Демократия
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Зотова Анна Валерьевна

Материалы к уроку обществознания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Что такое демократия?

Высказывания о демократии.

У. Черчилль: «Демократия – это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество»

Б. Шоу «Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем»

Менкен (англ. Философ): «Демократия – всего лишь мечта, как Аркадия, Санта-Клаус и рай»

Платон «Из демократии рождается тирания»

Ленин В.И. «Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии»

«Демократия – это лестница, которую легко переносить, чтобы люди достигали разных целей»


Приложение 2. КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ДЕМОКРАТИИ

Виды демократии:

Демократия идентитарная (тождество) – модель демократии, основывающаяся на совпадении воли народа и действий государственной власти (условие наличия единой воли). Основоположник – Ж.Ж. Руссо – общая воля выражается непосредственно на собраниях и определяет законы и деятельность правительства. Воплощение – референдумы и право отзыва депутатов. Трудности воплощения принципов в реальную жизнь.

Демократия либеральная – ограничение власти большинства и полномочий правительства с помощью конституции, защита прав и свобод человека и меньшинств. Поддержка парламентаризма.

Демократия непосредственная (прямая) – прямое участие всех граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений (античные демократии, средневековые республики). В современном мире встречается на уровне местного самоуправления. Другое название – плебисцитарная демократия.

Демократия партиципаторная (участия) – универсальный принцип организации всех областей общественной жизни, обеспечивающий уважение достоинства личности. Необходимость активного участия граждан во всех процессах для их контроля и эффективности решений.

Демократия представительная (репрезентативная) – опосредованное участие граждан в принятии решений через выбранных представителей. Опасность – отрыв представителей от народа.

Демократия социалистическая – свержение политического господства буржуазии и установление власти трудящихся, постепенная ликвидация эксплуататорских классов, установление фактического социального равенства, отсутствие реальной оппозиции (мешает продвижению вперед).

Демократия социальная – не только политическое равноправие граждан, но и равенство их социальных прав, обеспечение материального достатка, доступ к информации. Идея активно используется социал-демократами.

Демократия тоталитарная (охлократия) – неограниченная власть большинства над меньшинством, полный контроль над личностью и ее убеждениями, верованиями, общественной и частной жизнью.

Демократия элитарная – понимание демократии как конкуренции элит за занятие властных позиций в государстве посредством получения доверия и голосов избирателей на выборах. Элита – гарант стабильности демократии, а также высокого качества, компетентности и ответственности руководителей государства. Масса же должна периодически контролировать элиту с помощью выборов, влиять на ее состав.

КЛАССИФИКАЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ

ПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Царская власть (монархия)

Тирания

Аристократия

Олигархия

Полития

Демократия (фактически – охлократия)

Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: 

-богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях;

-занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом;

-к занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести);

-основой правления является господство закона.


Приложение 4. Таблица «Взгляды на демократию на основе анализа текстов»

ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОКРАТИИ

АВТОР

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕМОКРАТИИ

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

1.

2.

3.

4.

5.


Приложение 6. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЕМОКРАТИИ

Коллективистские теории демократии

Цитата: «Если кто-то откажется подчиниться общей воле, то он будет к этому принужден всем организмом, а это означает не что иное, как то, что его силой принудят быть свободным» (Ж.-Ж. Руссо)

Основная идея: народ обладает общей волей.

Основные положения:

-народ признается единственным источником власти в государстве;

-нет деления на управляющих и управляемых,

-отрицается автономия личности (человек рассматривается в контексте общества, приоритет общественных интересов над групповыми и частными);

-однородность народа по своему составу и образу мыслей (существует единое стремление и понимание у всего народа);

-абсолютная власть большинства над меньшинством;

-устранение проблемы прав человека;

-саморегуляция государства, выражающего общенародную волю, в социальном отношении.

Опасности:

-произвол большинства;

-оправдание политического господства отдельного лица или группы общенародными интересами;

-отсутствие гарантий индивидуальных прав и свобод;

-создание благоприятной почвы для тоталитарного режима.

Либеральные (индивидуалистические) концепции

Цитата: «Демократия – не столько способ управления, сколько способ ограничить правительство, чтобы оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера» (Р. Рейган)

Основная идея: автономия личности и ее приоритет.

Основные положения:

-личность является главным источником власти (приоритет прав личности над правами государства);

-индивидуальная свобода понимается как отсутствие какого-либо вмешательства извне;

-ограничение власти большинства над меньшинством;

-ограничение сферы деятельности государства охраной общественного порядка, безопасности граждан, социального мира и т.п. (невмешательство государства в дела гражданского общества);

-приоритет рыночного регулирования;

-контроль граждан над государством, система сдержек и противовесов.

Опасности:

-углубление социального неравенства;

-трудности в реальном осуществлении прав и свобод малообеспеченными слоями населения из-за резкой имущественной поляризации;

-недооценка группы как элемента политической жизни и переоценка силы индивида.

Плюралистические концепции

Цитата:

Основная идея: группа – реальный творец политики.

Основные положения:

-группа признается центральным элементом демократической системы (общество рассматривается как совокупность групп);

-в основе власти лежит соперничество и баланс групповых интересов;

-идея сдержек и противовесов в социальных отношениях;

-государство является арбитром соперничающих групповых интересов;

-влияние масс на политику происходит через множественные плюралистические элиты;

-одним из ключевых принципов демократии считается равенство;

-поддержка государством незащищенных слоев населения.

Опасности:

-преувеличение роли групповых интересов, возможность подавления личных склонностей;

-недостаточно учитывается влияние на власть бизнеса, бюрократии, военных;

-вера в нейтральность государства, которое способствует справедливому сочетанию интересов всех слоев населения;

-ограничение свободы в пользу равенства;

-возможности для чрезмерного вмешательства государства в рыночную экономику и как итог создание благоприятной почвы для тоталитаризма.

Плебисцитарные (партиципаторные) концепции (демократия участия)

Цитата:

Основная идея: воля народа и государственная власть должны быть идентичны.

Основные положения:

-особое внимание к установлению легитимной власти;

-стремление к преодолению политической отчужденности граждан;

-стремление к стабильной политической системе;

-развитие общественной и политической активности граждан;

-развитие идей самоопределения, самореализации и самоуправления;

-эффективный контроль за осуществлением политической власти.

Опасности:

-низкая эффективность принимаемых решений;

-снижение ответственности при принятии решения (перенос ответственности с конкретных должностных лиц на абстрактный народ);

-некомпетентность людей, принимающих решения;

-возможность для популизма и манипуляций;

-склонность к уравнительности;

-сложность и дороговизна практической реализации;

-растянутость принятия решений по времени;

-стремление к принуждению для привлечения большинства граждан к участию в управлении.

Представительные (репрезентативные) концепции

Цитата:

Основная идея: демократия означает компетентное и ответственное перед народом представительное управление.

Основные положения:

-передача основных функций народным представителям (парламентаризм);

-высокая эффективность управления;

-политическая стабильность;

-профессионализм при принятии решений;

-независимость народных представителей и их подотчетность избирателям;

-периодическое переизбрание народом своих представителей;

-ограничение срока выполнения представительских функций;

-ответственность депутатов перед избирателями.

Опасности:

-возможность искажения воли граждан;

-бюрократизация власти;

-пассивность основной массы населения в промежутках между выборами;

-подкуп и коррупции;

-широкие возможности для политического манипулирования;

-низкий уровень легитимности власти;

-скандалы, связанные с процедурой подсчета голосов и системами определения победителей.

Элитарные концепции:

Цитата: «Демократический метод – это порядок создания института для достижения политических решений, при котором отдельные (социальные силы) получают право на принятие решений посредством конкурентной борьбы за голоса народа» (И. Шумпетер)

Основная идея: Элита наилучшим образом представляет интересы большинства населения.

Основные положения:

-народ не может действовать в период осуществления элитой власти;

-народ передает право реализовывать свои интересы политической элите на определенное время;

-идет борьба за голоса народа и право принимать все решения.

Опасности:

-подмена интересов народа (большинства) узкими интересами представителей элиты;

-использование элитой своей власти, чтобы избежать избрания в дальнейшем других представителей;

-ситуация может меняться вместе с общественным мнением, а элита будет оставаться до переизбрания.

Социалистическая концепция:

Цитата: «Пролетарская демократия в миллион раз демократичнее всякой буржуазной демократии» (Ленин В.И.)

Основная идея: демократия является формой классового господства трудящихся слоев населения.

Основные положения:

-различные течения: ортодоксальное (или марксизм) (Маркс, Энгельс, Ленин – народ устанавливает социалистическую демократию, а при коммунизме демократия отомрет вместе с государством) и реформистское (или социал-демократия) направления (Э. Бернштейн, К. Каутский – демократия как определенная форма социального компромисса, соглашения разнородных социальных сил);

-вера в высокую степень самоорганизации трудящихся;

-господствующее положение рабочего класса;

-подавление оппозиционных сил (установление диктатуры – отрицается реформаторами);

-подход к анализу социальных явлений с позиций интересов трудящихся масс (народ и трудящие массы являются синонимами);

-социальный коллективизм;

-революционные изменения в обществе (реформаторы выступают за эволюцию и приоритет мирных средств).

Опасности:

-демократия не подходит для радикальных решений назревших вопросов общественной жизни;

-демократия становится уязвимой в условиях отсутствия плюрализма, при диктатуре какого-либо класса или политической группы;

-слово «демократия» используется с демагогическими целями и прикрывает тоталитарный или авторитарный режимы.

Все концепции можно разделить по своей субъектной направленности на коллективистские, индивидуалистические и плюралистические.


Приложение 7. ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИСТОРИИ ДЕМОКРАТИИ.

В переводе с греческого слово демократия означает «власть народа или народовластие». Первоначально термин «демократия» отражал представление о прямом правлении граждан в отличие от правления монарха или аристократов. Такие режимы в основном существовали недолго и переходили в охлократию («власть толпы»).

Возникновение демократии, по общепринятому в науке мнению, связано с появлением античного полиса. Полис соединял в себе элемент гражданской самоуправляющейся общины и являлся частью городской структуры с развивающейся частной собственностью. “Отец истории”

Геродот (484-425гг. до н.э.) был родоначальником понятия “демократия” и выделял два основополагающих принципа афинской демократии: свободу слова и равенство всех граждан перед законом.

Фукидид (460-395 гг. до н.э.) передает известную “Речь на панихиде” афинского государственного деятеля Перикла, в которой тот отдает дань погибшим в первый год Пелопонесской войны (между Афинами и Спартой) афинянам и также говорит об особенностях афинской демократии. Перикл считался древними греками одним из тех, кто воплотил принципы демократии в жизнь. В 421г. Он сформулировал перед афинским народом важность принципа политического равенства: «Наши рядовые граждане, хотя и заняты своими ремеслами и торговлей, способны здраво и мудро судить об общественных предметах… и мы рассматриваем обсуждение не как препону на пути деяния, а как условие, необходимо предшествующее всякому мудрому деянию».

Платон (427-347 гг. до н.э.) выделял 5 форм правления:

-аристократию (правление лучших, благородных);

-тимократию (правление честолюбивых);

-олигархию (правление немногочисленной группы сильных имущих);

-тиранию (разновидность монархии);

-демократию (результат мятежа бедняков, уничтожающих и изгоняющих богатых и знатных).

В дальнейшем - свел типологию к двум формам: монархии и демократии. По его мнению, монархия опасна избытком власти, а демократия - избытком свободы, поэтому надо придерживаться середины между этими крайностями.

Солона древние греки считали «отцом демократии». 

Аристотель (384-322гг. до н.э.) выделял “правильные” и “неправильные” формы государственного устройства. К первым он относил - царскую власть, аристократию и политию (смешанный государственный строй); а ко вторым - тиранию, олигархию и демократию (он ставил знак равенства между демократией и охлократией - “властью толпы”). Охлократия - власть толпы, состояние власти, характеризующееся доминированием в политике государства социальных низов (люмпенов) и маргинальных групп, связывалось с приходом к власти “черни”, низших слоев общества, неспособных эффективно управлять государством и склонных к непродуманным действиям, нарушению закона, использованию самосуда. Примеры: Отдельные периоды истории греческих городов-государств, устройство власти при С. Разине и Е. Пугачеве. Аристотель считал, что если большинство правит в интересах общей пользы, то это можно назвать политией.

Аристотель разработал главные принципы правильного демократического правления: 

-богатые и бедные участвуют в управлении на равных условиях;

-занятие должностей ограничено имущественным, хотя и невысоким цензом;

-к занятию должностей допускаются все граждане, исключая тех, кто подвергся судебному преследованию или атимии (лишению гражданской чести);

-основой правления является господство закона.

ПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

НЕПРАВИЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Царская власть (монархия)

Тирания

Аристократия

Олигархия

Полития

Демократия (фактически – охлократия)

Несмотря на такое разнообразие мнений, отрицать, что в Афинах была демократия – все равно, что доказывать, будто братья Райт изобрели не аэроплан, лишь на том основании, что их сооружение мало напоминает современный самолет. Им был неприемлем принцип всеобщего избирательного права и нежелателен институт избрания представителей, облеченных властью издавать законы.

Еще одной формой правления, которую также называли древние авторы, была геронтократия. Геронтократия - правление мудрецов или лиц, достигших преклонного возраста и обладающих значительным жизненным опытом, в силу которого они и могут управлять с большим успехом. Таких государств было не так много в истории человечества, но можно отметить опыт привлечения философов к управлению некоторых китайских императоров. Некоторые политологи последние годы советского государства также характеризовали как геронтократию.

Таким образом, формами правления, которые выделяли древние авторы были следующие:

-аристократия (власть благородных);

-тимократия (власть честолюбивых);

-демократия (власть народа);

-охлократия (власть толпы);

-тирания (власть диктатора);

-монархия (власть одного правителя, царя);

-олигархия (власть сильных, богатых);

-геронтократия (власть старейших).

Средневековье не внесло значительных изменений в понимание демократии, однако породило много новых форм и явлений, которые стали в дальнейшем модельными при формировании современной концепции демократии. Несомненно, гуманистическая направленность была характерна для христианства с проповедью свободного выбора и индивидуальной ответственности. Другое дело, что в средневековом обществе эти принципы зачастую были всего лишь декларациями.

В Средние века возрождаются города, которые заложили основы понимания демократического самоуправления.

Города не только стали экономическими и культурными центрами, но знаменосцами свободы. Они добивались в борьбе с сеньорами коммунальных вольностей, могли принимать к себе беглых крестьян (через 1 год и 1 день сеньору отказывали в праве требовать его возвращения). Появилось выражение: «Воздух города делает человека свободным».

Городские университеты не только впервые посягнули на основы христианского понимания мира и выдвинули научные основы понимания действительности, но и становились примером демократизации образования, а сам стиль преподавания поощрял дискуссии и обсуждения.

А Магдебургское право стало основой для становления городского самоуправления в дальнейшем (Екатерина II взяла эти идеи для Манифеста о вольности городов).

В конце средних веков возникла идея разделения властей: законодательная должна принадлежать народу, а исполнительная - монарху (Марсилий Падуанский XIV век).

Философ Ч. Беккариа выдвинул концепцию отмены смертной казни.

Новое время ознаменовалось всплеском интереса к понятию “демократия”. Оно конкретизируется как совокупность гражданских, естественных, социальных и политических прав и свобод.

Демократия приобретает форму требований ограничения государственной власти по отношению к гражданину:

-свобода вероисповедания (В. Пенн),

-свобода личности и собственности (Ш. Монтескье),

-участие народа в создании государства (Ж-Ж. Руссо),

-свобода торговли и промышленной деятельности (А. Смит),

-право на легальное и ненасильственное сопротивление властям (И. Кант),

-возможность революционной и мятежной борьбы (И. Фихте).

Однако единства в понимании демократии не было и в этот период. Английский философ Дж. Милль видел в ней тиранию большинства. Американский президент А. Линкольн считал ее правлением, исходящим от народа, осуществляемый народом и для народа.

Современное состояние.

Все страны мира сегодня условно можно разделить на 3 группы: страны с недемократическими режимами; страны, где демократия установилась относительно недавно (переходные режимы) и страны с давними демократическими традициями и устоями.

Возникновение демократии связано со следующими структурами общества:

-племенной организацией (первобытный мир);

-античным полисом (древний мир);

-средневековым городом (средние века);

-мегаполисом (современный мир).


Приложение 8. Документы для работы в группах.

Х. Ортега-и-Гассет “Восстание масс” (1930 г.)

В политике формой самого возвышенного стремления к сосуществованию является либеральная демократия. Будучи прототипом “непрямого действия”, она подразумевает доведенное до крайности стремление считаться с мнением ближнего. Либерализм - это принцип политического права, согласно которому общественная власть, несмотря на ее всеобъемлющий характер, стремится ограничить свое воздействие, стараясь любой ценой оставить поле для деятельности в государственной области тем, кто думает и чувствует не так, как приверженцы либерализма. Либерализм - это высшее воплощение великодушия, это право, которое большинство предоставляет меньшинству. Призыв к либерализму - самый благородный призыв цивилизации, который когда-либо звучал на планете. Это означает мирное сосуществование с противником, более того, он означает сосуществование со слабым противником... Ничто так не проясняет черты нашего времени, как тот факт, что осталось очень мало стран, где имеется оппозиция правящим силам. Почти во всех странах единая серая масса оказывает давление на представителей политической власти, уничтожая в зародыше любую возможность появления оппозиции. Масса отвергает сосуществование с кем-либо, кроме нее самой, - ее питает смертельная ненависть ко всем, кто к ней принадлежит.

Муссолини Бенито «Доктрина фашизма»

После социализма фашизм обрушивается на всю систему демократической идеологии и отвергает как ее теоретические предпосылки, так и практическое применение. Фашизм отрицает, что большинство может направлять человеческое общество одним лишь фактом своего большинства; он отрицает, что множество может управлять путем периодической консультации, и утверждает неизменно полезное и плодотворное неравенство людей, которое не может быть до конца выравнено путем такой простой механической операции, как всеобщее избирательное право. Демократический режим можно определить как иллюзию суверенитета, время от времени даруемую людям, тогда как реальная действующая власть находится в руках других, скрытых и не несущих ответственности, сил. Демократия – режим, номинально лишенный короля, но на деле управляемый многими королями – королями более абсолютистскими, деспотичными и разрушительными, чем один настоящий король, даже если он тиран.

Турэн Алэн «Что означает демократия сегодня?»

Собственной сферой демократии является политическая система. К ней примыкает, с одной стороны, частный мир, а с другой – мир государства. Не может быть демократии, если гражданское состояние, занимающее среднее положение, не втягивает в себя частные интересы и убеждения, с одной стороны, и приверженность государству – с другой. Определенно не может быть демократии, если частные убеждения и национальная приверженность смыкаются напрямую, избавляясь от среднего положения гражданского состояния. Но демократия слаба и почти бессмысленна, если не допускает существования этих двух миров на обеих сторонах, если стремится отождествляться со всей в целом, личной и общественной, жизнью. Демократия является постоянным усилием по созиданию сферы гражданского состояния и обеспечению того, чтобы частные убеждения и групповая принадлежность могли сойтись и соединиться в ней в атмосфере взаимного уважения…

Демократия обязана быть представительной, т.е. ее политические представители должны соответствовать людям в обществе вообще или по крайней мере в значительной степени так, чтобы эти люди могли отождествлять себя с политическими властями, даже если и коалиции, союзы и внутренняя партийная борьба создают завесы между обществом и политикой, которые ослабляют и затемняют связи между ними…

Чем более группы интересов становятся разнообразными и специализированными, тем менее они способны заниматься общими проблемами общества и в результате тем больше хиреет демократия. Подвергаясь угрозе, с одной стороны, принудительного утверждения единства общества и нежелания допускать наличия разнообразия интересов, демократия также подвергается угрозе со стороны многообразия групп давления, чьи действия напоминают действия экономических групп на рынке. Демократия не является ни сообществом, ни политическим рынком.

Бухарин Н.И. “Теория пролетарской диктатуры” (1919 г.)

Демократия, поскольку мы подразумеваем под этим словом определенный политический строй, была до сих пор одной из форм - самой утонченной формой- господства буржуазии. В чем состояла основная предпосылка демократического устройства? В наличии ряда фикций, которые чрезвычайно ловко использовались для систематического обмана масс. Основной такой фикцией было понятие общенародной воли, “нации”, “целого”. Вся система демократических учреждений покоится на “общенародности”. Нетрудно понять классовый смысл “общенародных” норм. Понятно, что в действительности есть классы с противоположными непримиримыми интересами; понятно, что ни о какой “общенародной” воле, которая объединяла бы и рабочих, и капиталистов, в действительности нет и речи. Но буржуазии нужна, ей необходима фикция “общенационального”. Буржуазия - правящее меньшинство. Но как раз потому, что она - меньшинство, ей приходится, чтобы держать массы в повиновении, говорить от имени “всей нации”, ибо она не может открыто говорить от имени кучки. Таким образом возникает фетиш общенародной воли, и буржуазия выступает как нация, как “страна”, а буржуазная государственная организация - как общее всем “отечество”...

Платон “Государство”

Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию...

Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие, подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех...

В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, то все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь... Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаружил расположение толпе...

Когда юноша, выросший... без должного воспитания и в обстановке бережливости, вдруг отведает меда трутней и попадет в общество опасных и лютых зверей, которые способны доставить ему всевозможные наслаждения, самые пестрые и разнообразные, это-то и будет у него, поверь мне, началом перехода от олигархического типа к демократическому.


Приложение 9. Лист контроля знаний, самооценки и рефлексии.

ГРУППА ____________________________________________________________________

УЧАСТНИК ЗАНЯТИЯ _______________________________________________________

1. Назовите известные Вам оценочные позиции по отношению к демократии:

Максимум 3 балла

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Автором высказывания о том, что демократия является властью народа, во имя народа и для народа, был:

А. Черчилль                Б. Линкольн                В. Аристотель                Г. Сахаров

1 балл

3. Перечислите 3 основных формы демократии и кратко поясните особенность каждой из них с примером:                                                                Максимум 6 баллов

А. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

В. ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в высказывании: «Геродот выделил 2 основополагающих принципа афинской демократии: свободу ___________ и _____________  всех перед законом».

Максимум 2 балла

5. Заполните пропуски в классификации форм правления, данной Аристотелем:

Максимум 5 баллов

_____________________ формы правления

______________________ формы правления

Аристократия

___________________________________

Монархия

___________________________________

_______________________________

Демократия

6. Соотнесите форму правления и ее характеристику:

По 1 баллу за каждое правильное соотнесение

А. аристократия

1. власть честолюбивых

Б. тимократия

2. власть народа

В. демократия

3. власть сильных, богатых

Г. охлократия

4. власть благородных

Д. тирания

5. власть диктатора

Е. монархия

6. власть старейших

Ж. олигархия

7. власть толпы

З. геронтократия

8. власть одного правителя

7. Укажите три общих положения марксистской и социал-демократической концепций демократии. Назовите два основных различия этих концепций. Максимум 4 балла

Общие положения:

-

-

-

Различие концепций:

-

-

8. Соотнесите мыслителей Нового времени и их концепции:

По 1 баллу за каждое правильное соотнесение

А. В. Пенн

1. участие народа в создании государства

Б. Ш. Монтескье

2. свобода торговли и промышленной деятельности

В. Ж-Ж. Руссо

3. возможность революционной и мятежной борьбы

Г. А. Смит

4. свобода личности и собственности

Д. И. Кант

5. свобода вероисповедания

Е. И. Фихте

6. право на легальное и ненасильственное сопротивление властям

9. Отцом демократии считают _____________________                                1 балл

10. По мнению Платона монархия была опасна избытком ____________, а демократия – избытком ______________.                                                Максимум 2 балла

11. Слово «демократия» в дословном переводе означает:                                1 балл

а) «властные полномочия»;  б) «народная правда»;  в) «власть народа»;  г) «обсуждение»

12. Кто из общественных деятелей первым выступил против смертной казни?         1 балл

а) А. Линкольн; б) Ч. Беккариа; в) А. де Токвиль; г) Ж.-Ж. Руссо.

13. Восстановите последовательность принятия документов и написания работ, связанных с демократией: Магдебургское право, Декларация прав человека и гражданина, Полития, Жалованная грамота городам, Билль о правах.                         Максимум 4 балла

1. __________________________ 2. _____________________ 3. ______________________

4. _______________________________ 5. _________________________________

14. К какой концепции по отношению к демократии относится следующий лозунг: «Народ обладает общей волей»:                                                                                 1 балл

А. Либеральной   Б. Репрезентативной  В. Коллективистской  Г. Элитарной.

15. К какой концепции по отношению к демократии относится следующий лозунг: «Группа – реальный творец политики»:                                                         1 балл

А. Коллективистской  Б. Плюралистической  В. Элитарной  Г. Плебисцитарной.

Вопросы для рефлексии

Выделите не менее 4 форм деятельности, в которых Вы принимали участие на занятии:

1. ___________________________________________________________________________

2. ___________________________________________________________________________

3. ___________________________________________________________________________

4. ___________________________________________________________________________

Что было самым трудным в ходе занятия?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что было наиболее интересным в ходе занятия?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Что нового я узнал(а) на занятии?

ОТВЕТЫ

1. Негативная (отрицательная), позитивная (положительная), нейтральная (аналитическая), скептическая, классовая (идеологическая), инструментальная.

5-6 ответов – 3 балла, 3-4 ответа – 2 балла, 2 ответа – 1 балл.

2. Б.

3. Формы демократии –

Прямая (народ непосредственно влияет на принятие законов и решений – примером является референдум).

Представительная (народ через своих представителей влияет на принятие решений – депутаты парламента).

Плюралистическая (народ влияет через группы давления, профсоюзы, общественные организации и т.п.).

За каждое правильное название и каждое правильное пояснение по 1 баллу.

4. «слова», «равенство».

5. Слева – правильные, полития; справа – неправильные, олигархия, тирания.

6. А4  Б1  В2   Г7  Д5  Е8  Ж3   З6

7. Элементы ответа

1. В качестве общих признаков могут быть указаны:

  • Анализ социальных явлений с позиций интересов трудящихся;
  • Вера в самоорганизацию трудящихся;
  • Стремление к смягчению социальных различий, социальное равенство;
  • Социальная справедливость;
  • Социальный коллективизм.

Могут быть названы и иные формулировки.

Указания к оцениванию

Баллы

Указаны три  признака

2

Указано два признака

1

Указан один из признаков, признаки не указаны или указаны неверно

0

Максимальный балл

2

2. В числе главных различий могут быть названы:

  • Отношение к изменениям (революционные и эволюционные);
  • Отношение к оппозиции (диктатура и признание оппозиционных взглядов);
  • Социальная база (опора на рабочий класс и стремление к стиранию социальных различий).

Могут быть названы и иные формулировки.

Указания к оцениванию

Баллы

Названы  два итога

2

Назван один итог

1

Элементы ответа не названы или названы неверно

0

Максимальный балл

2

Максимальный балл за все задание

4

8. А5  Б4  В1   Г2   Д6   Е3

9. Солон

10. Власти; свободы.

11. В.

12. Б.

13. Полития (Древний мир)-Магдебургское право (Средние века)-Жалованная грамота городам (1785)-Декларация прав человека и гражданина (1789)-Билль о правах (1791). По 1 баллу за каждую правильную последовательность.

14. В. 15 Б.


 



Предварительный просмотр:

Сказка о демократии

 Был солнечный полдень.

 - Ну?.. - спросил дракон.

 Рыцарь надул щёки. Величаво громыхая панцирем прошёлся взад вперёд и на выдохе выдал:

 - Да, у меня есть мечта. Хочу стать королём!

 - Ну и дурак. - отрезал ящер.

 Его напарник от неожиданности наступил правым башмаком на свою же левую шпору и едва не навернулся:

 - Почему это?!..

 - Ну, партнёр, давай рассмотрим вопрос детально. - предложило крылатое пресмыкающееся: - Главная проблема в статусе самодержца - это персональная ответственность. Раз ты монарх - стало быть в глазах электората по определению отвечаешь за всё, творящееся в стране. Включая грипп, зубную боль и расстройство желудка. Так сказать - ты пожизненно крайний, так?

 - Эээээ… - рыцарь почесал шлем в районе затылка и неуверенно поинтересовался: - А разве верховный сюзерен не подсуден лишь Богу?

 - Это уже конечная стадия ответственности… - педантично уточнил дракон. - …Которая наступает сразу после того, как миновала стадия первичная - земная. Последняя, порой, принимает самую  причудливую форму… Например - форму августейшей головы, напрочь отчекрыженной затюканной поборами чернью.

 Рыцарь невольно надвинул шлем поглубже:

 - Оп-па! И о чём же мне тогда мечтать?

 Дракон философски поковырялся когтем в зубах и, как бы между прочим, обронил:

 - Разумеется - о демократии…

 - О чём, о чём?..

 - О демократии. Сиречь - о народном правлении и народовластии.

 Рыцарь с большим сочувствием посмотрел на своего напарника:

 - Ты что? Мухоморов объелся? Отдать дарованную Божьим Провидением власть в руки золотарей и кухарок?!..

 Теперь уже ящер с неменьшим сочувствием осмотрел своего патрнёра, вздохнул и отрезюмировал:

 - Вот из-за таких упёртых, как ты, и случаются революции, стачки и прочие общественные непотребства.

 - Почему это?!.. - второй раз уже за этот полдень выдал свою коронную реплику рыцарь.

 - А потому это! - взревел дракон и возмущённым плевком превратил случившуюся неподалёку утиную стаю в косяк поджаренных окорочков. - Потому что книжки надо по вечерам умные читать! Вместо попсы!..

 - "Молот ведьм" - это не попса!.. - возмутился было рыцарь, но быстро сообразил, что попытка переорать чешуйчатую тушу высотой с двухэтажный дом заранее обречена на неудачу.

 - Ладно, замяли. - минуту спустя примирительно сказал ящер и начал по очереди загибать когти на правой лапе: - Во-первых, демократия - это мощный бренд…

 - Мощный что?..

 - КНИЖКИ НАДО!!!..

 - …Стоп-стоп-стоп. Я помню. - кротко ответил рыцарь, ловко туша тлеющий плюмаж.

 - Во-вторых, демократия - это такой строй, при котором верховный правитель может творить всё, что угодно, ни за что при этом не отвечая.

 - Oops! Не понял… - от удивления рыцарь даже забыл про обугленные перья на шлеме.

 - С чего, по-твоему, начинается демократия? - дракон ехидно приподнял бровь.

 Его напарник задумчиво выпятил нижнюю губу:

 - Ээээ… С права каждого на управление государством?

 - Нет, конечно. - пресмыкающееся хихикнуло. - С вранья.

 - …?

 - Всё начинается с того, что ты врёшь всем, что у них есть право управлять государством.

 - …!

 - Для того, чтобы тебе поверили, учреждаешь кучу всякой пафосной бумажной волокиты. Как-то: Конституцию, Биль о правах и бюллетени на выборах. Люди так устроены, что в массе своей от подобной ерунды дуреют больше, чем от мухоморов…

 Рыцарь, который в первый раз в жизни слышал такое умное слово, как "Конституция", подобрал челюсть и согласно кивнул.

 - …Дальше - строгий контроль общественности за выборами в представительный орган власти и тщательный учёт всех голосов. Пусть народ следит друг за другом - это такое хобби, которое затягивает с головой!.. - с упоением продолжал дракон. - Непременное обещание покарать всех мздоимцев и взяточников! Создание парламента, на который можно будет валить всё! Первое заседание! Банкет с бесплатным  элем для всех активистов!.. Не жалей эля, и ты - глава государства!.. А когда тебе всё же попробуют устроить импичмент - появлюсь я!!!.. - ящер от удовольствия хрюкнул.

 - И мне, как обычно, придётся биться со "злым драконом"? - попробовал отгадать рыцарь.

 - Только в крайнем случае. Если нам срочно понадобится культ личности, дабы превратить тебя в пожизненного вождя и отца нации. А до этого ты на неограниченный срок введёшь в стране особое положение, наклав на парламент и приняв на себя чрезвычайные полномочия по устранению драконьей опасности!..

 - Ты гений - рыцарь с почти религиозным благоговением бросил взгляд на своего напарника.

 - Таким образом, на повестке дня остаётся только один вопрос… - подвёл итог ящер.

 - Долой королей - да здравствует демократия!

 - …Кстати, хороший слоган, напарник, но я не об этом…Где  взять деньги на эль?



Предварительный просмотр:

Предубеждение — установка, препятствующая адекватному восприятию сообщения или действия. Как правило, человек не осознает или не желает осознать, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту П. как следствие объективной и самостоятельной оценки каких-то фактов. П. может быть следствием поспешных и необоснованных выводов, базирующихся на личном опыте, а также результатом некритического усвоения стандартизированных суждений, принятых в определенной общественной группе (предрассудок). П. нередко используется человеком для оправдания неблаговидных поступков.

В.В. Мироненко

ПРЕДУБЕЖДЕ́НИЕ, предубеждения, ср. (книжн.). Ложное, предвзятое, заранее сложившееся отрицательное мнение о ком-чем-нибудь, предрассудок. Относиться к кому-нибудь с предубеждением. «Невинных лет предубежденья умом и страстью побеждать.» Пушкин

 «Го́рдость и предубежде́ние» (англ. PrideandPrejudice) — роман Джейн Остин, написанный в 1796—1797 годах.

Го́рдость — положительно окрашенная эмоция, отражающая положительную самооценку — наличие самоуважения, чувства собственного достоинства, собственной ценности. В переносном смысле «гордостью» может называться причина такой самооценки (например, «этот студент — гордость всего института»).

Гордость - это остановка в развитии. Это скрежет тормозов. Особенно опасна гордость, когда она становится идеей нации или государства.

Неподдельная,искренняягордость,илисамоуважение,если только она хорошо скрыта и в то же время действительно обоснована,безусловно должна быть характерна для человека чести.

1. Чувство собственного достоинства, самоуважения. Национальная г.

2. Чувство удовлетворения от чего-н. Г. победой.

3. кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. Этот студент г. института.

4. Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.). Из-за своей гордости ни с кем не дружит.



Предварительный просмотр:

Для деления на группы используется метод-«Тест ногами»(при входе в класс каждый ученик берет то или иное утверждение, определяя кому оно принадлежит)

Аристотель

Разработал главные принципы правильного демократического правления

Разделил все формы правления на 3 правильных и 3 неправильных

Он сделал вывод: «Человек есть политическое животное»

Считал демократию неправильной формой управления государством

Написал знаменитую книгу «Политика»

Наставник и воспитатель Александра Македонского

Платон

Написал книгу «Государство»

Близкие к совершенству  формы  правления,  по его мнению,  монархия и аристократия, демократия (хорошая)

На вопрос «Кто управляет государством? Ответил «Мудрецы - философы»

Выделил 2 формы демократии: плохая (анархия) и хорошая

Ученик Сократа

Над  его  школой ( академией)   была надпись «Да не войдет сюда тот, кто не знает геометрии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демократия в древней Греции.

Материал для проведения дополнительных занятий и внеклассных мероприятий по предмету история....

методическая разработка к уроку по истории"Расцвет демократии в Афинах"

Разработка  содержит презентацию и конспект урока...

"Демократия и гражданское общество".

Презентацию можно использовать для работы на уроках обществознания в 10-11 классах по темам:"Демократия", "Становление гражданского общества"....

Нетрадиционный урок в 5 классе "Афинская демократия в V веке до нашей эры"

Данный урок   относится к разряду нетрадиционных уроков, так в нем присутствуют элементы театральной педагогики.  Данная методика позволяет активизировать  заинтересованных учащихся, во...

плакат о демократии

Работа ученицы Павловой Валентины на конкурс по истории демократии...

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин Игорь Юрьевич, учитель истории

Афинская демократия Разработка урока в 5-м классе "Афинская демократия при Перикле" Буздалин  Игорь Юрьевич, учитель истории.  Цель урока: Расширить и дополнить представления школьнико...