рабочая программа по обществознанию 6 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс)

Бохан Ольга Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 источник: сайт Минобрнауки РФ;

-  Программы по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 5 – 9 классы примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014г.

- Письма Минобрнауки России от 07 августа 2015года № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»

 -Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном  учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год» от 27.04 2018 г. № 4118 - 04-О

-Приказа   Департамента   образования и науки Брянской  области от 27.04.2018 г. № 709 «О базисном учебном   плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год» 

- Учебного плана от 31 августа приказ № 28 /3-О и годового календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2018-2019 учебный год (Приказ от «31» августа 2018 года № 28 /6 -О).

 

 

Данная программа ориентирована на УМК:

  1. Учебник обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой 6 класс Москва «Просвещение»2016.
  2. Рабочая тетрадь обществознание 6 класс Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова; Москва «Просвещение»   2016 год.  

 

Авторская программа предусматривает  2 часа резервного времени. В рабочей программе  добавлены часы  на изучение следующих тем :    

Повторение  по теме: «Человек в социальном измерении», Повторение по теме: «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни».

 

 

       Цели изучения  учебного предмета «Обществознание» в основной школе

 

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

                           Задачами изучения  учебного предмета «Обществознание»  в основной школе являются:

 

  • - развитие абстрактного мышления;
  • - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
  • - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
  • - становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
  • - выработка жизненной философии, системы ценностей;
  • - постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
  • Темы  программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
  • Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
  • Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
  • Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
  • Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
  • Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_obshchestvoznanie_6klass_-_kopiya.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

РОГОВСКАЯ  ОСНОВНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

      «Рассмотрено»                                                             «Согласовано»                                                                «Утверждаю»  

      на заседании МО                                        зам. директора по УВР ______Литовченко Г.Г.    Директор школы ____    Рожкова Р.И.

      протокол №______                                                     «__»___августа 2018 г.                             Приказ  № 28/5-О  от « 31»  августа    2018 г.

       «  » __августа_2018 г.                  

      Руководитель МО _______  Рожкова З. Д.

 

Рабочая программа

учебного курса «Обществознание»

для  учащихся 6 класса

     

     Всего часов по программе: 35                                                                                                              Составил:

     Всего часов в неделю: 1                                                                                               учитель истории и обществознания

     Учебники: Боголюбов Л. Н.,  Иванова Л. Ф.                                                                                    Бохан О. С.

                

2018-2019 учебный год


Пояснительная записка

Обществознание

Рабочая программа по обществознанию в 6 классе составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 источник: сайт Минобрнауки РФ;

-  Программы по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 5 – 9 классы примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2014г.

- Письма Минобрнауки России от 07 августа 2015года № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций по вопросам введения ФГОС ООО»

 -Письма Департамента образования и науки Брянской области «О примерном  учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год» от 27.04 2018 г. № 4118 - 04-О

-Приказа   Департамента   образования и науки Брянской  области от 27.04.2018 г. № 709 «О базисном учебном   плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2019 учебный год»  

- Учебного плана от 31 августа приказ № 28 /3-О и годового календарного учебного графика МБОУ Роговской ООШ на 2018-2019 учебный год (Приказ от «31» августа 2018 года № 28 /6 -О).

Данная программа ориентирована на УМК:

  1. Учебник обществознание под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой 6 класс Москва «Просвещение»2016.
  2. Рабочая тетрадь обществознание 6 класс Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова; Москва «Просвещение»   2016 год.  

Авторская программа предусматривает  2 часа резервного времени. В рабочей программе  добавлены часы  на изучение следующих тем :    

Повторение  по теме: «Человек в социальном измерении», Повторение по теме: «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни».

       Цели изучения  учебного предмета «Обществознание» в основной школе

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процесс восприятия социальной ( в том числе экономической и правовой информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  •  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний о необходимых для социальной адаптации об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
  • формировании опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

                           Задачами изучения  учебного предмета «Обществознание»  в основной школе являются:

  • - развитие абстрактного мышления;
  • - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
  • - приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;
  • - становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;
  • - выработка жизненной философии, системы ценностей;
  • - постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопроса «В чем мое призвание?».
  • Темы  программы 8 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
  • Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
  • Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
  • Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
  • Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект
  • Межпредметные связи на уроках обществознания: курс «Обществознание» в 5-9 классах опирается на обществоведческие знания, межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении отдаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 8-9 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие и современное состояние.

Цели изучения учебного предмета, курса «Обществознание» 6 класс:

  • способствовать развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • способствовать воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • способствовать освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • способствовать овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • способствовать формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

   Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностям построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

 Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются  элементарные  научные  представления  об  обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

 На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

Согласно действующему Базисному учебному плану МБОУ Роговской ООШ на 2018-2019 учебный год   рабочая программа для 6  класса предусматривает обучение обществознанию   в объёме 1 час в неделю, всего 35  часов ( 35 учебных недель).

Рабочая программа будет скорректирована путём объединения учебных часов, согласно производственного календаря на 2018, 2019 годы (ст. 112 ТК РФ( в ред. От 23.04. 2012 № 35-ФЗ) «Нерабочие и праздничные дни») и постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней в 2019 году».

Планируемые результаты, освоения учебного предмета, курса «Обществознание»:

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности  с научных позиций;  рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
  1. использование    элементов   причинно-следственного анализа;
  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

  • относительно  целостное  представление  об  обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • понимание   языка   массовой   социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

            ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.

Планируемые результаты, освоения учебного предмета, курса «Обществознание» 6 класс:

  • Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
  • Личностные результаты:
  • - осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • - освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • - понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • - способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • - овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • - способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные:

В результате изучения обществознания в 6 классе учащиеся должны:

  • знать /понимать:
  • - социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • - сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • - характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • уметь:
  • - описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • - сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • - объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • - приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • - решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • - самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание учебного предмета, курса «Обществознание» 5-9 классы:

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении

        Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

        Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

        Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

        Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

        Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

        Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

        Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

        Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

        Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II.   Ближайшее социальное окружение

        Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

        Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

        Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

        Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III.   Общество - большой «дом» человечества

        Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

        Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

        Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

        Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

        Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

        Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

IV.   Общество, в котором мы живём

        Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

        Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

        Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

        Российское общество в начале XXI в.

        Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.                                                                                                                                                            Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?  Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V.   Регулирование поведения людей в обществе

        Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

        Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

        Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

        Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

        Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

        Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

        Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

        Как защищаются права человека в России.

        Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.

VI.   Основы российского законодательства

        Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

        Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

        Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

        Административные правоотношения. Административное правонарушение.

        Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

        Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII.   Мир экономики

        Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

        Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

        Типы экономических систем. Собственность и её формы.

        Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

        Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.

        Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.

        Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXIв. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

        Особенности экономического развития России.

VIII.  Человек в экономических отношениях

        Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

        Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

        Предприниматель. Этика предпринимательства.

        Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

        Права потребителя.

IX.   Мир социальных отношений

        Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

        Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

        Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.                                                                                                                                Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X.   Политическая жизнь общества

        Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

        Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

        Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

        Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

        Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

        Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

        Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

        Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

        Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

        Глобализация и её противоречия.

        Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI.    Культурно-информационная среда общественной жизни

        Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

        Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

        Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

        Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII.  Человек в меняющемся обществе

        Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми

Содержание  учебного предмета, курса «Обществознание»-6 класс -35 часов

Введение.-1ч. Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году. Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Человек в социальном измерении (12 ч)

Человек — личность. Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

 Человек познаёт мир Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

 Человек и его деятельность. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Человек среди людей (10 ч)

Межличностные отношения. Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные от ношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, в взаимопонимание

Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы

Общение. Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшим.

 Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Нравственные основы жизни (9 ч)

Человек славен добрыми делами. Человек славен добрыми делами. Доброе — значит, хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

 Будь смелым. Смелость. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

 Человек и человечность. Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Повторение -3ч.

Обобщающий урок по теме: «Человек в социальном измерении», Обобщающий урок по теме: «Человек среди людей.», «Нравственные основы жизни». Итоговое тестирование

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ (ВОЗМОЖЕН СТЕНД, ПЛАКАТ, КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ, СПРАВОЧНИК, АННОТИРОВАННАЯ ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ ПРЕССЫ И Т. П.)

 1. Социальный портрет моего сверстника

2. Знай свои права (пособие для подростка)

3. Здоровый образ жизни

4. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность

        

Календарно-тематическое планирование по обществознанию в 6  классе -35 часов

№п/п

Раздел.

Тема урока

Количество часов

Дата

план

Факт

Введение

1ч.

05.09

05.09

1

Что мы уже знаем и умеем.

.

Человек в социальном измерении.

12ч.

2

Человек – личность. Социальные параметры личности.

1ч.

12.09

12.09

3

Человек – личность. Индивидуальность  человека. Качества  сильной личности

1ч.

18.09

18.09

4

Человек познает мир. Познание мира и  самого себя

1ч.

25.09

25.09

5

Самосознание.  Самооценка. Способности человека

1ч.

02.10

02.10

6

Человек и его деятельность. Деятельность человека и его основные формы.

1ч.

09.10

09.10

7

Человек и его деятельность. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности.

1ч.

16.10

16.10

8

Потребности человека.

1ч.

23.10

23.10

9

Потребности человека. Индивидуальный  характер потребностей.  Духовный мир человека. Мысли и чувства.

1ч.

30.10

30.10

10

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии.

1ч.

13.11

11

На пути к жизненному успеху. Важность понимания и взаимопомощи.

1ч.

20.11

12

Практикум по теме: «Человек в социальном измерении»

1ч.

27.11

13

Повторение  по теме: «Человек в социальном измерении».

1ч.

04.12

Человек среди людей.

10ч.

14

Межличностные отношения.

1ч.

11.12

15

Межличностные отношения. Сотрудничество и соперничество.

1ч.

.18.12

16

Человек в группе.

1ч.

25.12

17

Человек в группе. Группы формальные и неформальные.

1ч.

15.01

18

Общение.

1ч.

22.01

19

Общение. Стили общения.

1ч.

29.01

20

Конфликты в межличностных отношениях.

1ч.

05.02

21

Конфликты в межличностных отношениях. Конструктивное  разрешение конфликта.

1ч.

12.02

22

Практикум по теме: «Человек среди людей»

1ч.

19.02

23

Повторение по теме: «Человек среди людей».

1ч.

26.02

Нравственные основы жизни.

9ч.

24

Человек славен добрыми делами.

1ч.

05.03

25

Человек славен добрыми делами. Золотое правило морали.

1ч.

12.03

26

Будь смелым.

1ч.

19.03

27

Будь смелым. Смелость  и отвага.

1ч.

02.04

28

Человек и человечность

1ч.

09.04

29

 Человек и человечность. Гуманизм-уважение и любовь к людям.

1ч.

16.04

30

Практикум по теме: «Нравственные основы жизни»

1ч.

23.04

31

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Нравственные основы жизни».

1ч.

30.04

32

Повторение по теме: «Нравственные основы жизни»

1ч.

07.05

Повторение

3ч.

33

Повторение  по теме: «Человек в социальном измерении»,

1ч.

14.05

34

Повторение по теме: «Человек среди людей.», «Нравственные основы жизни».

1ч.

21.05

35

Итоговое тестирование по курсу.

1ч.

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...