9 класс.Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
консультация по обществознанию (9 класс) по теме

Волкова Алевтина Иннокетьевна

Тема №2.Человек

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема №2.

Человек

План

1.Человек – биосоциальное существо

2.  Отличие человека от  животных

3. Потребности человека

4.Характеристика человека

5.Индивидуально-психологические особенности личности

6.Деятельность

7.Элементы психики

8.Человек и человечность

9.Человек и культура (духовная жизнь)

10.Человек познаёт мир

11. «Образ Я»

12.Типы мировоззрения

13.Смысл жизни

14.Поведение человека

15. Межличностные отношения

16.Формы межличностных отношений

17.Культура общения

18.Межличностный конфликт

1.Человек – биосоциальное существо

Человек - биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле.

  • Биологическая сущность человека проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

  • Социальная сущность человека –формируется лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

     Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе.

Человек - биосоциальное существо.

Наследственность – получение от предыдущих поколений определённых биологических признаков свойств.

Предыдущие поколения передают своим потомкам черты, которые отличают их как от представителей других классов, так и от представителей своего класса.

Наследственность животного проявляется в его инстинктах.

Инстинкт - определенные действия (поведение), уже имеющиеся при рождении.

Бытие человека – существование человека во всём многообразии его проявлений.

Бытие- всё то, что  отличает  человека от животных.

2. Отличие человека от  животных

Человек        

Животное

Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ.

Осуществляет  сознательную целенаправленную творческую деятельность, обладает творческими способностями(талант, гениальность), обладает эмоциями, чувствами( совесть, доброта).

Обладает высокоразвитым мозгом, человек быстро развивается, имеет хорошую обучаемость, речь, мышление

Используют только естественные орудия

Поведение подчинено инстинктам

Не обладают высокоразвитым   мозгом и не умеют говорить

3. Потребности человека (желания)

  • Первичные – обеспечивают жизнь человека        

  • Вторичные - возникают в обществе (приобретённые)

Физиологические (физические) -жажда, голод, сон, дыхание и т.д.

Социальные - в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании;

Духовные (знания, творческая деятельность, создание прекрасного

Материальные – нужда в вещах

Потребности животного

Первичные – обеспечивают жизнь животного

Физиологические (физические) -жажда, голод, сон, дыхание и т.д.

Материальные –обеспечивают потребность в жилище(нора, плотина)

Нет вторичных

Потребности

Отличие потребностей человека и животного

Человек

Животное

Инстинкты

Сознание (не только ест, а ест определённым образом приготовленную и сервированную пищу)

Подлинные потребности(способствуют развитию)

Разумные потребности – понимание того, что возможность   удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены имеющимися  природными ресурсами.

+ Ложные потребности (мнимые) –курение, алкоголь, наркотики (ведут к деградации)

Подлинные  потребности

(способствуют развитию)

Инстинкты. Только ест.

Нет сознания

Нет ложных потребностей

        4.Характеристика человека

Характеристика человека

1.Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми.

Качества личности

  • Сознание (способность воспроизводить действительность в идеальных образах) и самосознание(самоузнавание + «образ Я» +самооценка).
  • Способность взаимодействовать с другими людьми.
  • Личное достоинство.
  • Наличие убеждения и принципов.
  • Способность нести ответственность.
  • Самоопределение.
  • Свобода («осознанная необходимость).
  • Духовный мир личности.
  • Духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении.
  • Знание о природе, обществе и человеке.
  • Убеждённость и вера в истинность своих убеждений.
  • Способность к тем или иным видам деятельности.
  • Чувства и эмоции.
  • Цели.
  • Ценности.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир и своё место в нём.

2.Индивид –отдельно взятый представитель всего человеческого рода.

3.Индивидуальность - неповторимость, уникальность человека.

Некоторые черты индивидуальности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями(внешний вид, черты характера).

4.Гражданин – правовая связь человека с государством

                 5.Индивидуально-психологические особенности личности

Задатки и способности

  • Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы.
  • Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определённого рода деятельностью. Способности бывают ординарные (обычные) и неординарные (необычные).                                                            
  • Одарённость – сочетание различных развитых способностей.
  • Талант- выдающиеся способности.
  • Гениальность - высший уровень развития  способностей и талантов.

Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

6.Деятельность

Деятельность - самореализация личности, т.е. воплощение в действительность  планов, жизненных целей.

Основные виды деятельности

  • Игра - имитация действительности.
  • Учение-приобретение знаний и способов действий.
  • Труд-достижение практического результата. Трудовая деятельность может быть различной (производственной государственной, политической, военной, интеллектуальной, художественной).
  • Творчество - высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее.
  • Общение

Механизмы творческой деятельности

Воображение – создание нового образа на основе прошлого опыта.

Фантазия—воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью.

Интуиция-знание,  условия  получения  которого не осознаются.

В деятельности происходит самореализация личности, т.е. воплощение в действительности  планов, жизненных целей.

Элементы деятельности

Субъект--------- Объект

Потребности ---------------------Цель-------Средства ------------Результат

Субъект(человек)   - тот, кто производит действие      

Объект  -то, на что направлено действие  

Потребности –нужда в чём-либо.

Ставится цель(мотивация), выбираются средства и получаем результат.

В достижении цели большую роль играет характер и воля.

Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами.

Характер - отличительная черта, признак.

Характер формируется под влиянием 3 условий:

1.Наследственность(прирождённые свойства человека);

2.Общественная среда(окружение, воздействие других людей);

3.Самовоспитание.

Существует в науке и такое определение характера – это окончательно сформировавшаяся воля.

Воля - это напряжение сил при встрече с препятствием. Не следует волю путать с упрямством. Воля- это умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнить его. Воля – это элемент психики.

7.Элементы психики

Привычки - приобретённые человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.

Мотивы - осмысленные побудители действий.

Темперамент-тип психического склада человека(характер).

Воля - это напряжение сил при встрече с препятствием. Не следует волю путать с упрямством. Воля- это умение целенаправленно и разумно найти полезное для себя и других дело, стремление выполнить его. Воля – это элемент психики.

 Разум – способность рассуждать, мыслить.

8.Человек и человечность

Человечность-это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизм (благожелательность, самопожертвование, скромность, честность, искренность).

Человечность связана с моралью.

Мораль - правила поведения человека среди людей.

Этика – наука о морали, принятой в обществе.

9.Человек и культура (духовная жизнь)

Культура-совокупность духовного и материального, созданного человеком в процессе труда.

Внутренняя культура - внутренний, духовный мир человека.

Внешняя культура – создание руками человека материальных ценностей.

Приобщение к культуре

Трудный путь приобщения к культурным ценностям – путь изучения, постижения.

Простой путь – присвоение культурных ценностей.          

10.Человек познаёт мир

  • Часть сведений о мире человек получает посредством органов чувств. Наши органы чувств(зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) не дают нам полную информацию о мире. Тем не менее тот их объём, который мы получаем –важный канал информации. Мозг эту информацию воспринимает, перерабатывает, запоминает. Из множества ощущений рождается восприятие.
  • Восприятие –целостный образ мира или его части.
  • Важную роль в познании мира играет язык, речь. С их помощью человек называет окружающие предметы, описывает их свойства и признаки. На основе этих описаний он определяет, что общего у этих предметов и составляет обобщённые понятия, а также устанавливает, в чём их отличия.
  • С помощью суждение и умозаключений человек формулирует вопросы, выводы, теории. Всё это – ради познания истины.

Истина - знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно.

Общеизвестные истины - приходят к нам с народной мудростью, не требуют проверки.

Очевидные истины – те, которые проверяются практикой ежедневно - опираются на опыт и не требуют для доказательств сложных аргументов.

Неочевидные истины- те, которые постигаются знаниями, достижениями науки.

Проникновение вглубь тайн природы – процесс бесконечный, как и сам мир.

11. «Образ Я»

Это отношение к самому себе, которое возникает из многих компонентов.

  • Внешность
  • Внутренние качества и свойства (умный, честолюбивый, романтичный)

Как человек узнаёт о себе?

  • От других людей
  • Самооценка –это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места  среди людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими.

Уровень самооценки

  • Ложная(завышенная самооценка, заниженная самооценка)
  • Правильная самооценка

12.Типы мировоззрения

Обыденное (житейское) - опирается на личный опыт человека и редко использует опыт других людей.

Религиозное – возникает под влиянием религиозных учений.

Научное –опирается на достижения науки, тесно связано с общественной практикой людей.

Гуманистическое – высшей ценностью ставит права и свободы человека.

13.Смысл жизни

Под смыслом жизни понимают убеждения, что жизнь достойна того, чтобы её прожить. Это самый глубокий и главный мотив человеческого существования.

Сознание - это отношение  человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, мечтает.

Сознание дает возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

14.Поведение человека

  • Нормальное поведение соответствует принятым нормам и правилам.

Отклоняющееся поведение – это поведение несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества.

  • Негативное отклоняющееся поведение: нанесение ущерба людям (правонарушения, преступления, алкоголизм, наркомания)
  • Позитивное отклоняющееся поведение: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей  т.п.).

Причины негативного отклоняющегося поведения

  • Врождённая предрасположенность.
  • Неблагоприятная окружающая среда.
  • Политические, экономические кризисы.
  • Конфликт между господствующей культурой и субкультурой.

15. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1.Особенности межличностных отношений.

 Слово «отношения» имеет много значений в русском языке. Однако в науке понятие «отношение»  - обозначает особенную связь человека с окружающим миром. Эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Взаимосвязи отдельных людей – это связи друг с другом,  между двумя  и  многими людьми.

В процессе взаимосвязи отдельных людей  формируются   межличностных отношения.

Межличностные отношения - могут быть деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными.

Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимопонимание, взаимовосприятие.

При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определённых чувств — эмоциональных переживаний.

 Всю гамму чувств, составляющих основу межличностных отношений, можно свести в две большие группы:

1.Чувства, сближающие людей, объединяющие их, рождающие готовность к совместным усилиям и совместным действиям (попробуйте привести примеры таких чувств);

2.Чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемая, по отношению к ней не возникает желания к сотрудничеству (а такие чувства вам известны?).

Межличностные отношения бывают

1.Деловые отношения по-другому могут называться официальными (от лат. officialis — должностной).

Эти отношения связаны с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных администрацией, а также каким-либо официальным лицом.

Пример

Отношения между руководителем и подчиненным, между учителем и учеником во время урока.

 Но бывают отношения деловые, не ограниченные формальными правилами.

Отношения учителя и ученика вне урока могут быть вполне равными, доверительными, а не формально определенными.

2.Личные отношения складываются на основе частных взаимоотношений.

Они не ограничены установленными формальными правилами.

16.Формы межличностных отношений

 1.Знакомства.

При этом отношения знакомства могут быть как деловыми, так и личными: знать человека можно по делам, по личной привязанности, по личным отношениям.

Знакомства принято подразделять на уровни.

Первый уровень — «знаю в лицо, узнаю» (самый широкий круг других людей);

Второй уровень— «приветствую» (только при взаимном узнавании);

Третий уровень— «приветствую и разговариваю на общие темы».

При таком знакомстве личностные чувства не играют существенной роли. По отношению к знакомым личные отношения проявляются крайне редко. Вы можете относиться к какому-либо человеку так или иначе, считать его своим знакомым, но не относить его к числу приятелей. Отсутствие такого уровня межличностных отношений осознается человеком достаточно остро в чужом городе или стране.

2.Приятельские отношения.

Приятельские отношения возникают с кем-то из круга знакомых при условии привлекательности одного человека для другого (взаимной привлекательности). Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия-неприятия. Здесь основным условием возникновения межличностных отношений является взаимная тяга, симпатия, стремление к контакту, к общению.

3.Товарищество. Эти отношения основываются на деловых связях, участников таких отношений объединяет общая цель, средства и результаты общей деятельности.

4.Дружба. Более высокий уровень отношений характеризуется словом «дружба», этим отношениям будет посвящен отдельный урок.

Симпатии и антипатии.

Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Наиболее часто чувства выражают симпатию, т. е. внутреннее расположение, привлекательность, и противоположное ему — антипатию.

17.Культура общения(этикет).

 Для человека важно полноценное настоящее общение. А оно, в свою очередь, зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается.

Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Культура общения -  умение сообщить людям  определённые сведения.

Здесь важно обладать не только культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям.

Главные черты культуры общения:

  •  уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек — высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо.
  • уступчивость.
  • человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
  • внимание.

18.Межличностный конфликт

Общение — сложное искусство. Там, где не хватает культуры общения, могут возникать конфликты.

Конфликт- столкновение взглядов.

Источником конфликтов нередко является несовпадение мнения других о вас и вашего, о себе.

Фазы конфликта

I. Определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной.

II. Выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации. Осознавая ситуацию как конфликтную, участники общения

III. Выбор способов действия, если выбрана стратегия «переговоров» или стратегия «борьбы» для получения максимума желаемого.

Способы выхода из конфликта

  • Первый вариант — уход от конфликтной ситуации.

Один из друзей не мог пойти гулять в тот момент, когда его приглашал другой. Друг обиделся и повесил трубку (разговор шел по телефону). Эта ситуация сама по себе еще не является конфликтной, таковой ее воспринял один из участников общения. Следовательно, на этой фазе конфликт может возникнуть, но может и не возникнуть, его можно избежать, если в самом начале не идти на конфликт.

В нашем случае один из друзей прекратил общение, повесив трубку. В результате конфликт снимается за счет распада дружеской пары. Если говорить о стратегии поведения, видимо, это не лучшая стратегия. Она оправдывает себя лишь в крайних случаях.

  • Второй вариант — отношения «переговоров» или «торга», в результате каждая сторона может получить если не все, к чему стремится, то хотя бы какую-то часть, которая может ее удовлетворить (выйду гулять, когда сделаю уроки).
  • Третий вариант — отношения «борьбы», или собственно конфликтные, связанные со стремлением каждого участника непременно получить максимум желаемого без каких-либо уступок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по обществознанию для 9 класса. подготовка к ГИА

Задания  по обществознанию , подготовка к ГИА, задания части А, части В, Части С....

Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".

Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...

Презентация по обществознанию 9 класс подготовка к ОГЭ

Презентация по обществознанию 9 класс. Подготовка к ОГЭ...

Презентация по обществознанию, 9 класс подготовка к ОГЭ

Презентация по обществознанию, подготовка к ОГЭ - 9 класс...

Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)

      В настоящее время  актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ.  Экзамен  по обществознанию в форме ЕГЭ  являет...

Презентация по обществознанию тема : "Деятельность" для повторения в 10-11 классе (подготовка к ГИА)

Данная презентация  предназначена для подготовки (повторительно-обобщающий урок 10-11 класс) к итоговой аттестации по обществознанию...

9 класс.Подготовка к ОГЭ по обществознанию.

Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию....