Разработка урока обществознания в 8 классе "Отклоняющееся поведение"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Агапкина Елена Викторовна

Разработка была подготовлена для районного конкурса "Уроки здоровья", поэтому большое внимание уделено вопросам здорового образа жизни, профилактики употребления ПАВ. Данный материал подойдёт и для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zdorovya_agapkina.docx33.1 КБ
Файл prilozheniya_k_uroku_agapkina.docx307.16 КБ
PDF icon urok_zdorovya_agapkina_pdf.pdf1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс методических разработок «Уроки здоровья»

Разработка урока обществознания в 8 классе

по теме

«Отклоняющееся поведение»

Автор: Агапкина Елена Викторовна,

учитель истории и обществознания

МКОУ «Центр образования № 4»

Узловая 2018

Цель:

создать условия для усвоения подростками понятия «негативное отклоняющееся поведение», его проявлений и социальных последствий на примере алкоголизма и наркомании.

Задачи:

образовательная: раскрыть сущность понятия «отклоняющееся поведение», научить учащихся определять виды и группы отклоняющегося поведения, а также причины и последствия негативного отклоняющегося поведения;

развивающая: способствовать развитию умения подростков анализировать реальные жизненные ситуации, выбирать адекватную модель поведения в рамках свойственных им социальных ролей;

воспитательная: продолжить формирование отрицательного отношения подростков к психоактивным веществам, высокой оценки социального значения здорового образа жизни, правового поведения.

Формируемые УУД:

регулятивные: самостоятельно определять цели, формулировать и ставить перед собой учебные задачи; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

познавательные: определять понятия, устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, использовать полученные знания для решения конкретных задач;

коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работать индивидуально, в паре и группе; формулировать, аргументировать и корректно отстаивать свою точку зрения.

Оборудование:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др., под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2014; проектор, компьютер, мультимедийная презентация, карточки с заданиями (приложения 1, 2), лист рефлексии (приложение 3).

Основные понятия:

социальная норма, отклоняющееся поведение, зависимость, алкоголизм, наркомания.

Ход урока

  1. Орг. момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на своём уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД».

Т – тетрадь

Р – ручка

У – учебник

Д – дневник, домашнее задание

А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение.

  1. Актуализация знаний (7-8 мин)

Эпиграфом к нашему занятию послужат слова Владимира Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Правда, автор высказывания поставил в его конце точку, а я – вопросительный знак.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя? Давайте в конце урока вернёмся к этому вопросу и постараемся ответить на него.

Действительно, в обществе существуют общепринятые нормы, регулирующие поведение людей в той или иной ситуации. Давайте вспомним, какие виды социальных норм существуют? (Правовые, религиозные, моральные, корпоративные, нормы этикета, обычаи, традиции и т. д.) 

А теперь постараемся определить, какими социальными нормами регулируются следующие ситуации.

  • Семья украшает ёлку на Новый год.
  • Бизнесмен платит налоги государству.
  • Женщина, заходя в православный храм, надевает на голову платок.
  • Перед началом спектакля зрители отключают мобильные телефоны.
  • При заключении брака жених и невеста обмениваются кольцами.
  • Выходя из машины, мужчина подаёт руку даме.

Однако в жизни часто происходят ситуации, при которых поведение людей не согласуется с нормами, отклоняется от них. Оно так и называется – отклоняющееся, или, выражаясь языком психологов, девиантное.

А теперь приведём несколько примеров отклоняющегося поведения.

*Это могут сделать и учащиеся, если дать им опережающее задание.

СЛАЙД 1. Сальвадор Дали, испанский живописец, один из самых ярких представителей сюрреализма. Творчество художника не вписывается в рамки нашего привычного представления об искусстве, сам он называл свои картины «рисованными снимками сновидений». Но и поведение художника выходило за рамки привычного: например, он часто прогуливался по улице, используя вместо трости батон, а в качестве домашнего животного держал муравьеда.

СЛАЙД 2. Древнегреческий философ Диоген, как известно, жил в пифосе – большой глиняной бочке. Он насмехался над существовавшими в то время социальными нормами – например, принимал пищу на площади, при людях, что считалось в Афинах крайне неприличным.

СЛАЙД 3. Художник, учёный и изобретатель Леонардо да Винчи также игнорировал многие общественные нормы своего времени: не ел мяса, спал около двух часов в сутки, писал левой рукой, его нередко видели стоящим возле виселицы с блокнотом в руке, куда он тщательно зарисовывал фигуру покойного, не упуская ни одной детали в лице и позе.

Думаю, вы и сами сможете привести большое количество подобных примеров. Такие формы поведения не создают неудобств окружающим, не подрывают стабильность и благополучие общества. Отклоняющееся поведение характерно для многих творческих людей, и, как мы видим, далеко не всегда несёт в себе что-то плохое, напротив – способствует созданию чего-то нового, интересного, неординарного.

Но есть и другие случаи, когда отклоняющееся поведение ведёт к нежелательным, негативным последствиям как для личности, так и для всего общества.  

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? *Учащиеся выдвигают предположения, после чего учитель подытоживает:

Верно, речь пойдёт о негативном отклоняющемся поведении. Мы рассмотрим его причины, проявления и последствия. Запишем в свои тетради число и тему занятия: Отклоняющееся поведение. СЛАЙД 4 

  1. Изучение нового материала (25 мин)

Тема, которую нам предстоит изучить достаточно обширна. Я надеюсь, сегодня вы узнаете много новой информации. У каждого из вас есть лист рефлексии содержания урока (см. приложение 3), на котором изображены чемодан, мясорубка и мусорная корзина. Информацию, которая покажется вам интересной и полезной, вы можете положить в чемодан. Та, что показалась вам не совсем понятной, сложной, требующей более тщательной обработки – оправится в мясорубку. Ну а в корзину вы сможете выбросить информацию, которая оказалась для вас бесполезной.

Для начала попробуем сформулировать определение отклоняющегося поведения.

СЛАЙД 5. Отклоняющееся поведение – поведение, не соответствующее общепринятым, наиболее распространённым и устоявшимся общественным нормам.

Как мы успели заметить, существует большое разнообразие форм отклоняющегося поведения. Специалисты разделяют их на несколько групп: СЛАЙД 6

а) на уровне личности;

б) в малых социальных группах;

в) на уровне государства.

Попробуем привести примеры к каждой группе.  

А теперь подумаем, какие проявления отклоняющегося поведения наносят вред и человеку, и малым группам, в которых он функционирует, и государству.

*В качестве вариантов ответа дети могут назвать преступное поведение, алкоголизм, наркоманию и т. п.

Верно, это, в первую очередь, алкоголизм и наркомания.

Проблема алкоголизма и наркомании является острой темой, которая активно обсуждается в средствах массовой информации. Тем не менее, существует огромное количество мифов и домыслов, связанных с ней, которые часто подаются нам под видом проверенных фактов.

Предлагаю вам объединиться в пары и попробовать их развенчать.

*На выполнение работы в парах отводится около 3 минут.

Перед вами список (см. приложение 1), в котором собраны распространённые утверждения о наркомании и алкоголизме. Ваша задача – выделить среди них те, которые являются ошибочными и те, что правдивы на самом деле.

*По истечении времени учитель организует фронтальную работу по проверке правильности выполненного задания.

Давайте рассмотрим каждое из утверждений более подробно.

  1. СЛАЙД 7. Зависимость от табака или алкоголя не является наркотической. Если обратиться к законодательству, то Уголовный кодекс Российской Федерации не причисляет табак и алкоголь к наркотикам, однако их воздействие на организм имеет ту же природу, поэтому официальная медицина рассматривает зависимость от табака или алкоголя как наркотическую.
  2. СЛАЙД 8. Алкоголь поднимает настроение, делает человека более общительным и открытым. Так ли это на самом деле? Обратимся к замечательному высказыванию средневекового мыслителя Абу-ль-Фараджа:

Вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

А ещё я хочу показать вам серию фотографий XIX века, изображающие пять стадий опьянения. СЛАЙД 9. Неужели этот человек располагает к себе?

На самом деле алкогольное опьянение – это проявление интоксикации (отравления) организма. Лёгкая её степень может характеризоваться раскованностью, повышенной общительностью, но вместе с этим снижением самоконтроля и адекватной оценки своего поведения. А вот тяжёлая степень опьянения нередко приводит к алкогольной коме, инфаркту, резкому падению артериального давления и, как следствие, к смерти.

  1. СЛАЙД 10. Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу. Не существует такого понятия как «разумная» доза алкоголя: он вреден в любых количествах. Кроме того, алкоголь имеет накопительный эффект, т. е. при повторном употреблении «разумной» дозы его вред увеличивается вдвое.
  2. СЛАЙД 11. Все наркотики делятся на «лёгкие» и «тяжёлые». Ни в медицине, ни в законодательстве нет такого разделения. Все наркотические вещества действуют по одной и той же схеме – вызывают психологическую, а затем физическую зависимость, разрушают организм изнутри и убивают человека. Просто одни делают это быстрее, а другие медленнее.
  3. СЛАЙД 12. Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики/пьют/курят и при этом абсолютно здоровы. Таких людей не существует. В офисе одного американского шерифа была собрана коллекция фотографий, наглядно демонстрирующих, какие разрушения причиняет организму употребление наркотиков. СЛАЙДЫ 13, 14. Нормальные, привлекательные лица на снимках, сделанных во время первого задержания наркоманов, через годы, а иногда и даже месяцы, превращаются в измождённые, покрытые язвами, беззубые развалины. 
  4. СЛАЙД 15. Алкоголизм или пристрастие к табаку – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь. И алкогольная, и никотиновая зависимости занесены в Международную классификацию болезней в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ». Избавление от этих пагубных зависимостей у большинства людей проходит долго и мучительно. Как и любая болезнь, они требуют лечения, существует даже особый раздел медицины – наркология.

  5. САЙД 16. Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого. Давайте поразмышляем над словами русского психиатра Павла Ковалевского (1847—1923): «Пьянство есть величайшее зло для человека, общества и государства». СЛАЙД 17. Какое зло приносят психоактивные вещества тому, кто их употребляет, мы уже выяснили. Постараемся объяснить, в чём заключается это зло а) для общества, б) для государства. В этом вам помогут советские плакаты о вреде алкоголя. СЛАЙД 18.

*Методом мозгового штурма учащиеся выделяют последствия негативного отклоняющегося поведения для общества и государства.

Итак, к последствиям алкоголизма, наркомании относятся увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, разводов, брошенных детей, несчастных случаев на производстве, снижение уровня продолжительности и качества жизни людей, производительности труда, рост числа правонарушений, в т. ч. и преступлений.

Думаю, самое время вернуться к нашему эпиграфу и ответить на вопрос: «Можно ли живя в обществе, быть от него свободным, делать всё, что вздумается?»

  1. Закрепление изученного материала (5 мин)

Ребята, как вы думаете, какую пользу принесёт нам материал, который мы изучили на уроке? Я очень надеюсь, что знания, полученные на уроках, помогут вам избежать роковых ошибок в будущем и предостеречь от них тех, кто вас окружает.

Чтобы убедиться в этом, я предлагаю разделиться на три группы и выполнить задание (см. приложение 2). *В течение 3 минут учащиеся выполняют задания, используя знания, полученные на уроке, 2 минуты отводится на обсуждение.

  1. Рефлексия: приём «Чемодан, мясорубка, корзина» (2 мин) 

СЛАЙД 19. А теперь давайте вспомним всё, о чём говорили сегодня на уроке: мы узнали много информации. Подумайте, как вы с ней распорядитесь. Что из изученного на уроке вы возьмёте с собой в багаж знаний, какую информацию вам необходимо обработать, а какую – выкинуть, потому что она кажется вам бесполезной. *Учитель опрашивает несколько желающих.

  1. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся,

выставление отметок (1 мин)

  1. Инструктаж по домашнему заданию (1 мин)

Домашнее задание: пар. 16, стр. 139, в. 2 – письменно. Авторы учебника предлагают вам подумать над высказыванием Л. Н. Толстого: «Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом». Попробуйте конкретизировать слова нашего земляка: что изменилось бы к лучшему, если бы исчезли эти пагубные привычки.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  • Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др., под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2014
  • Гулин А. В., Никифорова Т. Ю. Педагогические аспекты профилактики наркомании среди подростков // Вестник Тамбовского университета. 2010. №1
  • Лапко А.Н. Наркомания как социальное явление // Закон и право. -2001. - №9
  • Лисецкий К.С. Условия эффективности профилактики наркомании у старшеклассников // Материалы Антинаркотических чтений. Самара, 2008
  • Орлова И. А. Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди подростков // Вестник Костромского государственного университета. 2008. №5
  • Скибицкая В. И., Костенко Г. А. Профилактика наркомании в молодежной среде // Научный вестник ЮИМ. 2014. №4  
  • http://www.netnarkotik.ru/
  • https://medportal.ru



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Перед вами список распространённых утверждений об алкоголе и наркотиках. Найдите среди них те, которые являются правильными (X) и ошибочными (0). Обведите соответствующий значок.    

1

Зависимость от табака или алкоголя не является наркотической.

X

0

2

Алкогольное опьянение – это проявление интоксикации (отравления) организма.

X

0

3

Алкоголь вреден лишь в больших дозах, «разумное» его потребление – только на пользу.

X

0

4

Все наркотики делятся на «лёгкие» и «тяжёлые».

X

0

5

Есть люди, которые ежедневно употребляют наркотики/пьют/курят и при этом абсолютно здоровы.

X

0

6

Алкоголизм или пристрастие к табаку – это не болезнь, а привычка, от которой легко избавиться, если захочешь.

X

0

7

Употреблять наркотики или нет – личное дело каждого.

X

0

Приложение 2

Задание для группы № 1

Четверо подруг-восьмиклассниц встретились вечером 9 мая, чтобы вместе пойти на салют. «У меня кое-что есть!» - улыбаясь, заявила Света и достала из сумки бутылку вина. «Ого, вот здорово!» - воскликнула Оля. Ира смутилась: она не хотела пить вино, но и выглядеть трусихой в глазах подруг тоже не хотелось. И только Аня решительно сказала: «Нет, пить вино мы не будем!»

Помогите Ане привести три аргумента, чтобы убедить подруг не пить вино.

  1. __________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________

Задание для группы № 2

Три друга-семиклассника отправились на спортивный кросс защищать честь школы. Незадолго до старта Игорь обратился к товарищам: «У меня есть пачка сигарет, давайте свернём немного с дистанции и покурим. Остальных догоним, бегаем-то мы быстро! Никто и не узнает!» Влад охотно согласился: ему хотелось попробовать покурить из любопытства. Саша заявил, что считает эту идею плохой.

Помогите Саше привести три аргумента, чтобы убедить друзей не курить.

  1. __________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________

Задание для группы № 3

Девятиклассницы Настя и Вика – подруги детства. Вика заметила изменения в поведении подруги: она стала ярко краситься и одеваться, ходить в клубы, перестала делиться секретами, как раньше. Всё это началось после того, как Настя познакомилась с девочками из другой школы и начала гулять в их компании. Однажды она призналась Вике, что девчонки предложили ей покурить марихуану: «Если я откажусь, они престанут со мной общаться!»

Помогите Вике привести три аргумента, чтобы убедить подругу не пробовать наркотики.

  1. __________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________

Приложение 3

Картинки по запросу чемодан png

Похожее изображение

Картинки по запросу мусорная корзина png

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознания на тему "Социальные нормы. Отклоняющееся поведение."

Данный материал представляет собой разработку урока для старшеклассников. Презентация к уроку представлена в двух частях ( в связи с большим размером файла ограниченном сайтом)....

Разработка урока обществознания в 10 классе. Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Тема урока: Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.Цель :способствовать формированию адекватного представления о человеке, обосновывающее преобладание ду...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...