Тайм-менеджмент учащихся при подготовке к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа)

Трофимова Алина Семеновна

В своем докладе я рассматриваю понятие "тайм-менеджмент". Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента?  Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. В своей статье я делюсь опытом по применению данной системы в подготовке учащихся к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл taym.doklad.docx45.73 КБ
Файл taym-menedzhment_pri_podgotovke_k_ege.pptx84.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тайм-менеджмент учащихся при подготовке к ЕГЭ

    Тайм-менеджмент — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей. Термин «тайм-менеджмент» не вполне корректный: управлять временем — нельзя, организовать его — можно. Однако термин стал частью современного языка, поэтому и мы тоже будем использовать его в нашем курсе наряду с понятием «организация времени».

    Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема для школы? Может быть, за новым словом скрывается привычная деятельность педагога? Будет лукавством сказать, что тайм-

менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Смеем предположить, что почти

у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенны мероприятиям…

    Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получают ученики в школе в настоящее время, уже недостаточно.

   Жизнь современного школьника характеризуют, по меньшей мере, три важные проблемы.

1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению.

2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами.

3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадки, или собственная лень.

Между тем эти проблемы можно эффективно решать с помощью тайм-менеджмента.

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим ко-

личеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

     Вопрос эффективного управления связан не только с достижением результата, но и с тем, какой ценой это было достигнуто. Лозунг «Цель оправдывает средства» ушел в прошлое.

Под словом «средства» скрывается благополучие человека, его здоровье. Тайм-менеджмент — одно из таких средств. Задача тайм-менеджмента не сводится лишь к обучению приемам

планирования и организации деятельности. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы.

    Кроме этого, актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной

сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач.      Человек-проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи.

Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента!

   Таким образом, умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.

Что должен учесть педагог, который поставил перед собой задачу сформировать у своих учеников навыки тайм-менеджмента?

Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по

формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях:

«Цель», «Время», «Управление».

Эти направления определяют основное содержание и при работе с детьми. Однако, выстраивая программу работы с детьми, важно учесть две особенности. Первая задана возрастом, вторая — спецификой организации жизни ребенка в школе. Рассмотрим эти особенности в каждом из

перечисленных направлений.

Направление «ЦЕЛЬ»

C:\Users\Александр\Pictures\2015-04-08 15-38-48 Скриншот экрана.png

Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу — вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллекту-

альную готовность к освоению этих знаний. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Изначально цель может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. К сожалению, в школе не

всегда уделяется должное внимание вопросам целеполагания.

      И здесь мы переходим к следующему тезису, описывающему внешние особенности, которые нужно учитывать. В современной школе не так много места для того, чтобы ребенок работал с собственными целями. Чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок. И если «чадо» вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал всё необходимое и достаточное. Ситуаций, в которых ребенок сам вырабатывает цели своей деятельности и определяет стратегию их достижения, в школьной практике очень мало.

Направление «Время»

Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Восприятие времени субъективно и зависит от множества факторов: наполненность времени, интерес к происходящему,

самочувствие человека — все они оказывают значительное влияние на восприятие времени. Но если взрослый вполне может отследить момент искажения в восприятии времени, то ребенок этого сделать не в состоянии. Планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Мы знаем, что время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково.

Направление «Управление»

Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! В учебной программе нет предмета, который напрямую был бы связан с задачей передачи детям знаний о том, как можно организовывать деятельность по достижению собственных целей. В школе зачастую нет взрослого, который считал бы это своей профессиональной обязанностью. Решить этот вопрос можно двумя способами. Первый: школа, понимая значимость этого вопроса, находит возможность для организации этого процесса в школе (управленческое решение, носящее системный характер). Второй: педагог, работающий в классе, понимая важность этой работы, изыскивает собственный ресурс для организации деятельности.

Каждый год одинадцатиклассники готовятся к сдаче государственных экзаменов и поступления в вуз. Срывы на экзаменах являются достаточно распространенным явлением. Главная причина этих срывов кроется в отсутствии у учащихся адекватных способов эмоционального реагирования на стрессовые ситуации. В этой связи, психологическая готовность старшеклассников является одной из основных характеристик, способствующих успешной государственной аттестации в форме ЕГЭ.

Для этого необходимо:

- сформировать положительное отношение к ЕГЭ;

- сформировать положительное отношение к ЕГЭ;

Можно проводить «мозговой штурм» на тему: «Что может мне дать ЕГЭ?». Участникам нужно сформулировать как можно больше ответов на вопросы: чем ЕГЭ может быть для меня лучше традиционной формы экзамена и в чем его плюсы для меня?

- помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене». Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.

- помочь оценить, что больше всего  пугает учащегося в процедуре ЕГЭ? Составить список тех трудностей, с которыми, по мнению учащегося, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании;

 - особое внимание уделить организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;

   - научиться использовать такие формулы самовнушений:

Я уверенно сдам ЕГЭ. Я уверенно и спокойно справлюсь с заданиями. Я с хорошим результатом пройду все испытания. Я спокойный и выдержанный человек. Я смогу справиться с заданием. Я справлюсь. Я должен сделать то-то и то-то....

    Но, прежде всего, для успешной сдачи экзамена необходимо научиться управлять временем. Тайм-менеджмент необходим и тем, кто сдает 2-3 экзамена, и, разумеется, тем, кто сдает больше 4, ведь в любом случае вам нужно выделить время для подготовки и отдыха (все мы люди). Рассмотрим среднюю ситуацию по стране – когда у человека 4 экзамена: обязательные русский язык и математика + 2 профильных экзамена.

Как научиться планировать свое время:

  1. Сделать анализ потерь времени – что и кто съедает наше время, которое мы могли бы использовать более разумно
  2. Анализ использования времени. Сколько занимает времени каждый вид деятельности: учеба, отдых, общение и т.д.
  3. Изучить и наметить для себя, способы помогающие планировать время.

Прежде всего, зачем нужно уметь управлять своим временем?  «Когда мы эффективно управляем своим временем, повышается наша производительность и снижается уровень стресса. Мы можем тратить освободившееся время на интересные проекты с высокой отдачей в будущем. Короче говоря, мы становимся счастливее!»

Как лучше к ним готовиться?

1. Определить дни для каждого предмета (в понедельник я занимаюсь русским, в среду – химией и т.д.).

2. Если  все же удобнее заниматься несколькими предметами день, то не чередовать совершенно разные предметы (например, полчаса математики и полчаса обществознания).

3.  чередовать  выполнение задач: во вторник вы учите новый материал и решаете новые задачи, а в среду занимаетесь повторением.

3. Используйте «принцип помидора» - чередовать время отдыха и работы (оптимально 40 минут активной подготовки, 10-15 минут отдыха)

Что будет дополнительной помощью в организации подготовки?

1. Убрать отвлекающие  вещи, гаджеты, яркие постеры – полностью переключитесь на учебу

2. Не смешивать материалы разных предметов на рабочем месте – сделать папочки/стопки для разных предметов. Порядок на столе – порядок в голове.

3. Использовать стикеры, закладки, отметки для важного материала.

4. Хорошей помощью в подготовке также будет определение наилучшего для вас типа восприятия (в Интернете множество тестов на определение типа): визуальный (изображения, текст), аудиальный (аудиозаписи) или кинестетический (использование прикладных материалов). С учетом этого вы можете решить, как  лучше организовать подготовку.

              Определиться, как и с кем готовиться к ЕГЭ. Основные способы подготовки к       итоговому экзамену - это самостоятельные занятия, занятия с репетитором и прохождение курсов при ВУЗах или от отдельных организаций по интернету или заочно.

           Управление временем фактически сводится к управлению своими действиями во времени, т.к. работы всегда больше, чем времени отпущенного на неё. Часто попытки сократить время для работы по подготовке к экзаменам приводит к снижению качества проделанной работы. В ситуации нехватки времени стандартной ошибкой большинства учащихся является повышение скорости выполнения работ, что влечет за собой повышение количества ошибок и снижение качества усвоения учебного материала.

           То же самое происходит непосредственно на экзамене. Поэтому задача выпускника состоит не в том, чтобы совершать действия быстрее, а в том, чтобы рационально расходовать тот ресурс времени, который у него есть в распоряжении.  Поэтому необходимо настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ.

Памятка для выпускника

Как настроить себя на успех, быть более собранным

и внимательным в день сдачи ЕГЭ

- Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией.

- Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется.

- Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе.

- Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы.

- Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки.

- При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу.

- Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

Тайм-менеджмент в этом году используется и во время проведения ЕГЭ.

В «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию»  выделена пятая колонка «Примерное время выполнения задания (мин.)»

ЧАСТЬ 1.

1-3 зад. - по 2 мин.

4-9, 12-14 – по 7 мин.

10 зад. -  4 мин.

11 зад. – 5 мин.

15-20 зад. – по 8 мин.

ЧАСТЬ 2.

21-28 зад. – по 8 мин.

29 зад. написать эссе  - 45 мин.                   Всего: 235 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайм-менеджмент при подготовке к ЕГЭ

Слайд 2

Жизнь современного школьника характеризуют проблемы: 1. Непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению. 2. Неумение грамотно спланировать время на выполнение огром­ного количества задач, поставленных в школе, и неспособность разобраться с их приоритетами. 3. Незнание ребенком способов борьбы с тем, что мешает ему все успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспо­рядка тетрадки, или собственная лень.

Слайд 3

Работа по формированию навыков тайм-менеджмента строится в трех направлениях : «Цель» - может транслироваться взрослым, но ребенок должен принять эту цель, соотнести с собственными потребностями. «Время»- Планирование возможно лишь при правильном понимании «ценности» каждой временной единицы. Мы знаем, что время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково . «Управление » - это практическое умение, которое невозможно освоить теоретически: для этих целей необходима особая система развивающих занятий под руководством педагога.

Слайд 4

Психологическая готовность сформировать положительное отношение к ЕГЭ; сформировать положительное отношение к ЕГЭ; помочь оценить, что больше всего пугает учащегося в процедуре ЕГЭ; организации комфортной домашней обстановки; - научиться использовать формулы самовнушений.

Слайд 5

Как научиться планировать свое время: Сделать анализ потерь времени – что и кто съедает наше время, которое мы могли бы использовать более разумно Анализ использования времени. Сколько занимает времени каждый вид деятельности: учеба, отдых, общение и т.д. Изучить и наметить для себя, способы помогающие планировать время.

Слайд 6

Как лучше к ним готовиться? Определить дни для каждого предмета; Если все же удобнее заниматься несколькими предметами день, то не чередовать совершенно разные предметы; чередовать выполнение задач: во вторник вы учите новый материал и решаете новые задачи, а в среду занимаетесь повторением ; чередовать время отдыха и работы .

Слайд 7

Что будет дополнительной помощью в организации подготовки? 1. Убрать отвлекающие вещи, гаджеты , яркие постеры – полностью переключитесь на учебу 2. Не смешивать материалы разных предметов на рабочем месте – сделать папочки/стопки для разных предметов. Порядок на столе – порядок в голове. 3. Использовать стикеры , закладки, отметки для важного материала. 4. Хорошей помощью в подготовке также будет определение наилучшего для вас типа восприятия (в Интернете множество тестов на определение типа): визуальный (изображения, текст), аудиальный (аудиозаписи) или кинестетический (использование прикладных материалов).

Слайд 8

Как настроить себя на успех, быть более собранным и внимательным в день сдачи ЕГЭ Мобилизуй свое внимание, сконцентрируйся на успешном выполнении всех заданий - это поможет справиться с ситуацией. Постарайся сразу сосредоточиться после того, как ты получил текст заданий. Не отвлекайся на посторонние раздражители (шорохи, звуки, разговоры). Перечитывай каждый вопрос дважды, убеждаясь, что ты правильно понял то, что от тебя требуется. Если тебе не сразу удается сосредоточить внимание, ты отвлекаешься и испытываешь тревожность по поводу ситуации. Успокойся, присмотрись - тебя окружают такие же сверстники и учителя, которые так же, как и ты, заинтересованы в успехе. Сначала пробегись глазами по всем заданиям и начинай с более легких, а сложное оставь на потом. Это поможет тебе быстро включиться в работу и приобрести уверенность в своих возможностях на все время работы. Не спеши сразу вписывать правильный ответ, еще раз перечитай задание до конца, убеждая, тем самым, себя в верном выборе. Это поможет избежать досадной ошибки . При выполнении следующего задания старайся отвлечься от предыдущих и сосредоточиться только на новом задании, даже если в прошлых заданиях ты, как тебе кажется, испытал неудачу. Обязательно рассчитай приблизительное время на выполнение каждого задания, оставив достаточно времени на проверку всех заданий.

Слайд 9

В «Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по обществознанию» выделена пятая колонка «Примерное время выполнения задания (мин.)» ЧАСТЬ 1. 1-3 зад. - по 2 мин. 4-9, 12-14 – по 7 мин. 10 зад. - 4 мин. 11 зад. – 5 мин. 15-20 зад. – по 8 мин . ЧАСТЬ 2. 21-28 зад. – по 8 мин. 29 зад. написать эссе - 45 мин . Всего: 235 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время

Это маленькие части модульных курсов Педагогического университета из "1 сентября".  Т.В. Меркулова,А.Г. Теплицкая"Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время".Мне понравилис...

Семинар № 2 "Навыки личной и профессиональной эффективности"Тайм-менеджмент

Я провожу в школе семинарские занятия по теме "Навыки личной и профессиональной эффективности" По данному напрвлению я прошла все модульные курсы, предложенные педагогам Проектом "Школа цифрового века...

Разработка занятия "Навыки личной эффективности. Тайм-менеджмент."

Продолжение семинара "Навыки личной эффективности."...

Тренинг: Тайм-менеджмент для учителя «Как успевать жить и работать»

Цель тренинга:  Научить педагогов более эффективно использовать время. Повысить личную  эффективность работы, позволяющие добиваться больших результатов и достигать значимых целей при ...

Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент в школе.

В данной работе представлено обоснование необходимости овладения учащимися навыками тайм-менеджмента, классный час, мотивирующий детей экономит своё время....

Тайм-менеджмент для учителя: как все успеть ?

Самоорганизованность – это не сверхъестественный дар, а скорее навык, искусство, которому можно научиться. Другими словами, организованными и эффективными не рождаются, ими становятся....

Формирование навыков тайм-менеджмента при подготовке к экзаменам.

навыки тайм-менеджмента которые могут пригодится школьникам для планирования своего времени...