Рабочая программа по обществознанию 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса:
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | ||
По плану | факт | |||||||||
Раздел 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (12 часов) | ||||||||||
1 | 1.1Вводное занятие Политика и ее роль в жизни общества | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная беседа | Опрос Таблица |
политическая деятельность Понятия: политика, политические партии, общественные движения, политический деятель | ||||
2 | 1.2 Власть | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Рассказ Индивидуальные задания |
власть и ее виды Власть, оппозиция, иерархия, авторитет, разделение властей, сила, формы влияния одних лиц на других | §1 | |||
3 4 | 1.3 Государство 1.4Функции государства | 2 | Урок формирования знаний | Коллективная Рассказ | Развернутый ответ |
теории происхождения государств Политическая система, государство, суверенитет, функции государства, основные признаки государства | §2 | |||
5 | 1.5Национально-государственное устройство | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Групповая самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Объединение и отделение наций, сепаратизм, централизованное государство, национальное государство | §3 | |||
6 7 | 1.6Формы правления 1.7Основные признаки демократии | 2 | Комбинированный урок | Фронтальная Самостоятельная | Презентация групп новой работы |
недемократические режимы Форма правления и ее виды, Монархия, аристократия, демократия, олигархия, охлократия, импичмент Политические режимы и их типы, авторитаризм, парламентский режим, диктатура | §4 | |||
8 | 1.8Политические режимы | 1 | Урок совершенствования знаний | Коллективная Беседа | Презентация групп новой работы |
| §5 | |||
9 | 1.9Гражданское общество и правовое государство | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Коллективная Беседа | Опрос |
правовое государство и его основные признаки Гражданское общество, правовое государство и его признаки, гражданство, тоталитаризм | §6 | |||
10 | 1.10Голосование, выборы, референдум | 1 | Комбинированный урок | Самостоятельная Индивидуальн | Таблица Тест Защита проектов |
референдум в общественной жизни Основные формы участия граждан в политической жизни, сущность активного и пассивного избирательного права | §7 | |||
11 | 1.11Политические партии | 1 | Комбинированный урок | Индивидуальная Самостоятельная | Опрос |
основные подходы к классификации партий Партия, многопартийность, политическая программа, классификация партий | §8 | |||
12 | 1.12Контрольно-обобщающее занятие по теме | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Индивидуальная | Таблица Тест Защита проектов | Закрепить полученный уровень умений и навыков Практическое занятие с разными формами работы Систематизация знаний по теме «Политическая сфера» | Повторить | |||
13 14 | 1.13Право, его роль в жизни общества и государства 1.14Правовая норма | 2 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениями по теме «Роль права» |
система права Право, источник права, правовые нормы, отрасли права, система права, юридическая ответственность, правосознание, правовая культура; понятие прав, свобод и обязанностей | §9 | |||
15 16 | 1.15Власть. 1.16Власть и закон | 2 | Урок формирования знаний | Фронтальная Лекция | Обмен мнениям по теме «Власть и закон» |
| §10 | |||
17 | 1.17Конституция – основной закон государства | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос |
органы государственной власти РФ Структура и особенности Основного закона страны, правоохранительные органы, судебная система, функции органов гос. власти | §11 | |||
18 | 1.18Право и имущественные отношения | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
защита имущественных прав Особенности гражданского законодательства РФ, формы собственности Иск, правоспособность, дееспособность, сделка, договор, гражданские правоотношения | § 12 | |||
19 | 1.19Потребитель и его права | 1 | Урок совершенствования знаний умений и навыков | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
защита прав потребителя Правовой статус потребителя, потребитель, изготовитель, услуги, закон о защите прав потребителя | §13 | |||
20 | 1.20Труд и право | 1 | Комбинированный урок | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
трудоустройство несовершеннолетних Особенности трудовых правоотношений, Трудовое право, трудовой договор (контракт), сверхурочная работа | §14 | |||
21 | 1.21Право, семья, ребенок. | 1 | Урок формирования знаний | Групповая самостоятельная | Опрос |
права ребенка и их защита Основные права детей в нашей стране, семейное право, супруги, их права и обязанности, особенности правового статуса несовершеннолетних Брак, семья, брачный контракт, Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка | §15 | |||
22 23 | 1.22Преступление 1.23 Признаки и виды преступлений | 2 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос |
| §16 повторить | |||
24 | 1.24Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная Беседа | Опрос | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить | |||
ДУХОВНАЯ СФЕРА (10 часов). | ||||||||||
25 | 2.1Что такое культура? | 1 | Урок формирования знаний | Индивидуальная Самостоятельная | Таблица Словарный диктант |
Культурное наследие и проблема отношения к нему в современном обществе Материальная и духовная культура, артефакты, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии, элементы культуры | §17 | |||
26 | 2.2Культурные нормы | 1 | Урок формирования знаний | Самостоятельная индивидуальная | Презентация групп новой работы |
Санкции в обществе Обычаи, традиции, обряды, ритуалы, церемонии, мода, мораль, привычка | §18 | |||
27 28 | 2.3Формы культуры 2.4Анализ форм культуры | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний | Коллективная Лекция | Опрос Таблица Тест Защита проектов |
Контркультура Основные формы культуры: элитарная, массовая, народная; субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура | §19 | |||
29 | 2.5Религия | 1 | Комбинированный урок | Групповая самостоятельная | Опрос |
Мировые религии Религия, верования, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ, символ, мировые религии | §20 | |||
30 | 2.6 Искусство | 1 | Урок формирования знаний | Урок-лекция | Опрос | Анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми оно обладает Искусство в жизни общества
Произведение искусства Искусство и его виды, функции художественной культуры | §21 | |||
31 | 2.7Образование | 1 | Комбинированный урок | Лекция Самостоятельная | Развернутый ответ | Разъяснять эволюцию системы образования, особенности правового статуса ученика современной школы Система образования РФ,РТ, школа, Устав школы, юридический статус ребенка
Образование в современной России | §22 | |||
32 | 2.8Наука | 1 | Урок формирования знаний | Коллективная Лекция | Таблица Словарный диктант |
Учреждения науки: институты, университеты, академии Академия, университет, НИИ, наука и ее функции в обществе | §23 | |||
33 | 2.9Контрольно-обобщающий урок | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная | Опрос Тест Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы | Повторить изученный курс | |||
34 | 2.10Итоговое повторение | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Самостоятельная | Опрос Тест Защита проектов | Закрепить умения и навыки Систематизация знаний по изученным проблемам Практическое занятие с разными формами работы |
Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальнойдейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Политическая сфера (14 час)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Право (12 час)
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция.Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей. Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей. Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Сфера духовной культуры (8 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации.Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...