Урок "Нравственные ценности"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Каратаева Татьяна Алексеевна

Предлагается матрица проблемно-ценностной дискуссии "Нравственные ценности: актуально или нет?", которая отражает требования ФГОС в контексте реализации системно-деятельностного подхода. Проблемно-ценностная дискуссия позволяет обучающимся работать в группах, учиться аргументировтаь собственную позицию, выражать свое мнение. Разработка даёт возможность учителю выступать в качестве тьютора, направляя образовательный процесс, при этом школьники работают самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennye_tsennosti.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Матрица проблемно - ценностной дискуссии

по теме "Нравственные ценности: актуально или нет?"

Пролог к дискуссии

Вступительное слово учителя.

"Современное общество испытывает некоторый дисбаланс духовных и материальных ценностей. Многие значимые явления  в жизни людей измеряются деньгами. Какова сегодня роль нравственных ценностей в мире , какими моральными приоритетами руководствуются граждане 21 века? На эти и другие вопросы нам предстоит  ответить, поработав в группах по основным сферам общественной жизни, чтобы понять, как реализуются в них нравственные ценности"

1 группа

Политическая сфера общественной жизни

2 группа

Экономическая сфера общественной жизни

3 группа

Социальная сфера общественной жизни

4 группа

Духовная сфера общественной жизни

Внутригрупповая проблемно-ценностная дискуссия

1 группа

Участники группы обсуждают афоризмы о добре и зле, готовясь говорить о их актуальности применительно к своей сфере, анализируют видеотрывки, составляют примеры проявления нравственных ценностей в своей сфере

2 группа

Участники группы обсуждают афоризмы о добре и зле, готовясь говорить о их актуальности применительно к своей сфере, анализируют видеотрывки, составляют примеры проявления нравственных ценностей в своей сфере

3 группа

Участники группы обсуждают афоризмы о добре и зле, готовясь говорить о их актуальности применительно к своей сфере, анализируют видеотрывки, составляют примеры проявления нравственных ценностей в своей сфере

4 группа

Участники группы обсуждают афоризмы о добре и зле, готовясь говорить о их актуальности применительно к своей сфере, анализируют видеотрывки, составляют примеры проявления нравственных ценностей в своей сфере

1. Определение проблемного поля (иерархия проблем по теме):

1) Насколько в каждой конкретной сфере общественных отношений сегодня реализуются нравственные ценности (с примерами)?

2) Как соотносятся между собой добро и зло в современном обществе? Возможно ли избежать зла в общественных отношениях или оно необходимо человеку?

3) Какие принципы могут помочь современному гражданину сделать выбор среди многообразия нравственных ценностей?

2. Поиск эффективных решений проблем:

1) обсуждение афоризмов о добре и зле;

2) анализ видеоматериалов из СМИ;

3) разработка практических ситуации как примеров реализации нравственных ценностей;

4) работа с обществоведческими терминами

3. Описание деятельности каждого участника группы в осуществлении решении:

каждый участник группы готовится к публичному выступлению по обозначенным вопросам в контексте тематики своей группы, планирует свои ответы на дополнительные вопросы аудитории

Межгрупповая проблемно-ценностная дискуссия

1 группа

Участники дискуссии задают друг другу вопросы, ориентируя аудиторию на значимость нравственных ценностей в совей сфере общественной жизни

2 группа

Участники дискуссии задают друг другу вопросы, ориентируя аудиторию на значимость нравственных ценностей в совей сфере общественной жизни

3 группа

Участники дискуссии задают друг другу вопросы, ориентируя аудиторию на значимость нравственных ценностей в совей сфере общественной жизни

4 группа

Участники дискуссии задают друг другу вопросы, ориентируя аудиторию на значимость нравственных ценностей в совей сфере общественной жизни

10 минут – публичный доклад

10 минут – ответы на вопросы групп-участников дискуссии

10 минут – резюме лидера группы

Лидер группы делает вывод о возможности реализовать духовные ценности в различных сферах, подчёркивая их непреходящий характер, разводит понятия "добро" и "зло", озвучивает те принципы выбора нравственных ценностей в современном обществе, которые разработала его группа

Рефлексия итогов дискуссии:

Все участники дискуссии поднимают таблички со списками собственных актуальных ценностей

Рейтинг идей

Участники дискуссии предлагают обсудить тему "Моральные нормы современного общества"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"

Конспект классного  часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....

Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...

Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»

Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...