Познай самого себя и окружающий мир
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Слюнченко Анастасия Витальевна

Конспект урока по тебе "Познай самого себя и окружающий мир".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_5_poznanie.docx38.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание. 6 класс.
Урок 2. «Человек - личность».

Этап актуализации знаний.

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами природы, ветер практически затих, и зеркальная гладь водоёма отражала в себе всё окружающее с невероятной чёткостью. Совершенство природы, её сбалансированность и чистота невольно порождали мысли о гармонии. Поэтому, спустя какое-то время, Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом:

— Янг Ли, скажи, когда по-твоему наступит полная гармония в человеческих отношениях?

Юный и любознательный Янг Ли, часто сопровождавший Учителя на его прогулках, задумался. Через некоторое время, глядя на идентичность природы и её отражения в озере, сказал:

— Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров, — мечтательно сказал ученик и грустно добавил, — но разве такое возможно?

— Нет, — задумчиво ответил Хинг Ши, — это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего «Я», индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга.

Немного помолчав, мудрец добавил:

— Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности.

  • Как вы поняли смысл данной притчи?
  • Как, на ваш взгляд, она связана с темой нашего урока?

Тема урока: «Человек – личность».

Этап изучения нового материала.

Что такое личность

В XXI веке люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя.

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы.

Вспомните, какова двойственная сущность человека? (человек – существо биосоциальное: рождается как биологическое, а развивается как социальное)

Человек – самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек – высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens. Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела. В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек – венец природы»

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться и стать частью общества. Все помнят тот мультик про мальчика, которого вырастили волки? К сожалению, такие истории совсем не выдумка, а подобных случаев известно довольно много. Один из самых популярных – рассказ о двух сестрах, которых нашли в волчьей норе. Случай произошел в начале двадцатого века. За ними постоянно вели наблюдения, фиксируя каждый шаг, поэтому информации удалось сохранить очень много.

ЧЕЛОВЕК

как СУЩЕСТВО ОБЩЕСТВЕННОЕ

как СУЩЕСТВО БИОЛОГИЧЕСКОЕ

  • способно размышлять
  • способно полноценно развиваться только в обществе себе подобных
  • часть живой природы
  • организм, живущий по биологическим законам


Задание. Изучите абзацы 3,4,5 на с. 8 и заполните пропуски в схеме.

Личность – совокупность качеств человека, которые появляются

в процессе жизни в обществе

в деятельности

в общении с другими людьми

Только личность обладает сознанием

Сознание – это

отношение человека к миру

понимание того, что человек делает, как живет, о чем мечтает

Сознание дает человеку возможность

заниматься различной деятельностью

вступать в общение с другими людьми

оценивать окружающих и себя

Проблемное задание. Предположите, с какого времени человек становится личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? При трудностях обратитесь к абзацу 1 и 2 на с. 9. (Человек становится личностью, когда а) начинает понимать себя; б) с осознанием своего «я» от других людей; в) с появлением индивидуальности; г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

Если вдуматься в понятие личность, то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отличие от других людей. В период античности называли человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин введен Н.М. Карамзиным. В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром.

Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность. Процесс становления личностью начинается с глубокого детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах от человека мало что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций он оказывается перед выбором собственной модели.

Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем-то выделяться из окружения. При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Но чаще словосочетание «стал личностью» употребляются в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность способная брать на себя ответственность, решать проблемы, контролировать поведение.

Индивидуальность: хорошо или плохо?

Задание. Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10-11. Перед вами портреты двух девушек. Составьте словесный портрет одной из них, постарайся выразить словами, как ты воспринимаешь особенности ее личности. При необходимости воспользуйся подсказкой на с. 12.

Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умение мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.

Задание. С помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. (привычки, внешность, культура, темперамент, способности)

Каждый человек неповторим, и это прекрасно.

Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного человека от другого.

Индивидуальность человека формируется под влиянием:

  • Наследственности и физиологических особенностей человека
  • Окружения
  • Черт и особенностей характера

Задание. Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 14. Рассмотрите картину В.А. Серова. Удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа картины? Если да, то в чем это проявилось?

Сильная личность

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.

Задание. Обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» на с. 15.

  • Можно ли назвать Бетховена сильной личностью?
  • Почему?

Сильными личностями являются не только знаменитые люди, но и обычные.

Задание. Прочитайте задание №2 на с. 17 учебника. Кого из ребят можно считать сильной личностью, а кого нет? Укажи не менее трех аргументов, подтверждающих твое мнение.

Этап подведения итогов.

  1. Прочитайте высказывания из рубрики «В классе и дома» на с. 16, выберите качества личности, которые вы считаете достойными человека.
  2. Составьте краткий словесный портрет сильного человека.

Домашнее задание.

Прочитать п. 1, устно ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя», выучить записи в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познай самого себя

Цель урока: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития....

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

Классный час. Тема "Познай самого себя"

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»...

Познай самого себя

Познание человеком самого себя. Тесты....

Исследовательская работа "Познай самого себя" физика + химия +организм человека

Физика и химия практически изучают одни и те же объекты, но только каждая наука видит в этих объектах свой предмет исследования. Законы этих предметов тесно переплетаются. Эти законы не н...

Программа тренинга для подростков «Познай самого себя»

Тренинг "Познай самого себя" предназначен для подростков. Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного инст...

Познай самого себя и ты познаешь мир

Особенности формирования линости в процессе общения....