Воспитание патриотизма через русскую народную сказку.
статья

Лихалит Наталья Михайловна

Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения . Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_patriotizma_cherez_russkuyu_narodnuyu_skazku.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ЧЕРЕЗ РУССКУЮ НАРОДНУЮ СКАЗКУ

2.1Система ценностей, составляющих основу  патриотического воспитания  русских народных сказок.

Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д.

Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух").

Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения[1].

Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам.

Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание.  На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем.  Обратим внимание и на магическую цифру семь, которая упоминается в волшебных сказках: семь братьев, семь лебедей, цветик - семицветик, семь комнат, семь сундуков, за семью дверями, за семью замками.

Что это за путь к счастью, состоящий из семи испытаний? Ключ опять надо найти в самом себе. Вот эти семь ключей.

-Здоровье тела - физическая сила.

-Внутренний огонь, дающий радость, ведущий к творчеству.

-Любовь ко всему.

-Интеллект - знания.

-Сознание.

-Сверхсознание.

И чтобы дойти до сверхсознания, где есть ощущение полного счастья, необходимо каждый отрезок пути пройти достойно. Как только человек выйдет к высокому сознанию, ему будет открыт весь -это ясновидение, седьмой ключ.

Если человек повторяет ошибки на жизненном круге, то ему снова придется пройти девять кругов испытаний - пойти в тридевятое царство. Счастье, которое добывают во всех русских сказках, - это семь принципов природы и семь принципов гармонии человека[2].

В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия.

В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники.

В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества.

Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость.

Самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки - это идеальный мир[3].

Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество.

В русских сказках Иванушка-дурачок находчив и удачлив, Василиса - мудра, Иван-царевич - силён и отважен.

Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних.

Символами света в славянских сказках стали женские и мужские образы как главный закон Вселенной, закон гармонии - женского и мужского начала[4].

Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-Царевна, Марья Моревна, Царь-девица, Марья-Искусница, Василиса Прекрасная - символы любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности, мудрости, Земли-Матери. Иван - крестьянский сын, Иван-царевич - символы мужских начал и ценностей: сын Земли, защитник чести и совести, силы праведной.

Эти герои ведут борьбу с темной силой, в основном Змеем и Кощеем.

За героем–богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род.

В большинстве же русских сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, являются основными средствами воспитания патриотизма.

2.2 Анализ содержания народных сказок как содержания  патриотического воспитания  

Такие категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эти сказки могут показать:

- как дружба помогает победить зло ("Зимовье");

- как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят");

- что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка").

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность[5].

Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность[6].

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка "Репка" учит быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает: в лес одним нельзя ходить -можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить.

Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка", "Терешечка".

Страх и трусость высмеиваются в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев", "Лисичка-сестричка и серый волк" и тд[7].

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается ("Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна-лягушка"), мудрость восхваляется ("Мужик и медведь", "Как мужик гусей делил", "Лиса и козел"), забота о близком поощряется ("Бобовое зернышко")[8].

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования патриотических  качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в  репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке).

В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности.

Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка[9].

2.3 Организация восприятия народных сказок через комплекс форм, методов и приемов  патриотического воспитания.

Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.

Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком; в работе с младшими школьниками – уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок.

При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные (чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические).

Методы, используемые для работы с народной сказкой духовно- патриотического содержания – это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно- диалогическом обучении.

Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа и переложение сказок на другие виды) необходимо указывать на ее особенности, вместе с детьми добираться до ее смысла, широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей и их наслаждения искусством[10].

Выразительное чтение, чтение учителем, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

- Подготовка к восприятию сказки;

- чтение сказки;

- обмен мнением о прочитанном;

- чтение сказки по частям и их разбор;

- подготовка к рассказыванию;

- обобщающая беседа;

- подведение итогов;

- задание детям на дом[11].

Большое значение при чтении сказок имеет интонация. Неверная интонация разрушает иллюзию сказочного мира.

Сказка становится тусклой, неинтересной, бесцветной, а ее темперамент, отражение в ней личности, неповторимые оттенки смысла исчезают.

Чтение сказки – не воспроизведение неких событий, но творчество в нем, и задумчивость, и акцент, и смысловое ударение говорит слушателям не меньше самого текста.

Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.

Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.

Под руководством взрослым составление детьми киносценариев по сюжету сказки. Данная работа – надежный путь к осмыслению сказки.

В школьной практике сказки чаще всего используются для пересказа, инсценировки, игр, которые являются средством развития устной речи учащихся. Но сказки обладают и другими возможностями.

Так, в процессе специальной работы можно превратить сказку в средство развития не только речи, но и литературно-творческих способностей учащихся[12].

Каждый ребенок может проявить творчество, сочиняя и оформляя сказку.

Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает поток информации. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе[13].

Таким образом, усвоение детьми патриотических  норм в процессе изучения сказок так же, как и овладение различными способами деятельности, делает их представителями народной культуры. Следовательно, обучение младших школьников должно быть насквозь воспитывающим, воздействуя одновременно на ум, чувства и душу ребенка.

Именно такое целенаправленное формирование его морального сознания, развитие патриотических  чувств и выработка навыков и привычек патриотического  поведения и в конечном итоге усвоение социально значимых ценностей и происходит в процессе знакомства младшего школьника с миром народных сказок. Однако такой процесс воспитания должен быть длительным и непрерывным, в то время как результаты его серьезно отсрочены во времени.


[1] Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2014.

[2] Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2012.

[3] Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2011.

[4] Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 2012.

[5] Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2011.

[6] Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2011.

[7] Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2011.

[8] Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2011.

[9] Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2012.

[10] Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2011.

[11] Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2012.

[12] Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2011

[13] Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...