9 класс.Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
консультация по обществознанию (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема №3
Культура
План
1.Культура (узкое и широкое понимание)
2.Материальная и духовная культура
3.Формы культуры
4.Современная отечественная культура
5.Специфика искусства
6.Наука
7.Образование
8.Религия
9.Специфика морали
10.Общественная психология и идеология
1.Культура (узкое и широкое понимание)
Духовная сфера- наука, нравственность, религия, философия, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации и соответствующая деятельность людей.
Культура – возделывание, обрабатывание почвы.
Узкое понимание | Широкое понимание |
Духовная жизнь. Все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты («вторая природа») | Характеристики определённых исторических эпох (Культура Эпохи Возрождения). Характеристики определённых видов деятельности (материальная культура) |
2.Материальная и духовная культура
Материальная культура-совокупность физических объектов, созданных человеческими руками. Результат – вещи (артефакты).
Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д. Результат - символы.
3.Формы культуры
Народная
Элитарная
Массовая
1.Народная культура (фольклор)
Создаётся неизвестными творцами, которые не имеют специальной подготовки
В ней отражается менталитет народа.
Примеры
Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
2.Элитарная
Создаётся профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя.
Примеры: А.Тарковский «Сталкер», К. Малевич «Чёрный квадрат» и др.
3.Массовая культура
Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство.
Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
Главной целью является получение коммерческой выгоды.
Примеры: исполнение песен поп культуры
Разновидности массовой культуры
Молодёжная субкультура – создана молодыми людьми для себя.
Субкультура-часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе.
Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.
4.Современная отечественная культура
Что влияет на её формирование?
- Внутренние изменения
- Исторические факторы
- Западная массовая культура
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции | Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя →культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции |
5.Специфика искусства - высший уровень мастерства. Искусство отражает мир с помощью художественных образов истину, добро, красоту.
Специфика познания посредством искусства
- Отражение мира с помощью художественных образов
- Наглядный характер
- Субъективное восприятие действительности
Виды искусства: архитектура, живопись, скульптура, литература, декоративно-прикладное искусство, театр, цирк, балет, кино, эстрада.
Современное искусство:
- Постмодернизм
Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
Одна из главных форм – коллаж.
6.Наука
Специфика науки
Наука-система знаний о мире и его законах
Основные элементы:
1. Особая система знаний о природе, обществе, человеке
2.Особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
3.Система специальных организаций и учреждений
Социальные функции науки
Познавательная
Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нём человека)
Прогностическая (помогает предвидеть последствия)
Моральные (этические) нормы современного учёного
- Общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
- Касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путём собственной жизни)
- Касающиеся социальной ответственности за свои открытия
Особенности современной науки
- Постоянно увеличивается объём научной информации (удваивается через каждые 5-10 лет)
- Охватывается всё больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
- Растёт количество учёных (в начале ХХ века -100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
- Наука превратилась в особую профессию
Научное знание
- Естественные науки (природа)
(математика, физика, химия, биология, география)
- Общественные (человек) (правоведение, социология, экономика, философия, история, политология, этика, эстетика)
- Точные науки (математика)
7.Образование
Образование-это целенаправленная деятельность людей по получению знаний и навыков.
Функции образования
- Приобщение человека к достижениям человечества
- Передача и сохранение культурного наследия и накопление опыта
- Подготовка человека к самостоятельной деятельности
- Развитие творческих способностей личности
- Воспитание и социализация личности
Основные направления развития современного образования
- Демократизация
- Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
- Гуманизация (усиление внимания к личности)
- Фундаментальность (выявление и изучение главного)
- Компьютеризация
- Интеграция (интернационализация)
Принципы государственной политики в области образования.
- Общедоступность образования – это право на образование.
- Бесплатность образования.
- Государственная поддержка и помощь учащимся, проявившим выдающиеся способности (специальные государственные стипендии).
- Приоритетность образования -это означает, что решение задач, связанных с развитием образования, выдвигается на первый план среди проблем, стоящих перед страной.
- Гуманизация образования - это поворот образования к потребностям, интересам и склонностям личности.
В законе «Об образовании» так формулируется один и из принципов государственной политики в области образования:
«Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного paзвития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Этапы получения образования
- Дошкольное образование.
- Школьное образование.
- Профессиональное образование
- Дошкольное образование.
Проходит в семье, его осуществляют мать, отец и другие члены семьи. Именно они дают первые знания о добре и зле, об обязанностях и правах, обучают началам грамоты, но помогают детям сделать первые шаги в приобщении к ценностям жизни и культуры. Родители или заменяющие их лица ответственны за движение ребенка по пути образования, за подготовку его к школе, за успех обучения в ней. Осознание ответственности за будущее ребенка — один из признаков гражданской зрелости.
- Школьное образование.
- Начальное(1-4 классы);
- Общее основное образование (9 классов)
- Среднее(полное) общее образование(1-11 классы).
Задача этих этапов образования — формирование общей культуры личности, ее подготовка к жизни в обществе, к сознательному выбору профессии.
Общеобразовательные заведения различных типов
- Гимназии,
- Лицеи,
- Колледжи,
- Частные учебные заведения.
Это один из признаков гуманизации современного образования.
Каждое учебное заведение может, при соблюдении определенного уровня образования, вести занятия по собственным программам и учебникам, вводить по своему усмотрению новые предметы, в том числе факультативные, отвечающие запросам учащихся.
С 2001 г. в некоторых школах проводится эксперимент, суть которого — профилированное обучение в старших классах (гуманитарное, физико-математическое и т. п.). Занятия в таких классах полнее учитывают интересы, индивидуальные склонности учащихся, развивают их способности к определенному виду деятельности.
Согласно российскому закону об образовании, обязательным является как овладение основным общим образованием, так и отчет учащегося об успешности своего обучения: чаще всего это экзамены, которыми и завершается основное общее образование. Тем, кто успешно их сдал, выдается соответствующий документ.
- Профессиональное образование
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня, подготовку квалифицированных специалистов.
Программы профессионального образования
- Начальное профессиональное образование(предпрофильное).
- Среднее профессиональное образование.
- Высшее профессиональное образование.
- Послевузовское профессиональное образование.
Профессиональная подготовка сегодня — это путь в будущее, когда необходимость в избранной специальности станет еще более настоятельной, чем сегодня.
Профессиональные образовательные учреждения
- Школа(начальное) в творческих профессиях (музыкальная школа, художественная школа).
- Училище(начальное, среднее в творческих профессиях). После окончания основной школы вы можете поступить в училище, где ведется подготовку квалифицированных работников по разным специальностям.
- Техникум (колледж). Среднее профессиональное образование.
- Высшее образование - институт, университет.
Пути получения образования
- Очное обучение. Обычный путь человека, приобретающего основное общее образование,— это учеба в школе.
- Заочное образования, основанное на самостоятельной работе над учебными предметами.
- Экстернат - сдача экстерном экзаменов за курс средней общеобразовательной школы.
- Самообразование – самостоятельное получение знаний. Для того, чтобы не отстать, чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляют его гражданские обязанности, социальное положение, производственная деятельность. Наиболее распространенная форма самообразования — изучение литературы, слушание лекций.
- Дистанционное обучение – обучение на расстоянии.
8.Религия
Религия-совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
Главный признак религии – вера в сверхъестественное.
Элементы религии
- Религиозное представление (мифы, легенды, сказания, Библия, Коран)
- Религиозные настроения (любовь к Богу, страх перед злыми духами)
- Религиозные действия (молитва, проповедь, таинство)
- Религиозные организации и институты (церковь, секта, монастырь)
Функции религии
Мировоззренческая- формирует систему взглядов.
Утешительная – успокаивает, утешает.
Регулирующая поведение(заповеди, традиции, нормы, ценности)
Интегрирующая (объединяющая)
Дезинтегрирующая(уединение человека с Богом)
Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
Мировые религии ( буддизм, христианство, ислам)
1.Огромное число последователей
2.Космополитизм (выход за пределы народов, государств)
3.Проповедь равенства всех людей
4.Стремление обратить в свою веру других людей
Атеизм и свободомыслие
Атеизм-отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека
Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем
Свобода совести – право выбирать или не выбирать (быть атеистом) религиозную веру
9.Специфика морали
Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
Этика – наука о морали, принятой в обществе.
Три уровня:
- Нравственные практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
- Моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
- Нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
Единство морали и права
- Регулирующая функция
- Нормативный характер
- Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
- Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
Различия
Мораль | Право |
Ориентирует людей на моральные нормы. Исключает прямое принуждение. Пронизывает все стороны жизни, в том числе дружбу, любовь Смысл конкретной жизненной ситуации уникален. Главные категории – добро, зло, совесть, счастье, смысл жизни. | Основывается на типичном, стандартном (законе). Поддерживает порядок, исходя из реальности. Поддерживается принудительной силой государства Регулируют только существенные отношения. Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное |
10.Общественная психология и идеология
Общественная психология - стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий, заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами.
Общественное мнение - способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам.
Может формироваться стихийно, целенаправленно.
По структуре может быть монистическое(единое), плюралистическое(множество мнений).
Средства Массовой коммуникации – передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на её членов.
СМК (Средства массовой коммуникации)
- Средства массовой информации: печать, радио, ТВ, Интернет.
- Средства массового воздействия: кино, театр, цирк, мюзиклы.
- Технические средства коммуникации: телефон, телетайп, электронная почта
Функции СМК
- Информационная (предоставление информации)
- Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
- Культурологическая (распространение достижений культуры)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-308088-1581891829.jpg)
Практикум по обществознанию для 9 класса. подготовка к ГИА
Задания по обществознанию , подготовка к ГИА, задания части А, части В, Части С....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/27/picture-472819-1409140697.jpg)
Рабочая учебная программа курса «Человек и общеcтво" для дистанционного обучения по обществознанию учащихся 9-х классов. "Подготовка к ГИА по обществознанию".
Данная рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию 2010 г. и авторской программы Кравченко А.И. Обществознание: Программа курса для 8-9 и...
Презентация по обществознанию 9 класс подготовка к ОГЭ
Презентация по обществознанию 9 класс. Подготовка к ОГЭ...
Презентация по обществознанию, 9 класс подготовка к ОГЭ
Презентация по обществознанию, подготовка к ОГЭ - 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-818676-1474519415.png)
Рабочая программа спецкурса по обществознанию 10 класс «Подготовка к ЕГЭ» (17 часов)
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ являет...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-861433-1635848997.png)
Презентация по обществознанию тема : "Деятельность" для повторения в 10-11 классе (подготовка к ГИА)
Данная презентация предназначена для подготовки (повторительно-обобщающий урок 10-11 класс) к итоговой аттестации по обществознанию...