Деловая игра "Права человека"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Трофимова Наталья Павловна

материал использовался к открытому уроку "Права и свободы человека и гражданина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_0.docx28.29 КБ
Файл marshrutnyy_list.docx335.48 КБ
Microsoft Office document icon prava_i_svobody_cheloveka_i_grazhdanina.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Авария на Мобиусе»

Цель: закрепить знания по теме «Права человека и гражданина» сформировать способность к самооценке.

Эта игра дает возможность понять два важных момента:

  • причиной напряжённости  может быть дисгармония между потребностями коллектива в целом и правами каждой личности в отдельности;
  • чтобы снять напряжённость важно детально и корректно обсудить причины её возникновения и принять решение, которое удовлетворило бы каждого.

Обучающий момент:

  • Иногда люди попадают в ситуации, когда их права конфликтуют.
  • Лучшим методом решения этого конфликта является открытая дискуссия.

Оборудование:

  • история «Авария на Мобиусе»
  • маршрутный лист
  • карточки с возможными проблемами

Методика проведения:

  • учащиеся делятся на группы приблизительно по 4 человека
  • каждая группа получает копию маршрутного листа и набор возможных проблем
  • прочитайте учащимся историю «Авария на Мобиусе»
  • прочитайте вслух правила игры.

Правила:

  1. Перемешайте карточки с проблемами и разложите их на столе текстом вниз.
  2. Вытягивайте по одной карточке. Ознакомьтесь с проблемой. Каждая проблема имеет два варианта решения: «а» и «б». Ваша группа должна выбрать один из этих вариантов.
  3. После каждого принятого решения заштрихуйте соответствующую часть маршрутного листа, начав снизу и двигаясь вверх до сигнального спасительного буйка. Если вы приняли решение «а» заштрихуйте ОДИН квадратик. Если приняли решение «б», заштрихуйте ДВА квадратика.
  4. Вытягивайте следующую карточку только тогда, когда уже решили предыдущую проблему.
  5. Хотя выбор «б» оценивается выше, чем выбор «а», не выбирайте вариант  «б» лишь для того, чтобы двигаться быстрее. Даже если вы двигаться будете медленнее, всегда принимайте решение, которое группа приняла как правильное.
  6. Вам не обязательно заканчивать игру с одинаковым количеством квадратов.
  7. Когда ваша группа дойдёт до спасительного буйка, посчитайте, сколько вы сделали шагов в целом. Внесите общее количество шагов «а» и шагов «б» в таблицу, расположенную в конце маршрутного листа.

Рекомендации учителю:

Следите за тем, поняли ли дети правила, но без крайней нужды в игру не вмешивайтесь.

Некоторые группы завершат игру раньше других. В этом случае, пока остальные группы ещё работают, пусть они обсуждают вопросы, которые даны ниже.

Когда все группы закончат игру, пусть каждый сообщит о своих результатах, а тогда прочитайте следующий текст.

Какой группой вы были?

«8-10 шагов: ваши решения быстро привели к  спасительному буйку, но по дороге вы могли кого-то потерять.

11-13 шагов: вы старались двигаться группой вперёд как можно скорее, но вы не пренебрегали потребностями некоторых членов группы.

14-16 шагов: вы поставили желание каждого члена группы выше потребностей группы. И поэтому дорога забрала у вас больше времени».

  • Теперь вернитесь  к цели этой игры и задайте учащимся следующие вопросы, которые помогут понять важность этой темы и  игры.

Вопросы:

  1. Какие группы прав человека присутствовали в игре? Приведите примеры.
  2. Трудно ли было вашей группе принимать решения? Какие именно? Почему?
  3. Принимались ли какие-то  решения легче от других? Почему? Можно ли выделить такие решения, к которым были склонны почти все члены групп? Случалось ли так, что ваша группа не знала, какое  решение ей принять? Были ли в вашей группе ребята, которые больше всех настаивали на своей точке зрения? Каждый ли мог высказать свою точку зрения? Прибегали ли вы хоть раз к голосованию, чтобы принять решение?

                                           Авария на Мобиусе.

Космический корабль Вояджер, который перевозил пассажиров из Земли на планету Фанфария, где должен произойти Праздник Космоса , попал в поток метеоритов . Корабль был серьёзно повреждён, и все системы вышли из строя ещё до того, как экипаж попытался выслать сигнал об аварии. Пилоту удалось осуществить вынужденную посадку на ближайшей планете Мобиус.

Об этой планете почти ничего не было известно, но пассажиры корабля, которым посчастливилось спастись, знали, что на ней есть кислород, подобный тому, которым они привыкли дышать, и что как-то ранее на северном полюсе Мобиуса космическими путешественниками был установлен спасательный буй. К большому сожалению, космический корабль был вынужден осуществить посадку возле противоположного полюса. Путешествие к этому буйку могло длиться несколько месяцев.

Вы входите в состав членов большой группы спасённых, которая начинает своё путешествие к буйку. Вам удалось спасти некоторые продукты и другие нужные вещи, но своём пути вы попали в ряд ситуаций, которые вам необходимо решать сообща. Если вы быстро не найдёте правильного решения , то можете все погибнуть, так и не увидев буйка.

Проблемы «Что делать?»

Проблема первая

 Одна женщина из числа группы любит петь, но, к сожалению, она поёт непрестанно. Кое-кому это совсем не мешает, но есть люди, которые говорят, что это пение доведёт их до сумасшествия. Вы:

а) ничего не будете делать и позволите ей петь, когда бы она этого не захотела?

б) потребуете, чтобы она перестала петь, когда кто-то идёт рядом с ней.

Проблема вторая

Несколько людей, раненых при посадке, задерживают ваше движение, и вы побаиваетесь, что в таком темпе вы не успеете добраться до буйка, пока не закончатся продукты. Вы:

а) рискуя жизнью каждого, всё же замедляете ход, чтобы раненые могли идти вместе со всеми?

б) оставляете их- может и на верную смерть?

Проблема третья

Начались споры , кто должен стать руководителем группы. У вас нет достаточно времени, чтобы выслушивать точку зрения каждого. Вы:

а) вы всё-таки будете придерживаться правила, что  высказаться должен каждый человек.

б) проголосуете за такого руководителя группы, который способен быстро принимать решения?

Проблема четвёртая

Одна семья с очень искалеченным ребёнком жалуется, что не может позаботиться о нём как следует. Ребёнку чем дальше, тем хуже. Вы:

а) попросите кого-либо помочь ухаживать за ребёнком?

б) ничего не будете делать, поскольку каждая семья сама должна решать свои проблемы?

Проблема пятая

Одна из женщин вашей группы родила ребёнка. Младенец очень слаб и может умереть, если мать будет  с ним двигаться дальше. Вы:

а) остановитесь и подождёте, когда мать и ребёнок смогут опять  идти дальше?

б) продолжите путешествие в надежде, что ребёнок выживет?

Проблема шестая

Умирает старая женщина. Оказывается , что она несла огромную сумму денег, и её дочь заявляет теперь, что они должны принадлежать ей. Вы:

а) отдадите дочери деньги

б) возьмёте контроль над деньгами на себя, так, чтобы дочь не смогла купить себе несправедливо большой паёк?

Проблема седьмая

Группа наталкивается на озеро, заполненное бледно-зелёной жидкостью, выпив которую, люди начинают чувствовать большую радость. Но некоторые люди слишком много пьют этой воды, что делает их ленивыми. Вы:

а) позволяете им пить,  сколько захотят

б) вообще запрещаете им эту воду.

Проблема восьмая

14-летний мальчик ведёт себя невыносимо и мешает продвижению группы. Его родители не могут ничего поделать с ним, но и не позволяют никому усмирить его. Вы:

а) уважите желание родителей?

б) поручите ребёнка другой семье, которая будет вести себя с ним по- другому.

Проблема девятая.

Один из лидеров группы заболел и ему требуется переливание крови. Несколько человек имеют такую же группу крови, но, боясь заразиться , не хотят дать свою кровь. Вы:

а) позволите этим людям отказаться?

б) заставите их сдать кровь?

Проблема десятая

Один мужчина постоянно критикует людей, которые ведут группу. Его упреки негативно влияют на других. Вы:

а) позволите ему и дальше высказывать неудовольствие?

б) прикажете ему молчать и отделите его от других?

Проблема одиннадцатая

Одна женщина отказывается выполнять поручения, возложенные на нее. Она говорит, что в этом нет никакой необходимости – все они обречены. Она очень угнетена. Вы:

а) оставите ее в покое и позволите делать все, что она захочет?

б) пригрозите ей наказанием, если она и дальше будет отказываться от работы. 

Проблема двенадцатая:

Пожилые супруги, почувствовав, что они задерживают группу, просят оставить их. Вы:

а) поможете им справиться с переходом?

б) примите их предложение?

Проблема тринадцатая:

Вы узнали от том, что мужчина, которого назначили ответственным за запасы продуктов, шесть лет провел в тюрьме за воровство. До этого момента он безукоризненно справлялся со своими обязанностями. Вы:

а) доверитесь ему и позволите и дальше выполнять эту работу?

б) не будете рисковать и назначите кого-то другого отвечать за продукты?

Проблема четырнадцатая:  

Между двумя членами группы возникла ссора. Они хотят ночью устроить драку. Вы:

а) не будете им мешать?

б) вмешаетесь, если к драке примкнут другие?

Проблема пятнадцатая:

Погода на планете оказалась очень холодной. Некоторые пассажиры потеряли свое теплую одежду в разрушенном корабле. Вы:

а) позволите другим людям придержать запасы своей одежды, так как рано или поздно все вещи начнут изнашиваться?

б) принудите  всех поделиться одеждой поровну?

Проблема шестнадцатая:

В группе появился злодей. Была поймана на проступке женщина, которая вытягивала деньги из чужой сумки. Вы:

а)  накажите ее только за воровство, в котором она уличена?

б) накажите ее более сурово, чтобы никому неповадно было брать  нее пример?



Предварительный просмотр:

http://belinternat.org/img/polet_big.gif



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию  9 класс

Тема: Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Учитель: Трофимова Наталья Павловна, МБОУ «Школа №2» Г.О. Балашиха

Цель модуля: сформировать потребность в изучении Конституции РФ, международных актов по правам человека, создать условия для формирования представлений о правовом статусе человека и гражданина

Задачи модуля:

  1. Научить выбирать источник знаний и  систематизировать  учебный материал
  2. Ознакомить учащихся с содержанием главы 2 Конституции РФ.
  3. Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о  которых говорится  во Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Тип модуля: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Обществознание». 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой  «Просвещение». – М. : 2014., «Всеобщая Декларация прав человека», Конституция РФ (12 декабря 1993 г.),обязанности граждан по Конституции РФ, материалы ролевой игры «Авария на Мобиусе», проектор, видеосюжеты «Права человека»

Ход модуля:

1. Организационный момент.

2. Мотивация, определение темы , постановка цели и задач модуля

Учитель демонстрирует видеоролики по теме «Права человека» (№1,2,3.)

 Учащиеся определяют тему, задачи модуля.

План модуля:

  1. Что такое права человека.
  2. От идеи к юридическим нормам.
  3. Международные правовые документы. Идеал современного права или  юридический документ?
  4. Права и свободы человека  и гражданина РФ.
  5. Юридические гарантии и система защиты прав человека.
  6. Обязанности граждан РФ.

 3.Работа в парах. 

Дать определение понятия «права человека»

Учащиеся представляют свои ответы, сравнивают со словарём, учебник, с. 204.

Учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

  • Права человека – это те основные стандарты, без которых люди не могут жить с ощущением своего человеческого достоинства
  • Права человека- определённые законодательно закреплённые нормы;
  • Эти нормы выражают меру свободы человека;
  • Совокупность норм принято называть каталогом прав
  1. «Мозговой штурм».

Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира,  средних веков и нового времени правами и свободами?

 Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого  было сделано, создано?

3. Международные документы о правах человека.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789г., хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей (1215), и английский Билль о правах (1689), и американский Билль о правах (1791). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека.

Международные документы (материалы на доске).

1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

Учитель обращает внимание учащихся на следующие аспекты:

  • Право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, - право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести, свободу передвижения и др.- является главным в каталоге прав человека
  • Права человека невозможно купить, заработать или унаследовать. Человек имеет их от рождения- это «естественные права человека»
  • Права человека являются одинаковыми для всех людей , независимо от расы, пола, вероисповедания, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения. Все мы рождены свободными и равными в достоинстве и правах – права человека всеобщие.
  • Права человека невозможно отобрать- никто не смеет лишить другого человека  этих прав при любых обстоятельствах. Человек наделён этими правами даже тогда, когда правительство нарушает их: например, когда в стране существует рабство, рабы всё равно имеют права, хотя они и нарушаются - права человека неотъемлемы и неотчуждаемы.
  1. Права и свободы человека  и гражданина РФ.

Самостоятельная работа учащихся.

Задания:

  1. Пользуясь учебником, с. 117, текстом Конституции РФ, заполните кластер «Права человека»

Описание: Кластер к уроку обществознания по теме Права и обязанности граждан

Учитель делает обобщение:

  • Гражданские права (личные)- это возможности человека, необходимые для его физического существования, для удовлетворения  его физического существования, для удовлетворения  его биологических и материальных потребностей; проявления, развития и защиты нравственно-психологической индивидуальности человека.
  • Политические права и свободы- это, как правило, права только граждан данного государства. Это возможности человека участвовать в государственной и общественной жизни, влиять на деятельность различных государственных органов, общественных объединений политической ориентации.
  • Социально-экономические права- это возможности человека реализовывать свои способности и приобретать средства для своего существования, участвуя в производстве благ.
  • Культурные права- право пользоваться всеми достижениями национальной культуры и культур других народов.

 

5. Обязанности граждан России. (Работа с Конституцией РФ)

Обязанности – необходимость определённого поведения человека, обусловленного конкретно-историческими потребностями существования других людей.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

6. Обобщение материала: деловая игра «Авария на Мобиусе».

Домашнее задание. Зад. 5, с.77 А.С. Митькин «Рабочая тетрадь по обществознанию» М., «Экзамен», 2015, учебник, § 14-15,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра "Человек и закон"

игра на правовую тематику для старшеклассников...

Урок-деловая игра в 10 классе "Азбука делового человека"

Открытый урок (фрагмент)  в 10 классе МОУ №СОШ №31 Педсовет «Инновационная деятельность учителя как основа компетентностного подхода в образовании»Класс:10Форма проведения: деловая игр...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

Деловая игра «Человек - всего лишь узел отношений» (9-11 класс)

Взаимоотношения так же важны, как воздух, которым мы дышим. Все мы нуждаемся в друзьях, возлюбленных, партнерах, в людях, с которыми можем разделить радости, несчастья, опасения, успех. Это взаимодейс...

Я – деловой человек  (урок-игра по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Методическая разработка урока обобщения и повторения по теме "Предлоги" в 7 классе. Урок преследует следующие цели:– в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально-деловом ...

Я – деловой человек  (презентация к уроку-игре по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Употребление предлогов" в 7 классе...

Я – деловой человек  (презентация к уроку-игре по теме «Употребление предлогов  в деловой речи», 7 класс)

Презентация для использования на обобщающем уроке по теме "Употребление предлогов" в 7 классе...