Рабочая программа по обществознанию для 6 кл.
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Рабочая программа по обществознанию для 6 кл. с учетом изменений в содержании

Пояснительная записка, требования к результатам обучения, содержание предмета, место предмета, календарно-тематическое планирование. Программа соответствует ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_obshchestvo_6_kl.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор

_____________

Приказ №____

от «__»  августа  2019  г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

______

«__» сентября 2019 г.

«Рассмотрено»

на ШМО

Протокол №__

«__»________2019 г.

Руководитель ШМО

___________________

Рабочая программа по обществознанию

(предметная область – обществоведческие дисциплины)

(базовый уровень в соответствии с ФГОС ООО)

Составитель

2019-2020 год

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа составлена на основе требований ФГОС основного общего образования второго поколения, примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5-9 классов, рабочих программ по обществознанию к системе учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И Городецкой, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебникова, А.И. Матвеева, базисного учебного плана. Она полностью отражает уровень подготовки школьников.

Цели и задачи обучения

Изучение обществознания в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

  • осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
  • формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения;
  • развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышение уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры; углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • формирование способности к личному самоопределению (в том числе предпрофильному), самореализации, самоконтролю;
  • освоение тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умениями получать из разнообразных источников социальную информацию, критически ее осмысливать, систематизировать, анализировать;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; для соотнесения собственного поведения и  поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • выявление и развитие способностей обучающихся;
  • приобретение основ обществоведческих знаний и умений
  • овладение учащимися обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • освоение учащимися компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-смысловой, информационно-технологической);
  • создание содержательных и организационно-педагогических условий для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
  • усвоение обучающимися на информационном, практическом и эмоциональном уровнях идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод личности, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
  • освоение школьниками на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
  • овладение учащимися практическими навыками получения адаптированной социальной информации из различных источников, возможность осуществлять рефлексию личного социального опыта, актуальную социальную практику;
  • предоставление возможности существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различных контекстах в процессе ориентировки в социальной информации;
  • практическое освоение обучающимися конструктивных способов учебной и социальной коммуникаций, при которых достигается толерантное взаимоприятие партнера, воспитывается гуманное поведение в социальных конфликтах;
  • предоставление для практического освоения необходимой информации о возможностях и особенностях получения образования, перспективах допрофессиональной подготовки, рефлексии своих склонностей, способностей.

Содержание курса «Обществознание. 6 класс»

Тема I. Загадка человека. Биологическое и социальное в человеке. Наследственность – биологическая сущность человека. Черты сходства и различия человека и животного. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? Основные возрастные периоды жизни человека. Особенности подросткового возраста. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Хобби. Особые потребности людей с ограниченными возможностями. Способности и потребности человека.

Тема II. Человек и его деятельность. Понятие деятельности. Многообразие видов деятельности. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство обязывает. Ступени школьного образования. Значение образования для общества. Умение учиться. Образование и самообразование. Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка.

Тема III. Человек среди людей. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Личные и деловые отношения. Общение как форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения подростков. Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные. Групповые нормы и санкции. Человек в малой группе. Лидерство. Отношения подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями в ближайшем окружении. Межличностные конфликты. Причины их возникновения. Стадии возникновения и развития конфликта. Конструктивные способы их разрешения. Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи.

Требования к результатам обучения

Изучение курса «Обществознание» в 6 классе направлено на достижение следующих результатов (освоение универсальных учебных действий – УУД).

Личностные результаты:

  • Определение жизненных ценностей, мотивированность и н направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни;
  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
  • Наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • Уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • Признание равноправия народов;
  • Осознание важности семьи и семейных традиций;
  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях, и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни;
  • Осознание своей ответственности за судьбу страны.

Метапредметные результаты:

  1. регулятивные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  1. познавательные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
  • проводить наблюдение под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • давать определения понятий.
  1. коммуникативные УУД – формирование и развитие навыков и умений:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение (точку зрения) и доказательство (аргументы), факты;
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

  1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • понимать смысл обществоведческих терминов, понятий;
  • характеризовать явления общественной жизни;
  • иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  1. в ценностно-мотивационной сфере:
  • осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
  • понимать значение коммуникации в межличностном общении;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
  • демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию; уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
  1. в сфере трудовой деятельности:
  • осознавать значение трудовой деятельности для личности и для общества.

Место предмета в базисном учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение обществознания в 6 классе отведен 1 ч в неделю (всего 35 ч, включая 1 ч резервного времени). Каждая тема программы предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенные знания.

Используемый учебно-методический комплект

  1. Обществознание. 6 класс. Учебник / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018.
  2. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь / Сост. Л.Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. М.: Просвещение, 2018.
  3. Обществознание. 6 класс. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2018.
  4. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. М.: Просвещение, 2017.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

6 «А»  

6«Б»

6 «В»

1

Введение

1

Глава I. Загадка человека (12 ч)

2-3

Принадлежность к двум мирам

2

4-5

Человек - личность

2

6-7

Отрочество – особая пора

2

8-9

Потребности и способности человека

2

10-11

Если возможности ограничены

2

12

Мир увлечений

1

13

Практикум к теме I

1

Глава II. Человек и его деятельность (9 ч)

14-15

Деятельность человека

2

16-17

Труд – основа жизни

2

18-19

Учение – деятельность школьника

2

20-21

Познание человеком мира и себя

2

22

Практикум к теме II

1

Глава III. Человек среди людей (11 ч)

23-24

Отношения с окружающими

2

25-26

Общение

2

27-28

Человек в группе

2

29

Отношения со сверстниками

1

30-31

Конфликты в межличностных отношениях

2

32

Семья и семейные отношения

1

33

Практикум к теме III

1

34

Итоговое обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...