Актуальные вопросы обществознания
рабочая программа по обществознанию (10 класс)

актуальные вопросы обществознания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

Согласовано         Утверждено

Заместитель директора____________        Директор школы _____________

Е.А. Якуничева        И.Л. Саленкова

«___» ________ 2017 года        Приказ № 181 от  «01» сентября

        2017 года

Рабочая программа

элективного предмета по обществознанию

«Актуальные вопросы обществознания»

для      10 класса

Учитель: Лунькова А.А.

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена  на  заседании  школьного МО учителей истории

Протокол № 1 от «____»____________2017 г.

Руководитель  школьного МО____________   (_________________)

2017/2018 учебный год


Паспорт рабочей программы

Программа среднего общего образования.

Статус программы: рабочая программа.

Назначение программы:

  • Для обучающихся; образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • Для педагогических работников МБОУ «Ярцевская средняя школа №1 » программа определяет приоритеты в содержании среднего общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего общего образования;
  • Для администрации МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» программа является основанием для определения качества реализации среднего общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»

Сроки освоения программы: 1год

Объем учебного времени: 34 часа

Форма обучения: очная

Режим занятий: 1 час в неделю


Пояснительная записка

Программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего(полного) общего образования
  • Федерального Закона Российской федерации «Об образовании»
  • Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области;
  • Учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1» на 2017-2018учебный год.
  • На основе авторской программы элективного курса по обществознанию для 10-11 классов Волковой Т.П. «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»

Программа элективного курса предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ

Актуальность содержания курса в том, что экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.

Цель курса – целенаправленная подготовка учащихся к единому государственному экзамену.

Исходя, из цели определены следующие задачи:

  • повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера;
  • обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • продолжить формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
  • развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Программа курса «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ» предназначена для обещающихся 10 класса и рассчитана на 34 часа.

Содержание курса.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы  ЕГЭ. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

Тема 1.  «Человек. Познание» (4 ч.)

 Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека.

Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии.

Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность.

Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ, научной информации).

Выполнениепрактических заданий частиА и В по теме «Человек. Познание»

Тема 2. «Общество. Духовная жизнь общества»

Строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становлениеединого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории. Выполнение практических заданий части 1(А) и части 2 (В) по теме Общество. Духовная жизнь общества.

Тема 3. «Социальная сфера жизни общества»

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Характеристика понятия «социальный конфликт». Неравенство и социальная стратификация. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. Выполнение практическихзаданийчасти 1 (А) и части 2 (В) по теме «Социальная сфера жизни общества»

Тема 4. «Экономическая сфера жизни общества»

Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы.

Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция.Виды налогов.

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.

Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Решение практических заданий части 1 (А) и части 2 (В) по теме «Экономическая сфера жизни общества»

Тема 5 «Политическая сфера жизни общества»

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политический режим.

Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества».

Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. Выполнение заданий части А и В по теме «Политика»

Тема 6 «Право»:

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Правовая культура. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Решение практических заданий части 1 (А) и части 2 (В) по теме «Право»

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать и понимать

  • Биосоциальную сущность человека;
  • Основные этапы и факторы социализации личности;
  • Место и роль человека в системе общественных отношений;
  • Закономерности развития общества как сложной системы;
  • Тенденции развития общества в целом, а так же важнейших социальных институтов;
  • Основные социальные институты и процессы;
  • Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества, как целостной системы;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя общие черты и различия;
  • устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических) знания по заданным темам;
  • систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия.


Учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы

  1. Обществознание 10 класс учебное пособие для образовательных учреждений под редакцией Л.Н. Боголюбова
  2. Обществознание. Типовые тестовые задания / ФИПИ
  3. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ.


Календарно-тематическое планирование

Дата

№ урока

Название раздела, темы урока

Введение. 1 час

1

Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы ЕГЭ

Тема 1. «Человек. Познание» 6 часов

2

Человек. Деятельность человека, ее основные формы.

3

Индивид, индивидуальность, личность. Внутренний мир человека

4

Познание и его формы. Виды человеческих знаний. Социальные науки.

5

Практикум «Выполнение заданий части 1

6

Практикум «Работа над заданиями части 2

7

Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29

Тема 2.«Общество. Духовная жизнь общества» 4 часа

8

Типология обществ. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Социальные институты. Общество и природа. Общество и культура

9

Понятие общественного прогресса. Процесс глобализации. Глобальные проблемы человечества

10

Практикум «Выполнение заданий части 1 и 2

11

Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29

Тема 3. «Социальная сфера жизни общества» 6 часов

12

Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация.

13

Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность

14

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль.

15

Социальный конфликт и пути его разрешения. Социальная стратификация

16

Семья и брак как социальные институты

17

Практикум «Работа над заданиями части 1и 2

Тема 4. «Экономическая сфера жизни общества» 6 часов

18

Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы

19

Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост

20

Многообразие рынков. Рыночные отношения. Деньги. Функции денег в современной экономике.

21

Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система

22

Практикум «Работа над заданиями части 1и 2

23

Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29

Тема 5 «Политическая сфера жизни общества» 6 часов

24

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции.

25

Государство, функции и формы государства

26

Политический режим. Типы политических режимов.

27

Гражданское общество. Правовое государство

28

Практикум «Выполнение заданий части 1 и 2

29

Как написать эссе. Особенности выполнения задания № 29

Тема 6. Право.  5 часов

30

Право в системе социальных норм. Система права. Источники права.

31

Конституция Российской Федерации. Основы Конституционного строя РФ.

32

Юридическая ответственность. Правоотношения и правонарушения

33

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

34

Итоговый контроль выполнение экзаменационной работы ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы профессиональной деятельности УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

1. Что понимают под экзогенно-органическими причинами возникновения речевых расстройств?1)  неправильная речь окружающих;2)  двуязычие в семье;3)  черепно-мозговая родовая травма....

АКТУАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружа...

Актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку в 5-х классах

  Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Всё больше внимания сегодня обращается на создание в школе на...

Актуальность духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы,...

Координация усилий школы и семьи в решении актуальных проблем

Выступление на педагогическом совете по теме: "Координация усилий  школы и семьи  в решении актуальных проблем  воспитания школьников". В условиях кардинальных изменений в социальн...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

Актуальные вопросы этической культуры.

Школа, решая социальные задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому учащемуся определить чувство ответственности за сохранение моральных основ общества....