Урок обществознания в 6 классе по теме «В гармонии с природой»
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Шункарова Алина Раяновна

План урока

Введение в тему урока.

Определение сущности понятия «среда обитания человека».

Формирование представления о правильном отношении природе.

Определение черт сходства и различий человека и животных.

Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_garmonii_s_prirodoy._6_klass.docx255.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 6 классе по теме «В гармонии с природой»

Форма проведения: урок-беседа.

Цели:

образовательные: определить суть и содержание понятия «среда обитания человека»; выявить черты сходства и различия человека и животных;

обучающие: совершенствование УУД:

коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи;

познавательных: умения находить и выделять необходимую информацию; умения выдвигать и обосновывать гипотезу; умения структурировать информацию (ИКТ-компетенции);

личностных: умения дать нравственно-этическую оценку;

регулятивных: умения ставить учебную задачу; умения оценить качество и уровень усвоения материала;

воспитательные: формирование представления о правильном отношении к природе.

План урока

Введение в тему урока.

Определение сущности понятия «среда обитания человека».

Формирование представления о правильном отношении природе.

Определение черт сходства и различий человека и животных.

Закрепление пройденного материала.

Подведение итогов.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику.

Ход урока

1. Введение в тему урока

Учитель зачитывает изречение: «Человек определяется не только прирождёнными качествами, но и приобретёнными» (И.В. Гёте, немецкий поэт, мыслитель). Используя наводящие вопросы, учитель формулирует тему урока.

2. Определение сущности понятия «среда обитания человека»

Учитель предлагает учащимся подробнее разобраться, в чём суть понятия «среда обитания человека», и выявить сходства и различия человека и животных. На экране демонстрируются иллюстрации, характеризующие среду обитания человека.

Класс разбивается на три группы по рядам.

Первая группа получает задание изучить пункт «Среда обитания человека» на с. 20–22 учебника;

вторая группа — пункт «Что объединяет человека и животных» на с. 22–23;

третья группа — пункт «Чем человек отличается от животных» на с. 23–24.

Содержание раздела «Среда обитания человека» пересказывают учащиеся первой группы.

Вопросы к учащимся.

— Что из изображённого на фото 1–4 человек создал сам? (Города, дворцы, дома, парки и т. д.) Перечислите, что ещё, не изображённое на фото, человек создал сам.

— Что люди придумали для того, чтобы поддерживать порядок? Подсказка: это является очень важной частью жизни человека. (Правила поведения людей по отношению друг к другу и к природе.)

Учащиеся заполняют в своих тетрадях следующую таблицу.

Среда обитания человека

Естественная,

Искусственная,

Общественная

созданная самим

природная

(социальная)

человеком

Почва, вода, ниж-

Дома, одежда,

Правила поведе-

ние слои атмосфе-

бытовая техника,

ния людей по от-

ры, растения, жи-

машины, мосты

ношению друг к

вотные

и т. д.

другу и к природе

3. Формирование представления о правильном отношении к природе

  • С помощью мультимедийного проектора учитель демонстрирует иллюстрации, на которых показаны примеры как бережного отношения человека к природе, её охраны, так и загрязнения окружающей среды. Учащиеся отвечают на следующие вопросы.

— На каких иллюстрациях, на ваш взгляд, показано разумное отношение человека к природе?

— Как вы считаете, к чему ведёт неразумное отношение человека к природе? (Человек губит природу и впоследствии не сможет воспользоваться её благами.)

— Как вы понимаете смысл цитаты из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»: «Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник»?

Учащиеся дают свои варианты ответа, учитель при необходимости наводящими вопросами помогает им сформулировать итоговый тезис.

Запись в тетрадях. Люди могут использовать природу для удовлетворения своих потребностей и интересов, но при этом не следует наносить ей ущерб.

4. Определение черт сходства и различий человека и животных

Для определения сущности понятия «человек» следует построить схему, отражающую черты сходства и различия человека животных. С этой целью учитель задаёт следующие вопросы:

— Человек — кто он?

— Что его отличает от животных?

— Какими чертами сходства с животными он обладает? Учащиеся дают свои варианты ответа, учитель при необходимости помогает им наводящими вопросами и записывает верные ответы на доске так, чтобы в итоге они сложились в виде следующей схемы.

После составления схемы учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать определение понятия «человек».

Запись в тетрадях. Человек — живое существо, он обладает разумом, владеет речью, умеет изготавливать орудия труда и планировать свои действия.

5. Закрепление пройденного материала

Учащиеся отвечают на вопросы 1–4 к § 3 учебника; выполняют задание 10, аргументируя свой ответ. При выполнении задания 10 учитель с помощью наводящих вопросов формирует

  • учащихся понимание того, что все составляющие части среды обитания одинаково важны для человека.

Учитель отмечает, что природная среда даёт человеку пищу и полезные ископаемые; искусственная среда даёт человеку жильё и комфортные условия жизни; общественная среда формирует взаимоотношения между людьми, она не позволяет наносить вред другим людям и природе.

6. Подведение итогов

Озвучивание отметок за урок.

Домашнее задание: § 3 учебника, задания 7–9; задания 5, 6 (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги...

Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"

Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....

План - конспект урока в 9 классе по теме: «Географическое положение и природа Поволжья»

Поволжье. Номер урока №1.  Географическое положение и природа Поволжья....

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

Конспект урока английского языка в 10 классе по теме" В гармонии с природой"

Урок комплексного применения знаний (комбинированный урок)...