Рабочая программа учебного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Елагина Наталья Игоревна
Рабочая программа учебного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_elektiv_podgotovka_k_ege_po_obshchestvoznaniyu.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 8 г. Томмот» МО «АР»

Рассмотрена на заседании НМС:
протокол №
1 от «30» 08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНА: ________________________

Директор МБОУ СОШ № 8: Т. Н. Казакова  

Приказ № 278 от «31» 08.2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

Класс: 10

Срок реализации программы: 1 год (2018-2019 учебный год)

Количество часов по учебному плану: 35 часов.

Год составления программы: 2018

Составитель программы: Елагина Наталья Игоревна, учитель истории и обществознания

Категория: соответствие занимаемой должности

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №8 на 2018-2019 учебный год.

В настоящее время все еще актуальна проблема подготовки обучающихся к ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 35 часов. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.

Цель курса:целенаправленная и качественная подготовка учащихся к ЕГЭ и повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Задачи курса:

  • Повторение курса обществознания;
  • Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
  • Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
  • Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Содержание курса включает

  • Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
  • Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
  • Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов.

Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • Систематизировать  и углубить теоретические знания по ключевым позициям курса;
  • Ориентироваться в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий части 1 и 2;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.

Содержание программы:

1. Введение. ЕГЭ: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (21 ч.).

2.1 Содержательная линия "Человек и общество": ключевые понятия и трудные вопросы (4 ч).Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни. Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2  данных содержательных линий.

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях "Человек. Познание" (3 ч.)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание. Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации) Тренинг по выполнению частей 1 и 2 по данным содержательным линиям.

2.3 "Социальные отношения": обзор основных позиций, сложные вопросы (3 ч).

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 Содержательная линия "Экономика" (3 ч.).

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия "Политика"(3 ч.).

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов. Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие. Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Модели заданий части 1  и части 2 по данному содержательному блоку. Тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку.

2.6 "Право": основные теоретические положения содержательной линии (4 ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура. Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий части 1 и 2 по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12 ч.).

3.1 Основные модели заданий части 1 и части 2  и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и  2 (2 ч.).

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий  части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2  с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий  21 -24. Особенности заданий 21-24  (2 ч).

21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

3.3 Специфика заданий 25-28 (3 ч).

25 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. 26 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. 27 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. 28 – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

3.4 Эссе как творческая работа выпускника (3 ч).

29 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

3.5 Итоговая контрольная работа (3ч.)

Учебно-тематический план курса 35 часов

Кол-во ч.

Тема занятия

Тип занятия

Дата

План.

Факт.

Введение. ЕГЭ: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию

Вводная лекция

4.09

1

Структура и содержание экзаменационной работы

Практикум

11.09

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (21 ч.).

1

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2018

(Промежуточный контроль)

18.09

1

Содержательная линия «Человек и общество».

Лекция

25.09

1

Ключевые понятия «Человек и общество»

Семинар

2.10

1

Тренинг по линии «Человек и общество»

Тренинг

9.10

1

Решение контрольно-тренировочных заданий с кратким ответом.

Практикум

16.10

1

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

Лекция

23.10

1

Особенности заданий с кратким ответом по теме «Познание»

Практикум

30.10

1

Задания на сравнение близких понятий «Познание»

Тренинг

13.11

1

Задания на завершение схем «Познание»

Практикум

20.11

1

«Социальные отношения»: обзор основных позиций

Лекция

27.11

1

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

Лабораторная работа

4.12

1

Особенности заданий с кратким вариантом ответа «Социальные отношения»

Практикум

11.12

1

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

Лекция

18.12

1

Решение контрольно-тренировочных заданий с кратким ответом по теме «Экономика»

Семинар

25.12

1

Специфика заданий на классификацию «Экономика»

Практикум

1

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика»

Практикум

1

Содержательная линия «Политика».

Лекция

1

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика»

Семинар

1

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика»

Практикум

1

«Право»: основные теоретические положения

Лекция

1

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию.

Семинар

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (12 ч.).

1

Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право»

Практикум

1

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право»

Практикум

1

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

Лекция

1

Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения

Практикум, промежуточный контроль

1

Общая характеристика заданий 21-29 части 2.

Лекция

1

Особенности заданий 21-24  

Практикум

1

Специфика заданий 25-28

Семинар

1

Эссе (29) как творческая работа выпускника

Практикум

1

Структура и специфика заданий на анализ документа

Семинар

1

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию.

Семинар

1

Итоговое занятие. Решение 1 части ЕГЭ.

Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итоговое занятие. Решение 2 части ЕГЭ.

        

Список литературы

  1. Я сдам ЕГЭ! Модульный курс. Обществознание. Методика подготовки: учеб.пособие  дляобщеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
  2. ЕГЭ. Обществознание: тематические варианты: 20 вариантов/ под ред. Е.Л. Рутковской. – М.: Издательство «Национальное образование»,  2016. – 272 с.
  3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2009
  4. ЕГЭ-2008. Обществознание. Тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2010.
  5. ЕГЭ 2008. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2010.
  6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
  7. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
  8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа учебного курса «Физическая культура» Для 10 класса к УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича Срок реализации программы 1 год

Рабочая программа учебного курса  «Физическая культура»Для 10 классак УМК «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»под редакцией В. И. Ляха, А. А. Зданевича...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся как...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математика» для обучающихся 5 класса занимающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида на 2020–2021 учебный год

Рабочая программа составлена на основеавторской программы по математикедля обучения учащихся специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида с нарушением интеллекта (умственной отстало...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класс класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа ориентирована на психолого-возрастные особенности развития детей 11— 15 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств, обучающихся ка...