (иными словами, если партия набрала меньше 5 или 7% голосов избирателей, она лишается представительства в Думе).

    VII. Абсентеизм. 

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает для себя конкретную политическую роль. Не все, естественно, хотят сделать политику своей профессией. Однако существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это – выборы.

     Однако не все граждане желают участвовать в выборах. Существует понятие абсентеизм – добровольный отказ от участия в голосование.

Данные по выборам депутатов Государственной Думы федерального собрания РФ.

Год

1995

2003

Число избирателей принявших участие в голосовании

69 614 693

60 712 299

% от общего числа избирателей, внесенных в списки для голосования

64,76%

55,75%

Признание выборов состоявшимися

При принятии участия в голосовании не менее 20% от списочного состава избирателей.

(С 2006 года «порог явки отменен)

Данные по выборам депутатов Госдумы федерального собрания Р.Ф. 2007 года по трем избирательным участкам: Крайчиково, Плахино и Александровка.

Число избирателей

814

Число избирателей, принявших участие в голосование

745

% от общего числа избирателей, внесенных в списки для голосования

89,66 %

     Проблема отказа от участия в выборах является актуальной не только для России, и решают ее по-разному. В Италии, Бельгии, Дании, Австралии, Нидерландах и некоторых других странах выборы обязательны, за неявку на выборы предусмотрена ответственность: либо порицание, либо лишение избирательных прав, либо штраф. Правильно ли это?

- Каким будет ваше мнение о том что «выборы должны быть добровольными» или «выборы должны быть обязательными»?

- Существует ли проблема абсентеизма сейчас? Какие изменения, на ваш взгляд, происходят?

     Наши социологи провели социологический опрос: о явке на выборы. По результатам опроса сделали выводы: (зачитывают. Приложение № 3).

VIII.

Класс делится на две группы

1 группа

2 группа

«Я будущий избиратель»

«Я будущий президент»

Задание

Какими качествами должен обладать государственный деятель?

Какие положения вы включили бы в свою предвыборную программу, если бы баллотировались на должность президента?

Возможные ответы 1 группы:

Профессионализм; информированность; способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс; умение и готовность проявлять инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность; обладание политической интуицией; влияние на политический процесс должно быть реальным, а не мнимым; способность словами и действиями увлекать за собой людей; честность и порядочность.

IX. Итог урока.

     Сегодня на уроке мы познакомились с избирательным законом, принципами избирательного права, узнали, что такое мажоритарная и пропорциональная системы  выборов.

     

     Заполните, пожалуйста, карточки.

1. Что нового узнали на уроке?

2. Чему научились?

3. Предстоят выборы президента. Пойдете ли вы на выборы? Почему?

4. Что, по вашему мнению, мешает россиянам активно участвовать в выборах?

5. Что может изменить отношение к выборам?

 

X. Задание на дом.

     Подберите материал из СМИ о том, как идет предвыборная кампания предстоящих президентских выборов.

     



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

     Система формирования органов власти путем выборов зародилась в эпоху античности: в Афинах выбирали архонтов и стратегов, в Риме – консулов и народных трибунов.

     Голосовали по-разному. В одних случаях поднятием руки, в других – имя человека, за которого голосовали, писали на глиняных черепках и бросали их в специальные урны. В Древней Спарте существовал так называемый «детский способ» голосования, когда избранным считался тот, за кого громче всех кричали. Древни германцы, в пору существования у них военной демократии, избирая вождя, голосовали звоном оружия.

     Но с упадком античной цивилизации в прошлое ушло и народовластие с системой выборов. На смену ему приходит монархическая форма правления, которая со временем перерастает в абсолютную, то есть не ограниченную монархию.

     Но людям свойственно стремление к правде и справедливости. В недрах абсолютизма зарождаются ростки демократии. В XIX веке во многих странах Европы вступают в действие Конституции, которые несколько ограничивают власть монархов. Представительные органы власти формируются путем выборов. Однако избирательные системы еще далеки от совершенства. Избирательное право предоставлялась немногим. Его имели от 7 до 20 % населения в стране. Права избирателя ограничивались имущественным или образовательным цензом. Избирательного права не имели военнослужащие, жители колоний, женщины и другие категории населения. И только в XX веке складываются демократические системы выборов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

МАЖОРИТАРНАЯ СИСТЕМА ВЫБОРОВ

     При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40 % голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либирально-социал-демократическим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов – абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50% + 1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если не один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.  

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

     Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов – представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидат от одной из партий собрал 40% всех голосов, от второй – 20%, от третьей – 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20%, 10%, мест в парламенте.

     Вторая разновидность пропорциональной системы. Избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т.е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, (в России с декабря 2007 г.), она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране.  

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

     По результатам опроса сделали вывод о том, что люди молодые – до 25 лет, имеющие в основном среднее, незаконченное высшее или высшее образование, готовы прийти на выборы. На вопрос: «Знаете ли вы что-нибудь о выборах?»  отвечают: «Да, знают». Большая часть из них собирается идти голосовать, так как считает, что таким образом они определяют свое будущее. Это долг гражданина.

     Однако среди молодых людей есть небольшой процент (3% опрошенных) таких, которые  считают, что от них ничего не зависит, и на выборы не пойдут.

     Люди среднего возраста (имеющие в основном среднее или высшие образование) на вопрос: «Знают ли они что-нибудь о выборах?» отвечают, что знают многое о кандидатах. В своем выборе многие определились. Голосовать пойдут обязательно. Так как их волнует социальная и экономическая ситуация в стране и будущее их детей.

     Люди пожилого возраста, то есть 60-80 лет, имеющие в основном начальное или семилетнее образование, реже высшее, на вопрос: «Знают ли они что-нибудь о выборах?» отвечают, что будут выбирать президента. За ходом предвыборной кампании следят, смотрят программы новостей. На вопрос: «Пойдут ли они на выборы?» отвечают: «Да, пойдут», так как им не безразлично, что будет завтра.

     Общий вывод: Из 30 опрошенных 29 человек пойдут голосовать,

 т.е. 96,67 %. От уровня образования избирателей не зависит уровень их политической сознательности.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

конспект урока обществознания в 7 классе "Подросток в обществе риска"

Учителем представлен конспект урока обществознпния в 7 классе "Подросток в обществе риска". Тип урока: Изучение нового материала. Учитель предлагает информацию об опасностях, которые могут подстерегат...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...

Конспект урока обществознания 8 класс "Социальная структура общества"

Конспект урока обществознания 8 класс "Социальная структура общества"...

Конспект урока обществознания в 11 классе "Гражданское общество и правовое государство".

Разработка урока обществознания в 11 классе по теме: "Гражданское общество и правовое государство", разбирается в разделе "Политическая сфера общества" , как на профильном так и на...