урок- конспект
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Курбатова Ольга Алексеевна

Данный урок-конспект содержит материал по защите прав несовершеннолетних, можно использовать  на уроках по праву  и обществознанию  для учащихся 7-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект урока69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: «Правовая защита детей. Правовой статус ребенка». 

Цель:

 формирование у учащихся представлений о правах человека и правовом статусе несовершеннолетнего.

Задачи:

Обучающая:

формировать понятие об основных составляющих правового статуса ребенка;

• продолжить знакомство учащихся с документами по международному праву, призванными защищать права ребенка.

Развивающая:

закреплять и совершенствовать умения и навыки учащихся по работе с правовыми документами;

 формировать потребность совершенствовать собственную правовую культуру.

Воспитательная:

воспитывать активную жизненную позицию по правовым вопросам;

 способствовать выработке негативного отношения учащихся к случаям противоправного поведения.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, ЭОР - презентации по данной теме,  карточки с заданиями, тексты документов.

Тип урока: изучение нового материала.

Источники:

  1. Декларация прав ребенка.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Живое слово. Занимательная энциклопедия практического права. В. Н. Пронькин, А. Б. Гутников. СПб, 2000.
  4. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий/ сост. О.В.Летнева. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Внеклассные мероприятия по обществознанию. 8-11 классы./ Т.А.Корнеева. – М.: Издательство «Глобус», 2010.
  6. Материалы на электронных носителях и  Интернет-ресурсы:

• Права и дети в Интернете: http://www.school- sector.relarn.ru/prava              

     •Твое право – форум для детей и подростков:

http://www.teenclub.ru/forum/law

     •  Права человека в России: http://www.hro.org

План проведения урока.

  1. Что такое права человека? (вводная беседа по вопросам)
  2. История создания Конвенции о правах ребенка (слово учителя– историческая справка).
  3. Характеристика Конвенции о правах ребенка и ее историческое значение (практическая работа в группах с фрагментами документа).
  4. Конвенция и дети (решение ситуаций).
  5.  Россия – член Совета Европы (практическое задание).
  6. Правовой статус ребенка (работа в группах).
  7. Подведение итогов.

1. Вводное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами рассматривали права и обязанности родителей и детей, закрепленные Семейный кодексом РФ. Сегодня речь пойдет о правах ребенка и защите их в соответствии с международными правовыми документами.

Вопросы:

  1. Что такое права человека?
  2. Какую роль играют права в нашей жизни?
  3. Зачем надо изучать права человека?
  4. Какие права вы считаете главными для человека?
  5. Кто больше всего нуждается в защите прав?
  6. Как вы думаете, есть ли особые права у детей? Если есть, то какие?
  7. Как вы считаете, в каком возрасте можно говорить о правах ребенка?
  8. Что бы вы сделали для защиты прав детей?

По первому вопросу можно предложить готовые ответы, написанные на доске, а ученики должны выбрать правильный ответ и объяснить свой выбор (ответы на доске до начала беседы должны быть закрыты).

Варианты ответов на 1 вопрос:

- Совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать;

- Идеальные нравственные принципы;

- Совокупность представлений о достойном поведении человека;

- Справедливые притязания людей по отношению друг к другу и государству;

- Система жизнеобеспечения личности, без которой не возможно ее нормальное развитие;

- Минимальная неотъемлемая мера свободы, определяющая статус отдельной личности.

Вариант ответа на 3 вопрос:

Чем больше людей будет знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятность того, что права человека не просто станут идеальной моделью, но и реальностью.

2.Слово учителя.

      Федору Михайловичу Достоевскому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. К сожалению, не всегда это хорошо понимали взрослые люди, в том числе и государственные деятели. В нашей стране, как и во всем мире, было пролито не одно море детских слез. Войны,  кровавые перевороты, болезни, голод, страх, одиночество. Через все это проходили дети. О том, что дети нуждаются в особой защите, заговорили в 1913 году. Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разрабатывают и предлагают к рассмотрению Ассамблеи Лиги Наций Декларацию прав ребенка, которая состоит из 5 пунктов. И лишь в 1924 г. эта Декларация была принята и получила название Женевской.

До сих пор Женевская Декларация имеет большое политическое значение.

  1. Именно в ней была подчеркнута необходимость заботы о детях « ввиду их физической и умственной незрелости».
  2. В связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Он действовал на протяжении несколько лет до прихода фашистов к власти.

    С момента создания ООН (1945) дети и их благополучие были в центре внимания мировой общественности. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование Детского Фонда ЮНИСЕФ, которые в настоящее время обеспечивают механизмы международной помощи детям.

      1959 год ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис этой Декларации: « Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет»

      Декларация состоит из 10 принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.

Она призывает правительства признавать эти принципы и стремиться их выполнять. Все, казалось вопрос о защите прав ребенка решен, можно поставить точку.

Вопрос ученикам:

  Но, что такое Декларация? Какой характер носит этот документ? (провозглашеие, рекомендательный характер)

В 1978 г. польская делегация в ООН выступила с предложением создании Конвенции о правах ребенка.

Вопрос: Чем Конвенция отличается от Декларации?

(международное соглашение, носит обязательный характер)

       Дискуссия длилась около года. Позиция поляков основывалась на идеях известного польского гуманиста, педагога, писателя Януша Корчака. В это же время на заседаниях ООН были сделаны доклады о серьезном нарушении прав детей. Так же было признано, что интересы родителей и детей не всегда совпадают. Стали известны факты жестокого обращения с детьми.

                       

          Из Брошюры ООН « Права человека. Изложение фактов №10»:

- около 100 млн детей существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, проституции и нищенства;

- более 50 млн детей работают в опасных и вредных для здоровья условиях;

- 120 млн детей лишены в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

- ежегодно около 3,5 млн детей умирает от болезней, поддающихся профилактике или  лечению.

     По результатам этих сообщений создается комиссия по подготовке Конвенции о правах детей. Комиссия работала с 1979 по 1989г. Все 10 лет возглавлял Комиссию поляк Адам Лопатко. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г., а вступила в силу 02.09.1990г. с момента ратификации ее двадцатью государствами. 15 сентября 1990г. ее ратифицировала Россия.

     Основная идея Конвенции: выработка общих положений, направленных на защиту детей от невнимания к ним, от эксплуатации и оскорблений.

      Требования Конвенции: обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.

     Дух Конвенции: « Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему». 

  1. Практическая работа в группах по фрагментам Конвенции.

Учитель предлагает уч-ся разделиться на три группы. Каждая группа получает свои фрагменты статей Конвенции, обсуждает их и квалифицирует права детей по следующим видам:

  1. Права на выживание.
  2. Права на развитие.
  3. Права на защиту.

После работы в группах уч-ся докладывают результаты своей деятельности всему классу и сдают учителю листочки с выполненным заданием.

Вопрос всему классу: Какие выводы можно сделать об этом документе?

Примерный ответ:

  1. Наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права,
  2. Является обязательством на будущее, так как призвано создать благополучные условия для развития детей
  3. Служит ориентиром для правительств, партий, организаций в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей.

Вопросы:

- К кому в основном обращена Конвенция?

- Как вы считаете, должны ли дети знать ее содержание и почему?

  1.   Решение ситуаций.
  1. У мусорного контейнера в коробке дворник обнаружила крохотную, ревущую новорожденную девочку. В коробке лежала записка: « Позаботьтесь обо мне». Женщина вызвала милицию.

??? Какие права имеет эта девочка?

      Правильно ли поступила дворник?

      Что должны сделать взрослые, чтобы девочка не осталась          

      сиротой?

  1. 13 летняя американка подала в суд на собственных родителей.

Те не были пьяницами, заботились о девочке. Но контролировали каждый ее шаг и поступок. Родителей лишили родительских прав. Девочка получила собственную независимость от семьи. Многие американцы восхищались решительностью и юридической грамотностью юной истицы. А большинство граждан от всей души пожалели ее.

??? Представьте себя сторонниками такого решения суда. Какие аргументы в доказательство своей позиции вы можете привести?

      Представьте, что вы среди тех, кто пожалел юную американку. Обоснуйте свое мнение.

Как бы вы решили этот конфликт?

Общий вопрос:

Как вы считаете, необходимо ли каждой семье глубоко изучить  Конвенцию и Семейный кодекс, чтобы соблюдать права ребенка в семье?

Учитель говорит:

         В Конвенции также звучит идея о единстве прав и

         обязанностей. В основе этой идеи лежат нравственные

         категории;

  1. Достоинство.
  2. Уважение личности.
  3. Терпимость.
  4. Ответственность.
  5. Практическое задание по делу  о соблюдении прав человека в школьном сообществе России.

В 1996 году Россия стала 39-м членом Совета Европы. Условием вхождения в Совет является признание верховенства права и обеспечение гарантий прав человека для каждого, проживающего на территории государства-члена. Совет Европы постоянно наблюдает за положением дел с правами человека в странах, входящих в него. С этой целью проводится изучение ситуации в стране.

Задание:

Специальная  Комиссия посетила несколько регионов России и выявила ряд ситуаций, в которых, возможно, имеются нарушения прав человека и неисполнение соответствующих обязанностей. Вот некоторые ситуации:

  1. Один школьник постоянно дразнил и обзывал одноклассницу, и она ударила его по голове толстым учебником.
  2. Старшеклассники, дежурившие по школе, останавливали расшалившихся учеников младших классов, и слегка шлепали и встряхивали их, чтобы те успокоились.
  3. На родительском собрании учитель обсуждал взаимоотношения некоторых учеников друг с другом и высказывался об уровне развития некоторых учеников.
  4. Не поверив, что школьник оставил дневник дома, учитель стал проверять содержимое его сумки.
  5. Учитель отобрал и прочитал , переданную во время урока одним школьником другому.
  6. Молодым людям запрещают курить в школе и вблизи школьных зданий.
  7. Директор заставил школьников стереть со стены школы названия любимой музыкальной группы и футбольного клуба.
  8. Директор снял школьную стенгазету перед приходом Комиссии из РОНО, так как она портила внешний вид школьных помещений.
  9. 15-летний ученик был отчислен из школы после того, как получил двойки на большинстве экзаменов.

10)Учитель задержал учеников после звонка на перемену до

     самого начала, следующего урока.  

11) В ответ на полученную двойку ученик нагрубил учителю

      и пригрозил  ему неприятностями со стороны влиятельных

      родителей.

12) Школьников принуждают выполнять работу по уборке

      классов, пришкольной территории, мелкие ремонтные работ

      работы.

Вопросы к ситуациям;

  1. Кто участники этой ситуации?
  2. Каковы права участников этой ситуации?
  3. Каковы их обязанности?
  4. Нарушение, каких прав и обязанностей выявлено в данной ситуации?

6. Задания по группам. Работа с текстом « Ваш правовой статус»

Вопрос: Как меняются с возрастом права, обязанности и ответственность несовершеннолетних?

1 группа готовится по правам;

2 группа по обязанностям;

3 группа по ответственности.

7. Подведение итогов урока. Заполнение анкет.

Анкета

На уроке я работал

Активно /  пассивно

Своей работой я

Доволен /  не доволен

Урок мне показался

Коротким / длинным

Во время урока я

Не устал  / устал

Мое настроение

Стало лучше / хуже

Тема занятия для меня

Понятна / не понятна

Полезна / бесполезна

Интересна / скучна

Этой темой я  с  другими поделиться

Готов / не готов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....

Открытый урок ( конспекты уроков)

Недавно проходил месячник "Педагогичемких идей", где я решился представить на суд открытый урок по теме : "Бег с нзкого старта" и " Техника ловли и передачи мяча"...

Мои уроки (конспекты и презентации к урокам)

Данные уроки разработаны для 11 класса.Первый урок по теме "Развитие кинематографа" разработан по учебнику В.П.Кузовлева. На уроке представлена презентация, учащиеся выполняют компьютерный тест и рабо...

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)"

Технологическая карта урока "Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)". Статья из сборника материалов Поволжской научно-практической конференции им. ак. К.А. Валиева...

Технологическая карта урока. Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС)

Тема урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...