Глобальные проблемы современности
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

В современном мире обострились факторы риска, влияющие на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы урока обществознания в 10 классе. Нам предстоит подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Давайте вместе подумаем над вопросом:

  Что ждет человечество в будущем:       «Золотой» век или апокалипсис?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globalnye_problemy.docx123.38 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ класс 10

                                                                                                                                                                                                                Цивилизация на нашей планете

                                                                                                                                                                     до сих пор жива благодаря тому, что люди,

                                                                                                                                                                                                                             становясь сильнее, в конечном счете,

                                                                                                                                                                                                          умели становиться мудрее.

А. Назаретян

Тема урока

Место урока по теме

 Глобальные проблемы современного мира

первый урок в теме «Мир в XXI веке»

Тип урока

Формы, приемы, методы

урок изучения нового материала

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Приемы: психологический настрой на урок, «Кинолента»,

 «Верите ли Вы, что…»,  «Апелляция к жизненному опыту детей», «Кластер», «Дискуссия» «Рефлексивный дневник».

Методы: работа с документом, анализ текстов, обобщение информации,

презентация, публичное выступление,  дискуссия

Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.

Цель урока

Задачи урока

Образовательные: поднять старшеклассников на новый  уровень осмысления глобальных проблем, максимально актуализировать их знания по другим предметам.

Развивающие: совершенствование навыков работы в группах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками, тестами); развивать навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, видеть причинно-следственные связи; вести аргументированную дискуссию.

Воспитательные:  обратить внимание на нравственные аспекты  разрешения глобальных проблем.

 Цель дискуссии:  «обсуждение противоречия», поиск альтернативы. В данном случае это прикладной метод, который заканчивается принятием единого решения, приобрести в совместном поиске новые знания о глобальных проблемах современного мира.

По таксономии Б. Блума:

Знание: ученик в конце урока может дать определения понятиям «глобальные проблемы», «глобальный», классифицировать глобальных проблем современности, предлагать возможные пути их решения.

Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в кластер «Глобальные проблемы», обсуждать в группе поставленные задания, делать выводы об особенностях глобальных проблем, прогнозировать возможное их решение.

Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников особенности и отличительные черты глобальных проблем, классифицировать и описать их.

Анализ: ученик в конце урока может на конкретных примерах показывать взаимосвязь и взаимообусловленность  глобальных проблем человечества.

Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работы в группе.

Творчество: ученики представляют изученный материал в виде сочинения - эссе на тему: «Почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот» (Сократ).

Предметные: знать, что такое «глобальные проблемы современности», какова их классификация и как различные проблемы современности взаимосвязаны между собой; уметь приводить примеры их взаимосвязи; уметь применять обществоведческие понятия как в устной, так и в письменной речи; уметь отвечать на вопросы, анализировать текст, выделять главное в тексте, систематизировать и обобщать материал, грамотно представлять имеющуюся информацию.

Метапредметные:

регулятивные: формулировать цель урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке;

познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов, грамотно представлять имеющуюся информацию;

коммуникативные: уметь участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

Личностные:  формировать положительную мотивацию к обучению, понимание важности получения образования.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Виды глобальных проблем и их классификацию, необходимые условия для противостояния человечества глобальным проблемам.

Основные  понятия:  

биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, глобальный,  озоновые дыры, парниковый эффект, опустынивание, кислотные  дожди, терроризм, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.

- анализировать информацию

- выделять главное в тексте

- классифицировать и называть глобальные проблемы

- систематизировать и обобщать материал, делать выводы по теме

- грамотно представлять имеющуюся информацию

- приводить примеры взаимозависимости глобальных проблем

- умело использовать новые понятия как в устной, так и в письменной речи

- оценивать свои действия

- использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов: составлять кластер по теме: «Глобальные проблемы»

- сотрудничать с педагогом и сверстниками.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

УУД: личностные, регулятивные,  познавательные, коммуникативные, знаково-символические.

Компетенции: информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, различать способы и результаты действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

Познавательные: определить  роль и значимость процесса глобализации,    характеризовать особенности современных глобальных проблем, использовать материалы регионального значения, связанные с Самарой и Самарским краем. Выработать умение их сравнивать, анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы.

Умение находить нужную информацию, применять обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

Коммуникативные: уважать действия партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, родителями  и работы в группе; вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. 

Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и одноклассников

Технология развития критического мышления, ИКТ, ЭОР,

здоровьесберегающие,

обучение в сотрудничестве

ПК, мультимедиапроектор, памятка для работы в группе, презентация «Глобальные проблемы», учебные тексты, видеофрагмент

.

ХОД УРОКА

Организационный момент 2 мин.

Цель/задачи

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап. Вводно-мотивационный

формирование групп, выработка чувства команды.

Учитель заранее выделяет 3-х учеников с хорошими способностями (на них возлагается функция руководства группой) - аналитики

Учитель приветствует учащихся.

Ученики формируют  группы:

1) группа ученых социологов (атрибут - белые халаты); тема: «Демография»;

2) группа ученых экологов,  атрибут (эмблема – зеленый листочек); тема: «Природа в опасности»;

3)  группа ученых политологов, атрибут  (черный галстук, блокноты, ручка); тема: «Сохранение мира на земле»;  

4) аналитики

формулировка темы, обозначение ее актуальности,

цели урока,

постановка проблемы

Прием «Кинолента»

учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент: видеоролик

«Буря в пустыне» - 1,5 мин.

http://yandex.ru/video/search?text=видеоролик%20%20«Буря%20в%20пустыне»%20&filmId=_99NCl61zws

Учитель: В современном мире обострились факторы риска, влияющие на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия. Нам предстоит подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, экологии, географии и составьте кластер «Глобальные проблемы современного мира».

В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос:

Что ждет человечество в будущем: «Золотой» век или апокалипсис?

Ребята смотрят видео ролик, прием «Кинолента способствует мотивации учащихся на анализ сложных проблем современного мира,

выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся составляют кластер по глобальным проблемам, представитель каждой из трех групп выходит к доске и рисует одну веточку «грозди» по своему направлению, затем другой, третий.

Вывод (аналитики): Вы, (обращаясь к ребятам),  обозначили категории глобальных проблем человечества, пусть кластер останется на доске, в ходе урока, возможны изменения, дополнения, если они возникнут, представители групп могут выйти к доске и дополнить свою «веточку» грозди  глобальных проблем.

II этап урока      Что такое глобальные проблемы?

выяснение причин появления глобальных проблем.

Лекция «по стопам» (ТРКМ).

Учитель: Вплоть  до середины XX в. отсутствовало понятие  «глобальные проблемы» (фр. global-всеобщий, от лат. Globus- «шар»). Теоретические философские обобщения позиционировали идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле).

Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944г. Высказал мысль о том, что деятельность человека приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Речь шла о ноосфере (сфере деятельности разума).

Вопрос учащимся: Почему вплоть до середины XX века в развитии человечества не существовало глобальных проблем?  Что их породило?

Учитель: Люди впервые осознали, что человечество и природа в целом могут погибнуть биологически вместе с уничтожением всего живого в конце второй мировой войны, когда 6 августа 1945 года на города Хиросима и Нагасаки были сброшены первые атомные бомбы.

Учитель нацеливает группу ученых политологов на обоснование проблемы, которая прозвучит в отрывке рассказа В. Гроссмана «Авель».  

Вопрос учащимся:

Каковы особенности глобальных проблем?

Работа со схемой: 

Учитель комментирует схему «Особенности глобальных проблем», уточняет, что  в современной науке нет устойчивого перечня единой классификации глобальных проблем.

 Во время сообщения, учитель постепенно выводит на слайде информацию (Схема «Особенности глобальных проблем»).

Рабочий лист №1. Классификация глобальных проблем

Задание к рабочему листу: проанализировать классификацию, дополнить кластер.

 Учитель: Вопросы учащимся:

  • Какие проблемы названы глобальными?
  • По каким разновидностям они представлены в классификации?
  •  Выскажите ваше мнение и внесите коррективы в таблицу.
  • Сравните классификацию с кластером «Глобальные проблемы современности», дополните кластер, опираясь на таблицу классификации

Учащиеся приходят к выводам о причинах появления глобальных проблем и записывают их в тетради:

  • глобализация мира
  • огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека разумно распорядиться этой могучей силой.
  • Кластер дорисовывается веточкой «причины глобальных проблем» (аналитики).

Учащиеся слушают отрывок из рассказа и определяют проблему сохранения мира один «ученый» дает обоснование проблеме «Опасность ядерного конфликта, способного уничтожить все человечество, в том, что владельцы ядерного оружия США, Россия, Великобритания, Франция, Китай договариваются о сокращении оружия, но страны Северная Корея, Израиль, Иран только начали разработку ядерного оружия».

Учащимся 2 группы (экологам) предлагается сделать вывод: Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, угрожающих существованию мировой цивилизации, они носят общепланетарный характер. Вывод записывается в тетради.

Рабочий лист№1. Классификация глобальных проблем.

Задание: ответы на вопросы и внесение корректив в таблицу.

Коррективы обсуждаются. Ребята читают задание, отвечают на вопросы, дополняют кластер (гроздь) новыми веточками.

Организация  подготовки и мотивации  к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Прием «Верите ли вы, что…?»

Терроризм-это глобальная проблема современного мира

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения. Вы попробуйте решить, какой это должен быть знак: Многоточие…, это означало бы,  что надо подумать и поработать над проблемой; знак вопроса - у вас остались сомнения, а глобальная ли это проблема? А,  может быть,   поставим точку и скажем: «ДА». А кто-то поставит восклицательный знак и подчеркнет тем самым значимость глобальной международной проблемы.

 Апелляция к жизненному опыту детей и знаниям темы.

Учитель: Работаем по формуле ПОПС

Цель: выявление особенностей современного терроризма:

П - позиция

О - обоснование

П - пример

С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами, подводит ребят, в случае затруднения,  к определенным выводам.

Учащиеся, каждый в своей группе обозначают графически свои ответы  в тетради (работают по формуле ПОПС)

Делают вывод (группа аналитиков проверяет рабочие листы и предоставляет слово одной из групп, по собственному решению) для оглашения результата работы. Выбор определяется наиболее грамотным письменным ответом по формуле ПОПС.

Примерные выводы:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов;
  • Терроризм прошлого века носил прицельный характер;
  • Терроризм прошлого века имел ограниченные последствия;
  • Терроризм развивается в современном мире, приобретает новые, агрессивные черты

Примерные выводы:

  • У современного терроризма одна цель: захват власти. Ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится.
  • Самые эффективные методы терроризма сегодня: насилие не  в отношении представителей власти, а против мирных,

беззащитных людей.  Обязательная демонстрация террора.

III  этап. 

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся

цель: выработка умения отставать свою позицию,

акцент на решение проблемного вопроса урока, определение путей поиска ответа на вопрос урока

Что ждет человечество в будущем: «Золотой» век или апокалипсис?

формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на  заданную тему в малых группах.

Заседание Римского клуба.

Учитель: А сейчас я приглашаю Вас на заседание

Римского клуба.

Римский клуб. Это международная организация, основанная в 1968г., в которой ученые разных стран ведут футурологические исследования, главной тематикой которых является глобальное моделирование различных аспектов общественной жизни.

Вопрос повестки дня клуба: Что ждет человечество в будущем: «Золотой» век или апокалипсис?

Вы представляете на встрече наш Самарский регион, ваша задача обозначить важнейшую, с вашей точки зрения, проблему региона, предложить пути  решения данной глобальной проблемы.

1.Слово предоставляется группе ученых экологов.

2. Слово предоставляется аналитикам, определившим пути решения проблемы.

3.Дискуссия членов Римского клуба.

Задания группам:

Учащимся предлагается задание: продумайте и сформулируйте пути решения одной глобальной проблемы: Группа ученых политологов: (выбор одной из проблем системы общество-общество”): 

  • проблема предотвращения мировой войны,
  • проблема установления нового экономического международного порядка на принципах равноправного и взаимовыгодного сотрудничества для устранения отставания слаборазвитых стран,
  • проблема управления развитием НТР, ее гуманистической направленностью.

Группа ученых демографов  (выбор одной из проблем системы отношений “человек-общество”:

  • проблема ликвидации антигуманных тенденций в использовании науки и техники,
  • демографическая проблема,
  • проблема искоренения эпидемических заболеваний,
  • проблема преодоления негативных тенденций урбанизации,
  • проблема ликвидации неграмотности и развития образования,
  • проблема гарантий прав человека, прежде всего, права на жизнь, на существование в здоровой среде.

Дискуссия  по итогам групповой работы.

Уважаемые господа члены Римского клуба, время, отведенное вам на самостоятельную работу - истекло. Я прошу вас определить путь решения выбранной вами для анализа глобальной проблемы.

Вопросы дискуссии:

Вопрос: как вы считаете, что нужно сделать, чтобы поднять уровень самосознания?

Комментарий учителя. Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого общества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.

Вопрос: Возможно ли решение этого вопроса в отдельно взятой стране?

Комментарий учителя. На ближайший обозримый период единственным путем решения глобальных проблем является развертывание взаимовыгодного, широкого международного сотрудничества. Для выработки общей стратегии выживания, для согласования активной деятельности человечества с возможностями биосферы планеты, с возможностью ее развития потребуются, видимо, неординарные политические решения и акции.

Вопрос: Как вы считаете, какова экономическая цена вопроса?

Комментарий учителя. Вполне возможно, что обстоятельства продиктуют необходимость не только создания общепланетарного экономического механизма, совокупных действий и согласования потребностей человечества, но и переустройства всего быта, правил общежития. Жизнь может стать более суровой, грубой и бедной. Она потребует не только лишений, но и ограничения действий личности в угоду общественной необходимости. Изменятся отношения собственности. Во всяком случае, понятие “частной собственности” как собственности, с которой ее владелец может делать все, что ему заблагорассудится, станет явным анахронизмом.

Итог дискуссии:

Учитель подводит ребят к заключительному выводу:  Решение глобальных проблем произойдет через духовное возрождение человечества. Английский ученый – гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба, на заседании которого вы присутствовали, говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей

КОЗ (практическое задание) «Коллаж».  

каждая группа представляет свою работу, один кадр презентации по своему направлению.

Учитель (обобщая рассуждения ребят): Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направлять усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.

Ученые горько шутят: «мировое сообщество может решить глобальные проблемы, но ему может не хватить времени». Хочется верить, что человечество все же найдет путь развития, который будет носить гармонический характер взаимоотношений человека, общества и природы. А как возможно этого добиться мы обсудили с вами на этом уроке.

Физкультминутка Ребята, а сейчас я предлагаю  выполнить разминку.

Сядьте поудобнее, обопритесь на спинку стула, расслабьтесь.

Представьте, что над вами огромное звёздное небо. Среди множества звёзд есть одна ваша звезда, она самая большая и яркая.

Поиграйте с ней, пусть она летит

 вправо, а теперь влево, вправо-влево, вправо-влево. (Ребята мысленно играют со своей звездой, при этом покачивая головой из одной стороны в другую)

А теперь зажмурьтесь сильно-сильно и отпустите свою звезду.

http://www.socpol.ru/maps/samar_map.gif

Карта Самарской области

        на рабочих столах групп.

Сообщение группы экологов: 

Вариант ответа:

1)Мы отмечаем  критичность экологической ситуации в Самарской области, загрязнение реки Волги, воздушной среды и ответственно заявляем: «Природа в опасности».

Вариант ответа:

Среди городов области печальное первенство по загрязнению воздушной среды занимает Самара. По данным Приволжского центра по мониторингу загрязнению окружающей среды, атмосферный воздух города наиболее отравлен формальдегидом и фенолом, среднегодовые концентрации которых превысили ПДК, то есть предельно допустимую концентрацию, соответственно в 5,3 и 1,7 раза. В 1,2 – 1,3 раза выше нормы в воздухе города содержится диоксида азота и трикрезола. На предельно допустимом уровне сохраняется загрязнение атмосферы Самары фтористым водородом. Бассейн реки Волги вызывает особую тревогу жителей города.

2) Химическое загрязнение окружающей  среды - экологическая проблема Самарской области.

Группа «ученых» отмечает, что  Самарская область – один из крупнейших промышленных и сельскохозяйственных регионов России. Она является важным центром добычи нефти, ее переработки. В городах области сосредоточены гигантские производства разнообразной нефтехимической продукции, пластических масс, каучука, минеральных удобрений и ядохимикатов. В области   представлены предприятия, получающие и перерабатывающие алюминий, сталь.

 На территории Самарской области действует 132 очистных сооружения со сбросом сточных вод в водные объекты, но только 2 из них обеспечивают качество очистки сточных вод до установленных норм. Остальные очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Начато производство 12 типов новых современных очистных сооружений с привлечением предприятий военно-промышленного комплекса. Многие предприятия осуществляют строительство с участием иностранного капитала. Почвы Самарской области содержат достаточно высокое количество токсических веществ  промышленного происхождения. Особенно высокая концентрация обнаружена в почвах, прилегающих к крупным автотрассам, железным дорогам. Наблюдения показывают, что в почвах области идет процесс непрерывного накопления содержания тяжелых металлов техногенного происхождения.

В Самаре, в которой многие экологические показатели уже сегодня превышают нормативные, экологическая катастрофа может наступить еще раньше. На наш взгляд, среди целого ряда неотложных городских и областных проблем экологическая является одной из самых важных эффективный выход из положения: создание очистных сооружений; немедленная утилизация отходов.

3) группа аналитиков делает вывод по проблемам Самарской области, отмечая неразрывную связь нерешенных проблем нашего региона с мировыми экологическими задачами.

 В решении экологических проблем выделяются три подхода:

1. Ограниченная стратегия предполагает ограниченность развития производства и уровень потребления. Сейчас степень нагрузки на природу настолько велика, что если не уделять должного внимания ее охране, последствия могут быть катастрофическими. Масштабы загрязнения окружающей среды уже стали опасными для здоровья населения. Например, уровень смертности от раковых заболеваний прямо зависит от интенсивности технического прогресса. Перед лицом надвигающейся экологической опасности нам нужно переосмыслить все стороны своего бытия. Нужно ли для нашего блага все то, что мы потребляем? Так ли уж необходим каждому человеку автомобиль? Должны ли мы носить одежду только один сезон? Необходимо понять, что для нас действительно жизненно важно, а что нет, и соответственно изменить структуру потребления. Это позволит избавить природу хотя бы  от части непосильной нагрузки…»
2.
Стратегия оптимизации предполагает найти оптимальный уровень воздействия на окружающую среду. Такой уровень не должен превышать критического уровня загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен «обмен веществ» между обществом и природой. 
3. Стратегия замкнутых циклов предполагает создать производства, построенные по циклическому принципу, за счет чего производство будет изолировано от окружающей среды.

Вывод: Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоречивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и человеческой деятельности. Их решение – задача жителей всей планеты, и ее решение  возможно путем мирного, добровольного, осознанного сотрудничества.

Ученики участвуют в дискуссии (3 минуты на обсуждение в группе)

1.Группа выбирает проблему по направлению, указанному учителем и намечает пути ее решения. Представители от групп высказывают мнение групп.

Учащиеся приводят примеры взаимосвязи и взаимообусловленности глобальных проблем современности

 

2. Учащиеся дискутируют, отвечают на вопросы учителя и высказывают свою точку зрения.

Аналитики

Вывод: только через изменение ценностных установок, прежде всего, самосознания,  возможно сохранение цивилизации, будущее человечества зависит от того насколько быстро и полно будут и приведены в действие факторы устойчивого развития общества  - это пути решения глобальных проблем.

Вариант примерного ответа:

Чтобы избежать глобальной катастрофы, человек должен понять следующее:
Насыщенность мира оружием, в том числе ядерным, ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому нет иного подхода, кроме сотрудничества между всеми разумными силами.
Космос физический и космос культуры принадлежит всему человечеству.
Прогнозы, разногласия, конфликты нужно решать через
диалог.
Различия в социально строе, идеологии, культуре не являются препятствием для сотрудничества; различия могут быть источником взаимообогащения.
Во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобщей.
Священной общечеловеческой ценностью должна быть признана
человеческая жизнь.
Некоторые исследователи считают, что грядущая информационная цивилизация должна стать и экологической. Основные усилия спасения и перехода к новой альтернативной цивилизации предполагают восстановление топливно-энергетического и минерально-сырьевого баланса, глобального демографического баланса, восстановление экологии планеты, всеобщего и полного разоружения и гуманности как системы ценностей.
Альтернативная цивилизация – это цивилизация низкоэнергетическая, высокоустойчивая, экологически чистая, полностью демилитаризованная и подлинно человеческая.

Ребята выполняют компетентностно-ориентированное задание учителя, каждая группа представляет свою работу

( примеч. «Коллаж» -  домашнее задание для каждой группы к уроку, они представляют свою работу и комментируют ее)

 IV этап урока. Завершающий. Каким мы видим будущее?

Цель: коллективное обсуждение проблемного вопроса.

проверка усвоения учащимися учебного материала.

Учитель:

В заключении, я представлю различные прогнозы развития мирового сообщества.  

Задание учащимся:  

представить свой сценарий развития человечества в 3х предложениях. Время на подготовку- 2минуты

Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  1. пессимистический (предсказывает ресурсный экологический, продовольственный кризис, выход: сокращение населения, сокращение производства).  Томас Мальтус.
  2. оптимистический прогноз считает, что недра Земли, Мировой океан и космическое пространство располагает неисчерпаемыми сырьевыми и энергетическими ресурсами.

Демографический взрыв не вечен.

Сокращение военных расходов станут жизненной необходимостью, мир на Земле -основа для процветания, тогда станет возможным социальный и научно-технический прогресс.

Фриц Бааде.

  1. Нейтральный  прогноз исходит из того, что невозможно с определенность сказать,  приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости.

Пол.Кенеди

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который прозвучал в начале урока:

Что ждет человечество в будущем: «Золотой» век или апокалипсис?

Рефлексия:

1.«Рефлексивный дневник»

Наш  урок  подошёл  к концу, и я хочу сказать ...

  • Мне больше всего удалось ...
  • Я  могу себя похвалить за…
  • Я  могу похвалить одноклассников за...
  • Меня удивило…
  • Для меня было открытием то, что ...
  • На мой взгляд, не удалось…, потому что…
  • На будущее я учту…

2.Рефлексия. Тест (на экране)

1. Глобальные проблемы возникли:

А. В Средние века.

Б. С зарождением капитализма.

В. В древности.

Г. Во второй половине ХХ в.

2. Выберите верное суждение. Глобальные проблемы порождены

Деятельностью:

А. Только развитых стран.

Б.Всего человечества в целом.

В. Только развивающихся стран.

Г. Только европейских стран.

3. Когда и кем был впервые поставлен вопрос об ограниченности ресурсов Земли, опасности экологической катастрофы?

А. ЕЭС в конце 1950-х гг.

Б. Римским клубом в конце 1960-х гг.

В. МАГАТЭ в 1970-х гг.

Г. ООН в 1980-е гг.

4. Какие санкции могут быть приняты против стран, по вине которых был нанесен экологический ущерб?

А. Выплата или компенсации пострадавшим государствам.

Б. Их исключают из ООН.

В. Меры морального порицания.

Г. Санкции не предусмотрены.

5. Что из перечисленного не относится к мерам, призванным предотвратить экологическую катастрофу?

А. Ускорение темпов региональной интеграции.

Б. Переход на энергосберегающие технологии.

В. Переход на ресурсосберегающие технологии.

Г. Осуществление с помощью спутника контроля  за состоянием окружающей среды.

6. Демографическая проблема порождена:

А. Гонкой вооружений.

Б. Быстрым и неконтролируемым ростом населения в развивающихся странах.

В. Соперничеством СССР и США.

Г. Загрязнением окружающей среды.

7. Странами,  официально признавшими себя обладателями ядерного оружия являются:

А. США, Россия, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Северная Корея.

Б. США, Россия, Англия, Франция, Китай, Германия, Япония, Ирак.

В. США, Россия, Англия, Франция, Индия, Бразилия, Израиль, ЮАР.

Г. США, Россия, Англия, Франция, Индия, Япония, Пакистан, Израиль.

8. К числу глобальных проблем не относится:

А. Угроза ядерной войны.

Б. Распространение наркомании

В. Истощение природных ресурсов.

Г. Замен религиозной идеологии атеизмом.

9. К началу XXI века не относится проблема:

А. Экологическая.

Б. Демографическая

В. Борьба с эпидемиями тифа, проказы, оспы.

Г. Загрязнение Мирового океана.

10. Решением глобальных проблем должны заниматься:

А. Только развитые страны.

Б. Выдающиеся политики и ученые.

В. Все страны и народы.

Г. Страны, входящие в “большую восьмерку”.

№ теста:  

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

9  

10

Ответ:  

Г  

Б  

Б  

А  

А  

Б  

А  

Г  

В  

В

Учитель выставляет оценки:

(оценка работы учащихся на уроке, анализ ответов ребят учителем, определение лучших ответов)

 Благодарность за замечательную работу.

Домашнее задание:

Объясняется домашнее задание.

На выбор:

  • подобрать информацию о международных организациях, которые ищут пути решения глобальных проблем;
  • ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Почему люди знают, как надо правильно поступать, а поступают наоборот» (Сократ).

Представители каждой группы предлагают свой вариант развития человечества в будущем, на основании существующих глобальных проблем человечества.

Коллективное обсуждение проблемного вопроса.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и приходят к выводу:

Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны, устрашающи. Однако, умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется лишь винить себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.

Заполнение рефлексивного дневника.

Работа с тестом (прим. тест выполняет группа, допустимо коллективное обсуждение, работы сдают представители групп ученым-аналитикам)

Взаимопроверка, оценка  работы учащихся

(Группа аналитиков выставляет оценки ребятам на основании критериев к данному тесту)

Учащиеся записывают домашнее задание.


Источники:

1.Кишенкова О.В. / Новейшая история, 9-11 классы. — М.: издательство Дрофа , 2012, с.150-163.

2.Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.2.11 кл. – М.: Просвещение, 2012, с. 76-80.

3. Кеннеди П. Вступая в двадцать первый век. – М.: Весь мир, 1997, 480 с.

4. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. - М.: Рольф, 2002, с. 592.

Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.:Гуманит, изд. ВДАДОС, 1997, с.262.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Глобальные проблемы современности.

Разработка урока в 11 классе, коллективный способ обучения....

Конспект урока "Глобальные проблемы современности".

Этот конспект будет полезен при обобщении и повторении заявленой темы....

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности"

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Межпредметный проект "Глобальные проблемы современности

Цель урока.Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы современности», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.Задачи урока:Образовательные ...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Проект "Глобальные проблемы современности"

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранения цивилизации. эти проблемы характеризуются дмнамизм...

Классный час "Глобальны проблемы современности"

Интегрированный урок по предметам "обществознание" , "история" и "основы философии". Материалы, используемые на уроке, содержат информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан...