Рабочая программа. Обществознание. 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Попова Галина Федоровна

РП составлена в соответствии с требованиями Положения о рабочих программах ОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._obshch-ie._9_klass.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (в ред. приказа от 31.12.2015 № 1577), на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию и рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2014.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Обществознание.9 класс. : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ [Л. Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е. И. Жильцова и др.]; под. Ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
  2. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.] ;  Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2014.
  3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс – М. : ВАКО, 2018.

Изучение обществознания в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • осознание общероссийской идентичности, воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;
  • формирование ценностных ориентиров и законопослушного поведения на основе правовых норм, гуманистических и демократических ценностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, становление социального поведения, основанного на уважении закона;
  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации (об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина);
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • развитие понимания основных принципов жизни общества, правовых взаимоотношений;
  • освоение теоретических знаний и приобретение опыта их применения для определения активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных  и гражданско-правовых отношений (адекватных возрасту обучающихся), межличностных отношений (включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп);
  • формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
  • освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным и общественно-правовым явлениям и процессам;
  • развитие социального и правового кругозора, формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин;
  • развитие навыков использования компьютерных технологий для обработки и передачи информации, презентации результатов работы, познавательной и практической деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  

Личностные результаты:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;
  • наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
  • стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признание равноправия народов, единства разнообразных культур; осознание необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
  • убежденность в важности для общества семьи и семейных традиций; уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни.

Метапредметные результаты:

  1. регулятивные УУД:
  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения учебной задачи;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;
  1. познавательные УУД:
  • проводить наблюдение под руководством учителя и объяснять полученные результаты;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и явления;
  • давать определения понятий;
  1. коммуникативные УУД:
  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы;
  • адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, различать мнение и доказательство (аргументы), факты;
  • критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
  • оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей.

Предметные результаты:

  1. в познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • понимать смысл ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; уметь объяснять их с позиций явлений социальной действительности;
  • характеризовать явления общественно-политической жизни;
  • иметь относительно целостное представление об обществе и человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • сравнивать основные процессы и явления, происходящие в современном обществе, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  1. в ценностно-мотивационной сфере:
  • осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила, понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни; уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные социальные ситуации; руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни;
  • знать и уметь применять ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  1. в ценностно-ориентационной сфере:
  • анализировать и оценивать последствия своих слов и поступков;
  • демонстрировать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданскую позицию;
  • уметь преодолевать разногласия с помощью приемов и техник преодоления конфликтов;
  1. в сфере трудовой деятельности:
  • осознавать значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • оценивать значение труда как одного из основных видов деятельности человека, знать основные требования трудовой этики в современном обществе, правовые нормы, регулирующие трудовую деятельность несовершеннолетних.
  1. в коммуникативной сфере:
  • понимать значение коммуникации в межличностном общении;
  • знать определяющие признаки коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности, а также новые возможности для коммуникации в современном обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной и общественно-политической информации;
  • понимать язык массовой социально-политической коммуникации, позволяющий осознанно воспринимать соответствующую информацию;
  • уметь взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  (1 час)

Тема 1.  Политика  (9 часов)

           Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

          Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

          Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

          Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

          Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

          Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

          Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

          Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Тема 2.  Право  (18 часов)

          Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

          Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

          Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

          Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат. Конституция – основной закон РФ.

          Основы конституционного строя РФ.  Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ, Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

          Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека – идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

          Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

          Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

          Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

          Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

          Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

          Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

          Социальные права. Жилищные правоотношения.

          Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Право на жизнь в условиях вооружённых конфликтов. Защита гражданского населения в период вооружённых конфликтов.

          Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Заключительный урок – 1 час

Резерв –  5 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Политика

9

3

Право

18

4

Заключительный урок

1

5

Резерв

5

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...