конспект урока обществознания в 7 классе "Подросток в обществе риска"
план-конспект урока (обществознание , 7 класс) по теме

Тукова Елена Николаевна

Учителем представлен конспект урока обществознпния в 7 классе "Подросток в обществе риска". Тип урока: Изучение нового материала. Учитель предлагает информацию об опасностях, которые могут подстерегать подростков в обществе. Учащиеся рассказывают заранее подготовленные доклады о факторах риска. Также представлена видеозапись "Дождь", в результате проходило обсуждение. В конце урока учащимся предлагается сделать общую "Чистую книгу".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель обществознания МБОУ Ближнепесоченской ООШ № 1
Тукова Елена Николаевна

План- конспект урока обществознания в 7 классе по теме:
«Подросток в обществе риска».

Цель: формировать адекватные жизненные ценности и ответственное отношение к своему здоровью.

Задачи:

1) пропагандировать здоровый образ жизни;

2) помочь сформировать активную жизненную позицию;

3) способствовать жизненному самоопределению и социальной адаптации.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация  

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о своем будущем. Каждый человек в какой-то момент задумывается над тем, какой будет его дальнейшая жизнь, какие ценности для него важны, какие перспективы его ожидают, и делает выбор: либо это – здоровье, разум, ощущение радости жизни, либо страдания, боль, бессмысленное существование. К сожалению, жизнь – это не сказка, где добро всегда побеждает зло. Иногда бывает наоборот. И сегодня мы поговорим об этом. Поговорим о том, какие опасности подстерегают подростка в обществе.

На дворе 21 век

Ты – современный человек.

Мир разделен злом и добром –

В общем, жить сейчас сложно в нем,

Много соблазнов вокруг.

И тебе нужно выбрать, друг,

Свой путь – дорогу и в жизни подмогу.

     Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей, строительство ядерных электростанций, техногенные катастрофы, ухудшение экологии, распространение наркомании и преступности подвергают жизнь молодого гражданина опасности буквально на каждом шагу. Однако не только общество служит источником опасностей для подростка, но и его собственное поведение, часто неуправляемое и импульсивное, выступает источником риска для окружающих людей. При этом оказалось, что мальчики и юноши ведут себя более рискованно чаще, чем молодые девушки.

         Таким образом, мы установили две важные закономерности:

1 . Современный подросток встречается с большим числом рисков, чем его предшественники.

2. На детей и подростков выпадает большая доля опасностей, чем на взрослых.

      Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями, отношением к опасностям и риску, объемом знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. При желании список можно продолжить.

     В подростковый период человеку очень важно чувствовать, что рядом – его дом, родители, друзья и знакомые. Если этого нет, то у подростка отсутствует чувство постоянства. У человека оказывается неудовлетворительной одна из базовых потребностей – потребность в безопасности.

Упрямые факты.

     В 17 веке в Европе особенно высоко стала цениться молодость, в 19 – детство, а в 20 – юность.

     Продолжительность жизни людей за последние 100 лет увеличилась почти вдвое. В большинстве стран она уже достигла 75 лет и продолжает расти дальше. Только в России начиная с 1992 года этот показатель снизился на 6 лет и теперь на целое десятилетие отстает от среднемирового.

     По статистическим данным, причиной самоубийств среди подростков в 78% случаев является проблема общения, а в 47% случаев общение именно со сверстниками.

     В период взросления подростки чаще, чем взрослые, оказываются в ситуациях риска. Эти ситуации помогают им определить, способны ли они решать проблемы, с которыми соприкасаются. Подростки могут ошибочно считать свое поведение, особенно если оно напоминает поведение взрослых людей, как лишенное какого бы то ни было риска. Иногда они полагают, что самым простым способом достижения статуса взрослых для них является раннее начало половой жизни, курение, потребление алкоголя и наркотиков. Ученые установили, что все это снижает способность человека принимать обоснованные решения. В результате поведение подростка становится еще более рискованным. В тех случаях, когда в результате раздоров в семье, социальных изменений, гражданских беспорядков или войн нарушены родительские связи или больше того, развалилась система социального обеспечения в государстве, положение подростков становится еще хуже.

          Положение подростка в обществе отличается от положе взрослого. Ребенок не имеет возможности отстаивать свои права, бороться за свои интересы.

Как правило, важные решения, касающиеся его жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Тинейджеры нуждаются в социальной защите или опеке старших. Наряду с безработными, мигрантами, инвалидами, стариками, сиротами, они включены в состав групп, не способных самостоятельно заботиться о себе, создавать условия для полноценной жизни.

 1.    Итак, подростка окружают самые многочисленные и чаще всего неожиданные для него риски. Один из источников риска связан с шумом.
(Учащийся читает доклад «Влияние шума на организм подростка).

 Его источником является как окружающий мир, так и сами подростки, испытыва- ющие патологическую привязанность ко всему гремящему, стучащему, дребезжащему. Рок-музыка важный, но не единственный источник повышенного звука. Образно выражаясь, тинейджеры — самая шумная возрастная группа населения, а современное общество, предоставившее в их распоряжение наисовременнейшую электронику, — самое шумное за всю историю существования человечества. В современном мире шум сопровождает нас с утра до вечера. Шумовой фон — признак городской жизни. Дома — гул пылесоса, соковыжималок, на улице - рев моторов, в магазинах, ресторанах и кафе, обычно звучит музыка, отнюдь не всегда приглушённая. Невозможно представить без музыки современных молодых людей. Миниатюрные плейеры нового поколения, начинённые музыкой в формате мрЗ, можно даже носить на запястье,  как часы. Но задумываемся ли мы над тем, как громкий шум влияет на наше здоровье?

     Человеческое ухо различает звуки, имеющие частоту от 16 герц до 20 тысяч. Частоты этого диапазона вызывают колебаний ушных перепонок, через слуховые нервы сигнал поступает в мозг. Врачи предупреждают, что любой продолжительный шум мощностью более 90 децибел может привести к частичной потере слуха. Существуют исследования, подтверждающие, что шум является причиной преждевременного старения людей. Вопреки всем достижениям медицины и профилактическим мероприятиям количество пациентов, страдающих частичной потерей  слуха, продолжает увеличиваться.

     

 2.    Не менее опасным источником риска являются городские дороги. Ежегодно дети возвращаются после летнего отдыха на дачах и в лагерях не только загоревшими и отдохнувшими, но и отвыкшими от городской жизни вообще и от интенсивного дорожного движения в частности. Внимание их ослаблено — ведь мыслями ребята еще далеко от города и не успели приспособиться к новому ритму жизни. Не случайно, по статистике, именно

эту пору на дорогах города и области происходит наибольшее количество ДТП. Примерно две трети пострадавших — ученики средних и старших классов.

     Младшие школьники, которых провожают бабушки и дедушки, более послушны. А вот 10—15-летние подростки считают себя слишком взрослыми, чтобы обращать внимание на светофоры или дорожную разметку. Модные сейчас скейтборды и роликовые коньки также не улучшают ситуацию на дорогах. По данным исследований, именно тинейджеры представляют самый большой риск на дорогах.

  3.   В разных странах дети подвергаются разным опасностям, от которых их необходимо защищать: в благополучной Америке — это отрицательные последствия телепросмотров (за последние 20 лет более тысячи серьезных исследований, проведенных в США, продемонстрировали, что дети склонны копировать в жизни те жестокие действия, которые видят на экране).

     В Западной Европе озабочены слишком ранним сексуальным развитием детей. В Японии опасность видят в разрушении традиционных методов воспитания и все более широком проникновении западных привычек и форм поведения.

Грустные факты. (Учащийся читает доклад)

По данным специалистов Института социологии РАН, ни разу не пробовали курить 45% опрошенных (в старших классах — 21%), курили много раз 40% (в старших классах — 63%). С пивом знакомо большее число респондентов, чем с табаком: лишь около трети ни разу его не пробовали. Период приобщения к пиву совпадает с периодом приобщения к курению: с 4-го по 9-й класс включительно. Это совпадение объясняется примерно равной доступностью того и другого для школьников.

Несколько иной характер имеет динамика приобщения подростков к вину. В среднем здесь распределение то же самое: ни разу не пробовали 45%, много раз — 44%. Однако анализ зависимости от возраста показывает, что в 6—7-х классах ни разу не пробовали вина 81% респондентов, в старших же – лишь 11 %. Основной период приобщения к вину имеет более узкие границы: 59% опрошенных впервые попробовали его в 8-9-х классах, связано это, возможно,  с тем, что вино значительно дороже пива. Многие не имея возможности купить его украдкой, в 14-15 лет пробуют вино во время семейных застолий, с ведома родителей. Еще резче ответы меняются, когда речь заходит о водке. Абсолютное большинство опрошенных (70%) не пробовали ее ни разу (в старших классах – 46%). Около половины опрошенных впервые попробовали водку в 8-9-х классах, еще треть – в 10-11-х классах, т.е. значительно позже, чем другие спиртные напитки и табак.

4.     Не меньший риск для жизни подростка представляют наркотики. В конвенции о правах ребенка ООН особо стоит защита маленького  человека от наркомании — страшной беды, которая шагнула с нами в ХХI век.

     Статистика неумолима. За 4 года в России в б раз увеличилось число подростков 15—17 лет, которым был поставлен диагноз:

наркомания. Самое страшное, что приобщаться к дурному зелью начинают все раньше и раньше. Сегодня можно встретить 12—13- летних наркоманов со стажем, особенно среди беспризорников.
(Учащийся читает доклад «Влияние наркотиков на организм подростка).

     Если ты еще мал ростом, то первые трудности будут приниматься особенно остро. Кто-то делает первый укол или выкуривает первую сигарету, таким образом пытаясь решить проблемы не прилагая усилий — легким способом. А получают еще одну — несовместимую с нормальной жизнью. Ведь вслед за психологической зависимостью неизбежно наступает физическая. А это значит, что боль выкручивает суставы и рано или поздно заставит принять новую дозу.

Видеозапись «Дождь»

(Обсуждение)

Учитель. Взываю к разуму всех здравомыслящих людей планеты. Если вы не задумаетесь, то погубите и себя, и других.

Люди радуются жизни. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить, но меньше всего берегут.

Пока не поздно – остановитесь!

И вредным привычкам скажите – нет.

Вы лучше спортом все займитесь

И радостью жизни насладитесь!

Здоровый образ жизни, друзья мои, ведите,

Здоровье драгоценное свое вы берегите!

Здоровье – это клад!

Коль сохранишь его, то будешь ты богат.

Акция «Чистая книга»

Я призываю вас сейчас сделать свой выбор. Выбор образа жизни, выбор своего будущего, своей судьбы. Если вы уже приняли решение, - напишите об этом в нашей «Чистой книге». Возможно, ваши слова, ваши призывы оставят тех, кто пока сомневается, и тех, кто ходит по краю пропасти. Сейчас у вас есть шанс начать жизнь с чистого листа или с «Чистой книги».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания в 10 классе по теме Гражданское общество и правовое государство

Конспект урока обществознания ( базовый уровень, Боголюбов) в 10 классе. Тема: Гражданское общество и правовое государство. С использованием интерактивной доски....

Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"

Конспект урока обществознания в 11 классе "Выборы в демократическом обществе"Цель урока: - Познакомить учащихся с принципами избирательного права в демократическом обществе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА обществознание в 10 классе «Роль экономики в жизни общества»

Урок-исследовательская работа. Учащиеся, работая в группах исследуют взаимосвязь экономики с другими сферами жизнедеятельности. Результаты своей работы представляют графически и создают общий кластер ...

Конспект урока обществознание 6 класс Тема «Человек. Общество. Природа»

Тема «Человек. Общество. Природа»Цели:1. Объяснить значение понятий: «природа», «экологический кризис», «экология», «охрана природы», ...