Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 10 класс, учебник Боголюбова 2018, 3 ч в неделю
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Беделева Елена Юрьевна

Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 10 класс, учебник Боголюбова 2018, 3 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10a_obshch.prof_._3ch18-19.docx63.64 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 для 10-(11) класса А

социально-экономического профиля

МБОУ ЦО № 44 г. Тулы

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая      программа       предназначена       для        изучения         учебного           курса «Обществознание» в 10-(11) классе А социально-гуманитарного профиля, разработана в соответствии с ФЗ № 273 «Об образовании в  РФ» от 29.12.2012 г., фундаментальным ядром содержания общего образования, Федеральным компонентом  государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной программы среднего общего образования по обществознанию для 10-11 классов образовательных учреждений и авторской программы по обществознанию 10-11 классы, базовый уровень/под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева. – М.: Просвещение, 2014.

    Срок реализации рабочей программы 2 года. Предмет «Обществознание», базовый уровень (в соответствии с учебным планом МБОУ ЦО № 44  г. Тулы - 3 ч в неделю). Всего 204 ч: из расчета 102 ч в 10 классе и 102 ч в 11 классе (34 учебные недели в учебном году).

      Программа соответствует следующим нормативным и распорядительным документам:

1. Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями).

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 (с изменениями).

3. Письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 7 «Об утверждении и введении в действие федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования».  

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08. 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа от 17.07.2015 №734).

 6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 г. №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

     Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего  общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в учебном плане, новизна программы

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» в X классах, из расчета 2 учебных часа в неделю на этапе среднего  общего образования.

Настоящая рабочая учебная  программа рассчитана на 102 учебных часа, что соответствует рекомендациям авторской программы Л.Н.Боголюбова и учебному плану МБОУ ЦО № 44 г. Тулы на 2018-19 уч. гг.  Количество часов увеличено за счет часов компонента образовательной организации с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся. В программу включены уроки, направленные на подготовку к  ЕГЭ, контрольные и обобщающие уроки, уроки представления результатов проектной деятельности. Дополнительное учебное время предоставляет возможности для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Согласно авторской программе Л.Н.Боголюбова, не менее 50%  учебного времени должно быть отведено на самостоятельную работу учащихся. Важной особенностью предмета является наличие большого количества социальных терминов. Поэтому практически на каждом  уроке ключевым навыком учебной деятельности является оперирование понятиями, что в свою очередь требует их понимания.

Автором предусмотрена логическая последовательность изложения учебного материала, позволяющая  характеризовать общество как целостную систему. Структура изложения материала представлена в последовательности от общего к частному. Вначале рассматривается общество как целостная совокупность взаимосвязанных компонентов, основной составляющей которого является человек – биосоциальное существо. Затем подробно характеризуются основные сферы общественной жизни и их элементы, включая  право, которое не изучаются в классах базового уровня в качестве отдельного предмета. В тематическом планировании предусмотрены уроки с опорой на актуализацию знаний, полученных учащимися в основной школе. Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. Основу межпредметных связей составляют примеры из курса истории, характеризующие те или иные закономерности и особенности общественного развития, а также географии, литературы. Данные филологии используются при изучении большого количества терминов: на каждом уроке учитель разъясняет их происхождение и значение. Старшеклассники учатся использовать термины в своей речи, составляют предложения, приводят примеры применения. Активно используются учителем связи с курсом информатики и ИКТ.

При определении варианта проведения занятия программа ориентируется  на широкий   спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

-  школьная лекция;

- семинарское занятие с использованием  документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

- объяснение учителя и беседа с учащимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником,  в том числе групповые задания;

 -выполнение заданий в формате ЕГЭ различного уровня сложности

- написание сочинений-эссе;

     - заслушивание сообщений, докладов  учащихся с последующим обсуждением.

Учебно – методический комплекс для обеспечения реализации программы:

  • Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень[Боголюбов Л.Н, Аверьянов Ю.А., Белявский А.В. и др. ]; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос.акад.наук; Рос.акад.образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014  
  •  Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф.Иванова и др./; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2018.
  • Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций: базовый уровень /[Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Ю.И.Аверьянов и др.], - М.: Просвещение, 2014
  • Обществознание: Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ / В.В.Баранов, Г.И.Грибанова,  А.А.Дорская и др.; под ред. В.В.Баранова – Москва, Издательство АСТ, 2016
  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л.Практикум по обществознанию (Подготовка к выполнению части 3(С)Москва: «Экзамен», 2016
  • Махоткин А.В, Махоткина Н.В. Обществознание в схемах  и таблицах. Москва : Эксмо, 2017г.
  • Степанько С.Н. Обществознание 10 класс Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова Волгоград 2014
  • Учебник «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке»./ Под ред. Л.В. Полякова. – М.: Просвещение 2009.
  • Сборник законов РФ.
  • Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ФИПИ, 2014-17-18гг.

   Дополнительная литература:

  • Сборники КИМов, тематических тестов, вариантов ЕГЭ за 2014-18 гг.
  • Гуревич П.С. Введение в философию. 10-11 кл.-М.2010 г.
  • Этика: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, З.В. Бражникова и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – 2011.
  •  Мухаев  Р.Т. Социология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  • Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  • Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право.10-11 класс. Книга в 2-х частях.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
  • Никитин А.Ф. Основы государства и права:10-11 класс – М:2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
  • http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
  • http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
  • http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
  • http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
  • интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»
  • http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»
  • http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»
  • http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
  • http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
  • http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  • - http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  • - www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Всеобщая декларация прав ребенка

Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации

        Формы  контроля:

  • индивидуальный устный,  фронтальный опрос;
  • взаимопроверка
  •  самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
  • различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
  • виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
  • проектная деятельность
  • тестирование
  • написание эссе; составление кластера
  • составление презентаций.

     Срок реализации рабочей программы 2 года.

Предмет: обществознание (включая экономику и право), базовый уровень (2 ч в неделю). Всего 68 ч: из расчета 34 ч в 10 классе и 34 ч в 11 классе.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания ученик должен:

Знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

       Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

           Приоритетными умениями и навыками, универсальными способами деятельности и ключевыми компетенциями являются:

  • Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
  • Объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах
  • Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации
  • Применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах ( текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной , критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели( сжато, полно, выборочно).
  • Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
  • Работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка СМИ
  • Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
  • Участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умениями отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…»);
  • Формулирование полученных результатов;
  • Создание собственных произведений, идеальных моделей  социальных  объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
  • Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

деятельности учащихся

Критерии и нормы устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик

  •  показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  •  Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
  •  Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  •  Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  •  Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

 

Оценка «4» ставится, если ученик:

  • показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки
  • недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
  • Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
  • Недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой

             помощи преподавателя.

  • Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик

  •  усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  •  Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  •  Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  •  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  •  Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  •  Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик

  •  не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  •  Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  •  При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы

Оценка «5» ставится, если ученик:

  •  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
  •  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  •  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
  •  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  •  Правильно выполняет не менее половины работы.

Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

  •  Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  •  Правильно выполняет менее половины письменной работы.
  •  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

 Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА  «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 10 КЛАСС (3 ч/нед)  - 102 ч

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ     (27 ч)

Ведение (2 ч). Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества.  Особенности социальной системы. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного мира. Проблема общественного прогресса. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Деятельность как способ существования людей.  Основные характеристики деятельности. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание. Познание и коммуникативная деятельность.

 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Современное общество. Глобализация как явление современности. Современное информационное пространство. Глобальная информационная экономика. Социально-политическое измерение информационного общества.

Глобальная угроза международного терроризма.

Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ (20 ч)

Понятие «духовная культура». Культурные ценности и нормы. Институты культуры. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур.

 Человек как духовное существо. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека.Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России. Характерные черты массовой культуры. СМИ и массовая культура. Оценка массовой культуры как общественного явления.

Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ     (52 ч)

Современные подходы к пониманию права. Нормативный подход. Теория естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Принципы, презумпции, аксиомы.

Основные признаки права. Право и мораль. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. . Законотворческий процесс в Российской Федерации,

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина России. Воинская обязанность Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

Проектная деятельность. Обобщение. Контрольная работа.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Резерв – 3 часа

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 11 класс (3 ч/нед)  - 102 ч

Раздел 1.  «Экономическая жизнь общества.  (39 ч)

Введение (2 час). Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Бюджетная система Российской Федерации. Формирование бюджета в Российской Федерации.  Муниципальные  органы власти: формирование местного бюджета и расходные статьи. Возможности участия граждан в этом процессе.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Кредитование: его роль в современной экономике государств, фирм и домохозяйств. Плюсы  и минусы (риски) кредитования граждан.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Электронные деньги. Сбережения, страхование. Доходы  и расходы; навыки планирования. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Раздел 2.  «Социальная сфера (16 часов)» (28 часов)

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нация и национальные отношения. Семья и быт. Гендер – социальный пол. Молодежь в современном обществе. Демографическая ситуация в современной России.

Повторение темы «Социальная сфера»

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Раздел 3. «Политическая жизнь общества» (27 ч)

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы. Политические партии и партийные системы. Политическая элита и политическое лидерство. Политическое сознание. Политическое поведение. Политический процесс и культура политического участия.

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества»

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права.

Заключение. (2 часа)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Взгляд в будущее. Итоговый урок. Итоговая контрольная работа.

Резерв. (4 ч)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс (3 ч/нед.)

Наименование раздела

Количество часов

Введение

2

1

 Человек в обществе  

27

2

Общество как мир культуры

20

3

Правовое регулирование общественных отношений

52

4

Человек в XXI веке. Заключительные уроки

2

Резерв

3

Итого:

102 ч

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс (3 ч/нед.)

№п\п

Наименование темы, раздела

Количество часов

1.

Введение

2

2.

Экономическая жизнь общества

39

3.

Социальная сфера

28

4.

Политическая жизнь общества

27

5.

Заключение

2

6.

Резерв времени

4

 

Итого

102 ч

Календарно-тематический план по обществознанию 10 класс (3 ч/нед.)

№ урока

№ урока по теме

Дата проведения

Тема урока(содержание)

Вводимые понятия

оборудование

Домашнее задание

1-3

1-3

1 неделя

Введение в курс.Что такое общество.

Общество, культура, общественные науки

Учебник презентация

Везде далее:учить определения, схемы в тетр., уметь устно рассказывать основное содержание каждого раздела §.

Рабочие Тетради(РТ),

везде далее по темам: ответы на вопр. после §§; подготовка презентаций, докладов, работа с таблицами, анализ текстов документов к §§.§ 1

Общество и культура. Общество и природа.

Науки об обществе.

4-5

4-5

2 неделя

Общество как сложная система.

Динамика, суперсистема, социальные институты

Учебник презентация

§2

Социальные институты.

6-8

6-8

2-3 неделя

Динамика общественного развития.

Общественное развитие, общественный прогресс, регресс

Учебник презентация

§3

Многовариантность общественного развития.

Целостность и противоречивость современного мира.

9-10

9-10

3-4 неделя

Биологическое и социальное в человеке.

Индивид, индивидуальность. Личность, человек – существо биосоциальное.

Учебник презентация

§4

Социальная сущность человека.

11-13

11-13

4-5 неделя

Деятельность  человека: основные характеристики.

Деятельность, сознание

Учебник презентация

§5

Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие видов деятельности.

Сознание и деятельность.

14-16

14-16

5-6 неделя

Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии.

Коммуникация, познание. Чувственное и рациональное познание, виды.

Учебник презентация

§6

Особенности научного познания.

Многообразие человеческого знания.

17-19

17-19

6-7 неделя

Свобода и необходимость в деятельности человека.

Необходимость, свобода

Учебник презентация

§7

Свобода и ответственность.

Что такое свободное общество.

20-22

20-22

7-8 неделя

Глобализация как явление современности.

Глобализация. Постиндустриальное/информационное/ общество

Учебник презентация

§8

Современное информационное пространство.

Социально-политическое  измерение  информационного  общества.

23-25

23-25

8-9 неделя

Международный  терроризм: понятие и признаки.

Отношение «Север» - «Юг», фундаментализм,

Радикализм. Вызовы современности.

Учебник презентация

§9,  повторить §§ 1-8

Глобализация  и международный терроризм.

Противодействие  международному  терроризму.

26-27

26-27

9 неделя

Тестирование в формате ЕГЭ по теме «Человек в обществе».

Тестовые  пособия

Термины, схемы

28-30

1-3

10 неделя

Духовная культура  общества.

Институты  культуры, субкультура, элитарность, контркультура

Учебник презентация

§10

Культурные  ценности и нормы.

Многообразие культур.

31-33

4-6

11 неделя

Человек как  духовное  существо.

Категорический императив, «золотое правило нравственности»

Учебник презентация

§11

Духовные ориентиры  личности.

Мировоззрение и его  роль  в  жизни  человека.

34-35

7-8

12-13 неделя

Как и почему  возникла  мораль.

Альтруизм, эгоизм, нравственность

Учебник презентация

§12

Устойчивость   и изменчивость  моральных норм.

36-38

9-11

13неделя

Наука и ее  функции  в  обществе.

Образование, универсальность

Учебник презентация

§13

Современная наука. Этика  науки.

Образование   в  современном  обществе.

39-40

12-13

14 -15 неделя

Особенности религиозного  сознания. Религия как  общественный  институт.

Конфессия, мистерия, церковь

Учебник презентация

§14

Религия  и религиозные организации    в  современной  России.

41-42

14-15

15 неделя

Что  такое  искусство.  Функции  искусства.

Художественная культура, этика, эстетика, эстетический вкус

Учебник презентация

§15

Структура  искусства.  Современное  искусство.

43-44

16-17

16 неделя

Характерные  черты  массовой культуры.

Массовая культура, СМИ, таблоид

Учебник презентация

§16, повторить §§10-15

СМИ и массовая  культура.

45-47

18-20

16 неделя

Тестирование в формате ЕГЭ по теме «Общество как  мир культуры».

Тестовые пособия

Термины, схемы, записи

48-50

1-3

17-18 неделя

Нормативный подход  к праву.

Позитивное право, соотнесение естественного и позитивного права, правопонимание

Учебник презентация

§17

Теория естественного права.

Взаимосвязь  естественного  и позитивного  права.

51-54

4-7

18-19 неделя

Основные  признаки  права.

Отрасль права

Учебник презентация

§18

Право и мораль.

Система и норма права.

Институт права.

55-57

8-10

19-20 неделя

Основные источники права.

Подзаконный акт, юридическая сила

Учебник презентация

§19

Виды нормативных  актов. Федеральные законы и законы субъектов РФ.

Законотворческий  процесс в Российской Федерации.

58-60

11-13

20-21неделя

Что  такое правоотношение и правонарушение. Юридическая  ответственность.

Правоотношение, проступок

Учебник презентация

§20

Система  судебной защиты прав  человека.

Развитие права в современной  России.

61-63

14-16

21-22 неделя

Правосознание.

Правовое воспитание

Учебник презентация

§21

Правовая  культура.

Правомерное поведение.

64-67

17-20

23-24 неделя

Гражданство Российской Федерации.

Налогоплательщик

Конституция об обязанностях граждан

 

Учебник презентация

§22

Права и обязанности  гражданина России.

Воинская  обязанность. Альтернативная  гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщика.

68-71

21-24

24-25 неделя

Гражданские правоотношения.

Моральный вред, гражданское право

Учебник презентация

§23

Имущественные права. Личные неимущественные права.

Право как  результат интеллектуальной деятельности.

Наследование. Защита гражданских прав.

72-74

25-27

25-26 неделя

Правовая связь членов  семьи.

Семейное законодательство

Учебник презентация

§24

Права и обязанности  супругов, детей и родителей.

Воспитание детей,  оставшихся без попечения  родителей.

75-78

28-31

26-27 неделя

Трудовые правоотношения.

Трудовая книжка, трудовое право

Учебник презентация

§25

Порядок приема на работу. Занятость  Порядок приема на работу. Занятость  населения.

Социальная  защита и социальное обеспечение.

Профессиональное  образование.

79-81

32-34

28 неделя

Общая  характеристика  экологического  права.

Вред окружающей среде, окружающая среда

Учебник презентация

§26

Право  человека на  благоприятную  окружающую  среду.

Экологические правонарушения.

82--84

35-37

29 неделя

Гражданский и арбитражный процессы.

Уголовно-процессуальный кодекс

Учебник презентация

§27

Уголовный процесс.

Административная юрисдикция.

85-87

38-40

30 неделя

Судьи Конституционного суда.

Конституционный суд РФ

Учебник презентация

§28

Принципы конституционного производства.

Основные стадии конституционного судопроизводства.

88-91

41-44

31 неделя

Защита прав и свобод человека средствами ООН.

Международное право

Учебник презентация

§29

Европейская системы защиты прав человека.

Полномочия международного уголовного суда.

Перспективы развития  механизмов международной защиты прав и свобод человека.

92-96

45-49

32 неделя

Правовая база противодействия терроризму в России.

Террористический акт, антитеррористическая операция

Учебник презентация

§30, повторить §§17-29

Роль СМИ и гражданского  общества в противодействии терроризму.

Человек и глобальные вызовы современного общества.

Человек в мире информации.

Человек и ценности современного  общества.

97-99

50-52

33 неделя

Итоговое повторение по курсу./Тестирование в формате ЕГЭ по теме «Правовое регулирование общественных  отношений».

Тестовые пособия

Повторить §§1-30, термины, схемы курса

100-102

1-3

34 неделя

Резерв


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 10 класса профильный уровень 3 часа в неделю, автор Атанасян

Рабочая программа по геометрии для 10 класса профильный уровень 3 часа в неделю, автор учебника  Атанасян Л.С....

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( индивидуальное обучение) -3 часа в неделю

 Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы по русскому языку, рекомендованной  письмом МИНОБР РФ от 7.07.2005 №03-1263» и  авторской «Программы общеобразователь...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы Учебник Макаровой Н.В. 2 часа в неделю

Рабочая  программа  включает  четыре  раздела:  пояснительную  записку;  основное  содержание  разделов  курса   с  указанием  тре...

Рабочая программа учебного предмета «Математика » 9 класс,204 часа, 6 часов в неделю, тематическое по часовое планирование, контрольные работы по алгебре и геометрии

 Преподавание предмета «Математика» в соответствии с требованиями ФК ГОС в школе в 2014-2015 учебном году осуществляется на основании нормативных и инструктивно-методических документов Мин...

Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 11 класс, учебник Боголюбова, 3 ч в неделю

Рабочая программа и КТП по курсу "Обществознание" 11 класс, учебник Боголюбова, 3 ч в неделю...

Рабочая программа по курсу «Обществознание» 7 класс. Учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, М.,"Просвещение", 2015.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго  поколения основного общего образования...